«Осьминожки»
Конспект занятия продуктивной деятельности (аппликация из ладошек)
Воспитатель
С.О. Печура
Цель занятия: развитие творческих способностей и кругозора учащихся через занятия декоративно-прикладным творчеством (аппликация из ладошек).
Задачи:
Обучающие:
· дать представление учащимся о разнообразии подводного мира.
· познакомить с методом изготовления аппликации.
Развивающие:
· развивать память, внимание, воображение, творческое мышление, кругозор.
· развивать навыки и умения работы с бумагой и ножницами, мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
· воспитывать аккуратность.
· воспитывать усидчивость.
Материалы и оборудование:
Для педагога: план-конспект занятия, книга с иллюстрациями «Подводный мир», карточки с морскими жителями, наглядное пособие «Осьминожка».
Для учащихся: простой карандаш, цветной картон, двусторонняя цветная бумага, клей – карандаш, ножницы, пластилин, стек.
Ход занятия.
1.Организационный этап (3 мин)
Задача этапа.
· Сообщения темы занятия.
- Здравствуйте, ребята. Проходите. Занимайте свои места.
- Давайте с вами поприветствуем друг друга «Всем, всем добрый вечер!»
- Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну в «Подводный мир» и познакомимся с жителями этой страны.
2.Изложение нового материала (10 мин)
Задача этапа.
· Способствовать формированию представления о «Подводном мире» и его жителях.
· Развивать память, внимание, воображение.
- В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. Этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше. В нем живут самые необычные и восхитительные морские обитатели.
- А кто же живет в подводном мире, мы сейчас узнаем.
- Я загадаю вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать можете все вместе.
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива. (Медуза)
2. Без воздуха живет она
И очень-очень холодна.
Не пьет, хотя в воде сидит,
В броне, хотя и не звенит. (Рыба)
3. Он плавает на дне глубоком,
А иногда — у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (Скат)
4. В глубине, где тишь и мгла,
Море штопает игла. (Рыба-игла)
Люд морской встревожен -
Меч плывет без ножен. (Рыба-меч)
5. По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус? (Кит)
6. Зубы в пасти: в три
ряда.
Это не страсти, а беда.
Этот хищник знаменит,
Тем, что он - "морской бандит".
Мускулисты его скулы,
Остерегайтесь встреч с… (Акулой)
7. Подставляя людям спины
В море нас спасут… (Дельфины)
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - … (Осьминог)
- Ребята, это ещё не все жители подводного мира.
Давайте мы с вами рассмотрим иллюстрации в книге «Подводный мир», а я прочитаю вам рассказ об обитателях моря.
-А сейчас мы рассмотрим карточки с морскими жителями и вспомним, какие обитатели моря встречались в рассказе.
- Я вижу, вы чуть-чуть устали, давайте с вами отдохнем и поиграем в игру «Море волнуется…»:
«Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морской житель замри!»
- Замираем в виде любого морского жителя.
3.Практическое задание (25 мин)
Задачи этапа.
· Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой и ножницами. Развивать мелкую моторику рук.
· Развивать воображение, творческое мышление, кругозор.
· Воспитывать аккуратность, усидчивость.
- Сегодня мы путешествовали по «Подводному миру». Давайте порадуем его нашими работами и сделаем ему осьминожек. Посмотрите, как выглядит осьминог (карточка осьминога).
- А вы знаете, почему он так называется?
- Осьминог получил свое название за количество ног и рук. Их ровно восемь.
Когда-то очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому
люди стали называть это удивительное животное (моллюск) «осьминог».
- Тело осьминога напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками - щупальцами, на которых имеются присоски.
- Сколько ног? Сколько рук? Угадайте.
- У осьминога две ноги и шесть рук. Ногами осьминог отталкивается от дна, передвигается, а руками захватывает добычу. На щупальцах осьминога есть присоски, они расположены в три ряда, всего же присосок примерно две тысячи. Некоторые осьминоги очень ядовиты. В опасной ситуации осьминоги могут впрыскивать в воду непрозрачную жидкость - чернила, от которых вода мутнеет и дает осьминогу возможность улизнуть от врагов.
