Организация исследовательской деятельности в начальной школе
Оценка 4.6

Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Оценка 4.6
docx
19.12.2021
Организация исследовательской деятельности в начальной школе
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx

 ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская  деятельность.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.

Целью исследовательской деятельности младших школьников является  создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

ü развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);

ü создание положительной мотивации учения;

ü развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

 При формировании исследовательских умений младших школьников советую обратить особое внимание на следующие условия:

1. Мотивированность.

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности.

2. Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.

3. Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

4. Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

5. Учёт возрастных особенностей.

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Исследовательской деятельности можно и нужно учить.

Начинать проводить пропедевтическую работу по развитию исследовательских навыков можно с 1-го класса. Программа “Школа России” предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, где ученики вовлекаются в мини-исследования.  Этот вид деятельности можно включать во все образовательные области начальной школы. Уроки по математике, литературному чтению часто проводятся в форме урока-исследования. Постановка проблемы исследования осуществляется учителем, поиск решения - учащимися по наводящим вопросам; выводы - под руководством учителя.

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований, в процессе которых  учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

Методы исследования: опрос родителей и учащихся, поиск литературы,  наблюдение и т. д.

3. Использование на уроках проблемных и поисковых методов, работа со словарями и другими источниками информации.

В 3 классе учащиеся продолжают знакомиться с методами исследований. Для этого на уроках, используя  игры, путешествия, сказочный материал, учу выделять главное в теме исследования, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады. Учащиеся самостоятельно проводят опросы, анкетирования, необходимые для исследовательской работы.

Учитель оказывает консультативную помощь по ходу исследования.

В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а процесс. Главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу творчества, и тогда результат будет закономерен. Нельзя не отметить, что исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она:

-  личностно ориентирована;

-  характеризуется возрастанием интереса по мере выполнения работы;

- позволяет учащимся учиться на собственном опыте при выполнении конкретного дела;

-  приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт собственного труда.

 

Литература:

 

1.     Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. - Москва, 2008 г. -160 с.

2.     Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности .- Омск. Гос. Ун-т, 2004.

3.     Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. - Томск: гос. Ун-т 2007 г.

4.     Исследовательская работа: на пересечении интересов ученика и учителя. «Первое сентября» №11, 2008 г.

5.     Когда урок на природе становится исследованием природы урока. «Первое сентября» №10, 2008 г.

 

 


 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности

Осуществление коллективных исследований, в процессе которых учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности

Осуществление коллективных исследований, в процессе которых учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности

Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности

Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2021