Организация самостоятельной работы на уроках географии
Оценка 5

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Оценка 5
Работа в классе
doc
география
7 кл
13.08.2019
Организация самостоятельной работы на уроках географии
В статье систематизированы способы и приемы организации самостоятельной работы на уроках географии в условиях внедрения ФГОС ООП. Раскрыты особенности и преимущества данного вида работы на разных этапах урока, приведены примеры из опыта учителя, а так же предоставлен дидактический материал в приложениях к статье.
организация самостоятельной работы.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов Бугульминского муниципального района Республики Татарстан «Организация самостоятельной работы на уроках географии» Автор:  учитель географии Ткачева Елена Валентиновна Бугульма 2019            В условиях реализации ФГОС необходимо    готовить учащихся к тому, чтобы   они   могли   эффективно   заниматься   самообразованием,   научить   их рациональным   приемам   самостоятельной   работы,   а   также   научить самостоятельному применению полученных знаний в учебной и практической деятельности.   Знания,   умения,   убеждения,   духовность   нельзя   передать   от преподавателя   к   учащемуся,   прибегая   только   к   словам.   Этот   процесс включает   в   себя   знакомство,   восприятие,   самостоятельную   переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. Пожалуй, главной функцией самостоятельной   работы   является   формирование   высокой   культуры личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек. Цель:  Систематизация   особенностей   организации   самостоятельной   работы школьников и условий их успешной реализации на уроках географии. Задачи: ­   развивать    у    учащихся    деятельности, формировать свое  мировоззрение; ­ научить  учащихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. - организация самостоятельной работы школьников и условий их успешной реализации на уроках географии. самостоятельность    в    познавательной самостоятельно   знаниями,    научить   их   овладевать   Самостоятельность   ­   это   свобода,   Самостоятельность ­  это твердость убеждений.  В. Даль   своеобразие. Самостоятельность   ­   это   то   качество,   которое   наряду   с   активностью, компетентностью,   профессиональной   мобильностью   необходимо современному человеку.    независимость,   Как воспитать и развить это качество, как научить ученика принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность? Это возможно при решении   таких   задач,   как   формирование   практических   навыков   анализа 2 информации,   усиление   роли   самостоятельной   работы,   укрепление   связи   с практикой, с исследованиями. В связи с изменением образовательной парадигмы ученик из объекта педагогического   воздействия   превращается   в   субъект   познавательной деятельности,   и   задача   учителя   ­   обеспечить   условия   для   самореализации личности ученика. Но при этом важна и личность самого учителя, его роль координатора, если хотите, вдохновителя. Не зря говорят: «Посредственный учитель ­ излагает, хороший ­ объясняет, выдающийся ­ показывает, великий­ вдохновляет».  Задача   учителя   географии   ­   формирование   у   школьников географической   культуры   как   части   общей   культуры   человека   и   развитие познавательной активности учащихся. Формирование   творческой   деятельности   школьников   невозможно   без развития у них навыков самостоятельной работы. Самостоятельная работа на моих   уроках   представляет   собой особый   вид   учебной   деятельности:   она осуществляется   под   моим   руководством,   но   без   моего   непосредственного вмешательства. Самостоятельная   работа   в   моём   понимании   ­   это,   прежде всего,   умение,   необходимая   мотивация   и   сильная   воля.   Это   наличие творческих   начал,   присущих   каждому   ребёнку,   это   радость   открытий.  Я применяю самостоятельную работу на уроке на различных его этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний и формировании   определённых   навыков   и   умений;   при   обобщении   и систематизации знаний. Главной   целью   самостоятельной   работы   является   не   только закрепление,   расширение   и   углубления     получаемых   знаний,   умений   и навыков, но  и  самостоятельное  изучение  и  усвоение  нового  материала  без посторонней помощи.   