Е.А.Сальников
Панский филиал
СОШ «Заворонежская школа»
E-mail:salnikovea@mail.ru
Организация исследовательской работы в основной сельской школе
В современном мире стали очевидными успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Необходимо готовить выпускника к осмыслению того, что знания важно не только усваивать, но и приумножать, перерабатывать, использовать на практике. Вот почему важно приобщать детей к исследовательской деятельности уже в стенах школы. Работа над исследованием расширяет кругозор учащихся, углубляет знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.
Исследовательская деятельность в основной сельской школе, в отличие от науки, своей главной задачей ставит не открытие нового, а приобретение учащимися функционального навыка исследования своего села, как универсального способа освоения действительности. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке [2].
При выявлении способностей учащихся к исследовательской деятельности по физике можно воспользоваться следующим способом: в течение некоторого времени (обычно от 1 до 1,5 месяцев) учащимся предлагают творческие домашние задания разных видов, в основном исследовательского и конструкторского характера, например, это могут быть задания, типа «разработать проект», «придумать способ», «исправить и найти ошибку», придумать опыт, составить физическую задачу, составить рассказ с физическими ошибками и т.д. Одновременно с домашними заданиями можно предложить творческие задания на уроках (на выбор) лабораторные работы творческого характера (например, без указаний к работе или частично), проблемы («как объяснить новый материал? и т. п. После выполнения 8-10 творческих заданий можно с большой вероятностью сказать, кто из учащихся склонен к изучению физики, а также направленность и глубину интересов и способностей.
В качестве примера, предлагаем несколько тем исследовательских работ учащихся [2]:
- «Необычные свойства обычной воды»,
- «Влажность воздуха и её значение»,
- «Шум и его влияние на здоровье учащихся» и другие.
Для школы всегда существует серьезное испытание, заключающееся в ответе на вопрос «Что имеет в своем багаже выпускник школы»? Философ, просветитель Софокл говорил: «Великие дела не делаются вдруг». [1] Чтобы достичь высоких результатов, повысить качество обучения, научить ребенка основам познания мира нужна долгая, кропотливая, совместная работа учителя, ученика и родителей. Путь повышения ценности образования и интереса детей к обучению состоит в создании образцов новой школьной практики, которая была бы адекватна современной культуре в высокотехнологичном, конкурентном мире.
На основании своего опыта работы мы предлагаем советы педагогу-исследователю [3]:
-Принимайте каждого ученика как уникальную личность, уважайте его, понимайте, верьте в него.
-Сопровождайте ученика в его собственном развитии и самореализации.
-Идите на урок не с темой, а с насущной проблемой, которую вы непременно должны решить вместе с учениками; которая обращена к конкретной личности.
-Поддерживайте в ученике любую инициативу, положительно стимулируйте активность и избегайте внешнего принуждения в педагогическом процессе.
-Оценивайте не только конечный результат, но, прежде всего процесс деятельности каждого учащегося персонально.
-Будьте искренними в восхищении человеком, природой, наукой, искусством, пусть учащиеся подражают прекрасному чувству, и в них самих раскроется источник Красоты.
-Неустанно изучайте всё, что касается личности, её внутреннего мира; вглядывайтесь, вслушивайтесь, вдумывайтесь в её бурную Вселенную.
-Будьте творческим, озарённым, непредсказуемым педагогом, самоактуализируйтесь, чтобы энергия жизни помогала решать проблемы и достигать успехов.
-«Оптимизм, настойчивость и успешность!» - вот девиз педагога в совместном с учениками поиске истины [3].
Список литературы:
1. Софокл. Драмы. М. : Наука, 1990. - 608 с.
2. Пособие для учителей и методистов / под ред. Э.М. Браверман:. – М.: Ассоциация учителей физики, 2003.- 400 с.
3. Учебно-методическое пособие / С.Н.Назарова [и др.], - Барнаул: «Си-пресс», 2015.–147с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.