Особенности детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Этиология (причины возникновения) ЗПР
Конституциональные факторы (генетически обусловленные), хронические соматические заболевания, патология беременности, тяжелые роды, частые болезни в первые годы жизни, неблагоприятные условия воспитания (пед.запущенность), органическая недостаточность нервной системы (ММД, нарушение межполушарного взаимодействия, локальные поражения головного мозга (например, речевые зоны коры), эпилепсия, прогрессирующие органические поражения ЦНС).
Варианты ЗПР Лебединская К.С.
1. ЗПР конституционального происхождения (определяется наследственностью)
-
инфантильность психики (уровень развития психических процессов соответствуют
более раннему возрасту)
- инфантильный тип телосложения (выглядят младше своего возраста)
- незрелость эмоциональной сферы
- быстрое пресыщение интеллектуальной деятельностью
- неумение подчиняться правилам дисциплины
2. ЗПР соматогенного происхождения (обусловлена длительными хроническими
заболеваниями)
3.
ЗПР психогенного происхождения (связана с неблагоприятными условиями
воспитания)
4. ЗПР церебрально-органического генеза (патологии беременности и родов,
инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни).
Особенности психических процессов у детей с ЗПР
1. Сниженная умственная работоспособность;
2.
Недостаточное внимание;
3. Несформированность готовности к школьному обучению;
4. Неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия;
5. Недостаточно сформированы пространственные представления;
6. Низкая продуктивность и устойчивость памяти. Слабое опосредованное
запоминание (требует участия мыслительных процессов). Преобладает механическая
память;
7. Особенности мышления. Преимущественно наглядно-действенное и
наглядно-образное мышление. Переход к абстрактно-логическим формам мышления
затруднен;
8. Речевая деятельность детей:
-
бедный словарный запас (особенно активный), понятия сужены, расплывчаты, иногда
ошибочны;
-существенные трудности в овладении грамматическим строем речи (особенно в
понимании и употреблении логико-грамматических структур);
-нарушение звукопроизношения;
-трудности овладения письменной речью.
Особенности эмоционально-волевой сферы и личности у детей с ЗПР
Незрелость ЭВС (эмоции
поверхностны, неустойчивы, переживания
примитивны, малодифференцированны, при этом - живость эмоций, нарушены процессы
произвольной регуляции деятельности).
Деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий (раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие посредованной мотивации).
Слабо развита потребность в новых знаниях, любознательность.
Легко внушаемы.
Преобладают игровые
мотивы, преобладает стремление к
получению удовольствия.
Усиливается вероятность
акцентуирования характерологических
особенностей (повышенная тревожность, капризность,
неуверенность, либо наоборот демонстративность, агрессивность и т.п.)
Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
Благоприятная эмоциональная атмосфера.
Использование наглядных и практических методов работы.
Смена видов деятельности.
Учет индивидуальных особенностей.
Стимулирование познавательной активности.
Простые инструкции.
Создание ситуаций успеха.
Принцип доброжелательности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.