Александр Владимирович Салов
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»
Особенности ребенка с интеллектуальными нарушениями определенного типа темперамента, влияющего на его профессиональный выбор
Особенности темперамента человека – важное условие, с которым следует считаться при индивидуальном подходе к воспитанию, обучению и всестороннему развитию его способностей. Темперамент – это не только характер, но и особенности реагирования на внешние воздействия, сила эмоциональных реакций, их стойкость.
Первые проявления темперамента отчетливо наблюдаются уже в младенческом возрасте и проявляются в последующих возрастных периодах. Знание родителей о темпераменте ребенка позволяют правильно выбрать стиль воспитания, не допустить ошибок в общении с ребенком, своевременно подсказать и направить по нужному пути.
Ребенок-сангвиник отличается общительностью, зачастую избыточной, инициативностью, активностью, жизнерадостностью и желанием всего нового. При этом такой ребенок несобран, непостоянен, быстро отвлекается. Благодаря относительно высокой устойчивости к стрессу, ребенок-сангвиник наиболее приспособлен к работе в команде. Хотя в критических ситуациях, которые часто для таких детей являются результатом избыточных физических нагрузок, они становятся чрезмерно раздражительными, иногда – агрессивными. Ребенку-сангвинику нужен упорядоченный темп работы и пооперационный контроль действий. При «контролирующей» помощи наставника (родителя, учителя) эти дети наиболее способны к самостоятельной деятельности.
Учитывая общую низкую целеустремленность детей с нарушением интеллекта, слабый самоконтроль, избыточную внушаемость и ведомость, в воспитании ребенка-сангвиника следует особое внимание уделять стимулированию упорства в достижении цели, развитию самодисциплинированности, лидерских качеств и умения аргументировано отстаивать свою позицию.
Для сангвиников предпочтительны такие профессиональные сферы, как «человек – человек» и «человек – природа». Желательна высокая активность трудового режима, возможно, связанная с меняющимися условиями труда. На раннем этапе профессиональной деятельности сангвиникам необходима помощь в постановке цели на каждом этапе работы.
Рекомендуемые профессии: заправщик поливомоечных машин, машинист расфасовочно-упаковочных машин, машинист экструдера, монтажник санитарно-технических систем и оборудования, плотник, прессовщик, рабочий по обслуживанию в бане, рабочий плодоовощного хранилища, столяр, мотальщица текстильного производства, маляр строительный, мастер животноводства, мастер машинного доения, официант, уборщик производственных служебных помещений, упаковщик изделий, чистильщик обуви, намотчик ниток.
Ребенку-холерику свойственна высокая активность, упорство, решительность. Он всегда старается быть первым и претендует на роль лидера, хотя часто оказывается «антигероем». Для него работа в команде является оптимальной, но под контролем сильного наставника. К его слабым личностным качествам относятся вспыльчивость, нетерпеливость, эгоистичность, демонстративность поведения. В ситуации стресса холерик становится агрессивным, часто является участником ссор и драк. Для поддержания интереса к учебе и работе ему необходим постоянно меняющийся темп деятельности.
Свойственная детям с низким интеллектуальным уровнем эмоциональная неустойчивость и недостаточный уровень критичности в оценке своих поступков, еще больше усугубляются у обладателей холерического темперамента, зачастую приводя их к асоциальному и делинквентному поведению. Поэтому для профилактики нежелательных действий, ребенка-холерика следует обучать сдерживать себя «в рамках дозволенного», проявлять доброжелательность, тактичность при взаимодействии с людьми, развивать эмпатийные качества, обучать навыкам бесконфликтного социального общения. Одним из главных воспитательных принципов холерика является исключение поддержки его в конфликтных ситуациях. При этом ни при каких условиях его нельзя ругать при других детях.
Характер профессиональной деятельности, оптимальный для холерика, можно определить как «активный технический», включающий такие сферы, как «человек – техника» и «человек – природа». В сопровождении холерика на период адаптации к работе важным является удерживать его «в рамках дозволенного», активно привлекать к спортивным мероприятиям.
Рекомендуемые профессии: грузчик, курьер, носильщик, полотёр, дворник, уборщик мусоропроводов, возчик, автоматчик игольно-платинных изделий, автоматчик картонажного производства, автоматчик варки костного и др. видов клея, автоматчик комбикормового производства, автоматчик обработки зерна, намотчик катушек (для электроприборов, аппаратов, электромашин, трансформаторов), уборщик территорий.
