Брагина Ольга Александровна
Учитель информатики и ИКТ категория -высшая
535 школа
г.Санкт-Петербург
«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»
1. Открытое информационное пространство –школа и семья.
Качество образования становится в настоящее время для образовательных учреждений России основным показателем эффективности всей деятельности школы. Повышение качества образования неизбежно ведет к повышению интенсификации образовательного процесса, что в свою очередь приводит к переутомлению, нарушению психологической адаптации и возникновению хронической патологии у детей и подростков. В связи с этим возникает необходимость внедрения новых форм в образовательный процесс, повышающих интерес к обучению и перераспределяющих нагрузку ребенка за счет больших возможностей интернетпространсва. Современная школа, владеющая всеми технологическими и предметными ресурсами, позволяет осуществлять этот процесс, ниже приведена схема, по которой видно, что имея сервер с выходом в интернет, можно организовать единое информационное пространство «школа-семья-интернет».
В этом ключе информатика как предмет, преподаваемый в нашей школе с 3-го класса, имеет всё возрастающее влияние за счет большого числа междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом. Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта, согласно которым формируются навыки и умения безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, а так же умения соблюдать нормы информационной этики и права.
ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время.
Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
В то же время велика роль родителей в помощи ребенку в освоении интернетпространства. Поэтому необходимо осуществлять взаимодействие школы с родителями в плане просвещения последних, обучению их пользование интернетом и обучению приемам по безопасному использованию интернета.
2. Сетевое взаимодействие участников образовательного пространства.
Школьная система дистанционного обучения соответствует нескольким целям обучения:
• Освоение базового курса школьной программы для учащихся по разным причинам, не имеющим возможности посещать школу вообще либо в течение кого-то промежутка времени. Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках по каким-то предметам школьного цикла.
• Подготовка по отдельным предметам к сдаче экзаменов.
• Выполнение домашних заданий, докладов, проектов и размещение результатов работы на сервисах интернет.
Основной задачей данной методической работы является обучение школьников основным приемам сетевого взаимодействия, знакомство их с образовательными ресурсами и отработка навыков и приемов работы с основными сервисами сети интернет. При этом необходимо научить их основам информационной безопасности при работе в сети и сетевому этикету.
Интернет предоставляет детям и молодежи невероятные возможности для совершения открытий, общения и творчества. Тем не менее, с использованием Интернета также связаны риски. Например, он представляет собой открытое окно в мир, который также принадлежит взрослым и содержит материалы, не подходящие для детей. Родители сталкиваются с одинаковыми трудностями, как с Интернетом, так и с другими увлечениями детей им важно знать о намерениях своих детей и поддерживать их в этих действиях.
Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует.
Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка. Чем больше вы знаете о том, как ваш ребенок использует Интернет, тем проще будет определить и объяснить, что является приемлемым и безопасным. У ребенка могут быть превосходные навыки использования Интернета, но жизненный опыт взрослых может оказаться бесценным при объяснении детям принципов поведения в виртуальном мире.
Регулярно обновляйте операционную систему.
Используйте антивирусную программу.
Применяйте брандмауэр.
Создавайте резервные копии важных файлов.
Будьте осторожны при загрузке новых файлов.
2. Защитите себя в Интернете
С
осторожностью разглашайте личную информацию.
Думайте о том,
с кем разговариваете.
Помните, что в
Интернете не вся информация надежна и не все пользователи откровенны.
3. Соблюдайте правила
Закону необходимо
подчиняться даже в Интернете.
При работе в Интернете
не забывайте заботиться об остальных так же, как о себе.
Помните, что для сохранения физического и психологического здоровья вашего ребенка необходимо:
• Время, проводимое за компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.
• Доступ к Интернету для школьников младшего возраста необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню «Избранное» обозревателя Интернета.
• Самым безопасным решением является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор сайтов ограничивается только указанными сайтами.
Советы
Установите компьютер в общей для всей семьи комнате.
