Тип урока: повторительно-обобщающий с использованием ИКТ и технологии мониторинга
Образовательный аспект:
- проверить осознанное усвоение темы «Орфограммы гласные и согласные»;
- определить уровень овладения умениями по данной теме.
Развивающий аспект:
- развитие познавательного интереса у учащихся;
- развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность на уроке при помощи листов достижений;
- активизация творческой деятельности учащихся посредством привлечения ИКТ.
Воспитательный аспект:
- воспитание научного мировоззрения,
- воспитание умения четко организовать самостоятельную работу и работу в парах;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности не только за свой результат обучения, но и за результат всего класса.
Оборудование урока:
русский 5 кл 10.09.doc
Технологическая карта урока по ФГОС
Дата:10.09.18
Класс:5
Учитель:Танабергенова А.С.
Тема:Орфограмма. Место орфограмм в словах
Тип урока: повторительнообобщающий с использованием ИКТ и технологии мониторинга
Образовательный аспект:
проверить осознанное усвоение темы «Орфограммы гласные и согласные»;
определить уровень овладения умениями по данной теме.
Развивающий аспект:
развитие познавательного интереса у учащихся;
развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать, оценивать свою деятельность на уроке при помощи листов достижений;
активизация творческой деятельности учащихся посредством привлечения ИКТ.
Воспитательный аспект:
воспитание научного мировоззрения,
воспитание умения четко организовать самостоятельную работу и работу в парах;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и ответственности не только за свой результат обучения, но и за результат всего класса.
Оборудование урока:
Учебники, учебная литература: учебник русского языка для 5 класса. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва
«Просвещение» 2015 г. (задания из учебника не используются, необходим для повторения правил, видов орфограмм.
Техника: ноутбук, проектор.
Дополнительные материалы: раздаточный материал
Этап урока, цель
Время
Содержание
1 мин
1.Организационн
ый момент
Цель:
психологический
настрой на урок
Приветствие. Настрой на урок.
Надеюсь, что понастоящему солнечное настроение появится у
каждого из вас в течение сегодняшнего урока.
На доске:
Дата.
Классная работа
Примечани
е
Действия
учителя
Действия ученика
Слайд 1
(солнышко)
Психологическ
ий
настрой
учащихся
Включаются в учебную
деятельность
2. Подготовка к
4 мин
Грамматическая сказка
Слайд 2
Рассказывает
Анализируют сказку,
1 работе
Цель:
заинтересовать
учащихся при
помощи
грамматической
сказки
2. Предметная
разминка
Цель: подготовка к
актуализации ранее
изученного
материала
3. Актуализации
изученного
материала
Цель:
Вспомнить всю
информацию о
видах орфограмм;
уметь быстро
ориентироваться в
потоке информации
и находить нужное
с целью
осмысления и
применения
полученной
информации.
Ребята, вы знаете, буквально недавно ученые открыли новую
планету, которая называется «Гении орфографии». Страны на
этой планете – общие сведения об орфографии, города –
соответствующие научные термины, и каждая река, каждое озеро,
даже самая маленькая гора имеют название. Вы уже поняли, что
это необычная планета, поэтому попасть на нее могут только те,
у кого хорошие знания по разделу русского языка «орфография».
Хотите побывать на этой планете? Тогда придется пройти
несколько важных этапов подготовки, которые будут заключатся
в проверке ваших знаний.
5 мин
Орфографический диктант
Итак, 1 этап – орфографический диктант.
На слайде вы видите слова с пропущенными буквами, запишите
их в тетрадь, вставляя нужную букву.
Слова:
р…са, зв…зда, д…жди, гр…за; вел…с…пед, к…мандир;
бли…кий, тра…ка; за…трак; со…нце, поз…ний.
Проверяем.
20 мин
Постановка целейрезультатов урока
Узнали, какие виды орфограмм спрятаны в этих словах?
Сколько видов орфограмм в русском языке?
(2 вида: орфограммы гласные и согласные)
Сегодня в течение урока мы будем повторять изученные
орфограммы. Попробуем на «языке умений» поставить цели
результаты урока.
На доску крепится листы формата А4 с текстом «Уметь:
объяснять написание слов с изученными орфограммами,
определять вид орфограммы».
На парте у каждого из вас лежит лист достижений. Оцените
себя те, кто правильно сформулировал целирезультаты урока
(ставят «+» в умение 1, если неверно сформулировали, ставят
«»).
(У1 формулирую целирезультаты по теме урока).
