Организация процесса адаптации первоклассников к школьному обучению
Основной целью работы учителя в 1 классе является построение учебно-воспитательного процесса, направленного на облегчение прохождения периода адаптации и снятия причин дезадаптивного поведения ребенка.
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
· Сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
· Установление контакта с учащимися, с учителем;
· Формирование адекватного поведения;
· Овладение навыками учебной деятельности.
Деятельность педагога направлена на создание следующих психолого-педагогических условий, которые можно представить в виде схемы:
1. Организация режима школьной жизни
· Обучение весь год в 1 смену с 8:00ч.
· Пятидневный режим обучения
· Ступенчатый режим процесса обучения (сентябрь – 3 урока)
· Дополнительные каникулы (всего 33 рабочие недели)
· 4-й урок на свежем воздухе проводится в форме экскурсий, игр
2. Создание предметно-пространственной среды
· Занятия проводятся в отдельном кабинете
· Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом, в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения
· По возможности учебники и дидактические пособия хранятся в классе
3. Организация оздоровительно-профилактической работы
· Мед. осмотр детей в начале года
· Подвижные игры на переменах
· Внеклассные спортивные мероприятия
· Проведение 3 уроков физической культуры
· Проведение физ.минуток на уроках
4. Организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период
· Структура урока адекватна возможностям первоклассников, т.к. урок состоит из нескольких структурных элементов, различающихся по характеру деятельности и объединенных общей темой
· Деятельность на уроках соответствует возможностям семилетнего ребенка (ролевые игры, методы чувственного восприятия и т.д.)
· Индивидуализация обучения достигается путем выполнения детьми заданий, имеющих разную степень сложности
· На уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии учитель проводит экскурсии и целевые прогулки
5. Организация внеучебной жизни первоклассников
· Общешкольные и классные мероприятия с целью приобщения первоклассников к школьным традициям (детские праздники, выставки детского творчества, концерты для родителей)
· Взаимодействие с родителями первоклассников
- изучение условий жизни ребенка в семье
- собеседование с родителями
- родительские собрания
- совместная деятельность (дети + родители)
· Изучение социально-психологической адаптации детей (диагностические методики изучения детского коллектива)
- солнце, тучка, дождик
- дом, в котором я живу
- круги на воде
- лесная школа
Данные методики позволяют увидеть взаимоотношения детей в коллективе, их привязанности друг к другу, определить нравственную сторону отношений учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.