Есть у осьминогов одна интересная особенность, из-за того, что у них нет скелета, они умеют менять свою форму: могут распластаться на дне, замаскировавшись под рыбу камбалу. У осьминога целых 3 сердца и голубая кровь: два из них прогоняют кровь через жабры, а третье прогоняет кровь по телу. У осьминогов нет ушей, но они слышат. В случае опасности осьминоги могут оторвать себе щупальце, как ящерица отбрасывает хвостик. Поскольку он живёт глубоко под водой, куда не проникают лучи солнца, у него большие и зоркие глаза, зрачки прямоугольной формы.
Осьминог имеет способность изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или подводных скал. Если осьминога испугать, то он побелеет, а если разозлить, то покраснеет.
- Вот какой осьминог!
- А мы с вами будем делать необычных осьминожек. Посмотрите, какой осьминог приплыл к нам в гости. Давайте рассмотрим его. Скажите, из чего он сделан? Из каких частей состоит?
- Для того чтобы получились у нас веселые осьминожки нам потребуется:
· простой карандаш,
· цветной картон (голубого цвета),
· двусторонняя цветная бумага,
· ножницы,
· клей – карандаш,
· пластилин, стек.
- Будьте внимательны при работе. Кто знает, как работать с ножницами и клеем?
(Хранить ножницы в указанном месте. Нельзя оставлять ножницы с открытыми лезвиями. Нельзя подходить к товарищу во время работы. Передавать ножницы товарищу надо в закрытом виде, кольцами вперед. Клей нельзя везде мазать и пробовать на вкус. Закрывать крышку после каждого использования).
- Молодцы! Все знают правила при работе с ножницами и клеем.
- А теперь приступим к выполнению задания:
- Выберите цвет бумаги, который вам больше всего нравится.
- Приложите свою ладошку с расставленными пальцами к листу цветной бумаги и обведите.
- Ножницами вырезаем по контуру ладошку.
- А сейчас превратите свою ладошку в осьминожку. Чего же не хватает нашему морскому жителю?
Ответы учащихся: Моря.
- Конечно же, моря.
- Намажьте клеем туловище, щупальца и приклейте осьминожку на картон синего цвета.
- Устали? Давайте с вами немного отдохнём и разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»:
Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. |
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок |
То сожмутся, |
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются |
Разожмутся, |
Пальчики сильно растопыриваются в стороны |
То зароются в песке. |
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок |
-Посмотрите на наших осьминожек. А еще чего хватает?
Ответы учащихся: глаз, ротика, присосок, водорослей.
- Возьмите пластилин и сделайте глазки и ротик. Приклейте.
- Пофантазируйте, придумай что-то свое, и украсьте осьминожек.
- Украсьте морское дно.
- Молодцы, посмотрите, какие получились замечательные и веселые осьминожки!
4.Подведение итогов занятия (5 мин)
Задачи этапа.
· Развитие адекватного оценивания результатов собственной деятельности, развитие рефлексии, закрепление знаний полученных в процессе занятия.
- Какие осьминожки вам больше всего понравились?
- Какую оценку вы поставите себе за выполнение своей работы?
- Давайте вспомним, каких жителей подводного мира мы сегодня встретили?
- Что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
- Все сегодня молодцы! У всех получились необыкновенные осьминожки!
5. Уборка рабочих мест (2 мин)
Задачи этапа.
· Формирование аккуратности
- Но пора прощаться, и навести порядок на своих местах. (Уборка рабочих мест)
- Всем, всем до свидания! До новых встреч! Спасибо за работу!
Самоанализ
Форма организации занятия групповая с элементами игры. Присутствовало… учащихся в возрасте … лет. Структура занятия соответствовала цели и задачам, все этапы были логически взаимосвязаны, материал был доступен и соответствовал уровню развития и интересам учащихся. Занятие способствует всестороннему развитию, не приводит к утомлению, так как происходит постоянная смена видов деятельности, в соответствии с возрастными физиологическими возможностями учащихся. Учащиеся были активны и организованы. В кабинете была благоприятная атмосфера. При необходимости учащимся оказывалась помощь во время выполнения ими задания. Рефлексия в конце занятия помогла понять, что для детей было интересно. Я считаю, что совместная деятельность с детьми удалась.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.