Цель профориентационной работы в 1 классе - формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.
Начиная с первого года обучения детей классному руководителю необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся в нижеследующих направлениях:
- Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в специалистах разного профиля. Задача педагогов, осуществляющих профориентацию, – довести эти сведения до учащихся через различные
формы профориентационной работы.
– Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои склонности и способности. Последние формируются и развиваются в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе необходимо использовать различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.
- Профессиональное консультирование – это изучение личности учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер, поэтому классный руководитель может использовать такие методы работы, как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся, встречи и беседы с их родителями.
При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и их родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах), т. е. для работы по профессиональной ориентации в школе ее педагогическому персоналу рекомендуется:
- располагать социально-экономическими характеристиками различных профессий,
- знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.
Кроме того, рекомендуется:
- пользоваться технологическими характеристиками, включающими в себя
описание производственных процессов и профессиональных задач;
- медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний;
- требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.
Во внеурочной работе по профориентации учитель:
- показывает учащимся роль труда в жизни человека;
- привлекает учащихся к выполнению трудовых дел;
- организует ознакомительные экскурсии учащихся;
- проводит встречи учащихся с родителями – представителями различных
профессий;
- вовлекает учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
- учит работе по формированию портфолио;
- знакомит учащихся с миром профессий.
профориентация.doc
МБОУ СОШ №11
ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ
РАБОТЫ ДЛЯ 1 КЛАССОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наиболее характерные черты младших школьников 1 4 классов
конкретность мышления,
большая впечатлительность,
подвижность,
любознательность, неумение долго концентрировать внимание на чемлибо
одном, эмоциональность. Развитие интересов происходит в основном под
влиянием учебной деятельности, но интересы эти неустойчивы.
У ребят 1 4 классов только начинает складываться интерес к
профессиям. Общественнополезный труд, в котором участвуют младшие
школьники, оказывает определяющее влияние на формирование их интересов.
Когда младшие школьники видят и чувствуют, что их труд нужен людям, они
от этого испытывают огромное удовлетворение.
Возрастные и психологические особенности младших школьников
позволяют уже с 1го класса проводить определенную работу по расширению
их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в
промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе состоят в
формировании первых умений и навыков общего труда на пользу людям,
культуры труда, в расширении знаний о производственной деятельности
людей, о технике, в воспитании уважения к людям труда, понимание значения
труда в жизни человека. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЫРАБОТКИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
Цель профориентационной работы в 1 классе формирование у младших
школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни
человека и в обществе; развитие интереса к учебнопознавательной
деятельности, основанной на участии детей в различных видах деятельности.
Начиная с первого года обучения детей классному руководителю
необходимо вести работу по профессиональной ориентации учащихся в
нижеследующих направлениях:
Профессиональная информация, включающая в себя сведения о мире
профессий, личностных и профессионально важных качествах человека,
существенных для его трудового самоопределения, о системе учебных
заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в
специалистах разного профиля. Задача педагогов, осуществляющих
профориентацию, – довести эти сведения до учащихся через различные
формы профориентационной работы.
– Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование
склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность
педагогической работы в плане профессионального воспитания заключается в
том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной
и внеклассной работы, общественнополезному и производственному труду, к
активной пробе сил. Это позволяет учащимся на практике определить свои
склонности и способности. Последние формируются и развиваются в
процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются
при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал
себя в самых различных видах деятельности, поэтому в школе необходимо
использовать различные формы учебной и внеклассной работы в соответствии
с индивидуальными особенностями учащихся. Профессиональное консультирование – это изучение личности
учащегося и на этой основе выдача ему профессиональных рекомендаций.
Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер,
поэтому классный руководитель может использовать такие методы работы,
как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение
результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование,
составление психологопедагогических характеристик учащихся, встречи и
беседы с их родителями.
При планировании и проведении профориентационной работы нужно
соблюдать следующие принципы:
1)
Систематичность
и преемственность,
то есть
профориентационная работа не ограничивается работой только со
старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом
возрастных запросов и особенностей детей.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в
зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от
различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня
успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных
форм
профориентационной работы с учащимися и их родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений,
центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных
молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с
потребностями общества в кадрах), т. е. для работы по профессиональной
ориентации в школе ее педагогическому персоналу рекомендуется: располагать социальноэкономическими характеристиками различных
профессий,
знать перспективы развития профессии, районы распространения
профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации
и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.
Кроме того, рекомендуется:
пользоваться технологическими характеристиками, включающими в
себя
описание производственных процессов и профессиональных задач;
медикофизиологическими и санитарными характеристиками условий
труда с перечнем показаний и противопоказаний;
требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей.
Во внеурочной работе по профориентации
учитель:
показывает учащимся роль труда в жизни человека;
привлекает учащихся к выполнению трудовых дел;
организует ознакомительные экскурсии учащихся;
проводит встречи учащихся с родителями – представителями различных
профессий;
вовлекает учащихся в различные виды учебнопознавательной деятельности
(трудовой, игровой, исследовательской);
учит работе по формированию портфолио;
знакомит учащихся с миром профессий. ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ В 1 КЛАССЕ
На 20122013 учебный год
Месяц
Виды и формы работы
Колво
часов
Сентябрь Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд
людей осенью»
Октябрь Беседа «Дежурство в классе. Соблюдение порядка
и чистоты»
Ноябрь Классный час на тему: «Профессия моих
родителей»
Декабрь Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы
Январь
родителей о своем труде)
Экскурсия в библиотеку.
библиотекарем.
Знакомство с
Февраль Экскурсия в школьные учебные мастерские. Беседа
Март
Апрель
Май
по материалам экскурсии
Экскурсия по городу
Беседа: «Весенние работы в саду, огороде, поле»
Общественнополезный труд на школьном участке
Беседы на тему «Бережное отношение к природе».
Выращивание цветочнодекоративных растений.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 10 часов.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В 1 КЛАССАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В 1 КЛАССАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В 1 КЛАССАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В 1 КЛАССАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В 1 КЛАССАХ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В 1 КЛАССАХ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.