Особенности ребенка с интеллектуальными нарушениями определенного типа темперамента, влияющего на его профессиональный выбор
Оценка 5

Особенности ребенка с интеллектуальными нарушениями определенного типа темперамента, влияющего на его профессиональный выбор

Оценка 5
docx
04.03.2020
Особенности ребенка с интеллектуальными нарушениями определенного типа темперамента, влияющего на его профессиональный выбор
Профессия и тип темперамента.docx

Александр Владимирович Салов

ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»

 

 

Особенности ребенка с интеллектуальными нарушениями определенного типа темперамента, влияющего на его профессиональный выбор

 

Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе  к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей. Темперамент – это не только характер, но и особенности реагирования на внешние воздействия, сила эмоциональных реакций, их стойкость.

Первые проявления темперамента отчетливо наблюдаются уже в младенческом возрасте и проявляются в последующих возрастных периодах. Знание родителей о темпераменте ребенка позволяют правильно выбрать стиль воспитания, не допустить ошибок в общении с ребенком, своевременно подсказать и направить по нужному пути.

Ребенок-сангвиник отличается общительностью, зачастую избыточной, инициативностью, активностью, жизнерадостностью и желанием всего нового. При этом такой ребенок несобран, непостоянен, быстро отвлекается. Благодаря относительно высокой устойчивости к стрессу, ребенок-сангвиник наиболее приспособлен к работе в команде. Хотя в критических ситуациях, которые часто для таких детей являются результатом избыточных физических нагрузок, они становятся чрезмерно раздражительными, иногда – агрессивными. Ребенку-сангвинику нужен упорядоченный темп работы и пооперационный контроль действий. При «контролирующей» помощи наставника (родителя, учителя) эти дети наиболее способны к самостоятельной деятельности.

Учитывая общую низкую целеустремленность детей с нарушением интеллекта, слабый самоконтроль, избыточную внушаемость и ведомость, в воспитании ребенка-сангвиника  следует особое внимание уделять стимулированию  упорства в достижении цели, развитию самодисциплинированности, лидерских качеств и умения аргументировано отстаивать свою позицию.

Для сангвиников предпочтительны такие профессиональные сферы, как «человек человек» и «человек природа». Желательна высокая активность трудового режима, возможно, связанная с меняющимися условиями труда. На раннем этапе профессиональной деятельности сангвиникам необходима помощь в постановке цели на каждом этапе работы.

Рекомендуемые профессии: заправщик поливомоечных машин, машинист расфасовочно-упаковочных машин, машинист экструдера, монтажник санитарно-технических систем и оборудования, плотник, прессовщик, рабочий по обслуживанию в бане, рабочий плодоовощного хранилища, столяр, мотальщица текстильного производства, маляр строительный, мастер животноводства, мастер машинного доения, официант, уборщик производственных служебных помещений, упаковщик изделий, чистильщик обуви, намотчик ниток.

Ребенку-холерику свойственна высокая активность, упорство, решительность. Он всегда старается быть первым и претендует на роль лидера, хотя часто оказывается «антигероем». Для него работа в команде является оптимальной, но под контролем сильного наставника. К его слабым личностным качествам относятся вспыльчивость, нетерпеливость, эгоистичность, демонстративность поведения. В ситуации стресса холерик становится агрессивным, часто является участником ссор и драк. Для поддержания интереса к учебе и работе ему необходим постоянно меняющийся темп деятельности.

Свойственная детям с низким интеллектуальным уровнем эмоциональная неустойчивость и недостаточный уровень критичности в оценке своих поступков, еще больше усугубляются у обладателей холерического темперамента, зачастую приводя их к асоциальному и делинквентному поведению. Поэтому для профилактики нежелательных действий, ребенка-холерика следует обучать сдерживать себя «в рамках дозволенного», проявлять доброжелательность, тактичность при взаимодействии с людьми, развивать эмпатийные качества, обучать навыкам бесконфликтного социального общения. Одним из главных воспитательных принципов холерика является исключение поддержки его в конфликтных ситуациях. При этом ни при каких условиях его нельзя ругать при других детях.

Характер профессиональной деятельности, оптимальный для холерика, можно определить как «активный технический», включающий такие сферы, как «человек техника» и «человек природа». В сопровождении холерика на период адаптации к работе важным является удерживать его «в рамках дозволенного», активно привлекать к спортивным мероприятиям.

Рекомендуемые профессии: грузчик, курьер, носильщик, полотёр, дворник, уборщик мусоропроводов, возчик, автоматчик игольно-платинных изделий, автоматчик картонажного производства, автоматчик варки костного и др. видов клея, автоматчик комбикормового производства, автоматчик обработки зерна, намотчик катушек (для электроприборов, аппаратов, электромашин, трансформаторов), уборщик территорий.

Ребенок-флегматик отличается такими положительными качествами, как исполнительность, склонность к монотонной работе, доброжелательность, уравновешенность и терпеливость. Его слабыми сторонами личности являются медлительность, отсутствие гибкости, крайне низкая самостоятельность и социальная инфантильность. Для успешного освоения учебной программы и выполнения заданий им необходим индивидуальный, медленный темп работы. Флегматик предпочитает изолированное рабочее пространство, несмотря на то, что обладает высокой стрессоустойчивостью и крайне редко отвечает на «шутки» одноклассников. Его недовольство часто проявляется в упрямстве и отказе от взаимодействия.

