Учитель: Шарап Р.О. Класс: 1 «ж» Внеурочное занятие: «Функциональная грамотность»
Тема занятия: «Про старика, старуху, волка и лисичку»
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Цели и задачи занятия: развитие функциональной математической грамотности, операций анализа и сравнения; закрепление умения в сравнении чисел, измерении и сравнении длин отрезков; формирование опыта применения полученных знаний и умений в новой ситуации.
Формируемые умения:
Планируемые результаты:
личностные:
Оборудование: экран, компьютер, раздаточный и демонстрационный материал, изображения персонажей, разноцветные нитки/ веревки.
Структура занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организация начала занятия. |
Подготовка учащихся к работе на занятии. - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте! – ты скажешь человеку. Здравствуй! – улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет! - У нас сегодня много гостей. Давайте улыбнемся гостям и поздороваемся. А теперь поздоровайтесь на тувинском языке. Молодцы! Нас сегодня ждёт дорога И узнать нам надо много! В
путешествие пойдём. Тихо девочки за парту сели. Тихо мальчики за парту сели. На меня
все посмотрели. |
Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
- Здравствуйте! - Экии! |
2. Подготовка к основному этапу занятия. |
- Послушайте отрывок из сказки и скажите как она называется: Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе: - Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой. Наловил дед рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она не шелохнется, лежит себе как мертвая. - Вот будет подарок жене! – сказал дед и положил лисичку на воз. А лисичка улучила время и стала выбрасывать по рыбке из воза. Повыбросила рыбку и сама ушла. (Учитель
демонстрирует лису, старика) - Так в какую сказку мы с вами сегодня отправимся? Кто угадал сказку? (Если не угадают, можно загадать загадки) Слова-отгадки будут в названии сказки. Хвост пушистый бережет и зверушек стережет, Знают рыжую в лесу – очень хитрую … (лису) Дружбу водит лишь с лисой этот зверь сердитый, злой, Он зубами щелк да щелк, очень страшный серый … (волк)
- С помощью этой чудесной сказки, используя непосредственно ее, чем мы на этом занятии займемся, ребята? (на экране и на доске табличка с подсказкой) - Молодцы! Мы будем закреплять наши умения решать примеры на сложение и вычитание, умение сравнивать числа между собой, будем отвечать на вопросы, а это значит анализировать, будем также развивать наши умения измерять и сравнивать.
- Итак, берем наши листочки на с. 41 и погружаемся в сказку. |
Отгадывают сказку. «Лиса и волк»
- Мы сегодня отправимся в сказку «Лиса и волк»
Дети дают ответ. |
3. Основной этап занятия |
Задание 1. - Давайте внимательно рассмотрим, сколько рыб поймал наш дед, прочитаем. - Приехал дед домой и зовет бабушку: - Иди, старуха, забирай богатый улов! 12 штук сегодня на крючок попалось! - Ну, уж если улов богат, возьму 5 рыбешек на пироги, 2 рыбешки – на уху, штуки 3 пожарю. А уж что останется, мы с тобой, дед, посолим. - Поможем бабушке разделить рыбок? Возьмите карандаши и раскрасьте сначала только рыбы для пирогов. (5) (На доске вывешиваются рыбки красного цвета) - Сколько рыбок вы раскрасили в красный цвет? - На уху сколько рыб хотела бабушка взять? (2) (Рыбки желтого цвета) - А для того, чтобы пожарить? (3) (Рыбки синего цвета) - Сколько рыб бабушка хотела бы засолить? Подтвердите свой ответ. Составьте выражение и найдите его значение. Запишите ответ. - Вышла старуха к возу и ахнула! Вместо богатого улова, в телеге лежало всего 3 рыбешки. - Посчитайте сколько рыбок досталось хитрой лисичке на обед. Запишите.
