Всероссийский конкурс
«Здоровьесберегающие технологии на уроке»
Автор работы:
Попова Ольга Ильинична,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Подболотная средняя
общеобразовательная школа»
Адрес: Вологодская область
Бабушкинский район
село Ляменьга, 20
1. Введение
В мире много богатств, но здоровье - самое главное богатство человека. И это богатство надо сохранять и укреплять с самого начала жизненного пути человека. Но в последнее время наблюдается резкое ухудшение здоровья детей. Малоподвижный образ жизни, компьютерные игры, экологические проблемы, эпидемии болезней - все это отрицательно влияет на здоровье будущих граждан. По результатам исследований российских психологов дети в начальной школе, которые учатся стабильно на 4 и 5, в среднем проводят за письменным столом дома не менее 2.5-3 часов. А ведь к этому нужно добавить и уроки в школе.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязаны достигать определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы со здоровьем (болит живот, голова), так же появляются трудности в учении.
В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
В 5-м классе ко всем перечисленным проблемам добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения.
Что вызывает стресс у пятиклассников? Резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложненные требования, предъявляемые пятиклассникам, даже смена статуса «старшего» в начальной школе на «самого младшего» в средней - все это является довольно серьезным испытанием.
Таким образом, актуальность темы здоровьесбережения в современной школе не вызывает сомнений и позволяет выделить проблему здоровьесбережения как приоритетную в деятельности сельской школы.
Свое исследование я направила на решение проблемы сохранения здоровья пятиклассников.
Объект исследования: образовательный процесс сельской школы.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия образовательного процесса в школе.
Цель исследования:
Ø Создание условий для сохранения, укрепления здоровья младших и средних школьников, полноценного развития детского организма, избежания стрессовых ситуаций при переходе в среднее звено.
Задачи исследования:
· Познакомиться с материалами выдающихся педагогов и психологов по здоровьесбережению детей в школе.
· Исследовать структуру занятий в соответствии с внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
· Организовать взаимопосещение уроков в 4 -5 классах учителями начальных классов и учителями-предметниками.
· Познакомиться с приемами и методами здоровьесбережения на уроках учителей своей школы.
· Создавать психологически комфортные условия на уроках в 4-5 классе для сохранения психологического и физического здоровья детей.
II. Здоровьесберегающие технологии
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:
1. Стрессовая педагогическая тактика;
2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
5. Провалы в существующей системе физического воспитания;
6. Интенсификация учебного процесса;
7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
8. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Таким образом, традиционная организация
образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые
перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических
функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая
система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья
учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей,
т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо в
своей педагогической деятельности использовать такие формы и методы работы,
которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Описанием здоровьесберегающих технологий занимаются многие исследователи, ученые.
Здоровьесберегающие технологии - система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.
Цель современной школы - подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, сохранив при этом свое здоровье.
Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Только тогда можно сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
· условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
· рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
· соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
· необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией О.В.Петров понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
В эту систему входит:
· Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
· Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.
· Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Принципы здоровьесбережения
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
Активность — активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранению здоровья.
Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.
В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Организация учебного процесса
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.
Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
Учитель может добиться интереса разными способами:
во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным,
во-вторых, за счет личностных качеств учителя,
в- третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия являются одним из важнейших свойств индивидуальности личности.
На основе каналов восприятия информации различают:
· аудиальное восприятие;
· визуальное восприятие;
· кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Утомление часто возникает в следующие периоды:
· начало учебного года и недели;
· возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
· сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
· окончание четверти, учебного года, недели.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
· 5-25 минута – 80%
· 25-35 минута - 60-40%
· 35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.
Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.
Правило 5. Создание благоприятного психологического климата на уроке.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать, предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Комплексное использование личностно-ориентированного обучения как составной здоровьесбережения
Личностно-ориентированное обучение учитывает особенности каждого ученика и направлено на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, разнообразные игровые технологии.
