Организация жизни и быта жителей населенного пункта в прошлом и настоящем
Оценка 4.9

Организация жизни и быта жителей населенного пункта в прошлом и настоящем

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
география +1
5 кл—11 кл +1
13.03.2024
Организация жизни и быта жителей населенного пункта в прошлом и настоящем
В работе изложен материал по истории села Червоная Поляна, Антрацитовского района, ЛНР
Антрацитовский район Милютин otchet.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЧЕРВОНОПОЛЯНСКИЙ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

 

 

 

ПРОЕКТ

Организация жизни и быта жителей населенного пункта в прошлом и настоящем

                                            Номинация: Этнографические исследования

                                      Автор: Новохатченко София Алексеевна

                                                                              ученица 8 класса

                                                   Научный руководитель: Милютин Павел                  Николаевич, учитель географии                                                                                                  

                                                             

     

с. Червоная Поляна

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

1.История названий объектов села…………...……………….…………….5

1.1. История названия села……………………………………………….….5

1.2. История названий улиц села и сельскохозяйственных предприятий на его территории ……………………………………………………………………7

2. Названия природных объектов в окрестностях села…………………….8

2.1. История названий природных объектов в окрестностях села…..……8

Выводы………………………………………………………………………...11

Список использованных источников……………………….……………….12

Приложения……………………………………………………...……………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Мы живем в условиях непризнания ЛНР другими государствами, непрекращающихся провокаций на линии разграничения с ВСУ, угрозы возобновления активных боевых действий. В наше непростое время особое значение для воспитания патриотических чувств приобретает формирование любви к малой Родине – родному городу или селу, необходимость привить желание защищать и развивать свой населенный пункт, беречь исторические памятники, природу, своих соотечественников, родных и близких. Поэтому исследование истории моего села, его страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашего края.

            Объект исследования: история села Червоная Поляна

            Предмет исследования: Малоизученные и проблемные вопросы в истории села Червоная Поляна

            Цели и задачи исследовательской работы:

1.Найти информацию по истории села.

2. Исследовать историю села.

3. Исследовать малоизученные и проблемные вопросы в истории села.

            Методы исследования:  Изучение литературы и других источников информации, теоретический анализ и обобщение литературы, периодических изданий об истории села из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события, запись воспоминаний старожилов села.

                        Целесообразность моей исследовательской работы заключается в том, чтобы повысить уровень исторических знаний и исторической культуры; в популяризации истории Отечества и воспитании патриотизма у молодежи.

Научная новизна. В работе исследованы история названий улиц села и сельскохозяйственных предприятий на его территории, уточнена история освобождения села, описаны исторические места села, рассмотрены малоизученные вопросы в истории села. Большинство фактов, изложенных в работе, новые. Некоторые данные интерпретированы из ранее имеющихся источников.

Сравнение с аналогами. Источники по истории села ранее изучались с классовой точки зрения. В настоящей работе я пыталась оценивать факты беспристрастно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИЯ НАЗВАНИЙ ОБЪЕКТОВ СЕЛА

 

         Через село протекает река Луганчик, исток которой в двух километрах к западу от села близ железнодорожной станции Колпаково. Река является правым притоком Северного Донца. Скорее всего, название она получила от реки Луганка (Лугань) в уменьшительном значении, поскольку она значительно меньше. Ее длина всего 83 километра, максимальная глубина 90 сантиметров, а ширина русла в пределах 3 метров. В районе села на этой реке построен каскад прудов, основным предназначением которых было орошение полей. В настоящее время в них разводят рыбу, купаются сельские жители.

           

            1.1.История названия села

            Село было основано в 18 столетии. В разных источниках приведены разные даты. Так в  «Материалах для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии, в описании слободы Луганчик указана дата 1766 год (приложение 1), в книге «История Луганского края» приводится следующее описание: «Перечисленными населенными пунктами его владения не ограничивались. Основанная в 1762 г. сыном генерала Шевича и заселенная гусарами слобода Белая, о которой мы писали выше, в качестве приданого перешла к Штеричу, а в 1769 г. им же была основана слобода Петропавловка, в которой первоначально проживало 200 украинских семей переселённых из села Макаров Яр, выселенных из поселка по распоряжению губернатора Новороссии с тем, чтобы перевести сюда русских из Севского уезда Белгородской губернии.». В селе Червоная Поляна Установлен памятный знак (приложение 2) на котором указано время образования села 1772 год.

