Сегодня инклюзия рассматривается в качестве одного из стратегических направлений развития системы образования. Право на доступность качественного образования гарантировано российским законодательством всем обучающимся, независимо от индивидуальных возможностей, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей. Однако до сих пор большинство детей инвалидов и/или детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в отдельных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. При этом при создании соответствующих новым требованиям форм и способов организации обучения, обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями, многие из них способны на равных с нормально развивающимися сверстниками полноценно участвовать в учебном процессе, приобретать социальные навыки и умения.
Официально термин «инклюзивное образование» был зафиксирован Саламанской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями и Конвенцией о правах инвалидов. В данных документах инклюзия определяется как реформа, поддерживающая и приветствующая различия и особенности каждого человека. Инклюзивное образование трактуется как образование для всех детей, несмотря на физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые или другие особенности
В ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. инклюзивное образование трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Из определения видно, что инклюзивное образование ставит своей основной целью предоставление права выбора ребенком и его родителями вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Инклюзивное образование – это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
1. Социальная адаптация нетипичного учащегося через создание без барьерной среды в обучении.
2. Организация эффективного взаимодействия, направленного на раскрытие и развитие природного потенциала, профессиональная подготовка.
3. Создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения; обеспечение совместной междисциплинарной деятельности команды специалистов, тесно контактирующей между собой и с другими участниками образовательно-воспитательного процесса.
4. Построение индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей, зоны ближайшего развития и способностей.
5. Осуществление полноценной психологической, социальной и образовательной интеграции обучающихся с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников.
6. Обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий и специальной предметно-развивающей среды, создание атмосферы психологического комфорта.
7. Оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей
Кандидаты психологических наук Е.С. Глухова и С.А. Литвина проводили исследование, целью которого было выявление психологической готовности участников образовательного процесса к введению инклюзивного образования. Основным методом исследования выступал письменный опрос, в котором приняли участие три общеобразовательных учреждения города Томска, в одном из которых есть практика инклюзивного образования.
Среди респондентов были педагоги, родители и учащиеся. Абсолютно все педагоги, работающие в школе с инклюзией, считают, что детям с ОВЗ необходимо посещать школу. Только половина опрашиваемых учителей из обычных школ поддерживает данную точку зрения. Другая половина респондентов уверенна, что детям с ОВЗ будет трудно учиться в общеобразовательной школе в силу таких обстоятельств, ка неподходящие условия, физические ограничения, неадаптированные программы и расписание, негативный психологический климат, жестокость других детей. Стоит отметить, что больше всего переживания у педагогов вызывает личностные особенности таких детей, их медлительность, вспыльчивость, утомляемость и т. д.
Особые опасения педагогов связаны с отношением сверстников, с отсутствием толерантности, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Однако в ходе опроса родителей, чьи дети обучаются совместно с детьми с ограниченными возможностями, выяснилось, что все опрашиваемые позитивно относятся к инклюзивному образованию и убеждены, что дети должны учиться вместе, в то время как 15 % родителей, не знакомых с инклюзией, выступают против такого рода обучения. Львиная доля родителей здоровых детей видят плюсы в совместном обучении: дети становятся добрее, учатся состраданию и милосердию, проявляют толерантность.
Опрос учащихся показал, что школьники в подавляющем большинстве одобряют идею инклюзивного образования. Дети, обучающиеся в школе с инклюзией, говорят о том, что общаться с особенными детьми «нормально», «весело», «интересно», но небольшой процент учащихся всё-таки испытывает трудности в общении с детьми с ОВЗ, 9 % опрашиваемых категорически против какого-либо взаимодействия
О.А. Бажукова – кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета в своей статье описывает опыт формирования нравственных установок у младших школьников в инклюзивной образовательной среде. Автор исследования берёт за основу социально – психологический тренинг, целью которого является, во-первых, решение существующих проблем, связанных с отношением обычных детей к детям с ОВЗ, во-вторых, профилактическое воздействие, представленное в возможности решать проблемы самостоятельно.
Данный тренинг был проведен в дагестанской школе с инклюзивным образованием в форме занятий по 40 минут 1 раз в неделю, в течение двух месяцев. О.А. Бажукова обозначила такие задачи тренинга как: воспитание сотрудничества и уважения к интересам других людей, формирование навыков грамотного выхода из конфликтных ситуаций, развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ, формирование умения осмыслять свои и чужие поступки. Автор исследования использовала следующие методологические приёмы достижения поставленных целей: беседа, задачей которой является знакомство со всеми возможными средствами понимания, подвижные упражнения на релаксацию, психогимнастические упражнения на рисование, разнообразные психологические игры, позволяющие участникам привыкнуть друг к другу, творческие упражнения на проявления открытых эмоций.
Таким образом, инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Она служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.