Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением экономики»
Организация краеведческой работы в школе
Выполнила: Щедловская
Юлия Сергеевна, учитель истории
г. Междуреченск
2010 г.
2
Содержание
1. Введение…………………………………………………………..3
2. Формы краеведческой работы в школе…………………............5
3. Заключение……………………………………………………….8
3
Введение
В современных условиях, когда коренным образом изменилась ситуация функционирования человеческого сообщества, когда наиболее важной его связующей становится информация появляется широкий диапазон различных видов деятельности, выдвигаются качественно новые общие требования к ребенку. При этом педагогический процесс общеобразовательного учреждения должен опираться не только на формирование у детей первоначального представления об окружающем мире, самом человеке и обществе.
Духовное и экономическое возрождение России предъявляет новые требования к современному выпускнику. Он должен быть обеспечен не только прочными знаниями и средствами адаптации к жизни в быстро меняющемся мире, но и умением создавать условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Современная общеобразовательная школа должна быть нацелена на то, чтобы научить молодого члена информационного общества ориентироваться в современном мире.
Чтобы сформировать у ребенка потребность в саморазвитии, необходимо уделять внимание нравственному развитию детей. Эта проблема лучше всего разрешается при использовании разных форм и методов краеведческой работы в школе. Нравственность формируется вместе с любовью к родному дому.
Сегодня, как никогда за последние десятилетия, актуальна проблема воспитания в детях любви к родному краю, своей стране. Патриотизм и формирование гражданственности в юных россиянах, чувство сопричастности к истории и современной жизни страны жизненно необходимы в сегодняшних условиях. Без воспитания нравственно богатых и гармонично развитых юных граждан государство не имеет шансов на существование и полноценное развитие. Именно поэтому сейчас особенно важно организовать краеведческую работу в школе, в системе которой каждый обучающийся получает возможность развивать свои способности, попробовать свои силы в исследовательской работе, приобщиться к процессу изучения родного края.
Чтобы сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, чувство гордости за свою страну, необходимо больше внимания уделять патриотическому воспитанию обучающихся на краеведческом материале.
Целью данной работы является знакомство с формами краеведческой работы, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников.
Целями краеведческой работы являются:
- создание системы работы по патриотическому воспитанию обучающихся;
- ознакомление обучающихся с историей, спортом, культурой, экономикой и другими аспектами жизни Кузбасса, своего города, формирование не только базы знаний, но и ценностных ориентаций, системы морально-нравственных и гражданских позиций;
- воспитание у обучающихся нравственных ориентиров, эстетических вкусов и чувства уверенности в своих силах, полезности своей деятельности на благо страны.
Реализация этих целей осуществляется через ряд задач:
· формирование у обучающихся чувство патриотизма;
4
· накопление знаний, формирование умений и навыков, приобретение опыта практической деятельности в краеведческой работе;
· знакомство с поисково-исследовательской работой:
· стимулирование интереса к современной жизни своего города, области, страны;
· развитие аналитических способностей и творческой инициативы обучающихся;
· воспитание чувства гордости за своих земляков, любви к малой Родине;
В конечном итоге сложившаяся система краеведческой работы в школе способствует выработке у обучающихся потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора, развитию наблюдательности, воображения, логического мышления, речи.
5
Формы краеведческой работы в школе
Учитель в своей работе может использовать разные формы краеведческой работы:
1) классный час,
2) экскурсии;
3) уроки;
4) подготовку детей к разнообразным конкурсам;
5) организация учебно-исследовательской краеведческой работы.
Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности для учащихся) содержит большие возможности для самостоятельной работы, а также для организации групповых исследований, диспутов, дискуссий. Историческое краеведение ставит учителя и обучающихся в положение исследователей.
Так как материалы можно обнаружить как в письменных источниках в архивах, музеях, так и в общении с очевидцами, то наиболее эффективными методами для сбора устной информации будут опросы, анкетирование, интервьюирование.
Обычно метод анкеты не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов.
А вот метод интервью занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого. Вопросы надо задавать так, чтобы не задеть самолюбия респондента, его достоинства, постараться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого.
Следует помнить, что во время интервью записывать информацию следует за опрашиваемым, чтобы не сделать фактических ошибок, конечно, необходимо помнить, что устный исторический источник содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную, также возможно искажение фактов.
Материал будет иметь научную ценность, если он неоднократно проверен и уточнен по разным источникам информации.
Требования к собранному материалу:
Правдиво отражать историческую действительность.
Дополнять школьную программу.
Связывать учебный материал с жизнью
Прививать учащимся чувство патриотизма.
Формирование исторического мышления
Формирование навыков творческой работы.
Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая связана с решением обучающимися творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным результатом, и которая предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Разнообразные формы работы способствует:
- развитию интеллектуальной инициативы обучающихся;
- возрождению в среде подростков установки на престижность занятия наукой;
6
- профессиональному самоопределению детей;
- обучению новым информационным технологиям.
Система краеведческой работы складывалась постепенно, начиная с уроков краеведения в 2005 г. В 2006 г. был совершен переход на городской уровень, когда обучающиеся приняли участие в городских краеведческих чтениях и в городской краеведческой викторине «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс», где заняли III место.
Постепенно осуществлялось тесное сотрудничество с городской Центральной библиотекой, с городским краеведческим музеем, с Музеем воинской и боевой славы. Были проведены и организованы экскурсии в эти учреждения. Обучающиеся смогли приобщиться к истории города не только через экспонаты, но и через общение с живыми людьми (например, встреча с ветераном Афганской войны, с Н.Н Сарычевой, которая рассказала о летописи своей семьи), много про животных родного края узнают обучающиеся посещая Кузнецкий Алатау (природный заповедник), кроме того, они при этом общаются с животными (кормят, катаются на лошадях).