Такая работа проводится в течение всего урока.
(астроном)
грамматическу
ю сказку
настраиваясь на работу
Слайд 3
(задание)
Слайд 4
(проверка)
Слайд 5
(тема)
Подготавливае
т учеников к
системной
актуализации
ранее
изученного
материала
Организует и
координирует
работу
учащихся по
актуализации
изученного.
Выполняют задание
предметной разминки
Ставят целирезультаты
урока на языке умений
(в деятельностном
подходе)
2 Работа в парах над составлением схемытаблицы
Обратили внимание, что мы с вами перечислили несколько
видов орфограмм. Теперь попробуем в парах составить схему
таблицу, распределяющую эти орфограммы на два основных
вида. Это будет следующим шагом на пути к планете «Гении
орфографии».
Орфограммы
Непровер
яемые
Согласные
Проверяе
мые в
корне
слова
Непроизн
осимые
Орф. №2 Орф. №3 Орф. №4
Гласные
Безударны
е
проверяем
ые в корне
слова
Орф. №1
Непроверя
емые
Орф. №2
Вот такая схематаблица должна была у вас получиться. Какое
умение мы сейчас с вами отработали?
(У2 составляю схемутаблицу, распределяя орфограммы на два
вида).
Распределительный диктант
Желающих попасть на новую планету очень много. Вот Шрек
тоже мечтает стать гением орфографии, но, к сожалению, не смог
справиться с 3 этапом проверки знаний. Поможем ему? Ваша
задача будет заключаться в том, чтобы распределить слова с
орфограммойгласной на два столбика: проверяемые и
непроверяемые безударные гласные.
Слова: Кормушка, восклицательный знак, гримаса, жаворонок,
удивиться,
выписать,
задрожал,
непримиримый, беседка.
Проверка:
Проверяемые кормушка, гримаса, выписать, удивиться, стелить,
акварель,
стелить,
Составляют схему
таблицу в парах
Слайд 6
(таблица)
Слайд 7
(Шрек)
Слайд 8
(задание)
Распределяют слова по
видам орфограмм
3 задрожал, непримиримый.
Непроверяемые восклицательный знак, жаворонок, акварель,
беседка.
Один ученик 1 уровня успеваемости выполняет (в качестве
примера) подобное задание на карточке у доски, графически
обозначая условия выбора гласной буквы.
Карточка
Угостил, шоколад, удивить, известил, алфавит, погода,
измерительный, выписать.
Проверяем.
Сначала комментирует выполнение задания по карточке
ученик, работающий у доски, затем весь класс проверяет свое
задание.
Что помогло вам распределить слова?
(проверка написания).
Существует два способа проверки безударных гласных. Назовем
их.
(изменение слова и подбор однокоренных слов).
Мы отработали несколько умений. Оцените себя в листы
достижений.
(У3 определяю в слове орфограммугласную; У4 владею
одним способом проверки безударных гласных; У5 владею
двумя способами проверки безударных гласных; У6 подбираю
проверочные слова, но иногда делаю это интуитивно).
Физминутка для глаз
Слайд 9
(проверка)
Слайд 10
(способы
проверки)
Творческое обсуждение
Мы с вами в полпути от планеты «Гении орфографии». И снова
у нас просят помощи. На этот раз герои «Ледникового периода».
Они забыли виды согласных орфограмм. И не могут двигаться
дальше. Напомним им?
(непроверяемые, проверяемые, непроизносимые).
Слайд
1119
Участвуют в
творческом
обсуждении,
комментируя выбор
согласной орфограммы
4 Попробуем закончить строчку и объяснить особенности
написания последних букв в этих словах.
1. Каждый рад увидеть … (парад).
2. Русский солдат не знает … (преград).
3. Новый год – к весне … (поворот).
(физминутк
а)
Слайд 20
(герои)
Как называется орфограмма?
(проверяемые согласные в корне слова).
Что необходимо, чтобы проверить согласную в корне?
(подобрать проверочное слово).
Чем отличаются слова на слайде от слов в предыдущем
задании?
На слайде два ряда слов:
1. Баскетбол, матч, волейбол.
2. Гигантский, окрестный, счастливый, честный.
(в словах две орфограммы: непроверяемые и непроизносимые
согласные).
Объяснительный диктант
Следующим шагом к новой планете будет работа с
орфограммамисогласными. Попробуйте определить в каждой из
строчек лишнее слово и аргументируйте свой ответ.