Своеобразие самостоятельной работы как активного метода обучения заключается в том, что его основу  составляют действия, которые учащийся    выполняет без помощи  учителя, он сам выбирает способы   выполнения   этих   действий,   совершает   множество   операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Второй особенностью самостоятельной работы является самоконтроль ­     одна   из   важнейших     форм   саморегуляции   учащихся.  Ожидаемые результаты  работы не могут быть достигнуты, если ученик не контролирует свои   действия   (обращается   к   таблице,   словарю,   справочнику,   мысленно формулирует   ответ)   Ученик   должен   совмещать     исполнительные   и контрольные действия.  Третья   особенность.  С   действиями   самоконтроля   тесно   связана   в   процессах оценочная   деятельность,   играющая   важную   роль   саморегуляции.  Ученые   утверждают,   что   ее   необходимо   формировать   на основе   содержательных   оценок   учителя   и   коллективной   оценочной 3 деятельности группы учащихся. И, наконец, самостоятельная работа всегда завершается   какими   ­   либо   результатами.   Это     заполненные   таблицы, контурные карты, построенные графики,  подготовленные ответы на вопросы. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее  по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности. В индивидуальных результатах  всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальный стиль   его   деятельности,   творческий   или   стандартный   подход.   Поэтому анализировать   и   оценивать     необходимо   не   только   знания,   но   и   саму деятельность, ее качество. При этом следует обратить   особое внимание на самостоятельность   ученика,   которая   проявляется   в   целеполагании,   в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности. Ученые   считают,   что   организация   любого   дела   призвана   ответить   на вопросы:  что,   с   помощью   каких   средств.   Когда   и   где   должно   быть выполнено.  Этим   требованиям   наилучшим   образом   удовлетворяет планирование работы. При анализе общей структуры урока я заранее определяю: ­  фрагменты  темы, которые ученики могут усвоить самостоятельно; ­  задания, направленные на формирование общеучебных умений; ­   задания   репродуктивного   и   творческого   характера,   направленные   на развитие специальных умений, индивидуальных способностей учеников; ­ формы организации самостоятельной деятельности.  Формы организации самостоятельной работы: ­ фронтальная самостоятельная работа; ­ индивидуальная; ­ групповая (работа в парах). Особенности  фронтальной   деятельности учащихся состоит в следующем: ­ ученики выполняют общее для всех задание;  ­ учитель дает общий инструктаж к выполнению заданий; ­   используются   общие   приемы   организации   и   руководства   дальнейшими действиями учащихся.   формы   организации   самостоятельной Преимущество  ее  состоит  в  том,  что здесь возможны  коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждающих учащихся к сотрудничеству.   Промежуточные   и   конечные   результаты   самостоятельной деятельности могут обсуждаться  всеми учениками, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. Фронтальная   форма   организации   самостоятельной   деятельности наиболее целесообразна тогда, когда учащиеся приступают к изучению темы, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к 4 новой теме. Полезна она и на начальном этапе формирования умений, когда ученики   овладевают   способом   выполнения   задания   по   образцу.   Поэтому первые   задания   должны   быть   типовыми,   общими   для   всей   группы,   чтобы ученики,   получив   общий   инструктаж   учителя,   быстрее   осознали   механизм применения   знаний,   усвоили   основную     схему   действий.   На   этом   этапе главную   роль   играет   коллективный   анализ   выполняемых   заданий,   анализ типичных ошибок, допускаемых учениками в процессе выполнения работы. Фронтальная   работа   по   сравнению   с   индивидуальной   и   групповой позволяет   учителю   решать   некоторые   организационные   вопросы,   так   как фронтальную работу можно провести в группе, не имея карточек и другого раздаточного материала.  Два ­ три задания могут быть записаны на доске, они не должны выходить за рамки программы. О предстоящей работе учеников необходимо   предупредить   заранее.   