лучшедома
Организация занятий и игр в ГПД

Организация занятий и игр в ГПД

docx
24.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Организация занятий и игр в ГПД.docx

Организация занятий и

игр с детьми младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости

Ребёнок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребёнка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребёнок хочет и может его усвоить. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести: совместные действия взрослого и ребёнка, употребление выразительных жестов («жестовая инструкция»), подражание действиям взрослого, действия по образцу. Нормально развивающиеся дети овладевают этими способами постепенно, без специального обучения, и уже в дошкольном возрасте основными методами для них становится показ (подражание действиям взрослого), образец и словесная инструкция.

Умственно отсталым детям свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему миру, и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность в общении с ним у ребёнка в раннем возрасте часто совсем не возникает.

В связи с этим первой задачей в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми является становление эмоционального контакта со взрослыми, направленного на сотрудничество.

Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребёнка действовать вместе со взрослыми и добиваться положительного результата.

 

Начиная взаимодействие с ребенком, нужно предусмотреть:

1        Педагог не должен бояться детей, их нужно принимать такими какие они есть.

2        Важно установить эмоциональный контакт (познакомиться, попробовать почувствовать его эмоциональное состояние и проговорить это, спросить, что ребенку интересно, чем он хотел бы заниматься, предложить ребенку совместную деятельность, выступая в ней ведущим)

3        Познакомить ребенка с пространством, где он будет находиться

4        Познакомить с правилами, рассказать, чем он будет заниматься

5        Сказать, к кому можно обратиться за помощью, если возникнут трудности

Далее я расскажу, как строить занятия с детьми с лёгкой степенью умственной отсталости, что нужно предусмотреть.

Воспитатель начальной школы должен тщательно планировать занятия, учитывая психологические особенности младших школьников:

·         дети в таком возрасте легче воспринимают информацию в игровой форме;

·         у школьников младших классов слабо развиты коммуникативные навыки, т.е. они не умеют общаться;

·         ученики начальных классов не имеют навыков самообразования и самоконтроля.

Учитывая эти особенности личности младшего школьника, воспитатель должен творчески подходить к проведению занятия, максимально включать игровые элементы в образовательную деятельность. Педагогу стоит организовать диалоговое общение на занятии для развития навыков коммуникации. Нужно помнить, что они не способны к полноценной самостоятельной деятельности и нуждаются в постоянном контроле и помощи взрослого.

Остановимся на организации проведения занятия

(Назову) Характеристики деятельностного подхода

 

1. Вызов интереса к деятельности

·        Организация мотивирования и целеполагания на занятии.

(Этап мотивации к деятельности занимает совсем немного времени. Несмотря на небольшую продолжительность данного этапа, он является очень важным и не должен проходить формально. Можно провести этот этап так, чтобы не только вызвать интерес учащихся к занятию, но и привлечь их для самостоятельного определения задач данного занятия).

2. Целенаправленная организация процесса освоения учащимися действий (разнообразие организационных форм).

Педагог способствует созданию обстановки сотрудничества и «ситуации успеха» для каждого ребёнка. Выбирает те методы и приёмы, которые будут направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка. Чтобы ребенок учился работать на занятии, проявлял большую долю самостоятельности, приобретал знания и умения в процессе работы, понимал для чего ему это нужно.

3. В процессе занятия предусматривается:

·        Наличие у учащегося ориентировочной основы действия (какой-то ориентир - образец, схема выполнения действия)

·        Наличие возможности потренироваться (предлагаем ребенку попробовать выполнить действие)

·        Наличие возможности получения обратной связи относительно правильности выполнения действия (постоянно необходимо контролировать правильность выполнения действия и говорить об этом ребенку)

Педагог отбирает содержание материала, соответствующее теме и задачам занятия. Совместно с детьми проектирует способ, схему, алгоритм решения поставленной задачи на занятии. Закрепляет полученные знания в процессе работы.

 

4. Организация занятия с опорой на взаимодействие

·        Совместная деятельность (комментирование своих действий) 

·        Совместно-разделённая деятельность (под контролем взрослого или с дозированной помощью взрослого, могут работать по алгоритму, схеме, в паре, в группе)                         

·        Самостоятельная деятельность (организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий)

 

Учащимся начальных классов - характерна совместная Деятельность или совместно-разделённая

5. Вовлечение ребенка в активную деятельность

Активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей обучения - знание не передаётся в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной предметно – практической деятельности.

Самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, это та, деятельность в которой он изменяется и эти изменения осознает.

Поэтому очень важно, чтобы взрослый организовывал самостоятельную деятельность детей. Легче всего их вовлекать в игру.

 

Сейчас мы посмотрим фрагмент урока, как я организую характеристики деятельностного подхода, то, что вам рассказала. Все данные характеристики как учитель, так и воспитатель может использовать во время внеурочной деятельности на внеклассных занятиях.

Это поможет вам лучше узнать возможности наших детей.

II ЧАСТЬ

 

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, переживать успех. Игра – основной вид деятельности ребёнка. Через игру он познаёт окружающий мир, в игре развивается его речь. Игра способствует общению и социализации в обществе.

Роль взрослого в игре двойственна: с одной стороны, он руководит процессом, организует детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

 

Как выбрать игру

При выборе игры необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства:

1. Возраст играющих. При подборе игр надо исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Постепенно можно вводить и командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки.

2. Помещение для игр. При выборе игр всегда приходится считаться с размером помещения. Если игры проводятся в большом зале или в просторном коридоре, значит можно провести подвижные игры или командные эстафеты. Можно проводить игры с бегом, прыжками, мячом. Можно объединить для игр две или три группы и провести соревнование между ними.  

В небольшом помещении возможности ограниченны. Если детей много, приходится подбирать только малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность и т. п.

3. Игры на воздухе. Проведение игр зависит от времени года и погоды.

4. Число участников. Не всегда игры проводятся со всем составом группы. В этих случаях очень хороши игры за столом, настольные игры, игры с конструктором и строительными материалами и т. п.

5. Инвентарь для игр. Составляя программу игр, воспитатель должен обязательно учитывать, какой для них понадобится инвентарь, заранее подготовить все необходимое.

 

Как объяснить игру

Беседуя с детьми, воспитатель должен стоять так, чтобы все дети его видели, и он видел всех детей. Лучше всего для этого стать в круг вместе с детьми. Объяснение игры должно быть кратким, четким, понятным, ярким и образным. Всегда, когда есть возможность, оно должно сопровождаться показом, демонстрацией отдельных этапов игры.

Если в игре много правил, которые сразу усвоить трудно, можно некоторые из них умышленно опустить и сообщать дополнительно по ходу игры. Можно не сразу после объяснения начинать игру, а предварительно провести репетицию, предупредив детей, что пока результаты засчитываться не будут.

 

Выбор водящего

Правильный выбор водящего имеет большое значение во многих играх. Его активность, изобретательность часто определяют ход игры. Руководитель, организуя с детьми игру, в которой многое зависит от водящего, может назначить его сам. Можно предложить выбрать водящего участникам игры, подсказав при этом, какими качествами он должен обладать (того, кто хорошо бегает; кто не пропустит мяч; самого веселого и т. п.). Этот способ особенно хорош, потому что выбранный водящий всегда старается как можно лучше оправдать доверие своих товарищей.

Но есть игры, где водящим может стать любой, тем более что в процессе игры он будет часто меняться. В этих случаях лучший способ - прибегнуть к считалке. Сам процесс выбора водящего при помощи считалки уже является для детей игрой.

 

ВЫВОД

Советы организатору игры

1.     Прежде чем провести игру, чётко выработайте правила и критерии оценок.

2.     Заранее позаботьтесь о месте, где будет проходить игра. Обустройте его так, чтобы каждому было комфортно.

3.     Гвоздь программы – её ведущий.

4.     Привлекайте к подготовке и участию в мероприятиях детей.

5.     Добровольность – основа всего. Если ребёнок не хочет участвовать в игре – не заставляйте его. Попробуйте заинтересовать других, а он присоединится к ним – пусть не на первой игре, а на следующей.

6.     Точно и кратко объясняйте условия игры.

7.     Не затягивайте игру по времени.

8.     Если вопросы слишком трудны, то помогите, намекните игрокам, каков ответ.

9.     Если игра позволяет, то расскажите в перерыве занятную историю (лучше – по теме), проведите игру со зрителями, если они есть.