Обучающиеся довольно успешно выступали на НПК, «Краеведческих чтениях», что было результатом совместной деятельности учителя и школьного библиотекаря. В библиотеке проводились выставки коллажей. научных работ обучающихся. Во время декадников, обучающиеся выступали со своими докладами, рефератами, оттачивая ораторское мастерство и формируя творческие навыки.
С помощью такого сотрудничества постоянно пополняется краеведческий материал в школьной библиотеке. Краеведческая литература размещена на полках свободного доступа и читатели сразу же обращают внимание на появившиеся новинки. На основе краеведческих материалов были подготовлены: викторина «Что ты знаешь о Кузбассе», творческие работы учащихся на городскую конференцию.
Данные разработки способствовали формированию у детей стойкого познавательного интереса к истории и культуре малой Родины.
Работа ведется не только с одаренными детьми, но и с детьми с обычных общеобразовательных классов. Так, в 2007 г. обучающиеся общеобразовательных классов с удовольствием приняли участие в городском заочном краеведческом конкурсе «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс» и добились три призовых места.
Только грамотно продуманное сочетание всех форм, а также сотрудничество учителей, учреждений дополнительного образования, участников краеведческих обществ позволяет получить ребенку наиболее полную картину истории своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане. Но нужно помнить и вот о чем введение краеведческого материала в различные дисциплины и во внеклассную работу должно быть четко спланировано, так как избыточность материала также неразумна и неправильна, как и его нехватка.
Чтобы реализовать региональный компонент на уроках истории ребята выполняют творческие задания (выполняют коллажи, пишут доклады, рефераты по истории Кузбасса, города), а потом их защищают. В 2009 г. была написана летопись школы № 19, для этого обучающимся пришлось брать интервью у учителей, работать со школьной документацией.
Здоровое соперничество вызывает новые ощущения, учит отстаивать собственную точку зрения, идти наперекор обстоятельствам. Необходимо научить ребенка не только читать книги и выбирать из них нужную информацию, не только успешно
7
выступать на различных олимпиадах и конкурсах. Самое главное – научить его учиться. Если из школы выходит выпускник, умеющий думать, имеющий стойкий интерес к саморазвитию и самореализации – значит, работа проведенная учителями была выполнена не зря. А проигравших в таком соперничестве просто не бывает, так как ребенок соревнуется не только со сверстниками, но и с самим собой. Он учится сравнивать себя вчерашнего с собой сегодняшним, учится восхищаться своими успехами, исправлять свои ошибки, постоянно идти вперед. В такой ситуации в выигрыше все – школа, родители, а, главное, сам ребенок!
8
Заключение
Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы дети постоянно размышляли. Хочется, чтобы каждый ребёнок с удовольствием приобщался к новым знаниям и был счастлив оттого, что может их получить. А от своей работы хотелось бы ожидать следующего:
1. Появления у обучающихся уверенности в себе, в своих возможностях.
3. Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.
4. Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.
5. Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.
6. Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.
7. Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.
8. Достижения высокого уровня развития личности ученика.
Результативность деятельности в сфере «Краеведения» выглядит так:
2003 год – Благодарственное письмо Шмидт К. и Чудояковой В. 7 класс за участие в областном конкурсе творческих исследовательских работ, посвященных 60-летию кемеровской области.
2006 г. – Благодарственное письмо Лапаевой Н. за участие в городских краеведческих чтениях «Мой край».
2006 г. - Благодарственное письмо команде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» «Дружба» за III место в городской краеведческой викторине «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».
2006 г. - Благодарственное письмо Кривощекову А. (7 класс) за работу «Достопримечательности города», предоставленную на городскую конференцию «Первые шаги в науку».
2006 г. - Благодарственное письмо команде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» «Дружба» за активную работу на этапе «География» в городской краеведческой викторине «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».
2006 г. – Благодарственное письмо Осеевой А. (7 класс) за участие городских краеведческих чтениях «Мой край».
2006 г. – Благодарственное письмо Юхимчук Н. (7 класс) за участие городских краеведческих чтениях «Мой край» с работой «Валерия Ерисова – спортивная звезда нашего города».
2007 г. - Благодарственное письмо Кривощекову А. (7 класс) за работу «Достопримечательности города», предоставленную на городскую конференцию «Первые шаги в науку».
2007 г. - Благодарственное письмо Исамухаметову Р. (7 класс) за работу «Особенности шорского национального костюма», предоставленную на городскую конференцию «Первые шаги в науку».
2007 г. - Благодарственное письмо Махадову Ф. (9 класс) за II место в заочном туре городской краеведческой викторины «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».
2007 г. - Благодарственное письмо Иванчиновой Д. (9 класс) за I место в заочном туре городской краеведческой викторины «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».
2007 г. - Благодарственное письмо Юхимчук М. (9 класс) за III место в заочном туре городской краеведческой викторины «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».
2007 г. - Благодарственное письмо Купигешевой Д. (6 класс) за I место в городской краеведческой викторине «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».
9
2008 г. – Грамота I место Шеленковой Ю. (7 класс) за работу «Развитие бокса в г. Междуреченске» в городских краеведческих чтениях «Мой край».
2009 г. – Диплом II степени Шеленковой Ю. (8 класс) за работу «Боксёры г. Междуреченска» предуставленную в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее».
2009 г. – Диплом Кутериной Е. за участие во II областном конкурсе «Корнями дерево сильно», посвященному году семьи в России и 65-летию Кемеровской области.
2009 г. – Грамота Копыловой К. I место за работу «Летопись школы № 19» в городских краеведческих чтениях «Мой край», посвященных 55-летию Междуреченска.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.