РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДИН ГОД
4 КЛАСС
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
ОРКСЭ, авторА.Я.Данилюк
2017 г.
IРАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подрастающего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
• знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные результаты:
· формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
· формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
· становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
· формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
· развитие этнических чувств как регулятора морального поведения;
· воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
· развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
· развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
· формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
· овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
· совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
· совершенствование умений в области работы с информацией, осуществление информационного поиска для выполнения учебных заданий;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения рассуждений, отнесение к известным понятиям;
· формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
· совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределение ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
· знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
· знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
· понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
· формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многокофессионального народа России;
· формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
· знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
· формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этнических ценностей;
· развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование общекультурной эрудиции;
· формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
II РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Творческие работы учащихся. История религий и России. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Паломничества и святыни.
Праздники календари. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Семья. Долг, свобода, ответственность, труд. Любовь и уважение к Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина.Культура и религия. Человек и Бог в православии. Православная молитва.Библия и Евангелие.ПроповедьХриста.Христос и Его крест.Пасха.Православное учение о человеке.Совесть и раскаяние.Заповеди.Милосердие и сострадание. Золотое правило этики.Храм.Икона.Творческие работы учащихся.Подведение итогов праздничного проекта.Как христианство пришло на Русь.Подвиг.Заповеди блаженств. Зачем творить добро?Чудо в жизни христианина.Православие о Божьем суде.ТаинствоПричастия.Монастырь.Отношение христианина к природе.Христианскаясемья.ЗащитаОтечества.Христианин в труде.Любовь уважение к Отечеству.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ
«ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» - вместе. С чего начинается Родина… В тебе рождается патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения:школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся:классно-урочная
III РАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
№ урока в разделе |
СОДЕРЖАНИЕ (раздел, тема урока) |
сроки проведения |
Примечание |
|
план |
факт |
||||
Россия – Родина моя (5 часов) |
|||||
1 |
1.1 |
Россия - наша Родина. |
04.09-08.09 |
||
2 |
1.2 |
Культура и религия |
11.09-15.09 |
|
|
3 |
1.3 |
Культура и религия . |
18.09-22.09 |
|
|
4 |
1.4 |
Возникновение религий. |
02.10-06.10 |
|
|
5 |
1.5 |
Возникновение религий. Религии мира и их основатели |
09.10-13.10 |
|
|
6 |
1.6 |
Священные книги религий мира |
16.10-20.10 |
|
|
7 |
1.7 |
Священные книги религий мира. |
23.10-27.10 |
|
Каникулы с 28.10 по 06.11 |
8 |
1.8 |
Хранители предания в религиях мира |
07.11-10.11 |
|
|
9 |
1.9 |
Добро и зло |
13.11-17.11 |
|
|
10 |
1.10 |
Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. |
20.11-24.11 |
|
|
11 |
1.11 |
Человек в религиозных традициях мира |
27.11-01.12 |
|
|
12 |
1.12 |
Священные сооружения (Православие. Ислам) |
04.12-08.12 |
|
|
13 |
1.13 |
Священные сооружения (Иудаизм. Буддизм) |
11.12-15.12 |
|
|
14 |
1.14 |
Искусство в религиозной культуре (Православие. Ислам) |
18.12-22.12 |
|
|
15 |
1.15 |
Искусство в религиозной культуре (Иудаизм. Буддизм) |
25.12-27.12 |
|
Каникулы с 28.12 по 09.01 |
16 |
1.16 |
История религий России |
10.01-12.01 |
|
|
17 |
1.17 |
История религий в России |
15.01-19.01 |
|
|
18 |
1.18 |
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды |
22.01-26.01 |
|
|
19 |
1.19 |
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. |
29.01-02.0205.02.02 |
|
|
20 |
1.20 |
Религиозные ритуалы в искусстве |
05.02-09.02 |
|
|
21 |
1.21 |
Паломничества и святыни. |
12.02-16.02 |
|
|
22 |
1.22 |
Календари религий мира. Праздники в религиях мира |
19.02-22.02 |
|
|
23 |
1.23 |
Праздники в религиях мира (Православие. Ислам) |
26.02-02.03 |
|
|
24 |
1.24 |
Праздники в религиях мира (Иудаизм. Буддизм) |
05.03-09.03 |
|
|
25 |
1.25 |
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Православие. Ислам) |
12.03-16.03 |
|
|
26 |
1.26 |
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (Иудаизм. Буддизм) |
19.03-23.03 |
|
Каникулы с 24.03 по 01.04 |
Любовь и уважение к Отечеству ( 8 часов) |
|||||
27 |
2.1 |
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, |
02.04-06.04 |
|
|
28 |
2.2 |
Семья, семейные ценности |
09.04-13.04 |
|
|
29 |
2.3 |
Долг, свобода, ответственность и труд |
16.04-20.04 |
|
|
30 |
2.4 |
Любовь и уважение к Отечеству |
23.04-27.04 |
|
|
31-34 |
2.5-2.8 |
Резерв |
30.04-30.05 |
|
|
|
|
Итого |
34 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.