Открытие Камчатки
Оценка 4.8

Открытие Камчатки

Оценка 4.8
docx
07.05.2024
Открытие Камчатки
Открытие Камчатки.docx

Открытие Камчатки

Семен Дежнев был предпринимателем. Вместе с приказчиком Федотом Поповым он путешествовал с целью поиска товара, который можно было бы получить даром, а потом выгодно продать. Жалование казакам платили совсем небольшое — по пять рублей в день. Зато разрешалось брать с коренных жителей-иноверцев любых размеров ясак, преимущественно пушниной. Дежнев нашел более выгодный промысел. Он отбирал у чукчей рыбий зуб — моржовые клыки. Цена одного «зуба» — 60 рублей (вдесятеро больше годового жалованья). В устье Колымы Дежнев погрузил на коч полсотни пудов моржового клыка, что дало около трех тысяч рублей дохода.

И он пошел с отрядом 90 человек на семи кочах дальше на восток вдоль побережья. Два коча были затерты льдами, а пять сумели обогнуть Большой Каменный Нос, то есть Чукотский полуостров, и выйти в пролив между Азией и Америкой. Мыс этот давно уже назван именем Дежнева.

Буря разметала кочи. Коч Дежнева выбросило южнее реки Анадырь. Он отправился к этой реке, на север. В отчете об этом путешествии напишет: «Все в гору, сами пути себе не знаем, голодны и холодны, наги и босы». Десять недель шли эти люди, и во время похода погибло 13 человек. Те, кто дошел, перезимовали в землянках на берегу реки, а весной 1641 года построили два коча, но не смогли дойти до волока, потому что встретили сопротивление чукчей, с которых собирались взять ясак. Новая зимовка. Но тут подошел еще один отряд, объединившись с которым Семен Дежнев продолжил свой «промысел» на Анадыре.

В это время его спутник Федот Попов со своим кочем оказался около неведомой земли. Большая река (ее назвали по имени Федота — Федотовщина) впадала в море. Попов поднялся немного вверх по ней, но потом вернулся к берегу и, двигаясь на юг, дошел до узкого мыса, которым заканчивалась земля. Дальше на юг расстилалось море, а в нем — цепочка островов. По крайней мере один из них хорошо виден при ясной погоде. Неизвестно, видел ли этот остров (его имя — Шумшу) Федот Попов, но он был близок ко второму своему открытию — Курильских островов, протянувшихся от Камчатки на юго-запад на 1200 км.

Но первое его открытие, несомненно, — Камчатка, один из крупнейших полуостровов Евразии. Вполне возможно, что кто-то из казаков и раньше попадал на эту землю, но об этом не осталось никаких сведений. Сменившему Семена Дежнева в Анадырском остроге Курбату Иванову было известно о земле камчатской совсем немного.

Курбат Иванов, первым пересекший Байкал в 1643 году, организовал теперь поход и на Камчатку. Из острога он с командой 22 человека на коче спустился по Анадырю к морю. Затем поплыл вдоль побережья на северо-восток. Но через несколько дней судно попало во льды и затонуло. На счастье, случилось это на мелком месте, рядом с берегом, на котором лежал скелет кита. С помощью прочных ребер кита, вполне заменивших рычаги, потерпевшие подняли со дна свой корабль. Потом они его отремонтировали, заделали пробоины, однако не решились на нем плыть и потащили бечевой, идя по берегу. Они вышли на Чукотский полуостров, шли по берегу Берингова моря до глубоко вдающегося в сушу (на добрую сотню верст) залива Креста, и здесь кончились последние продукты… Продолжали идти, питаясь только дарами тундры, грибами и ягодами.

И вот еще один залив — длиной в полсотню верст. Его через 300 лет, в 1848 году, английский капитан Мур назовет бухтой Провидения в знак благодарности Богу за то, что позволил в ней перезимовать. И, наконец, добрались до Чукотского Носа, уже знакомого казакам.

Результат этого героического похода — карта Курбата Иванова. На ней — бассейн Анадыря, все повороты главной чукотской реки, протянувшегося на тысячу километров, береговая полоса, горные хребты и, что удивительно, — остров к северу от Чукотского полуострова. Это мог быть только остров Врангеля, про который Курбату рассказали, очевидно, чукчи. На русской карте этот остров появился почти за 300 лет до его открытия американским китобоем Томасом Лонгом.

Уже на чертеж Земли Сибирской, составленный по указанию тобольского воеводы Петра Годунова, легла река Камчатка, но вся внутренняя часть полуострова была неизвестна, да и представление о побережье было слишком приблизительным.

Завершил этап открытия и присоединения Камчатки к России Владимир Атласов, за что и назван был Пушкиным «Камчатским Ермаком». Уроженец Великого Устюга, он в 1695 году был назначен приказчиком Анадырского острога, и Камчатка попала в поле его деятельности как сборщика ясака. Вначале он послал на разведку отряд казака Луки Морозко, который дошел до реки Тигиль и рассказал о том, что видел и каким путем шел. И вот зимой 1697 года приказчик Атласов собрал отряд в 120 казаков из русских и юкагиров и вышел в поход с оленьим караваном. Два месяца шли они…

За Корякским хребтом началась камчатская земля, в которой жили коряки. С них Атласов собрал ясак соболями без сопротивления. Направился дальше, разделившись на два отряда: Морозко пошел на восток, а сам он — по западному берегу — на юг. Но когда коряки увидели, что казаков стало вдвое меньше, объединившись с изменниками-юкагирами, напали на отряд. Трое казаков погибли в этом первом столкновении, пятнадцать ранены, в том числе и сам Атласов.

Но Атласов выстоял и пошел дальше, во внутреннюю Камчатку, поднявшись вверх по реке Тигиль, разведанной Морозкой. Вышли к Срединному хребту, перевалили через него и спустились в густо населенную долину реки Камчатки, по течению которой отправились на лодках к морю. «А как плыли по Камчатке, — писал в своей „скаске" Атласов, — по обе стороны иноземцев гораздо много. Посады великие, юрт ста по три, по четыре, по пять сот и больше есть…»

Владимир Атласов — первый человек, описавший главную достопримечательность Камчатки — вулканы…

Дойдя до моря, Атласов отправился к Охотскому морю, где на реке Ича срубил острожек. В нем перезимовал. Взяв с собой плененного камчадалами японца Даибея, двинулся на юг и встретил еще один народ, ему не знакомый, который назвал «курильскими мужиками»: «…на камчадалов схожи, только видом их чернее, да и бороды не меньше». Видимо, это были айны — жители Курильских островов и Сахалина.

