Организация краеведческой работы в школе
Оценка 4.6

Организация краеведческой работы в школе

Оценка 4.6
doc
14.10.2020
Организация краеведческой работы в школе
Организация краеведческой работы в школе.doc

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация краеведческой работы в школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Щедловская

Юлия Сергеевна, учитель истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Междуреченск

2010 г.

 

2

Содержание

 

1.     Введение…………………………………………………………..3

 

2.     Формы краеведческой работы в школе…………………............5

 

3.     Заключение……………………………………………………….8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение

 

В современных условиях, когда коренным образом изменилась ситуация функционирования человеческого сообщества, когда наиболее важной его связующей становится информация появляется широкий диапазон различных видов деятельности, выдвигаются качественно новые общие требования к ребенку. При этом педагогический процесс общеобразовательного учреждения должен  опираться не только на формирование у детей первоначального представления об окружающем мире, самом человеке и обществе.

Духовное и экономическое возрождение России предъявляет новые требования к современному выпускнику. Он должен быть обеспечен не только прочными знаниями и средствами адаптации к жизни в быстро меняющемся мире, но и умением создавать условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации. Современная общеобразовательная школа должна быть нацелена на то, чтобы научить молодого члена информационного общества ориентироваться в современном мире.

Чтобы сформировать у ребенка потребность в саморазвитии, необходимо уделять внимание нравственному развитию детей. Эта проблема лучше всего разрешается при использовании разных форм и методов краеведческой работы в школе. Нравственность формируется  вместе с любовью к родному дому. 

Сегодня, как никогда за последние десятилетия, актуальна проблема воспитания в детях любви к родному краю, своей стране. Патриотизм и формирование гражданственности в юных россиянах, чувство сопричастности к истории и современной жизни страны жизненно необходимы в сегодняшних условиях. Без воспитания нравственно богатых и гармонично развитых юных граждан государство не имеет шансов на существование и полноценное развитие. Именно поэтому сейчас особенно важно организовать краеведческую работу в школе, в системе которой каждый обучающийся получает возможность развивать свои способности, попробовать свои силы в исследовательской работе, приобщиться к процессу изучения родного края.

Чтобы сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, чувство гордости за свою страну, необходимо больше внимания уделять патриотическому воспитанию обучающихся на краеведческом материале.

 

Целью данной работы является знакомство с формами краеведческой работы, позволяющего осуществлять патриотическое воспитание школьников.

 

Целями  краеведческой работы являются:

- создание системы работы по патриотическому воспитанию обучающихся;

- ознакомление обучающихся с историей, спортом, культурой, экономикой и другими аспектами жизни Кузбасса, своего города,  формирование не только базы знаний, но и ценностных ориентаций, системы морально-нравственных и гражданских позиций;

- воспитание у обучающихся нравственных ориентиров, эстетических вкусов и чувства уверенности в своих силах, полезности своей деятельности на благо страны.

 

Реализация этих целей осуществляется через ряд задач:

·        формирование у обучающихся чувство патриотизма;

4

·        накопление знаний, формирование умений и навыков, приобретение опыта практической деятельности в краеведческой работе;

·        знакомство  с поисково-исследовательской работой:

·        стимулирование интереса к современной жизни своего города, области, страны;

·        развитие аналитических способностей и творческой инициативы обучающихся;

·        воспитание чувства гордости за своих земляков, любви к малой Родине;

 

В конечном итоге сложившаяся система краеведческой работы в школе способствует выработке у обучающихся потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора, развитию наблюдательности, воображения, логического мышления, речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Формы краеведческой работы в школе

 

Учитель в своей работе может использовать разные формы краеведческой работы:

1) классный час,

2) экскурсии;

3) уроки;

4) подготовку детей к разнообразным конкурсам;

5) организация учебно-исследовательской краеведческой работы.

 

Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности для учащихся) содержит большие возможности для самостоятельной работы, а также для организации групповых исследований, диспутов, дискуссий. Историческое краеведение ставит учителя и обучающихся в положение исследователей.

Так как материалы можно обнаружить как в письменных источниках в архивах, музеях, так и в общении с очевидцами, то наиболее эффективными методами для сбора устной информации будут опросы, анкетирование, интервьюирование.

Обычно метод анкеты не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов.

А вот метод интервью занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого. Вопросы надо задавать так, чтобы не задеть самолюбия респондента, его достоинства, постараться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого.

Следует помнить, что во время интервью записывать информацию следует за опрашиваемым, чтобы не сделать фактических ошибок, конечно, необходимо помнить, что устный исторический источник содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную, также возможно искажение фактов.