Существуют разные версии происхождения названия села. По одной из них название было присвоено переселенцами из Севского уезда Орловской губернии в память о покинутом ими родном населенном пункте, по другой – заселение села началось в день Петра и Павла 12 июля, а по третьей (наименее вероятной) – первыми поселенцами были люди с именами Петр и Павел. Мы более склоняемся к версии что названия села связано с первой церковью, купленной в слободе Боровская (приложение 3). Согласно этой версии у первых жителей слободы Луганчик церкви не было. Они обратились с прошением о покупке церкви в Белгородскую епархию. В описании слободы Боровской указано что старую церковь они продали в слободу Петропавловка Славяносербского уезда, и если предположить что церковь была в честь Петра и Павла тогда возникновение названия слободы Петропавловка объяснима. Картографический материал названия слобода Луганчик не содержит, а слобода Петропавловка встречается в картах 19 и начала 20 столетия (приложения 4-8).

            В 1923 году населенный пункт был переименован в село Красная Поляна (приложение 9). Большевистскую власть, боровшуюся с религиозными пережитками, старое название не устраивало. Возможно, слово «красная» в названии было связано с тем, что большинство жителей в период гражданской войны воевали на стороне красных. По достоверным сведениям в селе был создан партизанский отряд, боровшийся с белоказаками, а позднее влившийся в регулярную Красную Армию.

            Существует  и другая версия, согласно которой «красная» означает «красивая». Есть и третье, довольно курьезное предположение о том, что Красная Поляна получила свое название из-за красных черепичных крыш. Дело в том, что в окрестностях села начал работать завод, выпускавший красную черепицу. Хозяин завода, заинтересованный в сбыте продукции, ввел денежное поощрение для рабочих за прием заказов, а они придумывали различные способы увеличить свой доход. Например, зайдя под каким-то предлогом на подворье, бросали, незаметно от хозяина, на соломенную крышу увеличительное стекло. В сухую солнечную погоду солома воспламенялась. К 1923 году большинство крыш  в селе были покрыты красной черепицей, которая и сейчас имеется во многих дворах односельчан.

            Когда и как Красная Поляна стала «Червоной Поляной» (приложение 9) достоверно сказать нельзя, так как нормативного акта о переименовании села нет. Можно предположить, что переименование произошло в период «украинизации» в 1930-е годы, но в документах односельчан военного и послевоенного времени, на картах 1941 года фигурирует старое название (см. Приложение 8). Правописание названия села на Червоную изменилось в документах с 12 марта 1982 года – протокол заседания сельского совета от 12.03.1982г. №3.Однако население села и района новое название не восприняло. На трафаретах автобусов, в разговорной речи употребляется только старое название. Это и  не удивительно. Большинство нашего населения русскоязычное, а если предположить, что слово «красная» означает «красивая», то перевод и вовсе сделан неверно.

 

            1.2.История названий улиц села и сельскохозяйственных предприятий на его территории

            Большинство улиц села имеют два названия. Первые названия они получили в дореволюционное время, а вторые в современное время. По всей вероятности, первые поселенцы давали имена улицам по фамилиям или прозвищам их основателей: Захаровка  (ул. Советская), Шевяковка (ул. Шевченко), Парамоновка и Грачевка (ул. Карла Маркса), Клюевка и Мотвеевка (ул. Октябрьская), Каплевка и Бондаревка (ул. Калинина), Селядевка и Кубатковка (ул. Интернациональная), Камышевка и Мусовка (ул. Партизанская), Евсютевка и Тюревка (ул. Комсомольская), Коробковка(ул.Мира). Старые названия некоторых улиц имеют иное происхождение. Например, Дьячевкой называли  улицу Ленина, где жил церковный дьякон, Новой улицей называли улицу  Садовую,  построенную одной из последних в селе. А улицу Пролетарская старожилы называют Новоселовкой.   В конце 1980-х годов появилась улица Молодежная - единственная улица села не имеющая второго названия. Вначале ее планировали отапливать и обеспечивать горячей водой от котельной нового здания Червонополянской школы, построенной в 1991 году, но это сделать не удалось.  Какие улицы были первыми? О этом можно судить по карте 19 столетия (приложение 9). Характер расположения улиц говорит о том , что люди селились вдоль реки и дорог. Большинство дорог села с твёрдым покрытием, но остались и грунтовые дороги. Примечательно что твердое покрытие дорог стелилось на каменное основание – мостовую. Которое на некоторых улицах сохранилось до наших дней (приложение 10)