Атласов добрался до южной оконечности Камчатки и оттуда увидел первый остров Курильской гряды — Шумшу. В его «скаске» говорится, что вышел он к реке и «против нее на море как бы остров есть». Дальше — безбрежный океан. Атласов возвращается в зимовье к Иче уже осенью. За время его отсутствия пали от бескормицы или болезни олени. Угроза голода заставила с наступлением весны двинуться в обратный путь, в Анадырь. Часть отряда (28 человек) отправилась в долину Камчатки «на откорм» у камчадалов.

В начале июля 1699 года Атласов вышел в путь, с ним — только 15 казаков и два юкагира да собранный ясак — 330 соболей и 190 красных лисиц.

Он снова в долине реки Камчатки, густо населенной тогда — не меньше 25 тысяч человек в ней жило. И на сей раз Атласов заметил вулканы, очевидно, ранее закрытые туманом: «…есть гора, подобна хлебному скирду, велика и высока гораздо; из нее днем идет дым, а ночью — искры и зарево…»

Весной 1700 года, через пять лет, вернулся Атласов в Якутск. С отчетом же о своих скитаниях он поехал в Москву. Проезжая через Тобольск, рассказал он обо воем виденном тамошнему географу и чертежнику карт Семену Ремезову, который начертил с его слов карту Камчатки. В Москве доклад Атласова был всеобъемлющ: в нем содержались сведения о горах, реках, берегах Камчатки, ее зверях и красной рыбе, о жителях полуострова — камчадалах и айнах. Сообщил он и о Курильских островах, о Японии и даже о «Большой Земле» (так Атласов называл Америку). По мнению академика Л.С. Берга, «ни один из сибирских землепроходцев XVII и начала XVIII веков… не дает таких содержательных отчетов». Высоко оценил его сведения и Петр I.

Выслушав его «скаски», Владимира Атласова повысили в должности и отправили снова на Камчатку казачьим головой. Как только прибыл он в 1707 году в Анадырский острог, преодолев за полгода просторы Сибири, сразу же пришлось подавлять бунт казаков. Восставшие его арестовали, но он сумел убежать из-под стражи. Знакомым путем ушел он на Камчатку. Два года он провел там, сражаясь с непокорными камчадалами, но взбунтовавшиеся казаки его все же до него добрались. Последние дни Атласова описал Пушкин, собиравшийся в последний год жизни писать повесть из камчатской жизни: «Не доехав полверсты, отправили они трех казаков к нему с письмом, предписав им убить его, когда станет читать… Но они застали его спящим и зарезали».

Существует версия, что раньше русских на Камчатку попали японцы. В 1698 году Атласов отбил у камчадалов плененного ими японца из города Осака по имени Денбей. Он был выброшен на камчатский берег после кораблекрушения. Могло и раньше подобное случиться, но об этом ничего не известно. Атласов отправил его в Москву. Там первого японца в России представили царю Петру Великому, который поручил обучать японскому языку детей боярских на случай, если придется ехать в далекую страну торговать. И некоторые из них, действительно, были переводчиками при первой встрече русских с японцами во время плавания М. Шпанберга. И в этом тоже заслуга Атласова, проявившего интерес к плененному иноземцу. А интерес «камчатского Ермака» к природе Камчатки сделал его предшественником первого исследователя полуострова Степана Петровича Кра-шенинникова.

Человек, который продолжил начатое Атласовым познание Камчатки, родился как раз в год его гибели. Был он одногодок Ломоносова и вместе с ним учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве, только поступил в нее на семь лет раньше «архангельского мужика». Всего 26 лет прошло после гибели «камчатского Ермака» Владимира Атласова и появился на Камчатке ее истинный первый исследователь — Степан Петрович Крашенинников. Ему суждено было завершить открытие в целом крупнейшего полуострова Восточной Азии, хотя, конечно, исследования природы Камчатки продолжались и в последующем.

Степан Крашенинников был включен в состав Второй Камчатской экспедиции В. Беринга как студент при академиках Г.Ф. Миллере и И.Г. Гмелине. Больше трех с половиной лет ехали они через Сибирь. Для Краше-нинникова это была очень хорошая школа. Он работал все эти годы и превратился из ученика в самостоятельного ученого.

И вот, наконец, на стареньком паруснике «Фортуна» в октябре 1737 года Крашенинников приближается к Камчатке. В пути судно сильно потрепал шторм, открылась течь, и капитан распорядился выбросить за борт все лишнее, в том числе оборудование и личные вещи студента Крашенинникова. При попытке стать на якорь на реке Большой, корабль выбросило волной на песчаную косу, где людям пришлось неделю находиться в ожидании помощи.

Первым делом Крашенинников организовал метеорологические наблюдения в Большерецке, первые на Камчатке, которые велись обученными помощниками из местного населения и в его отсутствие. Сам он в январе 1738 года с собачьей упряжкой отправился в первый маршрут — на горячие ключи, а от них — к Авачинской сопке, о которой написал, что она «курится беспрестанно». Он описал Ключевскую сопку, поднявшуюся на 4750 м над уровнем моря. Всего за несколько дней до его прибытия прошло извержение вулкана, и Крашенинников подробно рассказал о нем со слов очевидцев: «Вся гора казалась раскаленным камнем. Пламя, которое внутри ее сквозь расщелины было видимо, устремлялось иногда вниз, как огненные реки, с ужасным шумом…» Горячие источники обнаружены в разных концах полуострова. Особенно мощные открыты им у истоков реки Семячик. «На сей площади во многих местах горячий пар выходит с великим стремлением, и шум воды клокочущей слышится… вода кипит белым ключом, как в превеликих котлах… пар идет из них столь густой, что в семи саженях человека не видно». Неподалеку он увидел фонтаны кипящей воды — гейзеры, одно из чудес природы Камчатки.