Во   время   выполнения   работы   можно воспользоваться   помощью   консультантов,   которые   быстрее   других справляются с заданиями. Под индивидуальной    самостоятельной работой  следует   понимать   индивидуальных такую   работу,   которая   предусматривает   выполнение   заданий и исключает сотрудничество учащихся. Учителю необходимо тщательно прогнозировать содержание учебного материала, на основе которого   составляются задания для самостоятельной деятельности учащихся. Каковы  особенности  выполнения   индивидуальных   самостоятельных работ? Во­первых,  возрастает   роль   самого   ученика  в   определении содержания работы, выборе способов ее выполнения. Во­вторых,   появляется  возможность   сотрудничества  ученика   с учителем, эта потребность возникает при выполнении трудоемких заданий. Опыт показывает, что к выполнению индивидуальных заданий следует приобщать и тех учеников, которые не отличаются высокой успеваемостью и ответственностью. Индивидуальное задание вызывает личностное отношение к материалу, стимулирует активность.  Наиболее   простая   и   доступная   форма   сотрудничества   учеников   на уроке   ­это   работа   в   парах   постоянного   состава.   Эту   форму   можно одинаково  успешно использовать для: ­совместной проработки материала учебника, документа ; ­ выполнения практических  работ; ­ взаимной  проверки письменных работ. Побуждающая   роль   сотрудничества     усиливается   в   парах   сменного состава,   поскольку   ученик   имеет   возможность   общаться   с   другими учениками, у которых более высокий уровень знаний, иной тип мышления. Преимущество парной работы ­ необходимость и неизбежность делового взаимодействия. 5 Учитывая     особенности    различных     психических     процессов     я     на своих   уроках     использую     при     организации     самостоятельной     работы учащихся соответствующие  методы  и  приемы. В  первую  очередь  я  обучаю  учеников: ­ основам самостоятельной работы с учебником; ­ конспектированию; ­ приемам запоминания;  ­ подготовке докладов, сообщений, рефератов, презентаций; ­ работа с географическими картами. Познавательная   деятельность   учащегося   во   многом   определяется его индивидуальными  особенностями. При планировании и организации самостоятельной работы учащихся я учитываю   эти   особенности   восприятия   и   предлагаю   им   различные   виды работы. Моим   урокам   свойственен   в   основном   демократический   стиль преподавания. Рассмотрев самостоятельную работу в некоторых её аспектах, можно сделать следующие выводы: 1.   При     организации     и     выполнении     самостоятельной   работы осуществляется   взаимосвязь     всех     психических     процессов     (внимание обуславливает   успешность     восприятие способствует лучшему запоминанию; восприятие и память невозможны без процессов мышления, которые неразрывно связанны с речью и т.д.).    восприятия;   правильное   2.   В   процессе   самостоятельной   работы   ярко   проявляются индивидуальные особенности  учащихся:  ­    синтетичность, распределение и переключение внимания;  ­   скорость   запоминания,   гибкость   мышления,   самостоятельность   и подражательность и т.д.  3. Для самостоятельной работы важную роль играет мотивация (интерес к самостоятельной работе и потребность в ней). 4.   Учебные   трудности   при   самостоятельной   работе   связаны   с недостаточно   высокой   мотивацией,   индивидуальными   особенностями, бытовыми трудностями, а также неумением организовать свою работу. 5. Роль учителя в организации самостоятельной работы очень велика. 6. Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно выделить компоненты, характерные для деятельности как таковой:   мотивационные   звенья,     постановка   конкретной   задачи,   выбор способа выполнения, исполнительское звено, контроль. В   связи   с  этим   можно   выделить   условия,   обеспечивающие   успешное выполнение самостоятельной работы:     ­  Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).     ­  Четкая постановка познавательных задач. 6 ­Определение   видов   консультационной   помощи   (консультации­     ­  Метод выполнения работы, знание учащимися способов ее выполнения.     ­  Четкое определение учителем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.   установочные ­ тематические ­ проблемные).   ­ Критерии оценки, отчетности и т.д.            ­ Виды и формы контроля (практические занятия, тесты, кроссворды, контрольные работы, зачеты, семинарские занятия и т.д.). Для того чтобы научить ученика учиться, вовлечь его в сознательное участие   в   учебном   процессе,   я   стараюсь   найти   путь   к   каждому   ученику, создаю условия для развития способностей, заложенных в каждом, развиваю в них навыки самостоятельной работы. Наблюдение   за   учебным   процессом   убеждают   в   том,   что   учащиеся успешно   усваивают   учебный   материал   при   наличии   двух   принципиально важных   условий,   способствующих   активизации   их   познавательной деятельности. Во­первых,   учащиеся   лучше   усваивают   материл   в   том   случае,   если проявляют   познавательную   самостоятельность,   которая   заключается   в способности решать без помощи извне (т.