В этом случае разговор об Интернете и наблюдение за его использованием станет естественным в повседневной жизни. Обсуждение проблем может стать проще, если компьютер находится в общей комнате. Кроме того, Интернетом можно пользоваться вместе. Обсуждайте Интернет.
Проявляйте интерес к действиям ребенка и его/ее друзей как в Интернете, так и в реальной жизни. Расскажите ребенку о прекрасных и увлекательных вещах, которые возможны в Интернете, а также о трудностях, с которыми можно столкнуться. Обсудите с ребенком действия, которые необходимо предпринять, если чувствуется неловкость в какой-либо ситуации в Интернете. Узнайте больше об использовании компьютера.
Если вы сами являетесь пользователем Интернета, вам будет проще определить правильную тактику для детей и помочь им найти в Интернете полезный материал. Используйте Интернет вместе.
Найдите сайты, которые подходят для детей, или узнайте о способах поиска полезной информации: запланируйте совместную туристическую поездку, просмотрите образовательные сайты для помощи в школьных заданиях или найдите информацию об увлечениях детей. Просматривая веб-сайты в Интернете вместе, можно также помочь ребенку оценить значимость найденной информации. Можно добавить любимые сайты в папку «Избранное», чтобы совместно просмотренные ранее веб-сайты можно было открыть одним щелчком мыши. Договаривайтесь с ребенком о способе и времени использования Интернета. Может оказаться полезным согласовать с ребенком время, которое он проводит за компьютером, а также список веб-сайтов, которые он может посещать. Это необходимо обсудить с детьми и прийти к определенному решению, которое всех устраивает.
Существует один хороший способ свести к минимуму опасности Интернета, который заключается в установлении и согласовании с детьми некоторых правил. Общие правила являются отличным началом для разговора о безопасном использовании Интернета.
Помните.
В Интернете содержатся материалы, неуместные для детей. Большую часть таких
материалов можно заблокировать с помощью ряда фильтров. Важно понимать, что
такая технология не является единственным способом защиты детей от неуместных
материалов в Интернете.
.
материал взят с сайта http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по
Интерент безопасности
Дополнительная информация
http://www.infosecurity.ee На данном веб-сайте представлены инструкции по безопасному использованию компьютеров, чтобы каждый мог извлечь из Интернета только пользу.
Для того чтобы не утонуть в огромном количестве информации, обрушивающейся на человека в современном обществе, необходимо обладать знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а так же быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере. Современному человеку необходимо овладеть коммуникативной культурой, т.е. умением создавать и посылать электронные письма, обмениваться сообщениями на форумах и в чатах, сосуществовать в различных социальных группах, находить нужную информацию и самому размещать информацию в блогах или на сайте. Информационная культура состоит не только в овладении определенным комплексом знаний и умений в области ИКТ, но и предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил. Законы запрещают использование пиратского компьютерного обеспечения и пропаганду насилия, наркотиков и порнографии в Интернете. Общение с помощью электронной почты и в чатах, участие в телеконференциях предполагают соблюдение определенных правил и норм.
Во время изучения темы «Коммуникации в глобальной сети Интерне» в разделе
«Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов» я провожу занятия с учащимися 8-9 и 11 классах по организации своего интернетпространства с использованием «Облачных технологий». Этим занятиям предшествует раздел «Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Защита информации». Я считаю, что этому необходимо уделять особое внимание, поскольку современная молодежь много времени проводит за компьютером, общаясь в социальных сетях, занимаясь подготовкой к урокам, работой над докладами и рефератами, готовясь к итоговой аттестации. В приложении перечислены уроки, относящиеся к этой теме.
Приложение 1
Уроки в группа Гугл по теме «Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность. Защита информации».
1. Правила сетевого этикета.
2. Интерактивный тест по теме.