Сделайте так, чтобы все «вошли в азарт», но не делайте целью игры победу той или иной команды (если это не конкурсная программа).

 

Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны детям.

Остановимся на некоторых из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповые игры (Без разделения на команды)

 

У медведя во бору

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия - опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

 У медведя во бору

 Грибы, ягоды беру,

 А медведь сидит

 И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово - «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое-пятеро.

 

Коршун и наседка

В игре участвуют 10-12 ребят. Один из играющих выбирается коршуном, другой - наседкой. Все остальные - цыплята. Они становятся за наседкой, образуя колонну. Все держатся друг за друга, а стоящий впереди - за наседку (рис. 3). Коршун становится в трех-четырех шагах от колонны. По сигналу руководителя он старается схватить цыпленка, стоящего по­следним. Для этого ему нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как наседка все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в стороны руки, а вся колонна отклоняется в противоположную от него сторону.

Игра продолжается несколько минут. Если за это время коршуну не удастся схватить цыпленка, выбирают нового коршуна, и игра повторяется.

 

Успей занять место

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удастся, то тот, кто останется без места, идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

 

Веселые состязания и малоподвижные игры

 

Стул есть, но никак не сесть

Пять стульев сдвигаются в круг, плотно друг к другу, спинками внутрь. Перед стульями становятся 6 человек. Они поворачиваются в одну сторону и по команде руководителя начинают маршировать вокруг стульев. Внезапно руководитель дает свисток (или другой условный сигнал). Все играющие должны быстро занять места. Так как стульев всего 5, а играющих 6, один из них остается без места и выбывает из игры. Одновременно выставляется из круга один стул (остальные стулья сдвигаются), и игра продолжается. После каждого сигнала число играющих уменьшается. Когда остаются два игрока и один стул, проводится заключительный этап игры. Выигрывает тот, кто займет этот стул.

 

Две из трех

На полу ставят три кегли. Двое играющих пляшут вокруг них, держа руки на бедрах или за спиной. По команде «Стоп!» каждый старается схватить две кегли. Тот, кому достанется одна, проигрывает.

 

Нос - Ухо - Нос

Обращаясь к участникам игры, руководитель говорит: «Ука­зательным пальцем правой руки дотроньтесь до носа и скажите при этом «Нос». Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, «Лоб», вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-нос-ухо!» Сказав «Ухо», руководитель указывает пальцем на подбородок, и мно­гие невольно делают то же, самое.

 

Карлики и великаны

Играющие становятся в круг. Руководитель договаривается с детьми, что, если он скажет «великаны», все должны подняться на носки и поднять обе руки вверх; если же он скажет «карлики», все должны присесть на корточки и вытянуть руки впе­ред. Сначала руководитель проводит репетицию, при этом он может не делать движений. Потом, проводя игру, руководитель может время от времени показывать движения невпопад. Кто ошибется, получает штрафное очко.

 

Воздух, вода, земля, ветер

Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к кому-либо из играющих, водящий говорит одно из четырех слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» - и считает до 5.

Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задано) птицу, рыбу, зверя или же покружиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо четырех указанных слов водящий говорит кому-нибудь «огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чье-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать в круг, становится водящим.

 

Игра «День и ночь»
Выделяется водящий - «совушка». Играющие – на площадке, а «совушка» - в гнезде (отведенное для этого место).

По сигналу «День наступает» дети, подражая полету бабочек, стрекоз, птиц, жуков и «превращаясь» в других животных, резвятся, стараются наиболее точно показать, кого они изображают.

По команде «Ночь наступает» все играющие обязаны «замереть» в той позе, в которой она их застала. «Совушка» выходит «на охоту», шевелящихся уводит в гнездо.

По сигналу «День наступает» «совушка» уходит в гнездо, играющие опять «оживают». «Совушка» меняется через 2-3 игры.

 

 

Игра «Краски»

В начале игры с помощью считалки выбирают двух человек: одного – на роль хозяина лавки, торгующего красками, а другого – на роль покупателя. Остальные играющие выступают в роли красок. Каждый из них решает, какой краской он будет – золотой, синей, фиолетовой, желтой и т. п. «Хозяин» сторожит краски. К лавке подходит «покупатель» и стучит в воображаемую дверь:

– Тук-тук!

«Хозяин»:

– За чем пришел?