Очень много внимания уделял Крашенинников разнообразной растительности и животному миру Камчатки. Им описаны впервые огромные лежбища моржей, морских котиков и сивучей, которые «около каменных гор или утесов в океане… ревут страшным и ужасным голосом»; птиц, которых на Камчатке «великое множество», многотысячные косяки идущей на нерест горбуши. Эти рыбы, «будучи в реках, цвет свой переменяют, телом худеют и в крайнее приходят безобразие…»

Сотни километров преодолел Крашенинников по Камчатке: летом на лодках по рекам, зимой — на собачьих упряжках. Особенно интересным было его зимнее путешествие 1739—1740 годов вдоль тихоокеанского побережья на север. По долинам рек Карага и Лесная он вышел на Охотское побережье, прошел по нему на юг до реки Тигил и вернулся в Нижнекамчатск. Не раз пересекал он весь полуостров по долинам рек Камчатка и Быстрая. В пути довелось ему познакомиться с камчатским землетрясением: «…земля так затряслась, что мы за деревья держаться принуждены были, горы заколебались, и снег с оных покатился».

Был он и на юге Камчатки, на небольшом, но глубоком (до 300 метров) озере Курильском. Помощника своего Степана еще в 1737 году Крашенинников послал на Курильскую гряду и получил от него сведения о двух самых северных островах.

Вернулся Степан Крашенинников в Петербург через 10 лет после того, как покинул его. И прожил еще тринадцать лет. Умер 45-ти лет от роду. Через год вышла его книга «Описание Земли Камчатской» — одно из самых замечательных произведений русской науки.

Земля Санникова – существует ли она?

Опубликовано 27 Май 2013 |

Источник: planetatain.ru.

Все, кто видел художественный фильм «Земля Санникова» уверены, что события, происходящие на экране, — это прекрасная выдумка автора Владимира Афанасьевича Обручева. В самом начале двадцатого века он работал в геолого-географической экспедиции в Якутии. От местных жителей Владимир Афанасьевич и услышал загадочную легенду о цветущей земле, находящейся среди бескрайних просторов Ледовитого океана. Говорили, что на наличие теплого оазиса в самом холодном океане указывают стаи перелетных птиц, ежегодно летящие в определенное время на север в сторону заснеженных и безлюдных просторов Арктики. Именно в ту сторону, по словам местных жителей, когда-то ушло племя онкилонов.

В 1924 году Обручев завершил работу над романом «Земля Санникова или Последние онкилоны». Но это был просто роман — фантазия талантливого писателя. Но сюжет все же был построен на реальных событиях. Однажды некий купец по фамилии Санников направился на север. Он объездил ближайшие к материку острова в Ледовитом океане, пытаясь найти поставщиков пушнины. С берега одного из таких островов он увидел далеко вдали неизвестную Землю. Местные чукчи рассказали ему, что тоже видели Землю, но никогда там не были. Санников неоднократно пытался добраться до неведомых берегов, но все попытки были неудачными. Тогда он написал о новой Земле в Москву и Петербург. Российская Академия снарядила экспедицию к новым землям, указанным в отчете Санникова. Возглавил экспедицию ученый, арктический исследователь, талантливый геолог Эдуард Васильевич Толь. Плавание продлилось три года. Толь был уверен, что земля, увиденная Санниковым, действительно существует. Оставшись зимовать на одном из островов, он планировал весной возобновить свои поиски. Но возвратившаяся за ними команда не нашла ученого и его товарищей на месте зимовки. В землянке нашли дневник, где Толь сообщил о своем уходе. С тех пор никто не видел ни его, ни тех людей, которые были вместе с ним.

В середине 20 века к земле Санникова пытаются добраться военные специалисты. Для своих походов они используют северный вид транспорта — оленьи и собачьи упряжки. Этих попыток было семь. Все участники экспедиций уверяют, что издали видели эту неизведанную землю. Но каждый раз на их пути возникает непреодолимая преграда в виде огромной полыньи. До сих пор эта земля остается недоступной для исследователей.

Среди моряков ходят истории, подтверждающие легенды об обитаемом острове посреди Ледовитого океана. Только этим можно объяснить, находки различных предметов, плывущих со стороны Полюса. И это в то время, когда не было ни одной экспедиции в этот район. Полярные путешественники в один голос твердят о факте повышения температуры при продвижении к Полюсу. Еще один удивительный феномен: среди сплошных льдов неожиданно появляются огромные открытые пространства воды, полностью свободные от ледового покрытия.

Конечно, современная космическая техника позволяет сделать очень хороший снимок любой территории на поверхности Земли. Есть такие фотографии и Полюса. На них видны странные тени. Американцы предположили, что это российские военные объекты. Удивительно то, что найти эти «тени» не удалось, а из космоса они видны. Поиском «Земли Санникова» занимались не только русские исследователи. Так, в двадцатом веке в Британское Адмиралтейство поступил удивительный отчет. Британские моряки высадились на одном из Шотландских островов. С ними произошли необычные события. Неожиданно появились люди, не похожие на англичан. Довольно странные вещи стали происходить с сознанием и зрением моряков. Им удалось благополучно вернуться на судно, но сознание их было полностью деморализовано. Кроме того, по свидетельству известного летчика, летавшего над Полюсом в 30-е годы, он видел среди полярных льдов большой зеленый оазис. Его рассказу никто не поверил, предположили, что летчик видел мираж.

Участники американской экспедиции, найдя на одном из арктических островов развалины древнего города, посчитали, что нашли следы Атлантиды. Удивительно это слышать из уст ученых мужей, ведь современные исследователи утверждают, что Атлантида находилась между Америкой и Африкой, а не на Полюсе. В своем отчете путешественники описали найденные сооружения. Среди них дома, храмы, дворцы и объекты культурного назначения. Вряд ли эскимосам было под силу такое строительство. Хотя большая часть строений находится под слоем вечного льда и видны только верхушки строений, ученые считают, что построены они несколько тысячелетий назад. В условиях Арктики очень сложно проводить раскопки, но, по мнению специалистов, архитектурный стиль города напоминает древнегреческий. Возможно, этот город строился в то время, когда здесь был субтропический климат и представлял собой райское место.