Ребенок-флегматик отличается такими положительными качествами, как исполнительность, склонность к монотонной работе, доброжелательность, уравновешенность и терпеливость. Его слабыми сторонами личности являются медлительность, отсутствие гибкости, крайне низкая самостоятельность и социальная инфантильность. Для успешного освоения учебной программы и выполнения заданий им необходим индивидуальный, медленный темп работы. Флегматик предпочитает изолированное рабочее пространство, несмотря на то, что обладает высокой стрессоустойчивостью и крайне редко отвечает на «шутки» одноклассников. Его недовольство часто проявляется в упрямстве и отказе от взаимодействия.
Учитывая низкую инициативность, склонность к замедленным действиям, характерные для детей с интеллектуальной недостаточностью и усугубляемые у ребенка-флегматика, в его воспитании крайне важно стимулировать навыки самостоятельной деятельности, умения своевременно и тактично обратиться за помощью к учителю и одноклассникам. Для такого ребенка основополагающим является тренинг личной ответственности в деятельности. Кроме того, необходимо постоянно работать над повышением навыков опрятности и социальной коммуникативности. Следует помнить, что флегматик часто испытывает необходимость побыть одному – нужно предоставить ему такую возможность. Очень пригодятся «антистрессовые» раскраски.
Флегматики являются «универсалами» профессиональной деятельности. Для них подходят любые сферы: художественная, природная, социальная – типы профессий «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Условиями успешной работы для них являются исключение жесткого временного регламента, дневные и вечерние часы функционирования (утренние исключены), постоянство окружающей обстановки. В период адаптации к профессиональной деятельности они нуждаются в дружеских советах, внимании и поощрении.
Рекомендуемые профессии: гончар, истопник, обработчик изделий из кости и рога, мраморщик, плиточник, полировщик, шлифовщик, обойщик мебели, обработчик изделий из дерева и бумаги, обувщик, отделочник ткани, переплётчик, печник, формовщик керамических изделий, вышивальщица, вязальщица, кружевница, гладильщик, брошюровщик, калибровщик катушек электроприборов, оправщик-чистильщик, фасовщик, штамповщик.
Ребенок-меланхолик склонен к пессимизму, тревожен, обидчив, излишне навязчив, но душевно чуток и рассудителен. У него крайне низкая самооценка, что приводит к неуспешности в любой самостоятельной деятельности. В работе ему необходим размеренный, не меняющийся темп, желательна стабильная, привычная обстановка. Для них крайне нежелательна работа в команде. Низкая устойчивость к стрессовым факторам приводит к тому, что эти дети обычно плаксивы, эмоционально слабы, подавлены и грустны. Меланхолику нужна «жилетка для слез» – человек, с которым он бы мог постоянно делиться своими переживаниями. Эмоциональное напряжение позволит снизить контакт с домашним животным, которого можно приласкать и погладить. Ни при каких условиях в общении с таким ребенком не допустима грубость. Очень важно, чтобы меланхолик был окружен положительным настроением, безусловным приятием и пониманием.
Дети меланхолического темперамента склонны к ябедничеству и часто настроены видеть негативное отношение со стороны окружающих, что не стоит поддерживать в школе и семье.
Избыточная навязчивость и заниженная самооценка, свойственные детям с умственным дефицитом, особенно ярко проявляются у ребенка-меланхолика. Поэтому для оптимальной социализации его необходимо бережно привлекать к участию в общественных мероприятиях, способствовать повышению чувства уверенности в себе.
Творческая и техническая сферы профессиональной деятельности, в которых исключены соревновательные моменты, являются оптимальными для меланхолика: типы профессий «человек – знаковая система», «человек –художественный образ». При этом жесткие временные или дисциплинарные рамки способны «выбить его из колеи». В начале трудовой деятельности молодой человек меланхолического темперамента нуждается в деликатной помощи в самоорганизации и постоянном повышении самооценки.
Рекомендуемые профессии: гравёр, заготовщик материалов для художественных изделий из дерева и бересты, игрушек, плетельщик мебели, пошивщик кожгалантерейных изделий, рабочий зелёного хозяйства, по благоустройству населённых пунктов, рабочий по уходу за животными, рабочий по стирке и ремонту спецодежды, горничная, кастелянша, швея, дояр, конюх, комплектовщик фарфоровых изделий, настройщик музыкальных игрушек, овощевод, переводчик рисунков, цветовод-декоратор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.