е. без помощи учителя) очередные познавательные задачи. Во­вторых,   качество   усвоения   знаний,   умений,   навыков   зависит   от степени   активности   учащихся,   которая   возрастает   при   повышении   уровня самостоятельности. Урок  как форма занятости  не дает сегодня должной педагогической отдачи.   Компенсировать   недостатки   урока   мне   позволяют   нестандартные формы ведения урока. В 5­7 ­ х классах я отдаю предпочтение урокам ­ путешествиям, играм. Игровые занятия я иногда предлагаю учащимся в виде поощрения за хороший уровень   освоения   учебного   материала,   которые   помогают   мне   в   развитии творческой   самостоятельности,   когда   дети   наряду   со   знаниями   должны проявить   смекалку:   разгадать   или   составить   кроссворд,   ребусы,   загадки, сложный диктант и т.д. Практика показывает, что вовлечь ребят в игру не сложно. Трудности заключаются   в   том,   чтобы   в   рамках   игры   суметь   глубже   разобраться   в существе изучаемой проблемы, помочь участникам реализовать свои знания. Большие   возможности   для   развития   творческой   самостоятельности дают мне интегрированные уроки, которые позволяют показать связь совсем разных, казалось бы, предметов. Это географии и математики при изучении темы   «Масштаб»,       географии     и     литературы     при     изучении   темы «Глобальные проблемы   человечества», географии и английского языка при изучении темы «Австралия»,   уроки ­ поэтическая   композиция   по   темам: 7 «Путешествие по материкам», «Влияние деятельности человека на природу родного города». В   старших   классах   перехожу   на   лекционно­семинарско­зачетную систему обучения. Подготовка к лекционному занятию призвана включать в себя не только информационный компонент, но и потенциальную программу самостоятельной   деятельности   учащегося.   Лекция   призвана   нацелить учащихся   на   самостоятельное   прочтение   и   изучение   дополнительной литературы и вызвать интерес к ней.  Уроки­лекции   с   элементами   беседы   дают   возможность   для самостоятельного   изучения   того   или   иного   материала,   то   есть, самопогружение учащихся в новый материал, более качественного усвоения материала     учащимися.   Это   урок   с   размышлениями   учителя   и   ученика   ­ настоящее   содружество   и   сотворчество.   Такие   уроки   больше   всего   мне позволяют   развивать   творческую   самостоятельность   у   учащихся,   так   в процессе   лекции   школьники   составляют   план   лекции,   готовят   сообщения, рефераты,   при   записи   лекции   учащиеся   учатся   выбирать   главное,   нужное, развиваю умения работать с дополнительной, справочной литературой. Смысл семинарского занятия ­ организация межличностного общения учащихся. Общий результат и успех в решающей мере зависит от активности учащихся. «Пассивность» учителя должна быть не буквальной, а выражением  и следствием   дидактической   культуры.   Такая   культура   включает   в   себя,   в частности, три этапа организации самостоятельной деятельности учащихся: ­ установку на подготовку к семинарскому занятию « сообщение цели, плана, литературы, индивидуальное консультирование»; ­  установка на творческое, межличностное общение; ­   установку   на   углубленное   усвоение   учебного   материала,   обогащенную аргументацию тех выводов, которые осмысливались на семинарских занятиях. Уроки­семинары   дают   мне   возможность   систематизировать   знания учащихся, углубить и расширить их, а так же услышать каждого ученика. К   таким  урокам  я    готовлю учащихся   заранее,   задания  даю  как индивидуальные   так   и  групповые,   в  ходе   подготовки   к   семинару   провожу консультации для учащихся. И опять же, особое внимание уделяю развитию творческой   самостоятельности   через   такие   индивидуальные   задания,   как развернутый ответ на один из вопросов, составление кроссвордов и др. После проведения семинарского занятия провожу зачеты, которые позволяют еще раз обобщить тему и проверить знания учащихся. В проведении зачета мне помогают   «наиболее   сильные»   учащиеся,   которые   проверяют   прочность усвоения материала, проявляют свою творческую самостоятельность. В  своей   педагогической   деятельности   применяю   игровые   методы обучения,   