3. Работа с электронным учебником
4. Выполнение заданий
5. Подведение итогов урока
Ответы учеников:
Примеры ответов:
1. Выбирая слова и термины, описывающие пребывание подростка в Интернете - активности в Интернете, опасности Интернета или, наоборот, правила безопасного поведения в Сети, составьте акроним со словом "ИНТЕРНЕТ":
И-интересный
Н-необходимый
Т-творчество
Е-ежедневный
Р-раскованность
Н-новинки
Е-единый
Т-технологии 2. И напоследок выводы!
Закончите предложения, выбрав понравившиеся вам начальные фразы:
Мы узнали..много нового.
Мы услышали...
Мы научились... некоторым правилам поведения в интернете Мы познакомились...
Мы увидели...как интернет может повлиять на нашу жизнь Мы ощутили...
Мы почувствовали...
Мы поняли...что в интернете нужно всегда быть очень бдительным Мы убедились...
Мы были рады....
Мы поучаствовали...в моделировании некоторых ситуаций Мы уверены...
Мы считаем, что....
В следующий раз обязательно...
Мы советуем....внимательно выбирать людей для диалогов в интернете
1. Выбирая слова и термины, описывающие пребывание подростка в Интернете - активности в Интернете, опасности Интернета или, наоборот, правила безопасного поведения в Сети, составьте акроним со словом "ИНТЕРНЕТ":
Информация
Необходимый Технологии
Ежедневный
Распространенный
Новаторство Единство
Творчество
2. И напоследок выводы!
Закончите предложения, выбрав понравившиеся вам начальные фразы:
Мы узнали, что такое группы и как в них работать Мы услышали...
Мы научились...
Мы познакомились...
Мы увидели...
Мы ощутили...
Мы почувствовали...
Мы поняли, как создавать,редактировать и опубликовывать документы
Мы убедились, что нет ничего сложного в проделанной нами работе
Мы были рады научится тому, чего мы раньше делать не умели
Мы поучаствовали в интересных обсуждениях
Мы уверены, что приобретенные нами навыки пригодятся в будущем
Мы считаем, что выполнять работу совместно с кем-то в сети, гораздо интереснее и лучше, чем одному В следующий раз обязательно... Мы советуем....
1. Выбирая слова и термины, описывающие пребывание подростка в Интернете - активности в Интернете, опасности Интернета или, наоборот, правила безопасного поведения в Сети, составьте акроним со словом "ИНТЕРНЕТ":
ИНФОРМАЦИЯ
НЕОБХОДИМОСТЬ
ТЕКСТОВЫЕ СООБЩЕНИЯ
ЕЖЕДНЕВНЫЙ
РАСКОВАННОСТЬ
НОВОЕ
ЕДИНАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ
2. И напоследок выводы!
Закончите предложения, выбрав понравившиеся вам начальные фразы:
Мы узнали...КАК БЕЗОПАСНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕРНет Мы научились..СОВЕРШАТЬ ПОКУПКИ В ИНТЕРНЕТЕ.
Мы познакомились...С АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКа
Мы ощутили...ВАЖНОСТЬ ПУБЛИКАЦИЙ В ИНТЕРНЕТЕ
Мы были рады..НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ЗНАКОМИТЬСЯ В ИНТЕРНЕТЕ
1. Выбирая слова и термины, описывающие пребывание подростка в Интернете - активности в Интернете, опасности Интернета или, наоборот, правила безопасного поведения в Сети, составьте акроним со словом "ИНТЕРНЕТ":
И-интернет
Н-новое
Т-тесты
Е-если получится
Р-работа
Н-нервы
Е-еще работать
Т-товарищ написал,я прочитала и поняла
2. И напоследок выводы!
Закончите предложения, выбрав понравившиеся вам начальные фразы:
Мы узнали,что нельзя оставлять свою личную информацию в интернете Мы услышали...
Мы научились...
Мы познакомились..
Мы увидели...
Мы ощутили...
Мы почувствовали...
Мы поняли...
Мы убедились...
Мы были рады....
Мы поучаствовали...