Материал будет иметь научную ценность, если он неоднократно проверен и уточнен по разным источникам информации.

Требования к собранному материалу:

Правдиво отражать историческую действительность.

Дополнять школьную программу.

Связывать учебный материал с жизнью

Прививать учащимся чувство патриотизма.

Формирование исторического мышления

Формирование навыков творческой работы.

 

Под учебно-исследовательской деятельностью  понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, которая связана с решением обучающимися творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным результатом, и которая предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

Разнообразные формы работы способствует:

-         развитию интеллектуальной инициативы обучающихся;

-         возрождению в среде подростков установки на престижность занятия наукой;

 

6

-         профессиональному самоопределению детей;

-         обучению новым информационным технологиям.

 

Система краеведческой работы складывалась постепенно, начиная с уроков краеведения в 2005 г. В 2006 г. был совершен переход на городской уровень, когда обучающиеся приняли участие в городских краеведческих чтениях и  в городской краеведческой викторине «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс», где заняли III место.

Постепенно осуществлялось тесное сотрудничество с городской Центральной библиотекой, с городским краеведческим музеем, с Музеем воинской и боевой славы. Были проведены и организованы экскурсии в эти учреждения. Обучающиеся смогли приобщиться к истории города не только через экспонаты, но и через общение с живыми людьми (например, встреча с ветераном Афганской войны, с Н.Н Сарычевой, которая рассказала о летописи своей семьи), много про животных родного края узнают обучающиеся посещая Кузнецкий Алатау (природный заповедник), кроме того, они при этом общаются с животными (кормят, катаются на лошадях).

Обучающиеся довольно успешно выступали на НПК, «Краеведческих чтениях», что было результатом совместной деятельности  учителя и школьного библиотекаря. В библиотеке проводились выставки коллажей. научных работ обучающихся. Во время декадников, обучающиеся выступали со своими докладами, рефератами, оттачивая ораторское мастерство и формируя творческие навыки.

С помощью такого сотрудничества постоянно пополняется краеведческий материал в школьной библиотеке. Краеведческая литература размещена на полках свободного доступа и читатели сразу же обращают внимание на появившиеся новинки. На основе краеведческих материалов были подготовлены: викторина «Что ты знаешь о Кузбассе», творческие работы учащихся на городскую конференцию.

Данные разработки способствовали формированию у детей стойкого познавательного интереса к истории и культуре малой Родины.

Работа ведется не только с одаренными детьми, но и с детьми с обычных общеобразовательных классов. Так, в 2007 г. обучающиеся общеобразовательных классов с удовольствием приняли участие в городском заочном краеведческом конкурсе «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс» и добились три призовых места.

Только грамотно продуманное сочетание всех форм, а также сотрудничество учителей, учреждений дополнительного образования, участников краеведческих обществ позволяет получить ребенку наиболее полную картину истории своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане. Но нужно помнить и вот о чем введение краеведческого материала в различные дисциплины и во внеклассную работу должно быть четко спланировано, так как избыточность материала также неразумна и неправильна, как и его нехватка.

Чтобы реализовать региональный компонент на уроках истории ребята выполняют творческие задания (выполняют коллажи, пишут доклады, рефераты по истории Кузбасса, города), а потом их защищают. В 2009 г. была написана летопись школы № 19, для этого обучающимся пришлось брать интервью у учителей, работать со школьной документацией.

Здоровое соперничество вызывает новые ощущения, учит отстаивать собственную точку зрения, идти наперекор обстоятельствам. Необходимо научить ребенка не только читать книги и выбирать из них нужную информацию, не только успешно

7

выступать на различных олимпиадах и конкурсах. Самое главное – научить его учиться. Если из школы выходит выпускник, умеющий думать, имеющий стойкий интерес к саморазвитию и самореализации – значит, работа проведенная учителями была выполнена не  зря. А проигравших в таком соперничестве просто не бывает, так как ребенок соревнуется не только со сверстниками, но и с самим собой. Он учится сравнивать себя вчерашнего с собой сегодняшним, учится восхищаться своими успехами, исправлять свои ошибки, постоянно идти вперед. В такой ситуации в выигрыше все – школа, родители, а, главное, сам ребенок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Заключение

 

Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы дети постоянно размышляли. Хочется, чтобы каждый ребёнок с удовольствием приобщался к новым знаниям  и был счастлив оттого, что может их  получить. А от своей  работы хотелось бы ожидать следующего:

1.       Появления у обучающихся уверенности в себе, в своих возможностях.