которые,   несомненно,     повышают   интерес   к   уроку   и   улучшают 8 качество знаний учащихся. Однако игровая ситуация не возникает сама собой на обычном уроке, хотя элементы соревнования несомненно присутствуют. В   процессе   деловых   ситуационных   игр,   изучения   материала   и применении   собственных   знаний   учениками   происходят   как   бы   исподволь, между   делом   Хороший   результат   дает   сочетание   традиционных   методов обучения с игровыми, нестандартными. Формирование  практических   умений  и  навыков  учащихся  в  процессе обучения   географии   происходит   в   основном   при   выполнении   различных практических   и   самостоятельных   работ.   Практическая   работа   как   бы подготавливает учащихся к выполнению самостоятельных работ творческого характера, к  самостоятельному  поиску  новых   знаний  и  овладению  новыми умениями. Практическая работа так же как и самостоятельная, может быть и просто   тренировкой,   закрепляющей   уже   имеющиеся   знания   и   умения.   В зависимости   от   цели   практической   работы   следует   рассматривать   и   роль учителя.   Если   в   процессе   тренировочной   работы   учитель   индивидуально занимается   с   теми   учащимися,   которые   еще   слабо   усвоили   практические навыки   работы   с   источниками   географических   знаний,   то   итоговые практические   работы   целесообразно   проводить   на   более   высоком   уровне самостоятельности.   Анализ   результата   практической   работы   позволяет определить   тех,   кто   нуждается   в   дополнительном   времени   на   обучение необходимым   умениям.   Непосредственное   наблюдение   за   деятельностью учащихся   дает   возможность   вычленить   наиболее   трудно   усваиваемые   ими умения, определить глубину понимания изучаемых теоретических понятий. Различаясь   по   характеру   обучения  (практика)   и  форме   деятельности (самостоятельное   приобретение   новых   знаний   и   умений),   практические самостоятельные работы взаимно дополняют друг друга. Самостоятельные и практические работы составляют основу практических методов обучения. Однако, оценивая роль практических и самостоятельных работ, следует отметить,   что   на   начальном   этапе   обучения   практические   работы предшествуют самостоятельным работам. Вначале учащиеся должны овладеть некоторой   суммой   теоретических     знаний,   приемами   учебной   работы, простыми   умениями   и   навыками,   а   уже   затем   использовать   этот приобретенный   потенциал   для   проведения   самостоятельного   исследования, получения новых знаний, новых приемов и умений работать с источниками необходимой им информацией. Главной   целью   выполнения   большинства   итоговых   работ   является формирование, закрепление и проверка уровня усвоения учащимися основных умений,   необходимых   для   выполнения   самостоятельных   работ. Самостоятельные   работы,   как   правило,   носят   творческий   характер   и выполняются   в   основном   на   более   высоком   уровне   самостоятельной познавательной деятельности. 9 Уровень самостоятельности увеличивается от класса к классу по мере расширения и углубления основных умений и навыков. . Особенность выполнения  практической части в шестом классе состоит в   том,   что   школьники   впервые   учатся   самостоятельно     использовать различные виды карт атласа, работать с контурными картами, работать на местности,   где   формируются   и   развиваются     такие   важные,   необходимые каждому   человеку   умения,   как   ориентирование   на   незнакомой   местности, наблюдение и объяснение изменений, происходящих в окружающей природе. В  процессе  изучения  материков  и  океанов  учащиеся  работают  с тематическими   картами. При выполнении некоторых практических работ у учащихся   формируется   умение   использовать   сразу   несколько   карт, сопоставляя их,  как бы накладывая одну на другую с целью характеристики рельефа, климата, почв и растительности  какой ­ либо территории. Уровень сформированности данного умения  показывает подготовленность учащихся к самостоятельной работе, к выполнению разнообразных заданий творческого характера, требующих умения осуществлять самостоятельный поиск знаний, отбирать необходимые источники информации. Правильный научно ­ методический подход к реализации всей системы практических   работ   по   курсу   «География     России»   дает   возможность показать   органическую   связь   природы   и  общества,   их   взаимное   влияние   и обусловленность. Большинство   практических   работ   предусматривают   самостоятельное использование   учащимися   экономических   карт   атласа,     статистических таблиц из приложения к учебнику, работу с текстом учебника. Значительные затруднения учащиеся испытывают, составляя  схему  межотраслевых связей химической промышленности, при составлении экономико ­ географической характеристики   промышленного   узла,   территориально   ­   производственного комплекса. Уровень   самостоятельности   учащихся   при   выполнении   этих   работ можно   повысить   только   при   условии   тщательной   предварительной подготовки.  