Недавно ученые выяснили, что часто у материка и больших островов возникает, так называемая, полоса слияния. По наблюдениям, такая полоса слияния часто возникает в море Лаптевых, недалеко от Тикси. Такой оптический феномен возникает в трех местах: у берега материка, возле Новосибирских островов и севернее Архипелага. То есть, именно там, где купец Санников впервые увидел новую Землю, названную впоследствии Землей Санникова. Учитывая это открытие можно с большой долей вероятности сказать, что Земли Санникова не существует. В связи с этим ученые предположили, что, возможно, Санников видел мираж из прошлого или будущего. Тогда земля не плод воображения, а реальность.

Надо сказать, что существует и тибетское предание о Белом острове. В нем сказано, что этот остров является единственной территорией, которая избежит судьбу всех материков. Его нельзя уничтожить ни огнем, ни водой — это Вечная Земля.

Не исключено, что именно об этой земле говорил в шестом веке после Рождества Христова христианский писатель Козьма Индикоплавт. Он утверждал, что на Севере существует земля, где зародилась человеческая жизнь. Е.П. Блаватская считает, что земля Санникова и есть та полярная страна, населенная существами, живущими по десять тысяч лет. Здесь отсутствуют болезни, а люди, живущие на этой земле, совершенны.

Удивительно — землю Санникова видели многие путешественники, но никто не смог ступить на ее берег. А что же по этому поводу говорят пророки? Они ведь все знают! Нострадамус писал, что за Полярным кругом будут жить избранные, остальные около Экватора. В жизни этих людей будет отсутствовать политика. Средневековый пророк, астролог Раньо Неро писал, что наступит время и растанут льды на Севере и там появится цветущая земля. А может, Земля Санникова и есть эта загадочная земля?…..

 

Два капитана

Режиссер: Владимир Венгеров

Сценаристы: Вениамин Каверин, Евгений Габрилович

Оператор: Аполлинарий Дудко

Композитор: Олег Каравайчук

Художник: Давид Виницкий

Страна: СССР

Производство: Ленфильм

Год: 1955

Премьера: 28 марта 1956

Актеры: Александр Михайлов (II), Ольга Заботкина, Анатолий Адоскин,Евгений Лебедев, Борис Беляев, Людмила Безуглая, Борис Аракелов,Эдуард Кузнецов, Инна Кондратьева, Леонид Галлис, Бруно Фрейндлих,Татьяна Пельтцер, Елена Максимова, Нина Дробышева, Михаил Ладыгин

полный список актёров

Жанр: экранизация

По одноименному роману В.Каверина.
С детских лет Саня Григорьев умел добиваться успеха в любом деле. Он вырос мужественным и храбрым человеком. Мечта разыскать остатки экспедиции капитана Татаринова привела его в ряды летчиков-полярников. Жизнь капитана Григорьева полна героических событий: он летал над Арктикой, сражался против фашистов. Его подстерегали опасности, приходилось терпеть временные поражения, но настойчивый и целеустремленный характер героя помогает ему сдержать клятву, данную себе еще в детстве: "Бороться и искать, найти и не сдаваться".

НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИДиплом за режиссуру на МКФ фильмов для детей и юношества в Белграде (СФРЮ).
последнее обновление информации: 10.07.14

Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия информации: 
http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/1628/annot/

Тайны Арктики

Штурман В. И. АльбановЗнаменитый роман Вениамина Каверина "Два капитана", который впервые был опубликован в журнале "Костер", стал любимой книгой нескольких поколений читателей. История экспедиции капитана Татаринова на шхуне "Св. Мария", возможно, потому так убедительна, что основана на реальных событиях, разыгравшихся на шхуне "Св. Анна" лейтенанта Брусилова. Судьба его экспедиции также была трагической. В романе штурман Климов с тринадцатью моряками покидает судно, затертое полярными льдами, и, совершив тяжелейшее путешествие, добирается до земли. Это же произошло и на самом деле, только фамилия невыдуманного штурмана была другая — Альбанов.

Примета

По старому морскому поверью женщина на корабле приносит несчастье. Верно это или нет, но в экспедиции лейтенанта Георгия Львовича Брусилова на шхуне "Св. Анна" в 1912 году женщина участвовала. Это была Ерминия Александровна Жданко, дочь известного генерала. Она выполняла на судне обязанности медицинской сестры и хозяйки кают-компании. Брусилов намеревался пройти к Камчатке (второй раз в истории мореплавания) Северным морским путем.

Размолвка

В 1912 году в Арктике создалась необычайно трудная ледовая обстановка. В Карском море шхуна вмерзла в лед, и ее потащило на север. И в 1913 году "Св. Анна" не освободилась из ледового плена. Прошло еще десять месяцев. Шхуна находилась уже далеко на севере, в Ледовитом океане. На беду, дружеские отношения между членами экипажа, царившие до того на корабле, начали портиться.

Особенно серьезная размолвка произошла между начальником экспедиции Брусиловым и штурманом Валерианом Ивановичем Альбановым. Прямо об этом не говорили, но одной из "виновниц" размолвки явилась Ерминия Жданко, к слову сказать, чрезвычайно скромная и застенчивая, к которой оба были неравнодушны.

Весной 1914 года Альбанов обратился к Брусилову за разрешением покинуть судно. Альбанов намеревался пешком дойти до Земли Франца Иосифа, где надеялся найти на мысе Флора базу давней английской экспедиции. Наверняка там могли сохраниться продовольственные запасы, столь нужные экспедиции.

Неожиданно к Альбанову решили присоединиться еще тринадцать человек. Уходило, таким образом, более половины команды. Брусилов не возражал, и это было разумно. Продовольствие заканчивалось, и для оставшихся его могло хватить на больший срок.

Трудный путь во льдах. Рисунок В. АльбановаСон

И вот 23 апреля 1914 года поход начался. Тянуть все нарты одновременно через ледяные торосы путешественникам оказалось не под силу. Перетащив первую партию саней, возвращались за остальными. "Как в забытьи шли мы, — вспоминал Альбанов, — механически переставляя ноги и налегая грудью на лямку".

В один из майских дней произошло событие, которое сыграло для Альбанова крайне важную роль. Под его впечатлением штурман жил до самого окончания похода. Вечером того тяжелого дня улеглись отдыхать, мрачные и молчаливые. Да и чему было радоваться? А ночью Альбанову приснился сон.