Задание 2. - А тем временем лиса хвасталась волку своей добычей. Разложила рыбку на снегу и пересчитывает: - Один окунёк, 3 щучки, 2 карася, остальные – ерши. (на ТВ слайд) Заполните таблицу, с.42. - Посчитайте, сколько ершей досталось лисе? - Поменяйтесь работами с соседом по парте, проверьте. (В телевизоре - картинка круга с разными дольками) - Представьте, что круг – это вся лисичкина добыча. Закрасьте части круга в нужные цвета. Внимание – на слайд. Работаем в паре. - Есть ли в круге одинаковые по размеру части? Какие? Что они обозначают? - Каким цветом вы закрасили самую маленькую часть? Почему? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Лисонька по лесу шла, Хвостиком снежок мела. Потянулась, повернулась, И лукаво улыбнулась. А когда проголодалась, За добычею помчалась. Задание 3. - Продолжаем работу. Задание третье. Лисичка решила разделить добычу на 2 части. Ту, что побольше съесть на обед, а поменьше оставить на ужин. - Внимательно рассмотрите рисунок и посчитайте сколько рыбок в первой части? Запишите. - Посчитайте, сколько рыбок во второй части? Запишите. Сравните. Какой знак должен стоять между 1 и 2 частями? Задание 4. Это задание только на доске и на экране. Смотрим. Работа в группах. (по рядам) - Позавидовал волк лисичке и отправился к проруби – рыбу ловить. Сама лисичка побежала к проруби другой дорогой, запутывая свои следы. А у бабушки на кухне тесто подошло, и отправила она дедушку во второй раз за рыбой. - Рассмотрите пути-дорожки героев сказки. Как вы думаете, чей путь самый длинный, а чей - самый короткий? Посовещайтесь, кто-нибудь один из группы поднимайте руку, кто может дать полный ответ. - Теперь давайте проверим себя. Вам надо проложить путь каждого героя сказки разноцветными веревками. (Путь старика из 3 ряда – красной нитью, волка со 2 ряда – синей/ или белой, лисички из 1 ряда – розовой) - Сравните длины 3 веревок. Поставьте знаки >, <, =. (На доске вывешиваются картинки с персонажами: волк – лиса, волк-дед, дед-лиса) - Можно ли определить, кто был у проруби раньше всех? Почему? Дополнительный вопрос. - Найдите и посчитайте все прямоугольники на рисунке. |
(Можно предложить детям прочитать по ролям)
Дети считают и разделяют рыб, затем раскрашивают в нужный цвет. (красных 5 – для пирогов, желтым цветом 2 - на уху, синим – 3 – для жарки)
- Мы раскрасили в красный цвет 5 рыбок для пирога. - Для ухи мы раскрасили 2 рыбки в желтый цвет. - Для жарки 3 рыбы синим карандашом. Дети записывают решение: 5 + 2 + 3 = 10
12 – 10 = 2 12 – 3 = 9
Дети дают ответ 1+3+2=6 9-6=3
(Работа в паре) Дети сравнивают и раскрашивают.
Аргументированные ответы детей.
Соответствующие движения. У доски – дежурный.
Считают, решают пример 1 + 3 = 4
3 + 2 = 5 < меньше
Дети смотрят, оценивают на глаз и дают ответ
(1 ряд, 2 ряд и 3 ряд по одному ученику)
Дети ставят нужные знаки: > < = Дети дают полный аргументированный ответ.
Дети считают, дают ответ. |
4. Подведение итогов занятия |
- И вот, идет лисичка самой длинной дорогой до проруби и предлагает нам вспомнить то, о чём мы сегодня на занятии узнали, про что повторяли. |
Дети называют, чем они занимались. |
5. Рефлексия |
- Пришел дед к проруби первым и наловил рыбы для пирогов. И вернулся домой довольный. А бабушка как обрадовалась, что дед пришел с добычей. Ну-ка покажите как бабушка встретила деда, ее радость. И они попросили меня выбрать для них веселый смайлик. - А вот какой смайлик решите выбрать вы, ребята, мы сейчас выясним. (На доске смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета. К – мне многое на занятии было не понятно, Ж – на занятии всё было понятно, но я испытывал затруднения, З – на занятии мне всё было понятно, я очень доволен своей работой, но я хотел бы узнать больше) Вот настало время, братцы, Нам с занятием прощаться. Сказке подошёл конец, А кто слушал – … (МОЛОДЕЦ!) |
Улыбаются, обнимаются.
Оценивают. |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 15 имени Героя Советского Союза Н. Н. Макаренко
города Кызыла Республики Тыва»
Конспект открытого занятия
внеурочной деятельности в 1 классе
Учитель начальных классов: Шарап Роля Олеговна
Кызыл 2023
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.