1. Ярос…ный, моро…ный, грус…ный, капус…ный.
2. Поз…ний, бере…ки, ло…ка, ду…ки.
3. Фу…бол, а…летика, извес…ный, гим…аст.
Какие умения мы отработали?
(У7 называю три вида орфограммсогласных, У8 называю два
вида орфограммсогласных, У9 определяю в слове вид
орфограммысогласной, У10 обосновываю выбор орфограммы
согласной в слове).
Слайд 21
(задание)
Слайд 22
(задание)
Слайд 23
(задание)
Объясняют выбор
орфограммысогласной,
используя правило
проверки
5 10 мин
4. Закрепление
Цель:
Самостоятельно
практически
проверить свои
умения, выполняя
тест
Тест
Итак, приблизились мы с вами к последнему этапу проверки
знаний. Заключаться он будет в тестировании. Если задания теста
выполните верно, то сможете увидеть планету «Гении
орфографии».
Тест заранее напечатан и раздается каждому ученику.
Впиши в клетки нужные буквы.
1. Потр…сение, сож…леть, исп..рение, ед…нение, уд…
лить, т…желый, к…лосок, уд…вить.
Контролирует
выполнение
заданий теста
Выполняют тест
Я
А
А
И
Е
Я
О
И
2. К…ртофель, …ромат, в…кзал, к…лометр, хр…зантема,
м…сштаб, инж…нер, б…лкон.
А
А
О
И
И
А
Е
А
3. Голу…ка, сала…ки, хо…ьба, бесе…ка, доро…ка, окро…
ка, моло…ьба, бере…ка.
Б
З
Т
Д Ж Ш Т
З
Вставь, где нужно, согласную, где нет, клетку оставь пустой.
4. Здра…ствуй, гиган…ский, звез…ный, ус…ный, вкус…
ный, опас…ный, окрес…ный, ненас…ный.
В
Т
Д
Т
Т
Т
6 5. Рю…зак, праз…ник, фу…бол, баске…бол, спор…смен,
хок…ей, кара…каться, тен…ис.
К
Д
Т
Т
Т
К
Б
Н
Графически выдели в словах все орфограммы, где нужно,
подбери проверочное слово.
6. Поз…ним
го…
б…гровые (листья) –
под…рить –
громоз…кий –
разгл…деть –
т…мнота –
д..лина –
экипа…
На слайде вы видите ответы, сверьте их с вашими.
Оцените себя в листы достижений
(У11 – 1 уровень: правильно выполняю задания теста (без
ошибок, или допуская 1 ошибку); 2 уровень: выполняю задания
теста, допуская 23 ошибки; 3 уровень: выполняю задания теста,
допуская 45 ошибок).
Мы хорошо сегодня поработали, прошли все этапы испытаний и
посмотрите, мы уже подлетаем к планете «Гении орфографии».
Вот она, эта необычная планета. Мы первые до нее долетели,
потому что в течение урока повторили и закрепили все изученные
в начальных классах орфограммы. Молодцы!
Обсуждение проделанной работы
Выполнили ли мы цели, которые поставили в начале урока?
Сколько умений отработали?
С какими умениями нам нужно будет поработать на следующем
занятии?
Сегодня вы меня порадовали своими знаниями, поэтому всех
оценю по достоинству по результатам тестирования.
Слайд
24, 25
(проверка)
Слайд 26
(планета)
Рефлексия.
Оценивание
5 мин
Цель:
Выявить уровень
усвоения темы
Комментирует
полученные
учащимися в
ходе работы
результаты.
Заполняет
оценочную
Обобщают и
систематизируют
изученный материал,
участвуя в обсуждении
7 Домашнее задание
Цель:
Информировать
учащихся о
домашнем задании.
Домашнее задание будет творческим. Попробуйте придумать
грамматическую сказку про изученные орфограммы.
Я думаю, что мы с вами еще не раз попадем на планету «Гении
орфографии» во время изучения других орфограмм. Спасибо за
урок.
ведомость.
Дает
инструктаж
выполнения
домашнего
задания
Записывают
задание
домашнее
8 9
Орфограмма. Место орфограмм в словах
Орфограмма. Место орфограмм в словах
Орфограмма. Место орфограмм в словах
Орфограмма. Место орфограмм в словах
Орфограмма. Место орфограмм в словах
Орфограмма. Место орфограмм в словах
Орфограмма. Место орфограмм в словах
Орфограмма. Место орфограмм в словах
Орфограмма. Место орфограмм в словах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.