– За краской.

– За какой?

– За синей!

– Такой нет (если такой краски действительно нет). Скачи по синей дорожке, найди синие сапожки, поноси и нам принеси.

Если такая краска есть, то игрок быстро вскакивает и убегает. «Покупатель» должен догнать убегающего. Если он ловит «краску», то она становится новым покупателем.

 

Игры за столом. Дидактические игры.

 

Кто летит

Играющие сидят вокруг стола. Каждый кладет на стол указательный палец. Руководитель говорит: «Голубь летит» - и поднимает вверх палец; все делают то же самое. Затем он называет других птиц и насекомых («Воробей летит», «Пчела ле­тит» и т. д.) и все поднимают палец. Неожиданно он вставляет: «Корова летит» (или «Стол летит», «Осел летит» и т. п.). В этих случаях палец поднимать не нужно. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко. Побеждают наиболее внимательные, у которых к концу игры будет меньше штрафных очков.

 

«Чудесные превращения»

Цель: Учить детей преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.

Ход игры:      

Слово «СОМ». Замените в нем первый звук.

СОМ – ТОМ – КОМ – ЛОМ – РОМ и т.д.

     У кого больше получилось слов?

     Замените второй звук в этом слове.

СОМ – САМ.

     А теперь замените третий звук.

СОМ – СОК – СОР – СОЛЬ и т.д.

     Новые слова можно обозначать фишками.

Определение победителя: Выигрывает тот, кто больше получит слов.

 

«Один звук»

Цель: Учить детей преобразовывать слова, изменяя один звук.

Ход игры:

Из каждого слова исключить по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Например:

ОЛЕНЬ - ЛЕНЬ.

     ХЛЕВ, УТОЧКА, СТОЛБ, ЩЕЛЬ, УКОЛ, ЗУБР, КОСА, МРАК, ПОЛК, УДОЧКА, ВОЛК, СМЕХ, КЛЕЩ, МЕЛЬ, СНАРЯД, ГРАД, СКОТ, ВСЛАСТЬ, КРАСКА, СТОЛ, ТЕПЛО, БЕДА, ЭКРАН.

     Подсчитайте очки: новое слово – одно очко.

Добавьте к каждому из слов один звук, чтобы получилось новое слово. Например:

РОЗА - ГРОЗА

     РУБКА(т), СТОЛ(б), ДАР(у), КЛАД(с), ЛАПА(м), ШАР(ф), УСЫ(б), УКУС(с).

Замените в словах один согласный звук. Например:

КЛИН - БЛИН.

   НОГТИ(к), БУЛКА(р), ЛАПКА(ц), ЗУБЫ(д), КИСКА(м), ПЕСОК(л), ГАЛКА(п), ОРЕЛ(с), НОРКА(к), СВЕТ(ц), ПОЛЕНО(к), РАМОЧКА(м).

Определение победителя:        

     Побеждает тот, кто набрал большее количество очков.

 

Познавательные игры

Познавательные игры открывают ребенку окно в мир знаний. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа, размышлений.

Решение игровой задачи требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.

Предлагаю некоторые интеллектуально - развивающие игры, которые я провожу в группе продленного дня - “ИГРЫ СО СЛОВАМИ И БУКВАМИ”. Они помогают детям закрепить знания, полученные на уроках, сформировать положительное отношение к учебе.

 

“Гласные-близнецы”

Предлагаю учащимся поработать со словарем и найти слова, содержащие две или три одинаковые гласные. Дети находят и записывают слова:

БАРАБАН, САХАР, ЗАВТРАК, ОКОЛО, МОЛОТОК, ВЕЧЕР, БЕРЕГ, ФИНИКИ, КАРАВАН…

 

“Зашифрованное слово”

Эта игра помогает детям закрепить умение делить слова на слоги и составлять из них новые. На доске записаны слова: АВТОР, ТОВАРИЩ, МОТОР, БИЛЬЯРД.

Задание: из каждого слова взять только первые слоги и записать полученное (АВ-ТО-МО-БИЛЬ)

Возможны и другие виды заданий, когда из первого слова берется первый слог, а из второго-второй, а из третьего - третий.