                        В конце 1920-х годов в селе были организованы колхозы «Партизан» (назван в честь красных партизан гражданской войны), «Хлебороб» и коммуна «Красный колос» (в названии подчеркнута  преданность идеям большевизма). В 1951 году на базе коллективных хозяйств Красной Поляны и окрестных сел был создан крупный колхоз имени Сталина, который после развенчания культа Сталина на ХХ съезде КПСС, был переименован в колхоз «Украина», с 1993 года колхоз назывался КСП «Украина». Прошло распаивание  колхозных земель, а в 2000 году коллективное сельскохозяйственное предприятие распалось на несколько. Наиболее крупными из них были и остаются предприятия «Лугань» и «Союз». Таким образом, в 1920-е - 1930-е годы на территории села проходила коллективизация, в 1950-е годы - укрупнение, а в 1990-е годы - распад крупного коллективного хозяйства на более мелкие и индивидуальные.

 

 

РАЗДЕЛ 2. НАЗВАНИЯ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ В ОКРЕСТНОСТЯХ СЕЛА

2.1.История названий природных объектов в окрестностях села                                  Характерной особенностью окрестностей села являются овражные леса, которые местные жители называют балками. В них люди заготавливают дрова, пасут скот, косят траву на сено, собирают цветы, грибы и ягоды, отдыхают.

         Каждая из балок имеет свое название. Согласно карте середины XIX века (см. Приложение 4) почти век они носили название, соответствующие фамилиям. Например, это балки Чипилкина, Уголькова,  Алексанина, Турова. По видимому, крестьянская община поручила этим людям следить за угодьями, распределять лес для вырубки дров и покоса между крестьянскими подворьями. Многие из них называются так и сегодня. В то же время, многие названия служат характеристиками географических мест. Есть балка Маленькая, балка Широкая, балка Гремучая о происхождении названий которых легко догадаться. Балка Пятипальцева с большого расстояния напоминает человеческую руку (пять лесистых оврагов словно пять пальцев).

         Со многими из балок связаны легенды или исторические события. Так, между балками Широкая и Маленькая к востоку от села есть местность, которую называют «Бездонник». Раньше она была сильно заболочена и существует легенда, что однажды казак, ехавший из Запорожья на Дон, ушел под  землю вместе с лошадью. А так же говорят, что одно время из бездонного колодца выплывали корабельные доски. О балке Широкой старожилы вспоминали, что в ней росли огромные дубы. Государственных крестьян, живших в  Петропавловке, обязали поставить их для нужд российского флота, а позднее они выкорчевывали корни этих деревьев, делали из  них древесный уголь и продавали в г. Ростов для самоваров.

         Одним из лучших представителей лесов овражного типа на Луганщине является «Урочище Лбы», которое находиться в полутора километрах южнее Червоной Поляны.

Урочище имеет общую площадь  около 500 гектар, а название такое получило потому, что расположено в глубокой балке древней эрозии. Противоположные  стороны урочища круто спускаются ко дну балки и, как будто, противостоят один другому «лбами». Как утверждают экологи, природные овражные балки урочища имеют исключительно важное значение, как высокоорганизованные долговечные экосистемы. Больше того, данный участок представляет собой типовой образец овражных балок возрастом от 45 до 120 лет, которые сберегли генетический фонд и всё биологическое разнообразие флоры и фауны региона, что является исключительно важным моментом при современных темпах влияния человека на природу. Кроме того, недалеко от  ж/д станции Колпаково, а это в 1,5 км на запад от урочища Лбы, находится одна из самых высоких точек Донецкого кряжа – 349 м. над уровнем моря. Этот своеобразный купол даёт начало речкам Луганчик и Ольховая, а в самом урочище берёт начало речка Большая Каменка,  которая в широтном направлении пересекает почти весь Донецкий кряж по линии Антрацит – Краснодон до впадения в Северский Донец. Немаловажен тот факт, что на территории урочища произрастает 10 видов особо охраняемых растений, в том числе дельфиниум Сергия, тюльпан  дубравный и шафран сетчатый. Особенную ценность и красоту придаёт уникальный родник, со всех сторон окруженный лесом, который образовался на месте соединения правого и левого притоков речки Большая Каменка. Вода здесь прохладная, но чистая. Дно глинисто-каменистое. Этот родник, со слов старожилов, называют «Святая криница»  или «Лоточёк». По словам старожилов, открыл эту криницу Иван  Милютин приблизительно в 1947-1948 годах. Он проживал в селе Красная Поляна, а работал бухгалтером в лесничестве в селе Колпаково. Один раз он шёл на работу через лес и нашёл родник, раскопал его и облагородил. Но так как он был верующим, то попросил батюшку освятить криницу, поэтому её называют «святой». На сегодняшний день, жители установили там икону и свято в это верят. А говорят ещё, что тут проходит жила с залежами серебра, потому что вода из криницы не только вкусная, но и долго не портится.