3.       Формирования привычки к свободному самовыражению и самостоятельному мышлению.

4.       Развития способности постоянного поиска знаний и умение их использовать и применять на практике.

5.       Развития такой формы самосознания, которая приводит к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также к поиску их творческого решения.

6.       Развития творческого воображения у школьников и нетривиального развития мысли.

7.       Повышения активности, инициативности учащихся в решении задач творческого характера.

8.       Достижения высокого уровня развития личности ученика.

 

Результативность деятельности в сфере «Краеведения» выглядит так:

2003 год – Благодарственное письмо Шмидт К. и Чудояковой В. 7 класс за участие в областном конкурсе творческих исследовательских работ, посвященных 60-летию кемеровской области.

2006 г. – Благодарственное письмо Лапаевой Н. за участие в городских краеведческих чтениях «Мой край».

2006 г. - Благодарственное письмо команде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» «Дружба» за III место в городской краеведческой викторине «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».

2006 г. - Благодарственное письмо Кривощекову А. (7 класс) за работу «Достопримечательности  города», предоставленную на городскую конференцию «Первые шаги в науку».

2006 г. - Благодарственное письмо команде МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» «Дружба» за активную работу на этапе «География»  в городской краеведческой викторине «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».

2006 г. – Благодарственное письмо Осеевой А. (7 класс) за участие городских краеведческих чтениях «Мой край».

2006 г. – Благодарственное письмо Юхимчук Н. (7 класс) за участие городских краеведческих чтениях «Мой край» с работой «Валерия Ерисова – спортивная звезда нашего города».

2007 г. - Благодарственное письмо Кривощекову А. (7 класс) за работу «Достопримечательности  города», предоставленную на городскую конференцию «Первые шаги в науку».

2007 г. - Благодарственное письмо Исамухаметову Р. (7 класс) за работу «Особенности шорского национального костюма», предоставленную на городскую конференцию «Первые шаги в науку».

2007 г. - Благодарственное письмо Махадову Ф. (9 класс) за II место в заочном туре городской краеведческой викторины «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».

2007 г. - Благодарственное письмо Иванчиновой Д. (9 класс) за I место в заочном туре городской краеведческой викторины «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».

2007 г. - Благодарственное письмо Юхимчук М. (9 класс) за III место в заочном туре городской краеведческой викторины «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».

2007 г. - Благодарственное письмо Купигешевой Д. (6 класс) за I место в городской краеведческой викторине «Страна моя – Сибирь. Земля моя – Кузбасс».

 

9

2008 г.  – Грамота I место Шеленковой Ю. (7 класс) за работу «Развитие бокса в  г. Междуреченске» в городских краеведческих чтениях «Мой край».

2009 г.  – Диплом  II степени Шеленковой Ю. (8 класс) за работу «Боксёры   г. Междуреченска» предуставленную в городской научно-практической конференции «Шаг в будущее».

2009 г.  – Диплом Кутериной Е. за участие во II областном конкурсе «Корнями дерево сильно», посвященному году семьи в России и 65-летию Кемеровской области.

2009 г. – Грамота Копыловой К. I место за работу «Летопись школы № 19» в городских краеведческих чтениях «Мой край», посвященных 55-летию Междуреченска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением экономики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением экономики»

Содержание 1. Введение…………………………………………………………

Содержание 1. Введение…………………………………………………………

Введение В современных условиях, когда коренным образом изменилась ситуация функционирования человеческого сообщества, когда наиболее важной его связующей становится информация появляется широкий диапазон различных видов деятельности,…

Введение В современных условиях, когда коренным образом изменилась ситуация функционирования человеческого сообщества, когда наиболее важной его связующей становится информация появляется широкий диапазон различных видов деятельности,…

Родине; В конечном итоге сложившаяся система краеведческой работы в школе способствует выработке у обучающихся потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора, развитию наблюдательности, воображения, логического…

Родине; В конечном итоге сложившаяся система краеведческой работы в школе способствует выработке у обучающихся потребности к постоянному получению знаний, расширению кругозора, развитию наблюдательности, воображения, логического…

Формы краеведческой работы в школе

Формы краеведческой работы в школе

Система краеведческой работы складывалась постепенно, начиная с уроков краеведения в

Система краеведческой работы складывалась постепенно, начиная с уроков краеведения в

Самое главное – научить его учиться

Самое главное – научить его учиться

Заключение Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы дети постоянно размышляли

Заключение Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы дети постоянно размышляли

Грамота I место Шеленковой Ю

Грамота I место Шеленковой Ю

Организация краеведческой работы в школе

Организация краеведческой работы в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2020