Основные требования к личностно-ориентированному уроку, сформулированные профессором И. С. Якиманской:
· Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющей раскрыть субъективный опыт учащихся;
· Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
· Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
· Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
· Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
· Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
· Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Требования к уроку ЛОО с позиции здоровьесбережения
1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включаются в урок физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников, включаются школьники в групповую и парную работу, используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена вида занятий через 7-10 мин; выдача заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально-чувствительное восприятие.
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, средства ИКТ, так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения; обязательность дифференцированных заданий. Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов с уровневыми заданиями. Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудности уроков, выделение мотивационных линий урока.
4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся. Избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими. С целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради; доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.
Правила общения с детьми
· Урок начинается с улыбки.
· У ребенка есть имя, им пользуются при обращении к ученику и учитель, и одноклассники.
· Ребенок не ангел, у него есть и положительные и отрицательные черты, но и учитель – не идеал! Давайте вместе учиться видеть друг в друге хорошее!
· Обращение к ученикам «Друзья мои!» свидетельствует о том, что между нами нет агрессии, злобы, что мы заняты общим делом.
· Никогда не унижать ребенка, не выставлять на осмеяние, не позорить.
· Внушить ребенку, что он единственный и неповторимый.
· Ребенок инстинктивно тянется к «доброму», к «теплому» - учитель может стать человеком, к которому дети идут, которому доверяют – часто из-за того, что слишком мало тепла и любви видят они на улице и в семье.
Учитель и ученик: принципы взаимодействия
· Живу, радуя и радуясь!
· Несу в мир добро.
· Отвергаю насилие в отношении себя и других.
· Верю человеку, верю в лучшее в человеке.
· Недопустимо сравнение детей друг с другом, но необходимо сравнение достижений ученика с его прежними успехами, выявление динамики его развития от урока к уроку.
· Создаю на уроке ситуацию с гарантированным успехом:
Ø создаю соответствующие условия для работы в классе (добрые взаимоотношения, основанные на взаимопонимании, отсутствие страха ошибиться, сказать неправильно);
Ø стараюсь выражением лица, улыбкой, прикосновением сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в центре внимания;
Ø выясняю, каким детям нужна помощь и поддержка на уроке, кого именно (учителя или одноклассника);
Ø вселяю в ребенка веру в то, что у любого человека есть возможность измениться в позитивном направлении;
Ø помогаю школьнику выбрать те задания, с которыми он способен справиться, даю возможность продемонстрировать свой успех;
Ø предоставляю детям выбор формы работы на уроке.
5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНов. Обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся: рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете, освещение классной доски. Организовывать подвижные перемены, ввести утреннюю зарядку перед первым уроком.
6. Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Учащиеся переходят из начальной школы в среднюю. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. Перестраиваются житейские понятия. Развивается теоретическое мышление, т. е. мышление в понятиях и это способствует возникновению рефлексии. Также к концу этого периода у учащихся должны сформироваться произвольность и способность к саморегуляции.
В переходный период наибольшие изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями с другими людьми, прежде всего со сверстниками. В этом возрасте появляются притязания детей на определенное положение в системе и деловых, и личных взаимоотношений класса, формируется достаточно устойчивый статус ученика в этой системе. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Если для учащихся начальной школы проблемы чаще всего связаны с учебной успешностью, то переход в среднее звено школы сопряжен с проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. А это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей - повышением тревожности, появлением неуверенности, страхов, частых волнений в ситуациях, связанных решением каждодневных задач. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения. Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, принуждая детей работать «на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации пятиклассников к школьной жизни.
Успешность адаптации пятиклассника зависит не только от интеллектуальной готовности, но и оттого, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Рассмотрим проблемы школьной адаптации.
Проблема 1:изменение условий обучения
Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы этот учитель знал, на что способен ребенок, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался: приобретал знания в ОДНОМ кабинете, с ОДНИМ основным учителем, его окружали ОДНИ и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были ОДИНАКОВЫЕ. Все было привычно. А учитель - практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.