         Однако уже на карте XIX века этот родник указан как «Родительский родник». По всей вероятности потому, что он наряду с другим источником дает жизнь реке Большая Каменка.

         С урочищем связанная еще одна легенда. Говорят, что во время гражданской войны здесь побывал Нестор Махно и закопал часть своих награбленных сокровищ. В советское время  несколько экспедиций пытались их обнаружить, но им это не удалось. Дело в то, что махновцы от центрального шурфа большой глубины делали ответвления, а спрятанной сокровища накрывали большими и плоскими каменными валунами сквозь которые сигнал металоискателя не проходит.

         Большинство жителей села знают названия балок, но, к сожалению,  не задумываются об их происхождении. А без этого история села будет не полной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

         В данной работе сделана попытка исследовать историю названий географических объектов нашего села: происхождение названия села, названий улиц и сельхозпредприятий на его территории, а также природных объектов в его окрестностях. Приводятся легенды, связанные с названиями. Некоторые из них достаточно достоверны, многие носят предположительный характер, однако эти сведения, бесспорно, вызывают интерес у многих односельчан, стремление к изучению истории своей малой Родины, а следовательно способствуют развитию патриотических чувств.

         Существует вспомогательная историческая дисциплина топонимика, изучающая историю названий. Это мой маленький вклад в ее развитие. Надеюсь, что содержание работы будет интересно односельчанам и любителям истории нашего Луганского края.

         Полученные результаты основываются на вполне достоверных источниках и пригодны для уточнения и дополнения истории села Червоная Поляна.

         В Луганской Народной Республике большое внимание уделяется патриотическому воспитанию. В ЛНР действуют: закон «О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики» от 30.97.2015 года, программа «Патриотическое воспитание подрастающего поколения Луганской Народной Республики на 2015-2020 года», программа духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов Луганской Народной Республики на 2016-2020 года. Подводя итоги своей работы, я могу сказать, что цель данного проекта достигнута. Надеюсь, что эта работа будет содействовать благородному патриотическому делу – выявлению, изучению. Сохранению и эффективному использованию информации об истории села Червоная Поляна.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.      «Материалы для историко-статистического описания Екатеринославской Епархии. Церкви и приходы прошедшего XXVIII столетия» : Вып. 1-2. - Екатеринослав : Тип. Я. М. Чаусского, 1880. - 2 т.

Вып. 2 : Нынешние уезды : Бахмутский, Славяносербский, Ростовский на Дону, Александровский и Мариупольский. - 1880. - V, 373 с.

 

2.      Научно-исследовательская работа «Малоизученные и проблемные вопросы в истории села Червоная Поляна»  Автор: Слободчукова Виктория Сергеевна,

ученица 11 класса ГБОУ «Червонополянский УВК» ЛНР,  с. Червоная Поляна

2018

 

3.      История Луганского края: Учебное пособие / Ефремов А.С., Курило В.С. Бровченко И.Ю., Климов А.А., Красильников К.И., Семистяга В.Ф., Подов В.И. — Луганск: Альма-матер, 2003. - 432 с.