"Вижу я, — вспоминал позже Валериан Иванович, — будто идем мы по льду по большому полю, как шли вчера, и, конечно, тянем за собой свои нарты. Впереди, видим, стоит большая толпа людей, о чем-то между собой оживленно разговаривают, по-видимому, кого-то ждут и смотрят в ту сторону, куда мы держим путь".

Ни путники, ни толпа встрече не удивились. Как будто случай был обычным и заурядным. Подошли ближе, спрашивают, о чем это собравшиеся так оживленно говорят и кого ждут. "Мне указывают, — вспоминал свой сон Альбанов, — на худенького, седенького старичка, который выходил в это время из-за торосов, и говорят, что это предсказатель, или ясновидящий, который очень верно всегда предсказывает будущее".

Вот, подумал штурман, случай, которого никак нельзя упустить. Надо попросить старика сказать, что ждет их впереди, и доберутся ли они до земли.

Подошел Альбанов почтительно к ясновидящему и протянул руки, "как протягивают под благословение". Старичок лишь мельком взглянул на Альбанова, напутственно взмахнул рукой в направлении юга и спокойно произнес: "Ничего, дойдешь. Недалеко уж и до полыньи. А там..." Дослушать штурман не успел и проснулся.

"Под впечатлением этого сна, — рассказывал он, — я был так радостно настроен, что от вчерашнего мрачного настроения не осталось и следа. Ни одной минуты я не сомневался, что это вещий сон".

Словно в подтверждение сна, в тот же день путники подошли к большой полынье и там убили несколько тюленей, пополнив запасы мяса и жира на топливо.

Покидая судно, Альбанов имел сомнения насчет своих спутников. Многие из них, и вправду, оказались слабыми и телом, и духом. Дорога же становилась все труднее. Путь приходилось расчищать топорами и гарпунами. Лишь одного Альбанова не покидала уверенность. "Я был убежден, — писал он, — что рано или поздно, но мы должны добраться до земли. Слишком ярко я помнил тот сон, слишком сильное впечатление произвел он на меня".

"Чудо"

Матрос А. Э. КонрадАльбанов упорно шел вперед и часто вспоминал вещее сноведение. "Этот сон, со всеми его мельчайшими подробностями, — рассказывал он, — не выходил у меня из головы всю дорогу, вплоть до мыса Флоры. В трудные минуты я, помимо своей воли, вспоминал успокоительное предсказание старичка".

Они прошли уже более 300 километров. И вот, наконец, 22 июня на юго-востоке заметили резкую серебристо-матовую полоску. Это была долгожданная земля!

Но радость оказалась преждевременной. Как раз здесь, на этом этапе пути, основная часть путников погибла. Одни умерли от болезней, другие от истощения, третьи утонули. До мыса Флора добрались лишь двое — Альбанов и матрос Александр Конрад.

На мысе и в самом деле они нашли хижины английской экспедиции, а также запас продовольствия. "Теперь мы были спасены, — писал Альбанов. — Теперь мы не опасались за будущее".

А вскоре произошло то самое чудо. Вечером 2 августа Альбанов посмотрел на море и не поверил своим глазам. Он увидел... корабль! Это было судно экспедиции Георгия Седова "Св. мученик Фока". Экспедиция возвращалась после безуспешной попытки достигнуть Северного полюса и гибели своего командира. На этом судне оба моряка — Альбанов и Конрад отправились домой.

А шхуна Брусилова "Св. Анна" пропала вместе со всеми оставшимися на ней, в том числе и Ерминией Жданко. О судьбе "Св. Анны" и ее экипажа до сих пор ничего не известно. Удалось ли шхуне освободиться из ледовой западни? И если освободилась, то почему от нее не осталось никаких следов? Несколько лет назад историки полярных путешествий Алексеев и Новокшонов высказали любопытную гипотезу: освободившаяся в 1915 году, во время войны, шхуна была потоплена немецкой подводной лодкой. Но это лишь предположение. Возможно, "Св. Анна" до сих пор дрейфует в Ледовитом океане. Ведь находилось же в ледовом плену более полувека судно, покинутое экспедицией англичанина Мак-Клюра.

Судьба "Св. Анны" осталась тайной Арктики. Быть может, вечной тайной.

Геннадий Черненко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Было опубликовано в сообществе Либерталии на мейлру 
Юрием Марканяном


Первое русское кругосветное путешествие на кораблях «Нева» и «Надежда»




В истории первой половины XIX века известен ряд блестящих географических исследований. Среди них одно из наиболее видных мест принадлежит русским кругосветным путешествиям. 

Россия в начале XIX столетия занимает ведущее место в организации и проведении кругосветных плаваний и исследований океанов. 

Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством капитан-лейтенантов И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году начинается целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций. 

Ю.Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания. Эти суда, "Надежда" и "Нева", Лисянский купил в Лондоне за 22 000 фунтов стерлингов, что составляло почти столько же в золотых рублях по курсу того времени.Цена за покупку "Надежды" и "Невы" была собственно равна 17000 фунтов стерлингов, но за исправления их пришлось ещё доплатить 5 000 фунтов. Корабль "Надежда" насчитывал уже три года со дня своего спуска на воду, а "Нева" всего лишь пятнадцать месяцев. "Нева" имела водоизмещение в 350 тонн, а "Надежда" — в 450 тонн. 