Учитывая низкую инициативность, склонность к замедленным действиям, характерные для детей с интеллектуальной недостаточностью и усугубляемые у ребенка-флегматика, в его воспитании крайне важно стимулировать навыки самостоятельной деятельности, умения своевременно и тактично обратиться за помощью к учителю и одноклассникам. Для такого ребенка основополагающим является тренинг личной ответственности в деятельности. Кроме того, необходимо постоянно работать над повышением навыков опрятности и социальной коммуникативности. Следует помнить, что флегматик часто испытывает необходимость побыть одному – нужно предоставить ему такую возможность. Очень пригодятся «антистрессовые» раскраски.

Флегматики являются «универсалами» профессиональной деятельности. Для них подходят  любые сферы: художественная, природная, социальная – типы профессий «человек природа», «человек техника», «человек человек», «человек знаковая система», «человек художественный образ». Условиями успешной работы для них являются исключение жесткого временного регламента, дневные и вечерние часы функционирования (утренние исключены), постоянство окружающей обстановки. В период адаптации к профессиональной деятельности они нуждаются в дружеских советах, внимании и поощрении.

Рекомендуемые профессии: гончар, истопник, обработчик изделий из кости и рога, мраморщик, плиточник, полировщик, шлифовщик, обойщик мебели, обработчик изделий из дерева и бумаги, обувщик, отделочник ткани, переплётчик, печник, формовщик керамических изделий, вышивальщица, вязальщица, кружевница, гладильщик, брошюровщик, калибровщик катушек электроприборов, оправщик-чистильщик, фасовщик, штамповщик.

Ребенок-меланхолик склонен к пессимизму, тревожен, обидчив, излишне навязчив, но душевно чуток и рассудителен. У него крайне низкая самооценка, что приводит к неуспешности в любой самостоятельной деятельности. В работе ему необходим размеренный, не меняющийся темп, желательна стабильная, привычная обстановка. Для них крайне нежелательна работа в команде. Низкая устойчивость к стрессовым факторам приводит к тому, что эти дети обычно плаксивы, эмоционально слабы, подавлены и грустны. Меланхолику нужна «жилетка для слез» человек, с которым он бы мог постоянно делиться своими переживаниями. Эмоциональное напряжение позволит снизить контакт с домашним животным, которого можно приласкать и погладить. Ни при каких условиях в общении с таким ребенком не допустима грубость. Очень важно, чтобы меланхолик был окружен положительным настроением, безусловным приятием и пониманием.

Дети меланхолического темперамента склонны к ябедничеству и часто настроены видеть негативное отношение со стороны окружающих, что не стоит поддерживать в школе и семье.

Избыточная навязчивость и заниженная самооценка, свойственные детям с умственным дефицитом, особенно ярко проявляются у ребенка-меланхолика. Поэтому для оптимальной социализации  его необходимо бережно привлекать к участию в общественных мероприятиях, способствовать повышению чувства уверенности в себе.

Творческая и техническая сферы профессиональной деятельности, в которых исключены соревновательные моменты, являются оптимальными для меланхолика: типы профессий «человек знаковая система», «человек художественный образ». При этом жесткие временные или дисциплинарные рамки способны «выбить его из колеи». В начале трудовой деятельности молодой человек меланхолического темперамента нуждается в деликатной помощи в самоорганизации и постоянном повышении самооценки.

Рекомендуемые профессии: гравёр, заготовщик материалов для художественных изделий из дерева и бересты, игрушек, плетельщик мебели, пошивщик кожгалантерейных изделий, рабочий зелёного хозяйства, по благоустройству населённых пунктов, рабочий по уходу за животными, рабочий по стирке и ремонту спецодежды, горничная, кастелянша, швея, дояр, конюх, комплектовщик фарфоровых изделий, настройщик музыкальных игрушек, овощевод, переводчик рисунков, цветовод-декоратор.


 

Александр Владимирович Салов

Александр Владимирович Салов

Учитывая общую низкую целеустремленность детей с нарушением интеллекта, слабый самоконтроль, избыточную внушаемость и ведомость, в воспитании ребенка-сангвиника следует особое внимание уделять стимулированию упорства в достижении…

Учитывая общую низкую целеустремленность детей с нарушением интеллекта, слабый самоконтроль, избыточную внушаемость и ведомость, в воспитании ребенка-сангвиника следует особое внимание уделять стимулированию упорства в достижении…

Поэтому для профилактики нежелательных действий, ребенка-холерика следует обучать сдерживать себя «в рамках дозволенного», проявлять доброжелательность, тактичность при взаимодействии с людьми, развивать эмпатийные качества, обучать навыкам…

Поэтому для профилактики нежелательных действий, ребенка-холерика следует обучать сдерживать себя «в рамках дозволенного», проявлять доброжелательность, тактичность при взаимодействии с людьми, развивать эмпатийные качества, обучать навыкам…

Его недовольство часто проявляется в упрямстве и отказе от взаимодействия

Его недовольство часто проявляется в упрямстве и отказе от взаимодействия

В работе ему необходим размеренный, не меняющийся темп, желательна стабильная, привычная обстановка

В работе ему необходим размеренный, не меняющийся темп, желательна стабильная, привычная обстановка

рабочий по стирке и ремонту спецодежды, горничная, кастелянша, швея, дояр, конюх, комплектовщик фарфоровых изделий, настройщик музыкальных игрушек, овощевод, переводчик рисунков, цветовод-декоратор.

рабочий по стирке и ремонту спецодежды, горничная, кастелянша, швея, дояр, конюх, комплектовщик фарфоровых изделий, настройщик музыкальных игрушек, овощевод, переводчик рисунков, цветовод-декоратор.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020