Мы уверены,что теперь с нами не чего не случится Мы считаем, что....
В следующий раз обязательно...
Мы советуем,жить в реальном,а не виртуальном мире
1. Выбирая слова и термины, описывающие пребывание подростка в Интернете - активности в Интернете, опасности Интернета или, наоборот, правила безопасного поведения в Сети, составьте акроним со словом "ИНТЕРНЕТ":
И - интерес
Н - наглядно
Т - технология
Е - ежедневное посещение
Р - радость
Н - новое (что-то)
Е - едино Т - творчески
2. И напоследок выводы!
Закончите предложения, выбрав понравившиеся вам начальные фразы:
Мы узнали про безопасность в интернете Мы услышали...
Мы научились, как работать в Google Мы познакомились...
Мы увидели...
Мы ощутили...
Мы почувствовали...
Мы поняли, как нужно безопасно общаться в интернете Мы убедились...
Мы были рады....
Мы поучаствовали в работе над интересными занятиями
Мы уверены, что проделанная работа пригодится в жизни Мы считаем, что работать в интернете интересно В следующий раз обязательно...
Мы советуем....
Приложение 2 ГОУ СОШ № 535. Калининского района.
Открытый урок по информатике в 8 классе
Учитель: Брагина Ольга Александровна
Тема: «Поиск информации в сети Интернет. Сетевое взаимодействие».
Цели урока:
- дать представление о методах поиска, сохранения и обработки информации;
- отработать с учащимися навыки получения и отправки файлов через электронную почту; - развития у учащихся интереса к спорту, развитию олимпийского движения и подготовки к олимпиаде в Сочи;
- воспитание у учащихся внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, самостоятельности.
- развитие познавательных интересов, навыков работы в сети Интернет и на компьютере.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютеры, подключенные к сети Интернет.
План урока:
Орг. момент. (1 мин)
Актуализация (5 мин)
Теоретическая часть (10 мин). (Презентация)
Практическая часть (25 мин). (Получение заданий по почте, поиск и сохранение заданной информации, пересылка файлов учителю)
Д/з (1 мин)
Подведение итогов. (3 мин)
Ход урока:
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Запись темы.
II. Актуализация
На прошлом занятии вы узнали о способах поиска информации в сети Интернет, а так же о методах получения и передачи информации с использованием почтовых сервисов. Вспомните, пожалуйста, о чем шла речь и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие основные службы сети Интернет вы знаете?
2. Что такое электронная почта, каковы её возможности?
3. Как записывается почтовый адрес?
4. Назовите основные способы поиска информации в web?
5. Что такое поисковая система?
6. Какие виды поисковых машин вы знаете? Назовите наиболее популярные поисковые машины Рунета.
7. Как открыть и сохранить файл на своем компьютере, который пришел по электронной почте? (Ответы в Приложении 1).
III. Теоретическая часть.
Объяснение материала в виде беседы.
Сегодня на практическом занятии мы будем отрабатывать приемы поиска и сохранения информации из интернет-энциклопедий, навыки приема и отправки сообщений по электронной почте. В теме стоит «Сетевое взаимодействие», что это такое и насколько сетевое взаимодействие актуально в наше время? (Сетевое взаимодействие предполагает обмен информацией между всеми участниками сетевого пространства под управлением координатора, в результате получается единый продукт, к которому имеют доступ все пользователи данной сети. Обмен информацией по электронной почте - это одна из форм сетевого взаимодействия).
Сейчас рассмотрим, в чем будет состоять ваша работа.
Рассказ по презентации о предстоящей в 2014 году олимпиаде в Сочи.
А сейчас прослушайте задание:
1. В своих почтовых ящиках вы найдете письмо с файлом, в котором есть информация о каком-то виде спорта и ссылки на необходимые интернет-ресурсы, в которых содержится нужная вам информация.
