ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.
Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
ü развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);
ü создание положительной мотивации учения;
ü развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
При формировании исследовательских умений младших школьников советую обратить особое внимание на следующие условия:
1. Мотивированность.
Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности.
2. Целенаправленность и систематичность.
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.
3. Творческая среда.
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт.
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Учёт возрастных особенностей.
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Исследовательской деятельности можно и нужно учить.
Начинать проводить пропедевтическую работу по развитию исследовательских навыков можно с 1-го класса. Программа “Школа России” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, где ученики вовлекаются в мини-исследования. Этот вид деятельности можно включать во все образовательные области начальной школы. Уроки по математике, литературному чтению часто проводятся в форме урока-исследования. Постановка проблемы исследования осуществляется учителем, поиск решения - учащимися по наводящим вопросам; выводы - под руководством учителя.
Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований, в процессе которых учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.
Методы исследования: опрос родителей и учащихся, поиск литературы, наблюдение и т. д.
3. Использование на уроках проблемных и поисковых методов, работа со словарями и другими источниками информации.
В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с методами исследований. Для этого на уроках, используя игры, путешествия, сказочный материал, учу выделять главное в теме исследования, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады. Учащиеся самостоятельно проводят опросы, анкетирования, необходимые для исследовательской работы.
Учитель оказывает консультативную помощь по ходу исследования.
В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а процесс. Главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу творчества, и тогда результат будет закономерен. Нельзя не отметить, что исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:
- личностно ориентирована;
- характеризуется возрастанием интереса по мере выполнения работы;
- позволяет учащимся учиться на собственном опыте при выполнении конкретного дела;
- приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт собственного труда.
Литература:
1. Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. - Москва, 2008 г. -160 с.
2. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности .- Омск. Гос. Ун-т, 2004.
3. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. - Томск: гос. Ун-т 2007 г.
4. Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» №11, 2008 г.
5. Когда урок на природе становится исследованием природы урока. «Первое сентября» №10, 2008 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.