Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владикавказский ордена «Дружбы народов» политехнический техникум
Открытое занятие
«Файлы. Файловая система»
Составитель:
Караева Елена Харитоновна,
преподаватель информатики
Технологическая карта урока
Тема занятия |
Файл и файловая система
|
|||||||||||||||||||||||
Планируемый результат
|
Предметные Знать: -понятия: файл, расширение, тип файла, имя файла, ярлык, файловая система; общие представления о хранении файлов.
Уметь: - осуществлять основные операции над файлами - классифицировать файлы по типу и назначению - составлять дерево файловой системы; - отслеживать путь по файловой системе
|
Метапредметные
Коммуникативные – умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью; Регулятивные- Умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других познавательные – умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; - давать оценку своим действиям, оценивать результат.
|
Личностные
Личностные- воспитание информационной культуры обучающихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, ответственного отношения к учению, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
|
|||||||||||||||||||||
Основные термины и понятия |
Файл, расширение, тип файла, имя файла, каталог, файловая система |
|||||||||||||||||||||||
Проблема занятия
|
Нужно ли задавать расширение, создаваемому файлу?
|
|||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся
Что делают? |
УУД
Что делать? (сделать?) |
|||||||||||||||||||||
Орг. момент |
Приветствует обучающихся |
Приветствуют педагога
|
Личностные: самоорганизация |
|||||||||||||||||||||
Актуализация знаний |
Ответьте на вопросы: -Что такое программное обеспечение компьютера? (совокупность всех программ, установленных на компьютере) -А для чего нам необходимы программы? (для обработки различных данных) -Что такое данные? (данные – это информация, представленная в пригодном для компьютера виде – двоичном коде) -Какие вы знаете виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая, видео) -А как вы думаете, где в компьютере хранятся все программы и данные (в долговременной (внешней памяти), т. е на дисках) -Посредством чего осуществляется хранение информации на дисках? (файлов) -Запишем тему урока «Файл и файловая система»
|
Отвечают на вопросы преподавателя
|
Познавательные: выделять существенную информацию из слов педагога. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
|
|||||||||||||||||||||
Целеполагание. Создание проблемной ситуации |
-Вспомните, что называется файлом? -Как и для любого объекта, главной характеристикой файла является что? -Из каких элементов состоит имя файла? - На что указывает расширение файла?
|
Отвечают на вопросы преподавателя. Записывают определение файла в тетрадь. |
Регулятивные: ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. Предметные: строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, умение структурировать материал
|
|||||||||||||||||||||
Планирование |
Организует планирование. Предлагает закончить предложение: 1.Знать… 2.Уметь…
|
|
Регулятивные: Самостоятельно планировать пути достижения целей |
|||||||||||||||||||||
«Открытие нового знания» |
- Как вы различаете файлы в их разнообразии? -Из каких элементов состоит имя файла? - Какие правила присвоения имен файлам вы знаете? (демонстрируется слайд с правилами присвоения имени файлам: 1. Разрешается использовать до 255 символов. 2. Разрешается использовать символы национальных алфавитов, в частности русского. 3. Разрешается использовать пробелы и другие символы, за исключением следующих девяти: /\:*?"<>|. 4. В имени файла можно использовать несколько точек. Расширением имени считаются все символы, стоящие за последней точкой.)
Работа с таблицей «Расширение файлов» (таблица демонстрируется на слайде)
Задание 1: Вычеркните недопустимые имена файлов: 1) Index*.doc 2) Lin?exe 3) kyky.bmp 4) A.b.txt 5) Comp.doc 6) <file>.gif 7) Work/x.ppt 8) Con.gif 9) Ура!.txt 10) 12>13.rar
- На что указывает расширение файла?
Задание 2. На рабочем столе найдите папку «Урок файлы» (В папке Урок файлы находятся файлы: 1. Файл игра.exe 2. Файл игра.txt 3. Файл игра.bmp 4. Файл игра.avi 5. Файл игра.wav) Определите файл, в котором может быть записан текст инструкции к игре (2 - текстовая информация). Определите файл, который нужно открыть, чтобы запустить игру (1 - программа). Определите файл, в котором может храниться заставка к игре (3 - графическая информация). Определите файл, в котором может быть записан демонстрационный ролик к игре (4 - видеоинформация). Определите файл, в котором может быть записано музыкальное сопровождение к игре (5 - звуковая информация).
- Может ли пользователь упорядочить файлы, хранящиеся на компьютере? Каким образом? - На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой. Файловая система - это система хранения файлов и организации каталогов. Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.
Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева).
Учитель демонстрирует примеры полных имен файлов:) C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc C:\Рисунки\Закат.jpg
Задание 3. Напиши полные имена файлов: Письмо, Море, Интересный фильм Задание 4. Постройте дерево каталогов. C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc C:\Рисунки\Закат.jpg (Задание дается на карточках. Правильные ответы выводятся на доску.)
-Какие действия можно выполнить с файлами и папками? (создать, удалить и т.д.) (педагог раздает карточки с инструкцией по выполнению действий с папками, файлами). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба. mp3, гимн. doc, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt. Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу: Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, leto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc. - Итак, мы изучили основные моменты, касающиеся имени и адреса файла, а теперь переходим к новому понятию – файловая система. Демонстрация презентации «Файловая система» |
Отвечают на вопросы преподавателя.
Слушают, запоминают.
Один обучающийся выполняет задание на доске, остальные на карточках.
Слушают преподавателя, отмечают какие типы файлов им известны.
Выполняют задания индивидуально на компьютерах.
Отвечают на вопросы педагога. Записывают определение файловой системы в тетрадь.
обучающиеся записывают примеры полных имен в тетрадь. Называют в каждой записи корневой каталог, вложенные папки, имена файлов.
Задания 3 и 4 выполняют самостоятельно. Осуществляют взаимопроверку.
Слушают, запоминают. |
Коммуникативные: – умение сознательно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, владение устной и письменной речью;
Регулятивные: - умение выражать свои мысли, выслушивание мнения других Предметные: – умение определять понятия, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
|
|||||||||||||||||||||
Применение нового знания |
Практическая работа. 1. На рабочем столе создать папку ФАЙЛЫ. 2. В папке ФАЙЛЫ создать папки ДОКУМЕНТЫ, РИСУНКИ, МУЗЫКА. 3. По полным адресам файлов найти их в компьютере и скопировать в соответствующие папки. 1) C:\Информатика\Урок\Конспект.doc 2) C:\Новый год\Елки2.mp3 3) C:\Рисунки\Пингвин.jpg 4. Переименовать файлы: 1) в Инструкция, 2) в Елки1, 3) в Птицы. 5. В тетрадях постройте получившееся дерево каталогов. |
Выполняют практическую работу, при необходимости обращаются к преподавателю за помощью. |
Предметные: Уметь применять полученные знания на практике. Умение выделять необходимую информацию, умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: Умение работать в группе. Регулятивные: Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Соотнесение выполненного задания с образцом. Внесение при необходимости коррективы. |
|||||||||||||||||||||
Контроль и коррекция результатов |
- Подведем итог: - Вся информация на дисках хранится в…? - На содержимое файла указывает…? - Расширение файлу задает та программа, в которой был…? - Файлы объединяются в…? - Набор соглашений, определяющий способ организации, хранения и именования данных на носителях называется…? |
Отвечают на вопросы преподавателя. |
Регулятивные: Соотносить свои действия с планируемыми результатами: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
|||||||||||||||||||||
Рефлексия |
- Продолжите фразы: сегодня я узнал… у меня получилось легко… Было трудно…
|
Делают выводы. |
Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения |
|||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.