При переходе же в 5-й класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, стало МНОГО учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов МНОГО. Зачастую на этом этапе дети переходят в другую школу, в другой класс. Тогда ко всему вышесказанному прибавляется еще и новый коллектив - МНОГО новых ребят.
Рушится привычный мирок, и, конечно, освоить все это непросто, Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. Ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо заново завоевывать авторитет, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься - а в итоге повышается тревожность.
Проблема 2: изменение требований
Период адаптации еще усложняет рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой - тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель истории требует главное в записях выделять ручкой другого цвета, преподаватель математики - карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии - все термины записывать в конце обычной рабочей тетради. На литературе ценят высказанные собственные мысли, а на уроках истории все должно быть «документально подтверждено». И все эти требования надо не только ВЫУЧИТЬ, но и СОБЛЮДАТЬ, и не запутаться, где что надо делать.
Проблема 3: отсутствие контроля
Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера, быстро определив все особенности детей своего класса, учитель помогал им контролировать учебный процесс. Одному из них напомнит, что надо сделать домашнее задание, другому - чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживалось выполнение всех заданий всеми учениками. Поэтому важно при переходе в пятый класс такой индивидуальный подход сохранить. У ребенка не должно создаться впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно «похалявить» и что-то не сделать - в общей массе это может пройти незамеченным.
Кроме того, в пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как первой учительницы нет рядом, а новому классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. А другие «шалеют» от свободы и носятся по всей школе, задирая даже старшеклассников. Отсюда неуправляемость одних и «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей, посещение первого класса с любимой учительницей - других. Важно понять, что все это - естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым.
Проблема 4: пробелы в знаниях
За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика появляются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. В начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено не усвоение ребенком материала (класс один, ребят немного, можно успеть контролировать всех). В пятом классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему (и не подойдя сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять следующую. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не поняты, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки... Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы, ведь сразу трудно понять, что именно из пройденного материала вызывает сложность. Например, не научившись определять корень слова, ребенок затрудняется в словообразовании и подборе однокоренных слов. А значит, будут ошибки в правописании, потому что он не сможет подобрать проверочные слова. Также могут быть сложности в усвоении учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.
Все перечисленные проблемы адаптации пятиклассников могут нанести большой урон здоровью учеников, если не будут замечены вовремя учителями, классным руководителем, родителями.
Как избежать стресса ученикам в пятом классе?
Предотвратить появление стрессовых ситуаций у учеников в 5 классе можно. В нашей школе работа по решению этой проблемы ведется давно.
В этом году она состоит из следующих этапов:
1. Учителя – предметники посещают уроки в 4 классе, которые проводит учитель начальных классов с целью познакомиться с будущими учениками, с особенностями преподавания в начальной школе. Дети в привычной для них обстановке знакомятся со своими будущими учителями. (2 четверть)
2. Учителя – предметники проводят уроки в 4 классе в кабинете начальной школы. Дети в своем классе чувствуют себя спокойно, уверенно. Первый учитель присутствует на уроке (начало 3 четверти).
3. Учителя – предметники проводят уроки в 4 классе в предметных кабинетах. Учитель начальной школы сопровождает детей на уроки, присутствует на них. Дети чувствуют себя спокойно, у них не возникает никаких страхов, стрессов. Они знают, что могут обратиться за помощью по какому-либо вопросу к своему первому учителю, который постоянно рядом (3-4 четверть). Результатом такой работы является то, что тревожность детей – четвероклассников по поводу перехода в 5 класс снижается до минимума.
Учителями начальной школы и учителями – предметниками уделяется много внимания здоровьесберегающему аспекту на уроках в 4-5 классах. Учителя стараются сделать каждую встречу с будущими учениками интересной, незабываемой, используя при этом:
· Разные формы уроков (урок-соревнование, смотр знаний, урок – игра, урок-сказка, урок с групповыми формами обучения).
· Активные формы обучения (работа в парах, группах).
· Разнообразные методы и приемы работы на уроке, способствующие пробудить в детях желание работать на уроке (игры, занимательные задания).