Например: УРОЖАЙ ПОЧЕМУЧКА САДОВНИК (У - ЧЕ - НИК)

 

“Третий лишний”

Дается три слова. Например: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ. Учащиеся сравнивают данные слова по различным признакам, находят “лишнее” слово, которое им не соответствует.

 

 

“Наборщик”

В начале игры произвольно подбирается слово. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов.

Например, из набора букв слова СВЕРЛО можно составить слова СЕЛО ЛОВ РОВ ВОР СЕВ ВЕС ВЕСЛО

 

“Флот помог”

Запишем четыре слова ПЕНА ШАР БОР МЕТР. А рядом еще одно — ФЛОТ.

Из слова ФЛОТ будем брать по одной букве, и добавлять в конец какого-то из четырех слов. У вас должны получиться новые слова.

 

Большое внимание необходимо уделять обогащению словарного запаса. “Найди друзей”

Написаны два столбика слов. К словам левого столбика надо найти близкие по смыслу слова из правого.

Алфавит  

аккуратный

Огонь  

алый

Шалун  

скакать

Чистый  

азбука

Конница  

пламя

Прыгать  

озорник

Бросать  

кавалерия

Красный  

кидать

 

 “Какие слова”

Переставьте буквы так, чтобы вышло слово: ОДМ ВОРД ВАРТА ЦОВА КУТА ЕЛОНЬ СУТК АВИ КОКАШ.

Ответ: дом двор трава овца утка олень куст ива кошка.

 

Игры в небольшом помещении

 

Рисование вслепую

Руководитель вызывает кого-либо из желающих к доске и спрашивает, умеет ли он хоть немного рисовать. Получив утвердительный ответ, руководитель завязывает ему глаза и предлагает нарисовать на доске мелом домик.

- Сначала нарисуй дом без крыши,- говорит он. - Теперь дорисуй крышу, а потом окна, двери. Нарисуй на крыше трубу. Справа от дома нарисуй елочку. Изобрази дым, идущий из трубы. К дому ведет тропинка, нарисуй ее. Возле дома нарисуй забор.

Играющий выполняет все задания руководителя.

- Ну, хватит, - говорит руководитель, - будем считать, что твоя картина готова. Можешь снять повязку и посмотреть, что получилось.

Все присутствующие живо и с большим интересом комментируют рисунок, в котором дым может идти из окна, а дверь оказаться на крыше дома и т. п.

К доске вызываются другие желающие, которым точно так же завязывают глаза и которые рисуют по частям то, что предложит руководитель или они придумают сами.

 

ИГРЫ НА КОЛЛЕКТИВНОЕ ДОВЕРИЕ, ВНИМАНИЕ, РАССЛАБЛЕНИЕ И СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ

 

 

Море, суша, небо.

В этой игре детям предстоит вспомнить обитателей моря, суши, неба. Они становятся в ряд. Ведущий поворачивается лицом к ним, произносит, например: "Суша!" — и бросает мяч. Тот, кто поймает мяч, должен бросить его ведущему, назвав представителя животного мира, обитающего на суше.

 

Съедобное-несъедобное

Эта игра проводится по тому же принципу, что и предыдущая. Только на этот раз, бросая мяч, ведущий говорит: "Съедобное!" или "Несъедобное!". Дети в ответ должны назвать соответствующий продукт, фрукт, овощ или предмет.

 

Гроза
Дети становятся в круг. Ведущий говорит им, что перед грозой обычно очень тихо, и просит детей замереть. Затем слышатся отдаленные тихие звуки: дети, глядя на ведущего, трут ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливаются: дети хлопают в ладоши, вначале тихо, потом громче. Вот уже слышна гроза: дети топают ногами. Гроза в разгаре: дети громко топают ногами и хлопают в ладоши. Но вот гроза затихает: все действия повторяются, но уже в обратном порядке.

 

Цвета
Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь чего-нибудь желтого. Раз, два, три". Игроки как можно быстрее стараются взяться за одежду, предмет этого цвета раньше остальных участников. Кто не успел — выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся игрок.

 

На болоте

Двум участникам дают по два листа бумаги. Они должны пройти через "болото" по "кочкам" — листам бумаги. Нужно положить лист на пол, стать на него двумя ногами, а другой лист положить впереди себя. Переступить на другой лист, обернуться, взять снова первый лист и положить впереди себя. Кто первым придет к финишу — тот победил.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)