 

4.      Горелик А. Ф. История родного края (Луганская область) / .А. Ф. Горелик, Т. В. Вихрова, К. И. Красильников ; отв. ред. Г. М. Намдаров. – Луганск, 1995. – 217с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Приложение 2

 

 

Приложение 3

СЛОБОДА БОРОВСКАЯ

Боровская – прежде расположена была на самом берегу Донца, в 2 верстах от того места, где она ныне находится. Мы уже видели, что по Чугуевской переписке Боровской городок встречается в 1691 году. поелику же по указу 1704 года видим не только Боровской городок Донцев, но и Ново-Боровскую станицу Донцев, то есть станицу, выселившуюся из Боровского городка, то это дает видеть, что Боровский городок Донцев основан далеко прежде 1690 года, и, вероятно, в одно и то же время, как основался городок Айдар, то есть около 1642 года. Последнее оправдывается и важностью места Боровского городка для тех времён. Не вдали от устья реки Боровой, крымцы около 1571 года проложили себе в Россию новую дорогу, которая называлась Калмиусской дорогой. Это обстоятельство заставило Московского царя тогда же сделать новые назначения сторожевым отрядам, наблюдавшим у Донца за движениями крымцев. И так как около 1640 г. донцы особенно сблизились с Московским царём, как видно по делу о взятии Азова, то без сомнения не долго спустя после того они поставили сторожевой городок для наблюдениями за крымцами, при переправах их чрез Донец близ устья р. Боровой. В последствии, около 1700 г., на землях городка Боровского стали поселяться черкассы Острогожского полка.

Памятниками храма Святителя Николая, бывшего в Боровском городке, служат: а) то, что в святогорском синодике, между делавшими вклад в монастырь в 1718 г., записаны Боровский О. Варсонофий и Боровской атаман; б) старое кладбище на месте городка, где Донец в полую воду вымывает кости покойников. Благоговение жителей к святости прежнего места и уважение к могилам предков долгое время ежегодно вызывали жителей новой слободы – с крёстным ходом посещать старую родину и творить там поминовение об усопших.

На новом месте число жителей со временем умножилось, и старый храм, перенесённый с прежнего места его в новую слободу, стал тесен. Потому он продан был в слободу Петропавловку Славяносербского уезда, а новый храм, обширный, освящён во имя Святителя Николая 1795 г. Набожные соседние помещики Суханов и Добровский, помещицы Черенкова и Терентьева украсили храм ризницею и утварью.

Из древних книг уцелел только Апостол. М. п. 1718 г.

От холеры 1848 г. Умерло до 60 человек.

 

Приложение 4

 

Приложение 5

 

Приложение 6

 

 

 

Приложение 7

 

Приложение 8

 

 

Приложение 9

 

 

Приложение 10


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………3 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………3 1

ВВЕДЕНИЕ Патриотизм – это любовь к

ВВЕДЕНИЕ Патриотизм – это любовь к

Большинство фактов, изложенных в работе, новые

Большинство фактов, изложенных в работе, новые

РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИЯ НАЗВАНИЙ ОБЪЕКТОВ

РАЗДЕЛ 1.ИСТОРИЯ НАЗВАНИЙ ОБЪЕКТОВ

Петра и Павла тогда возникновение названия слободы

Петра и Павла тогда возникновение названия слободы

История названий улиц села и сельскохозяйственных предприятий на его территории

История названий улиц села и сельскохозяйственных предприятий на его территории

РАЗДЕЛ 2. НАЗВАНИЯ ПРИРОДНЫХ

РАЗДЕЛ 2. НАЗВАНИЯ ПРИРОДНЫХ

Одним из лучших представителей лесов овражного типа на

Одним из лучших представителей лесов овражного типа на

Но так как он был верующим, то попросил батюшку освятить криницу, поэтому её называют «святой»

Но так как он был верующим, то попросил батюшку освятить криницу, поэтому её называют «святой»

ВЫВОДЫ В данной работе сделана попытка исследовать историю названий географических объектов нашего села: происхождение названия села, названий улиц и сельхозпредприятий на его территории, а также…

ВЫВОДЫ В данной работе сделана попытка исследовать историю названий географических объектов нашего села: происхождение названия села, названий улиц и сельхозпредприятий на его территории, а также…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Приложение 1

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3 СЛОБОДА БОРОВСКАЯ

Приложение 3 СЛОБОДА БОРОВСКАЯ

Приложение 4

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 9

Организация жизни и быта жителей населенного пункта в прошлом и настоящем

Организация жизни и быта жителей населенного пункта в прошлом и настоящем

Приложение 10

Приложение 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2024