В Англии Лисянский купил ряд секстантов, лель-компасов, барометров, гигрометр, несколько термометров, один искусственный магнит, хронометры работы Арнольда и Петтивгтона и другое. Хронометры были проверены академиком Шубертом. Все остальные инструменты были работы Траутона. Астрономические и физические инструменты были предназначены для наблюдения долгот и широт и ориентировки корабля. Лисянский позаботился приобрести целую аптеку лекарств и противоцинготных средств, так как в те времена цинга была одним из наиболее опасных заболеваний во время длительных плаваний. В Англии было закуплено также снаряжение для экспедиции, в том числе удобная, прочная и соответствующая различным климатическим условиям одежда для команды. Имелся запасный комплект белья и платья. Для каждого из матросов были заказаны тюфяки, подушки, простыни и одеяла. Корабельная провизия была самая лучшая. Приготовленные в Петербурге сухари не испортились в течение целых двух лет, точно так же, как и солонииа, посол которой отечественной солью был произведён купцом Обломковым. Команда "Надежды" состояла из 58 человек, а "Невы" из 47. Они были отобраны из матросов-добровольцев, которых оказалось так много, что всех желающих участвовать в кругосветном путешествии могло бы хватить на комплектование нескольких экспедиций. Следует отметить, что никто из членов команды не участвовал в дальних плаваниях, так как в те времена русские корабли не спускались южнее северного тропика. Задача, которая стояла перед офицерами и командой экспедиции, была нелёгкой. Они должны были пересечь два океана, обогнуть опасный мыс Горн, славившийся своими бурями, подняться до 60° с. ш., посетить ряд мало изученных берегов, где мореплавателей могли ожидать не нанесённые на карту и никем не описанные подводные камни и другие опасности. Но командование экспедиции было настолько уверено в силах её "офицерского и рядового состава", что отклонило предложение взять на борт нескольких иностранных матросов, знакомых с условиями дальних плаваний. Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели Тилезиус фон-Тиленау, Лангсдорф и астроном Горнер. Горнер был швейцарец по происхождению. Он работал в известной в то время Зеебергской обсерватории, руководитель которой рекомендовал его графу Румянцеву. Экспедицию сопровождал также живописец из Академии художеств. Художник и учёные находились вместе с русским посланником в Японии, Н. П. Резановым, и его свитой на борту большого корабля — "Надежды". "Надеждой" командовал Крузенштерн. Лисянскому было поручено командование "Невой". Хотя командиром "Надежды" и начальником экспедиции по Морскому министерству числился Крузенштерн, но в инструкции, переданной Александром Iрусскому послу в Японии, Н. П. Резанову, он назывался главным начальником экспедиции. Это двойственное положение было причиной возникновения конфликтных взаимоотношений между Резановым и Крузенштерном. Поэтому Крузенштерн неоднократно обращался с донесениями в Управление Российско-Американской компании, где писал, что он призван по высочайшему повелению командовать над экспедицией и что "оная вверена Резанову" без его ведения, на что он никогда бы не согласился, что должность его "не состоит только в том, чтобы смотреть за парусами", и т. д. Вскоре отношения между Резановым и Крузенштерном обострились настолько, что среди экипажа "Надежды" произошёл бунт. 

Русский посланник в Японии, после ряда неприятностей и оскорблений, принуждён был удалиться в свою каюту, из которой он не выходил уже до приезда в Петропавловск-на-Камчатке. Здесь Резанов обратился к генерал-майору Кошелеву, представителю местной административной власти. Против Крузенштерна было назначено следствие, которое приняло неблагоприятный для него характер. Учитывая положение, Крузенштерн публично извинился перед Резановым и просил Кошелева не давать следствию дальнейшего хода. Только благодаря любезности Резанова, который решил прекратить дело, Крузенштерн избежал крупных неприятностей, которые могли бы иметь роковое последствие для его карьеры. 

Приведенный эпизод показывает, что дисциплина на корабле "Надежда", которым командовал Крузенштерн, была не на высоте, если такое высокое и облечённое особыми полномочиями лицо, как русский посланник в Японии, мог подвергнуться со стороны экипажа и самого капитана "Надежды" ряду оскорблений. Не случайно, вероятно, и то обстоятельство, что "Надежда" в течение своего плавания несколько раз находилась в весьма рискованном положении, в то время как "Нева" только один раз села на коралловый риф и притом в таком месте, где его нельзя было ожидать по картам. Всё это наводит на предположение, что общепринятое представление о ведущей роли Крузенштерна в первом русском кругосветном путешествии не соответствует действительности. 

Хотя первую часть пути в Англию, а затем через Атлантический океан в обход мыса Горн корабли должны были совершать вместе, но затем у Сандвичевых (Гавайских) островов они должны были разъединиться. "Надежде", согласно плану экспедиции, следовало идти на Камчатку, где она должна была оставить свой груз. Затем Крузенштерну следовало отправиться в Японию и доставить туда русского посла Н. П. Резанова со свитой. После этого "Надежда" должна была снова вернуться на Камчатку, взять груз пушнины и отвезти его в Кантон для продажи. Путь "Невы", начиная от Гавайских островов, был совершенно иной. Лисянский должен был идти "а северо-запад, к острову Кадьяку, где находилась в то время главная контора Российско-Американской компании. Здесь предполагалась зимовка "Невы", а затем она должна была взять груз пушнины и доставить его в Кантон, где была назначена встреча обоих кораблей — "Невы" и "Надежды". Из Кантона оба корабля должны были направиться в Россию мимо мыса Доброй Надежды. Этот план был осуществлён, хотя и с отступлениями, вызванными штормами, задолго разъединившими корабли, а также продолжительными остановками для необходимых починок и пополнения продовольствия. 

Естествоиспытатели, присутствовавшие на кораблях, собрали ценные ботанические, зоологические и этнографические коллекции, производились наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды на глубинах до 400 м, приливами, отливами и колебаниями барометра, систематические астрономические наблюдения для определения долгот и широт и установил координаты целого ряда посещённых экспедиций пунктов, в том числе всех гаваней и островов, где имелись стоянки. 

Если особые задания экспедиции в русских колониях были успешно выполнены, то этого нельзя сказать о той части планов экспедиции, которая была связана с организацией посольства в Японию. Посольство Н. П. Резанова не увенчалось успехом. Хотя он и был окружён вниманием и всевозможными знаками почёта и уважения по прибытии в Японию, но завязать торговые отношения с этой страной ему не удалось. 

5 августа 1806 года "Нева" благополучно прибыла на Кронштадтский рейд. Грянули пушечные салюты "Невы" и ответные залпы Кронштадтской крепости. Таким образом, "Нева" пробыла в плавании три года и два месяца. 19 августа прибыла "Надежда", которая находилась в кругосветном плавании на четырнадцать дней дольше, чем "Нева". 