Направляющая   и   вспомогательная   роль   учителя   снижается   по мере  овладения    учащимися    основными    приемами,    необходимыми     для самостоятельного   проведения   подобных   работ.   В   завершающем   курсе географии     предусмотрено     проведение     практических     работ,     часть     из которых   развивает   и   закрепляет   те   умения   учащихся,   которые   уже   были сформированы при изучении курса географии России.  Основа самостоятельной работы ­ средство обучения. Организация   полноценной   самостоятельной   деятельности   учащихся немыслимо   без   современных   средств   обучения   и   максимального использования и их возможностей. Какие средства обучения необходимы для 10 дидактические   средства, организации самостоятельной работы? Условно их можно разделить на три группы: ­   которые   могут   быть   источником самостоятельного   приобретения   знаний   (первоисточники,   документы, географические   карты,   таблицы,   приборы,   коллекции,   учебные   фильмы, журналы и т.д.); ­  технические   средства,   при   помощи   которых   предъявляется   учебная информация (компьютеры, аудиовидеотехника); ­   средства,   которые   используются   для   руководства   самостоятельной деятельностью   учащихся   (общие   инструктивно   –   методические   указания   к выполнению   отдельных   видов   работ;   карточки   с   дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы на уроках и дополнительных занятиях). Разработка   и   применение   средств   обучения   ­   это   та   сторона педагогической   деятельности   в   которой   проявляется   индивидуальное мастерство,   творческий   поиск   преподавателя,   его   умения   побудить учащихся к сотворчеству.   заданий   Важным элементом современного урока является контроль за знаниями учащихся.   В   своей   работе   я   использую   разные   формы   контроля   знаний: различные тесты (приложение №1), географические задачи (приложение №2), зачеты,   защиты   рефератов,   контрольные   работы   и   итоговые   опросы (приложение №3), разгадывание кроссвордов (приложение №4),   работа по разноуровневым карточкам (приложение №5),  работа по карточкам «домино» (приложение №6), простые и сложные географические диктанты (приложение №7).     Одним   из   распространенных     видов   контроля   сейчас   стали   тесты.   позволяют   проверить   не   только   знания Вопросы   тестовых   конкретной   темы,   но   и     умения   логически   мыслить,   обобщать, систематизировать..  Разноуровневые карточки­задания  позволяют развивать творческую самостоятельность, а так же проконтролировать  знания. Такие карточки     способствуют   развитию   географического   мышления,   выработке умений осознанной работы с картами, схемами, текстом учебника, развивают навыки   самостоятельной   работы   с   учебными   пособиями.     С   помощью кроссвордов   активизируется   учебная   деятельность   школьников.   Как оперативную форму опроса применяют на уроках географии географические диктанты, которые очень нравятся детям. Интерактивные методы обучения несомненно,   повышают   интерес   к   урокам   и   улучшают   качество   знаний учащихся. Заключение 11 Главная   задача   современной   школы   ­   не   просто   дать   ученикам определённую   систему   знаний,   а   научить   детей   самостоятельно   добывать знания, используя для этого все имеющиеся возможности. Организация   самостоятельной   работы,   руководство   ею   ­   это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности   необходимо   рассматривать   как   составную   часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Таким образом, самостоятельная работа учащихся неслучайно выбрана приоритетным   направлением   в   развитии   современного   образования.   Она позволяет   не   только   эффективно   проверить   ЗУН   обучающихся,   а   еще   и способствуют   развитию   навыков   работы   с   различными   источниками информации, позволяет сформировать у школьников интерес к изучаемому предмету,   показать   возможность   практического   применения   полученных знаний   как   в   научной   области,   так   и   в   обычной   жизни.  