Организация исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время
Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
химия
9 кл—11 кл
11.02.2017
В статье рассмотрен вопрос организации исследовательской деятельности с учащимися на уроках и во внеурочное время. Особенностью статьи является описание алгоритма действий для учителя и учащихся при организации научного исследования и рассматриваются основные этапы исследования. В конце статьи автор приходит к выводам о значимости исследовательской деятельности в современном образовательном процессе, которая позволяет реализовать право учащихся на получение качественного и современного образования, обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
Алгоритм исследовательской деятельности.doc
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села
Березина Речка Саратовского района Саратовской области»
Организации исследовательской
деятельности на уроках и во
внеурочное время
Работу выполнила учитель химии
МОУ «СОШ с. Березина Речка
Саратовского района»
Пономарёва Татьяна Юрьевна
2017 г. Аннотация
В статье рассмотрен вопрос организации исследовательской деятельности
с учащимися на уроках и во внеурочное время. Особенностью статьи является
описание алгоритма действий для учителя и учащихся при организации
научного исследования и рассматриваются основные этапы исследования. В
конце статьи автор приходит к выводам о значимости исследовательской
деятельности в современном образовательном процессе, которая позволяет
реализовать право учащихся на получение качественного и современного
образования,
поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
обеспечить конкурентоспособность выпускников при
Алгоритм организации исследовательской
деятельности учащихся.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного
исследования представляет собой поэтапное, с учётом возрастных
особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов
исследовательской культуры школьника:
Мыслительных умений и навыков.
Умений и навыков при работе с книгой и другими источникам информации.
Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
Специальных исследовательских умений и навыков.
Особое внимание необходимо обратить на взаимодействие ученика и
педагога, поскольку процесс обучения представляет собой взаимосвязанную
деятельность этих субъектов. Только при наличии взаимоотношений
сотрудничества и сотворчества создаётся благоприятный психологический
микроклимат, положительно влияющий на развитие индивидуальности ребёнка
и результаты его самореализации. Педагог помогает ученику овладеть
2 исследовательскими навыками, суммой базовых знаний и понятий, вводит
ученика в бескрайнее море научного поиска, при этом уважая его
индивидуальность.
Независимо от различных видов исследовательской деятельности
учащихся выделяются следующие основные этапы учебного исследования:
Выявление противоречия и постановка проблемы, требующей решения
Выбор темы исследования
Выбор цели исследования
Определение задач по достижению цели
Определение методов исследования
Сбор собственного материала
Анализ и обобщение собранного материала
Собственные выводы.
В целом технология организации учебноисследовательской
деятельности учащихся может быть представлена следующим образом:
Темы и проблемы
Как возникают темы исследований?
Доклады и сообщения
Рекомендуемый
учебных занятий,
учащихся, наиболее
вопросы, возникающие
интересные сочинения и
на острие обсуждения
задания, требующие
учителем список
тем исследований
Собственные
вопросы и
интересы
учащихся
дальнейшей разработки
Как воплотить исследование?
Подбор научного
Составление плана или
Непосредственная работа с
руководителя
проекта будущей
материалом, наблюдение, эксперимент
Анализ полученного
Синтез
Обобщение, выводы
работы
Написание работы
материала,
систематизация,
классификация
3 Первое чтение работы
Консультации
Презентация замысла исследования
Первая оценка работы
научным
руководителем
Редактирование
окончательного
варианта работы
Подготовка к презентации работы
Составление тезисов
Оформление наглядного материала
Презентация результатов исследования
Важными механизмами развития исследовательской деятельности
являются: создание творческой атмосферы, мотивацию интереса к
исследовательской, проектной, творческой деятельности; инициирование и
проектной
всесторонняя поддержка поисковой,
деятельности; сопровождение исследовательской и проектной деятельности;
исследовательской,
создание условий для поддержки, внедрения и распространения результатов
деятельности.
Рассмотрим различные модели организации учебноисследовательской
деятельности учащихся.
Заключение
Исследовательская деятельность учащихся позволяет:
выделить и изучить наиболее существенные стороны объекта или
явления;
получить достоверные данные об окружающей действительности;
обеспечивает прочное усвоение новых знаний и применение их в
практической деятельности;
позволяет проводить ознакомление с основами научного исследования;
на основе восприятия исследования и анализа наблюдаемых явлений
сформировать у учащихся представления, а затем и понятия курса
4 Введение в педагогические технологии элементов исследовательской
деятельности учащихся позволяет не столько учить, сколько помогать ребёнку
учиться, направлять его на самостоятельную деятельность. Самообразование
учащихся, актуализация необходимых знаний, построение плана деятельности с
учётом индивидуальных интересов и мотивов, а затем и сама деятельность, где
формируются такие качества, как умение разделить ответственность, работать
в коллективе и др., анализ деятельности и оценка результатов, рефлексия – вот
далеко не полный перечень позитивных педагогических моментов при
вовлечении в инновационные педагогические технологии коллективной
исследовательской деятельности. Таким образом, исследовательская работа –
прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой
решаются практические общественнозначимые задачи, происходит
самореализация личности, воспитывается гуманное отношение к окружающему
миру, приобретаются навыки правильного образа жизни.
Нельзя превращать исследовательскую работу в самоцель, она должна
использоваться лишь ради совершенствования образовательного процесса, для
улучшения усвоения знаний, умений и навыков, развития мотивации в учении,
для успешного формирования общей культуры ученика.
Создание условий для исследовательской деятельности школьников
позволяет реализовать право на получение качественного и современного
образования,
поступлении в вузы, реализовать их жизненные цели.
обеспечить конкурентоспособность выпускников при
5 Список использованной литературы
1. Иванова Р. Г., Йодко А. Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении
неорганической химии. Просвещение 1988, 160 с.
2. Ивочкина Т. , Ливерц И. Организация научно – исследовательской деятельности
учащихся. – М.: Народное образование № 3, 2000
3. Исаев Д. С. Практикумы исследовательского характера в 9 классе. Химия в школе – 2001
№ 10. – с.58
4. Йодко А. Г. Структура уроков химии, включающих исследования учащихся. Химия в
школе № 5, 1980, с. 2831
5. Кларин М. В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе
решений проблем. Школьные технологии № 1 2004
6. Леонтович А. Учебно – исследовательская деятельность школьников, как модель
педагогической технологии. – М.: Народное образование
№ 10, 1999
7. Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения –
М.: Народное образование № 10, 1999.
8. Чернобельская Г. М. Методика обучения химии в средней школе. ВЛАДОС 2000, 335 с.
6 7
Организация исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время
Организация исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время
Организация исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время
Организация исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время
Организация исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время
Организация исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время
Организация исследовательской деятельности на уроке и во внеурочное время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.