«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»
Оценка 4.9

«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Оценка 4.9
docx
астрономия
17.03.2023
«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ  по развитию речи дошкольников»
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
педсовет 23.03.23.docx

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

 

«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ

по развитию речи дошкольников»

 

Дата проведения: 23.03.2023г.

Подготовили:

М.В. Бобылева, учитель-логопед

Т.А. Иваненко, воспитатель

 

Цель: активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ и систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

 

План проведения педсовета

1.Теоретическая часть:

  1.1. Выступление «Проблема развития связной речи в современной практике работы дошкольных учреждений»   

1.2. Выступление «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» учитель-логопед Бобылева М.В.

1.3. Консультация для педагогов: «Мнемотехника…» (из опыта работы) – воспитатель Иваненко Т. А.

2. Практическая часть.

2.1. Составление воспитателями мнемотаблицы по тексту стихотворения.

2.2. Мастер-класс Вместе играем – речь развиваем» учитель-логопед Бобылева М.В.

3. Разработка решений педсовета.

Ход педсовета

1.Теоретическая часть.

Цель:

¾              Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

¾              Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

1.1. Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.  Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений  и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.                  

    Проблема развития речи является одной из актуальных.  

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с его зарождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

Условия успешного речевого развития.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

-  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, а также побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

-  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная; в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Для обеспечения развитие звуковой культуры речи дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями педагоги:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Воспитатели в группе создают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей, помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

-  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

-  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  стимулируют детей комментировать свою речь;

-  упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

 - А что значит, по-вашему, создают условия? (предметная среда, технологии).

1.2. Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников является внедрение современных образовательных технологии.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр).

Метод наглядного моделирования

 К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

1.3. Консультация для педагогов: «Мнемотехника…» (из опыта работы) – воспитатель Иваненко Т. А.

Мнемотехника помогает развивать:

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

¾   Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

¾   Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

¾   Пересказ текста с использованием магнитной доски.

¾   Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

¾   Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

¾   Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

¾   Составление рассказа по одной сюжетной картине.

¾   Методика коллаж Т.В. Большева.

¾   Мнемотехника помогает:

Ø обогащать словарный запас.

Ø Обучать составлению рассказов.

Ø Пересказывать художественную литературу.

Ø Отгадывать и загадывать загадки.

 

II. Практическая часть.

 2.1. Составление воспитателями мнемотаблицы по тексту стихотворения.

1. Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

2. Каждому предлагается текст стихотворения, вам надо составить мнемотаблицу по содержанию.

2.2. Мастер-класс «Вместе играем – речь развиваем» учитель-логопед Бобылева М.В.

Трудно переоценить значение общего развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения к окружающему миру.

Способность владеть языком и речью необычайно значима для нормального вхождения ребенка в общество. Для преодоления трудностей речевого развития у воспитанников (речевые нарушения, ограниченный словарный запас, не проявляют склонность к словотворчеству и т.д.) широко использую игровые приемы.

Игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития личности и интеллекта.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников, совсем необязательно превращать это в занятие. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать на прогулке или во время режимных моментов, включить в образовательную деятельность.

Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между взрослым и ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

 «Цепочка слов»

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Логопед: Кошка, бывает какая?

Воспитатель: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Логопед: Что еще бывает разноцветным?

Воспитатель: Радуга, платье, телевизор...

Логопед: Каким еще может быть платье?

Воспитатель: Шелковым, новым, прямым...

Логопед: Что еще может быть прямым?

Воспитатель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.

 

«Назови по цвету»

Цельзакрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением силуэта предметов.  

показываем цвет, а дети накладывают силуэт и говорят словосочетание, например, красное яблоко, красный флаг, красные сапоги и т.д.

 

«Выбери правильное слово»

Цельразвитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости …(осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по…(дороге, воде, рельсам).

 

Игра «1,2,3 слово назови!» («Кто быстрее доберется до финиша»)
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с детьми расширением его словарного запаса и развитием речи.
2 участника  стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Называю тему: «Вежливые слова». Каждый участник может сделать шаг, называя какое - либо вежливое слово. Примеры тем: «Все круглое»; «Ласковые слова для мамы»; «Предметы одежды»; «Растительный, животный мир» и т.п

 Подвижная игра «Карусель»

- Я, как ведущий, назову тему, а вы должны назвать слова, которые подходят к заданной теме. Например, нужно назвать по очереди, допустим, только весёлые слова (клоун, радость, смех и т. д.) Каждый игрок, назвав несколько слов по очереди - делает шаг в сторону с лентой в руках. Когда мы скажем слова наша карусель закрутиться. Всем понятны правила? Начнём.

- Итак, называем только зеленые слова (например, огурец, ёлка, горох, кузнечик, лягушка, карандаш).

Данное упражнение закрепляет умение детей быстро подбирать слова на заданную тему, развивать мышление, активизировать словарный запас, развивать быстроту реакции.

 

 

 

 


 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Особенности современных форм, методов работы в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Особенности современных форм, методов работы в

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов

Сотрудники поощряют детское словотворчество

Сотрудники поощряют детское словотворчество

Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов: ¾

Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов: ¾

Цепочка слов» Цель: обогащение словаря прилагательных

Цепочка слов» Цель: обогащение словаря прилагательных

Когда мы скажем слова наша карусель закрутиться

Когда мы скажем слова наша карусель закрутиться
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2023