Систематическое выполнение   самостоятельных   работ   вырабатывает   у   учащихся наблюдательность,   умение   анализировать   изучаемые   объекты,   проводить сравнения,   выявлять   главное,   делать   обобщения   и   выводы,   решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний.  Несомненно, их эффективность во многом зависит от учителя: его мастерства; желания развиваться,   совершенствовать   свои   уроки   и   применять   разнообразные средства обучения. Не следует понимать самостоятельную работу только как способ проверки знаний, надо организовать ее так, чтобы школьники проявили интерес к изучаемому предмету! 12 Приложение №1 Тест на проверку знаний по теме: «Распределение солнечного тепла и света на Земле», 6 класс 1.К дням равноденствия относятся: а) 22 июня б) 23 сентября в) 22 декабря г) 21 марта 13 2.Дополните предложение. 22 декабря день длиннее ночи в……………………..полушарии. 3.Установите соответствие: а) Северный тропик                  1. 66,5º с.ш. б) Южный тропик                     2. 23,5º ю.ш. в) Северный полярный круг     3. 66,5ºю.ш. г) Южный полярный круг        4.23,5º с.ш. 4.Распределите по порядку пояса освещенности от Южного полюса  до  Северного: а) тропический б) северный умеренный в) южный умеренный г) северный полярный д) южный полярный 5.23 сентября Солнце в зените находится: а) над экватором б) над северным тропиком в) над южным тропиком г) над полярными кругами 7.В июле солнце освещает: а) северное полушарие; б) южное полушарие Приложение № 2  Географические задачи, 8 класс: 1.Определите, на каких­левых или правых притоках располагаются города: Ярославль, Саратов и Самара на Волге Хабаровск и Комсомольск­на­Амуре. 14 2. Определите, на каких притоках располагаются города: Нижневартовск и Сургут  на Оби Якутск на Лене Архангельск на Северной Двине 3.Определите, по территории каких субъектов Федерации протекают  реки: Обь в нижнем течении Волга в верхнем течении 4. Определите, по территории каких субъектов Федерации протекают  реки: Амур в нижнем течении Лена в верхнем течении 5.Определите,какая территория расположена: Ниже по течению Ангары­Красноярский край или Иркутская область Выше по течению Оби­ХМАО­Югра или ЯНАО 6.Определите, какая территория расположена: Выше по течению Волги­Астраханская или Волгоградская области 7. Приведите примеры областей, которые находятся в верхнем, среднем, нижнем течении Волги 8. Приведите примеры областей, которые находятся в верхнем, среднем,  нижнем  течении Оби Приложение №3 Вопросы и задания для текущего и итогового контроля. 6 класс I  уровень 15 1. Какая оболочка в одной и той же точке земного шара толще: земная кора  или литосфера? Почему? 2. Назовите различие земной коры под материками и под океанами по толщине  и строению. 3. Как изменяется сила землетрясения при удалении от эпицентра? 4. Внешние силы часто сравнивают со скульптором, который формирует  рельеф. Чем можно объяснить такое сравнение? 5. Найдите шкалу высот и глубин в атласе. Как вы думаете, почему для нее  были выбраны именно такие цвета? Каким цветом на физической карте  показаны самые глубокие впадины Мирового океана? Самые высокие горные области? Какими цветами показана местность, где вы живете? Какова ее  абсолютная высота? II  уровень 1.По карте полушарий в атласе определите:  1) наибольшую глубину Индийского океана;     2) Среднюю глубину Индийского океана. Объясните, как вы это сделали.    2. Как, по­вашему, выглядят линии горизонта в горах и на равнинах?    3. Как вы думаете, почему равнины всегда охотнее заселялись людьми? Что  является причиной того, что одни равнины заселены густо, а другие  практически безлюдны?    4. Где бы вы стали бурить сверхглубокую скважину с целью достичь мантии ­  на материке или в океане? Почему?    5. Приведите примеры использования горных пород в хозяйственной  деятельности людей. III  уровень 1. Выражение «Жить на вулкане» отражает постоянную готовность, к каким­  либо неприятностям. Почему же люди упорно заселяют территории у  подножия вулканов? 16 2. Как далеко от сейсмически активных районов расположен ваш населенный  пункт? Как вы думаете, насколько необходимы каждому человеку знания о  таких стихийных бедствиях, как землетрясения и извержения вулканов? 3. Почему на шельфе находятся большие запасы нефти и газа? 4. Какие части суши и Мирового океана наиболее освоены людьми? Почему? 