Например: Прием поэтапного выполнения задания: при выполнении письменного задания у доски дети работают, сменяя друг друга, выходя парами, тройками. Таким образом, учащиеся совершают движения во время напряженного трудного урока.
· Много иллюстративного материала.
· Сообщения детей по теме урока.
· Элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев.
На уроках литературного чтения, музыки, окружающего мира дети с удовольствием инсценируют художественные и музыкальные произведения, сценки по теме урока, выполняют пересказы от имени какого-либо героя произведения, от третьего лица.
· Индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока.
· Использование мультимедийных презентаций
Стараются дать новую информацию, используя три канала восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический.
На данных уроках все учителя старались сформировать устойчивый интерес к новым понятиям, знаниям.
Рационально распределяется время урока. Новые знания дети получают на 5- 30 минуте урока, что означает, что педагоги стараются правильно распределять интенсивную умственную деятельность на разных этапах урока. К концу урока дети не выглядели усталыми, они были полны сил и желания продолжать работу.
Результаты опроса детей – четвероклассников о работе по преемственности
· Мой страх перед 5 классом стал значительно меньше – 50%
· Мой страх перед 5 классом исчез совсем – 50%
· Мой страх перед 5 классом все еще остался сильным – 0%
Я не боюсь идти в 5 класс, потому что…
· Я познакомилась с учителями, которые будут меня учить
· Я видел новых учителей.
· Я знаю, где в средней школе расположены разные кабинеты.
Мне нравится учиться у разных учителей – 100 %.
Особенно нравятся уроки:
· ИЗО, музыка, окружающий мир, физкультура.
Мнение родителей четвероклассников о работе по преемственности
Ø Федюшина Татьяна Васильевна, Шеркунова Елена Анатольевна: «Мы рады, что наши дети посещают уроки у учителей – предметников, потому что они привыкают к ним, узнают расположение кабинетов. Дети положительно отзываются о новых учителях. В 5 классе им будет легче, они меньше будут бояться».
Ø Куваева Нина Васильевна: «У моей дочери был огромный страх перед 5 классом. Однажды за завтраком она расплакалась. Когда я стала выяснять причину ее нервного срыва, дочь поделилась своими откровениями. Даша сказала: «Скоро мы расстанемся с Ольгой Ильиничной, а в большую школу я идти боюсь, я там никого не знаю. Вдруг там будут строгие учителя, будут ставить двойки». Теперь Даша знакома с будущими учителями, узнала расположение кабинетов. Перестала бояться новой школы. Такая работа по предупреждению стрессов у детей в 5 классе очень полезна».
Мнение учителей предметников о проведении данной работы в 4 классе
Ø Учитель русского языка и литературы Попова Наталья Александровна: «Уроки, проводимые в 4 классе учителями – предметниками, способствуют более быстрой, безболезненной адаптации пятиклассников, привыканию их к кабинетной системе, к новым педагогам. Учителя могут провести, если нужно, коррекцию знаний или пропедевтические занятия».
Ø Учитель географии Куваева Нина Васильевна: «Уроки в 4 классе, проводимые разными учителями-предметниками, необходимы. В ходе таких уроков дети знакомятся с новыми условиями обучения, с новыми учителями, кабинетами. В 5 классе они будут чувствовать себя более спокойно».
Ø Учитель иностранного языка Чежина Александра Николаевна: «Первые уроки иностранного языка в 4 классе проходили в кабинете начальных классов, со 2 четверти уроки стали проходить в кабинете иностранного языка. Четвероклассники чувствуют себя в кабинете спокойно, уверенно, легко ориентируются в наглядном материале, расположенном на стендах. Первые уроки в кабинете иностранного языка проходили в присутствии первого учителя. Теперь дети знают расположение кабинета и могут посещать его самостоятельно без сопровождения. Это, естественно, снизит риск возникновения стрессовых ситуаций в 5 классе».
