Особенности детей с нарушениями зрения.
Оценка 5

Особенности детей с нарушениями зрения.

Оценка 5
Лекции +1
doc
ОБЖ +1
7 кл—11 кл +1
23.10.2019
Особенности детей с нарушениями зрения.
В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. Слепые (незрячие)подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения (до 10 15 ) с остротой зрения до 0,08. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза, при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет, цвет, контуры (силуэты) предметов.
Особенности детей с нарушениями зрения..doc
Автор:учитель физкультуры и обж Магомедов Осман Сиражутдинович  Особенности детей с нарушениями зрения.  .     Предмет и задачи тифлопедагогики   Тифлопедагогика (от греч. typhlos слепой) наука о воспитании и обучении лиц с нарушением  зрения. В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота  и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию  психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его  отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с  нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и  психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии  развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании  представлений и понятий, в способах предметно­практической деятельности, в особенностях  эмоционально­волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации  к труду. Слепые (незрячие)подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью  отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение (до 0,04  на лучше видящем глазу с коррекцией очками), а также лица с прогредиентными  заболеваниями и сужением поля зрения (до 10 15 ) с остротой зрения до 0,08. По степени нарушения зрения различают лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза,  при которой полностью утрачиваются зрительные восприятия, и лиц практически слепых, у  которых имеется светоощущение или остаточное зрение, позволяющее воспринимать свет,  цвет, контуры (силуэты) предметов. Ссылки: 1Аксенова Л.И. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. С. 436—438 2Григорьева Л.П., Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями  зрения. М., 1990. 3Жигорева М.В Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М Академия ­2008. Слабовидящиеподкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до  0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций (цвето­ и  светоощущение, периферическое и бинокулярное зрение). Предмет тифлопедагогики ­ теория и практика воспитания и обучения слепых и  слабовидящих. Основные задачи тифлопедагогики: 1 педагогическое изучение слепых и слабовидящих; 2 разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и  недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; 3 определение условия формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений функции зрения; 4 разработка содержания, методов и организации воспитания и обучения слепых и  слабовидящих; 5 внедрение результатов научных исследований в практику социального образования лиц с  нарушениями зрения; 6 совершенствование технических средств коррекции и компенсации нарушенных зрительных  функций; 7 совершенствование педагогической работы, направленной социальное адаптирование и  социально­профессиональную реабилитацию лиц с нарушениями зрения.  . 1.2. Причины и последствия нарушения зрения и способы компенсации   Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период  внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых  дефектов зрения. Приобретенная слепота обычно бывает следствием заболевания органов зрения сетчатки,  роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга,  менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп,  скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз. Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При прогрессирующих зрительных дефектах происходит постепенное ухудшение зрительных  функций под влиянием патологического процесса. Зрение снижается при появлении мозговых опухолей. При несоблюдении санитарно­гигиенических условий письма и чтения  прогрессирует близорукость и дальнозоркость. К непрогрессирующим дефектам зрительного анализатора относят некоторые врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Причинами этих дефектов могут стать также  последствия некоторых заболеваний и глазных операций. Существуют категории детей по времени наступления зрительного дефекта: слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни. Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и  физического развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны вторичные  отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально­волевой сферы, характера,  чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении  профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением  возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В  одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них  отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в  других случаях повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных  и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной  деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления. Отличие ослепших детей от слепорожденных зависит от времени потери зрения: чем позже  ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно  воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично  сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных  образов.Слепой ребенок имеет все возможности для высокого уровня психофизического  развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную  сеть.  В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы  использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов,  представляющих сенсорную основу развития психических процессов. Благодаря этому  развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в  компенсаторной перестройке восприятия. Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия  для правильного отражения окружающего мира в наглядно­действенной форме, а по мере  накопления социального и бытового опыта и в словесно­логической форме при помощи  сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка. Л.С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым),  позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет. Компенсация слепоты, указывает Л. И. Солнцева, представляет собой целостное психическое  образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов,  обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую  возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе. Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а  также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них  зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие  сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Ссылки: 1З. Жохов В.П., Кормакова И.А., Плаксина Л.И. Реабилитация детей, страдающих содружественным  косоглазием и амблиопией. М., 1989. 2Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. М., 1956. 3Каплан А.И. Детская слепота (цветовое остаточное зрение). М., 1979. Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и  способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что  позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Особенности детей с нарушениями зрения.

Особенности детей с нарушениями зрения.

Особенности детей с нарушениями зрения.

Особенности детей с нарушениями зрения.

Особенности детей с нарушениями зрения.

Особенности детей с нарушениями зрения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2019