5. Сопоставьте физическую карту полушарий и карту «Государства мира» в  атласе и приведите примеры горных и равнинных стран. Приложение №4 Кроссворд по теме «Африка», 7 класс               1 6                 3               4                         2                         8         17 7                                                                                                                               5                                                                                             1. Горы на юго­востоке Африки. 2. Водопад, открытый Д. Ливингстоном. 3. Крупный остров у берегов Африки. 4. Полуостров Африки. 5. Река, протекающая в центре материка. 6. Озеро в пустыне. 7. Крупная пустыня Африки. 8. Крайняя южная точка Африки. Ответы: 1. Драконовы 2. Виктория 3. Мадагаскар 4. Сомали 5. Конго 6. Чад 7. Сахара 8. Игольный Приложение №5 Разноуровневые карточки­задания по теме «План и карта», 6 класс I уровень. 1. Объясните, почему неудобно путешествовать с глобусом? 2. Что общего между изображением земной поверхности на глобусе и на плане? 3.   Что   показывает   масштаб:   1:50;   1:10 00;   1:250?   Какое   расстояние   на местности   соответствует   1   см   на   планах   с   масштабом:   1:5000;   1:10 0000; 18 1:2500? Переведите это расстояние в метры. Какой из этих планов будет самым подробным? II уровень. Используя план местности в атласе, ответьте на вопросы: 1) В каком масштабе выполнен план? 2) Все ли объекты на плане показаны в масштабе? Если нет, то перечислите объекты, для изображения которых масштаб не использовался. Почему их нельзя изобразить в масштабе? 3) В каком направлении текут реки на плане местности? III уровень 1. Пользуясь планом местности в атласе, придумайте задания на определение: 1) Направлений на объекты местности; 2) Расстояний между объектами; 3) Объектов по условным знакам, которыми они изображены; 2. Если бы на карте полушарий граница между полушариями была проведена по нулевому меридиану, как изменилось бы изображение? 3. Напишите короткую памятку «Как работать с географической картой» для своих одноклассников. Приложение №6 Карточки «домино» по теме «Южная Америка, 7 класс Южная Америка Самый высокий водопад на планете Земля, расположенный в       Ю.А. Анхель 19 Самая полноводная река мира, расположенная в Ю.А.  Амазонка Как называют степь в Южной Америке пампа Самый длинные горы Земли, расположенные в Ю.А. Анды Самая большая страна Ю.А. Бразилия Что отделяет Южную Америку от Северной Америки Панамский канал Спасибо! Приложение №7 Географический диктант по теме: « Материки, части света, океаны», 7 класс. Вопросы простого диктанта: 1. Океан, пересекаемый всеми меридианами Земли. 1. Часть света, расположенная в северном полушарии и пересекаемая  нулевым меридианом. 20 2. Самый большой по площади материк. 3. Материк, пересекаемый экватором и начальным меридианом. 4. Океан, омывающий южные берега Евразии. 5. Самый холодный материк . 6. Океан, омывающий восточные берега Америки. 7. Самый сухой и малый  по площади материк. 8. Часть света, омываемая Индийским океаном с юга. 9.  Самый глубокий и большой по площади океан. 10. Самый влажный материк на Земле. 11. Материк, пересекаемый всеми меридианами Земли. 12. Самый мелководный из океанов. 13. Часть света, полностью расположенная в западном полушарии. 14. В какой части света расположена Кемеровская область. Ответы : Северный Ледовитый океан, Европа, Евразия, Африка, Индийский океан, Антарктида,   Атлантический   океан,   Австралия,   Америка,   Азия,   Тихий океан,   Южная   Америка,   Антарктида,   Северный   Ледовитый   океан, Америка, Азия. Сложный географический диктант по теме «Центральная и Восточная Азия». Вставьте пропущенные термины. 21 «Наше   путешествие   начинается   с   самого   высокого   нагорья   ………… Центральной Азии. Двигаясь на север, мы прошли нагорье, перевалили через высокие   горы   ………и   вышли   к   большой   пустыне   …………   Затем   мы отправились в юго­восточном направлении к верховьям самой полноводной реки   Китая…………..   По   этой   реке   на   теплоходе   вышли   на   просторы ………………..моря. Идя на север, вышли в ………..море. В это море впадает крупная   река   ………..,   нижнее   течение   которой   расположено   на …………….равнине.   Затем   повернули   на   восток   и   пошли   к   берегам ……………..полуострова. Обогнув этот полуостров, корабль продолжил свой путь   и   остановился   в   портовом   городе   восточного   побережья   …………… островов. 22

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии

Организация самостоятельной работы на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2019