Первое русское кругосветное плавание составило эпоху в истории русского флота и доставило мировой географической науке ряд новых сведений о малоисследованных странах. Целый ряд островов, которые были посещены Лисянским и Крузенштерном, были только незадолго перед тем открыты мореплавателями, и их природа, население, его обычаи, верования и хозяйство оставались почти совершенно неизвестными. Такими были Сандвичевы (Гавайские) острова, открытые в 1778 году Куком, менее чем за тридцать лет до их посещения русскими моряками. Русские путешественники могли наблюдать жизнь гавайцев в её естественном состоянии, еще не изменённую соприкосновением с европейцами. Мало были изучены и Маркизские и Вашингтоновы острова, а также остров Пасхи. Неудивительно, что описания русского кругосветного путешествия, сделанные Крузенштерном и Лисянским, возбудили живейший интерес у широкого круга читателей и были переведены на ряд западноевропейских языков. Материалы, собранные во время путешествия "Невы" и "Надежды", представляли большую ценность для изучения первобытных народов Океании и северной части Тихого океана. Наши первые русские путешественники наблюдали эти народы в стадии родовых отношений. Они впервые подробно описали своеобразную, древнюю гавайскую культуру с её непреложными законами "табу" и человеческими жертвоприношениями. Богатые этнографические коллекции, собранные на кораблях "Нева" и "Надежда", вместе с описаниями обычаев, верований и даже языка островитян Тихого океана, послужили ценными источниками для изучения населяющих тихоокеанские острова народов. 

Таким образом, первое русское кругосветное путешествие сыграло большую роль в развитии этнографии. Этому немало способствовала большая наблюдательность и точность описаний наших первых кругосветных путешественников. 

Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились на кораблях "Надежда" и "Нева", дали толчок к развитию новой науки — океанографии. До первого русского кругосветного путешествия подобные систематические наблюдения мореплавателями обычно не производились. Русские моряки оказались большими новаторами в этом отношении. 

Первое русское кругосветное плавание открывает целую плеяду блестящих кругосветных путешествий, совершенных под русским флагом.

Во время этих путешествий создавались прекрасные кадры моряков, которые приобрели опыт дальнего плавания и высокую квалификацию в сложном для парусного флота искусстве навигации. Интересно отметить, что один из участников первого русского кругосветного плавания Коцебу, плававший в качестве кадета на корабле "Надежда", впоследствии сам осуществил не менее интересное кругосветное плавание на корабле "Рюрик", снаряжённое на средства графа Румянцева. 

Экспедицией на кораблях "Нева" и "Надежда" была проложена трасса нового пути в русские североамериканские колонии. Снабжение их необходимым продовольствием и товарами осуществлялось с тех пор морским путём, Эти непрерывные дальние плавания оживили колониальную торговлю и во многих отношениях способствовали развитию североамериканских колоний и освоению Камчатки. 

Окрепли морские связи России с Тихим океаном, значительно развилась внешняя торговля. Рядом ценных наблюдений вдоль трасс дальних плаваний первое русское кругосветное путешествие заложило прочную научную основу трудному искусству дальнего мореплавания. 

Парусник "Крузенштерн" отправился в кругосветное плавание

14:0024.06.2005 (обновлено: 22:33 06.06.2008)10

С.-ПЕТЕРБУРГ, 24 июн - РИА "Новости" - Северо-Запад, Максим Ничипоренко. В Петербурге в пятницу проводили в кругосветное плавание парусник "Крузенштерн".

По словам Гордеева, во время плавания парусник зайдет в 20 крупнейших портов мира. На борту "Крузенштерна" пройдут дипломатические приемы, будет звучать российский гимн. Гордеев от имени правительства РФ вручил капитану "Крузенштерна" Олегу Седову флаг России. В свою очередь губернатор Петербурга Валентина Матвиенко вручила капитану парусника флаг и герб северной столицы, которые по завершению плавания планируется передать в городской музей. "Мы гордимся, что кругосветный поход начинается именно в Петербурге, который по праву называется морской столицей России", - сказала Валентина Матвиенко. Она напомнила, что поход парусника приурочен сразу к двум знаменательным датам - 60-летию Победы и 200-летию кругосветного плавания русского мореплавателя Ивана Крузенштерна.

Плавание "Крузенштерна" продлится 14 месяцев. Судно пройдет вдоль берегов Европы, пересечет Атлантический океан, обогнет мыс Горн, через Тихий океан достигнет Владивостока, посетит Австралию, затем через Индийский океан дойдет до берегов Южной Африки и курсом на север вновь по Атлантике вернется домой, в Россию. Как ожидается, в Петербурге парусник пришвартуется в конце лета 2006 года.

В кругосветном путешествии принимают участие курсанты рыбопромышленных учебных заведений из Астрахани, Калининграда и Московской области. За время своего плавания паруснику предстоит пройти в общей сложности 17 тысяч миль. Планируется, что "Крузенштерн" возвратится в родной город в середине августа этого года.

Успешно  завершена  2- российской молодежная  экспедиция  "На лыжах   к Северному полюсу!" Ссылки

http://www.rian.ru/sport/20090427/169359078.html

http://www.rg.ru/2008/04/24/polus.html

 

Вторая российская молодежная экспедиция "На лыжах - к Северному полюсу!" завершилась утром 22 апреля. Лыжная экспедиция организована  Клубом «Приключение" Дмитрия и Матвея Шпаро

Семь юношей и девушек, победители конкурса "Лыжня России - Северный полюс!", под руководством полярных путешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина прошли на лыжах сто километров и  достигли вершины планеты  и подняли на Северном полюсе флаг России.  Рядом с государственным триколором были подняты флаги регионов, представители которых участвовали в экспедиции: Москвы, Чувашской республики, республики Мордовия, Псковской, Свердловской и Томской областей.

Путешествие было посвящено великим первопроходцам. Ведь ровно сто лет назад американец Фредерик Кук и два его спутника-эскимоса первыми дошли до Северного полюса.

В экспедиции приняли участие семь юношей и девушек в возрасте от 16 до 18 лет. Это Владимир Дзекунов (16 лет, Москва), Татьяна Кузнецова (16 лет, г. Рузаевка, республика Мордовия), Надежда Куриленок (17 лет, г. Печоры, Псковская область), Сергей Ломов (17 лет, Чебоксары, Чувашская республика), Полина Меркушова (16 лет, Москва), Анатолий Пучков (18 лет, Томск), Елисей Третьяков (16 лет, село Глинское Режевского района Свердловской области). Они были отобраны по результатам всероссийского конкурса, объявленного в декабре 2008 года.

По словам Матвея Шпаро, молодым людям была предоставлена "максимальная возможность проявить себя".