Ø Учитель истории Шишебарова Светлана Анатольевна: «В этом году учителя – предметники активно проводят уроки в 4 классе с целью раннего знакомства со своими будущими учениками. У меня к этому положительное отношение. Я тоже провожу уроки в этом классе, а также посетила несколько уроков у учителя начальных классов Поповой Ольги Ильиничны. Я думаю, что после такой проведенной работы дети, придя в 5 класс, легче и быстрее адаптируются в новой школе».
Ø Учитель математики Шушкова Татьяна Михайловна: «Встреча с будущим преподавателем математики благотворно влияет на обеспечение оптимальных условий обучения ребёнка. Знакомство с другим учителем, его требованиями, подходами к работе на уроке, манерой говорить, поведением дает предварительное представление о нём как о человеке и учителе. Неизвестность всегда пугающе действует на ребёнка. Здесь же маленький ученик видит, что перед ним такой же учитель, он задает вопросы, объясняет новый материал практически так же, как и их учитель. Это вселяет уверенность в дальнейших результатах.
Кроме этого, учитель средней школы, зная требования к уровню подготовки выпускников начальной школы, может создать условия для корректировки знаний, умений и навыков учеников.
Ø Учитель физической культуры Южакова Софья Михайловна «Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. Учителя начальных классов имеют большой опыт работы в этом направлении. Судя по проведенным урокам, ребята 4 класса знают, что на уроки физической культуры нужно ходить в спортивной форме; строевые упражнения (построения в шеренгу; перестроения из одной шеренги в 2,3; перестроения в колонну по 2,3), качественно выполняют ОРУ и т.д. Некоторые ребята уже выполняют акробатические элементы 6 класса. Считаю, что такую работу проводить необходимо, начиная с 4 класса».
Таким образом, работа учителей начальной школы и учителей-предметников в команде, направленная на решение общих задач, должна обеспечить ребёнку комфортные условия для дальнейшего обучения.
Мнение администрации школы о работе по преемственности
Заместитель директора по учебной работе Медведева Александра Григорьевна: «Проводимая в школе работа по преемственности при переходе из начального звена в основное играет большую роль в создании здоровьесберегающей среды, гигиенической рациональной организации учебного процесса. Нужно спланировать эту работу так, чтобы педагоги основного звена взяли все лучшее, чем владеют учителя начальных классов, перенести современные технологии из начальной школы в основное звено. Ведь именно современные технологии обучения позволяют избежать перегрузки в учебно-воспитательном процессе пятиклассников, предупредить психотравмирующие ситуации, создать фон положительных эмоций, воспитывать здоровый образ жизни.
Какими же технологиями владеют учителя начальных классов, которые необходимо переносить в основное звено?
Технология развивающего обучения, которая направлена на общее целостное развитие личности на основе системно-деятельностного подхода, учитывает и использует закономерности развития детей.
Технология личностно ориентированного обучения. Эта технология направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимальное выявление, раскрытие и использование его опыта.
Технология дифференцированного обучения обеспечивает обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей.
Игровые технологии опираются на потребность личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации, формируют воображение, готовность к общественно значимой деятельности, позволяют ребенку включится в коллективную деятельность и общение.
Проектные технологии интегрируют в себе проблемные подход, групповые методы обучения, исследовательские, поисковые методы, способствуют развитию самостоятельности учащихся.
Такая работа придаст содержанию образования личностный смысл и создаст условия для раскрытия потенциальных возможностей ученика, обеспечит здоровьесберегающую среду».
Выше изложенное подтверждает эффективность и необходимость проведения работы по преемственности между начальным и основным звеном, начиная работу в этом направлении уже в 4 классе. Важно, такую работу организовать в тесном сотрудничестве учителей начальных классов и учителей предметников, используя все современные технологии обучения, обязательно учитывая здоровьесберегающий аспект в обучении.
Каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Стартовая диагностика обучающихся 4 класса
Текущая диагностика обучающихся 4 класса
Итоговая диагностика пятиклассников
Будет проведена в сентябре 2012-2013 учебного года
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фото с уроков:
|
|
|
|
||||
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.