Российская молодежная экспедиция к Северному полюсу будет внесена в план мероприятий министерства спорта на следующий год, заявил Дмитрий Шпаро, директор клуба "Приключение".

"Сегодня мы встречались с (Виталием) Мутко (министром спорта, туризма и молодежной политики). Встреча получилась хорошей, полезной. Мутко пообещал, что в следующем году молодежная экспедиция будет внесена в календарный план мероприятий", - сказал Дмитрий Шпаро на пресс-конференции , которая состоялась вв понедельник.

 

"Мы очень благодарны и министерству спорта, туризма и молодежной политики, и министерству образования за то, что они поддержали нас. Отдельное спасибо и Управлению авиации ФСБ России, без которого эта экспедиция вообще могла бы не состояться. Вообще, чтобы попасть на Северный полюс туристом, необходимо 15 тысяч евро. Это общепринятая во всем мире расценка. У нас таких денег нет. Нам дали денег, хотя не очень много, не хватило бы на то, чтобы послать на полюс даже одного туриста", - добавил Шпаро-старший.

Молодежная команда стартовала с российской дрейфующей станции "Барнео" вечером 16 апреля.  Длина лыжного перехода  110 км, маршрут  пройден за шесть дней.

 

 

Из хроники лыжного маршрута

12 апреля. На станции "Барнео" 30 градусов мороза, ветер - ССВ, слабый. Путешественники нагрузили сани и провели акклиматизационную тренировку в ближайших торосах.

13-14 апреля. После обеда команда ушла из лагеря "Барнео" в тренировочный маршрут. Вес нарт у ребят составил по 60-70 кг. Установив свою похожую на шатер палатку, команда переночевала и наутро вернулась на базу.Проверены GPS, радиостанции для связи с самолетами и вертолетами, два спасательных буя, спутниковые телефоны.

"Барнео" - минус 18 , видимость плохая. В понедельник вечером команда вышла на маршрут.

15 апреля. За ночь снесло на юг на 3 км. Работали весь день - 10 часов. Впереди с GPS шел кто-нибудь из ребят. Больших пространств воды нет, как нет и существенных участков с тонким льдом. Вся команда живет в одной палатке. Продукты есть у каждого: каждый сам черпает кипяток и готовит себе еду в своей посуде. В условиях Арктики это удобно: избавились от необходимости мыть после еды общий котел.

16 апреля. Продолжается неприятный встречный дрейф. Если при всех стараниях в результате десятичасовой работы за день преодолели 20 км, то потерять за ночь 5 км - одну четверть пути - крайне обидно. Именно так было вчера ночью. Режим движения: 50 минут ходьбы, 10 минут отдыха, без перерыва на обед.

17 апреля. Переправа! У группы есть три "плавательных" костюма, тех, которые Матвей с Борисом использовали во время недавнего ночного похода к Северному полюсу. Значит, три человека могут плыть одновременно. Но как вернуть костюмы обратно, для следующих трех? Нужен челнок. Его сделали из саней.

Следующий канал переплывать пришлось уже в санях. Первым через полынью отправился Шпаро. Через несколько метров сани опрокинулись, и оставшийся до берега путь Матвею пришлось преодолеть кролем в полном обмундировании.

У Венера Самарбаева вздулись нарывы на щеках, при этом правая распухла. Есть возможность вывести больного на вертолете на базу "Барнео", но это, конечно, станет ужасным ударом для него... Поздно вечером, уже в 23.00 по московскому времени, позвонили доктору Виктору Клименченко. Тут же последовали однозначные рекомендации: мазь, марля, пластырь, три дня принимать антибиотики. До полюса 47 км.

20 апреля. И, наконец, в 22 часа по Москве: "Мы дошли", - лаконично доложил Матвей Шпаро. - Температура - минус 20 . Венер Самарбаев поправляется". Во встрече команды на Северном Полюсе принял участие заместитель министра спорта, туризма и молодежной политики Г.П. Алешин. 

Туристско-спортивный союз России поздравляет организаторов лыжного маршрута Клуб «Приключение» и его руководителя Дмитрия Шпаро, весь коллектив, обеспечивающий лыжный переход   и всю команду победителей Северного Полюса: Илью Матросова из Карелии, Валерию Жидкову из Северодвинска, Венера Самарбаева из Башкортостана, Анастасию Мухгалееву из Красноярска, Степана Шеверталова из Новочебоксарска, Михаила Булаева из Рязани, Марину Фидлер из Новосибирска   и их наставников Матвея Шпаро и Бориса Смолина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытие Камчатки Семен Дежнев был предпринимателем

Открытие Камчатки Семен Дежнев был предпринимателем

Провидения в знак благодарности

Провидения в знак благодарности

Камчатки «на откорм» у камчадалов

Камчатки «на откорм» у камчадалов

Степан Крашенинников был включен в состав

Степан Крашенинников был включен в состав

Земля Санникова – существует ли она?

Земля Санникова – существует ли она?

Удивительно то, что найти эти «тени» не удалось, а из космоса они видны

Удивительно то, что найти эти «тени» не удалось, а из космоса они видны

Два капитана Режиссер: Владимир

Два капитана Режиссер: Владимир

Брусилов намеревался пройти к

Брусилов намеревался пройти к

Вот, подумал штурман, случай, которого никак нельзя упустить

Вот, подумал штурман, случай, которого никак нельзя упустить

Но это лишь предположение. Возможно, "Св

Но это лишь предположение. Возможно, "Св

Было опубликовано в сообществе

Было опубликовано в сообществе

Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели

Из иностранцев в составе экспедиции были естествоиспытатели

Российско-Американской компании

Российско-Американской компании

Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились на кораблях "Надежда" и "Нева", дали толчок к развитию новой науки…

Следует отметить, что многочисленные наблюдения над морскими течениями, температурой и плотностью воды, которые производились на кораблях "Надежда" и "Нева", дали толчок к развитию новой науки…

Успешно завершена 2- российской молодежная экспедиция "На лыжах к

Успешно завершена 2- российской молодежная экспедиция "На лыжах к

Из хроники лыжного маршрута 12 апреля

Из хроники лыжного маршрута 12 апреля

Открытие Камчатки

Открытие Камчатки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2024