ü Вам предстоит найти и скопировать логотип вашего вида спорта;
ü Найти и скопировать краткую справочную информацию о том, что данный вид спорта представляет;
ü Найти и скопировать любую фотографию с изображением спортсмена, представителя данной олимпийской категории.
2. Всю найденную информацию вы должны разместить на одном слайде презентации в программе PowerPoint, сохранить под своей фамилией и выслать мне по тому адресу, который есть в ваших почтовых ящиках.
3. Дополнительное задание – найти ссылки интернет-ресурсов в которых представлена полезная информация о зимних олимпиадах и сохранить их в блокноте, информацию прислать учителю.
III. Практическая часть.
Задания:
Собрать материал по зимним видам спорта, включенным в сочинскую олимпиаду:
1. Биатлон
2. Бобслей
3. Горнолыжный спорт
4. Кёрлинг
5. Конькобежный спорт
6. Лыжное двоеборье
7. Лыжные гонки
8. Прыжки с трамплина
9. Санный спорт
10. Скелетон
11. Сноубординг
12. Фигурное катание
13. Фристайл
14. Хоккей
15. Шорт-трек
Задание см. Приложение 2
IV. Технология работы:
См. Приложение 3
V. Д/з: Найти ссылки интернет-ресурсов в которых представлена полезная информация о зимних олимпиадах и сохранить их в блокноте, информацию прислать учителю.
VI. Итог урока. Подведение итога урока (рефлексия). Выставление оценок.
Приложение 1
1. Сейчас наиболее популярные услуги (сервисы) Интернета — это:
• Всемирная паутина (World Wide Web)
• Электронная почта и списки рассылки Группы новостей (в основном, Usenet)
• Файлообменные сети
• Электронные платёжные системы
• Интернет-радио
• Интернет-телевидение
• IP-телефония
• Мессенжеры
• FTP-сервера
• IRC (реализовано также как веб-чаты)
• Поисковые системы
• Интернет-реклама Удаленный терминал
2.Электронная почта — сервис Интернета, позволяющий обмениваться через компьютерную сеть электронными сообщениями.
Основная особенность электронной почты заключается в том, что информация отправляется получателю не напрямую, а через промежуточное звено — электронный почтовый ящик, который представляет собой место на сервере, где сообщение хранится, пока его не запросит получатель.
Преимущества электронной почты – Скорость пересылки сообщений.
• Электронное письмо может содержать не только текст, но и вложенные файлы (программы, графику, звук…) Простота и дешевизна.
• Возможность шифровки писем.
• Возможность автоматической обработки писем.
• Возможность массовых рассылок.
• Возможность пересылки сообщения на другие адреса.
3. Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей: имя_пользователя@имя_сервера
Имя_пользователя, чаще всего, имеет произвольный характер и задается самим пользователем; имя_сервера жестко связано с выбором пользователем сервера, на котором он разместил свой почтовый ящик.
Пример, [email protected], [email protected], [email protected].
4. Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:
a) Указание адреса страницы.
b) Передвижение по гиперссылкам.
c) Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).
5. Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.
6. Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).
Приложение 2
Задание для работы.
1. Ваш вид спорта - Бобслей
2. Горнолыжный спорт
3. Кёрлинг
4. Конькобежный спорт
5. Лыжное двоеборье
6. Лыжные гонки
7. Прыжки с трамплина
8. Санный спорт
9. Скелетон
10. Сноубординг
11. Фигурное катание
12. Фристайл
13. Хоккей
14. Шорт-трек
1. На сайте Википедии найти и скопировать логотип, краткую справочную информацию о том, что данный вид спорта представляет, любую фотографию с изображением спортсмена, представителя данной олимпийской категории.
2. Всю найденную информацию вы должны разместить на одном слайде презентации в программе PowerPoint, сохранить под своей фамилией и выслать мне по тому адресу, который есть в ваших почтовых ящиках.
3. Дополнительное задание – найти ссылки интернет-ресурсов в которых представлена полезная информация о зимних олимпиадах и сохранить их в блокноте, информацию прислать учителю.
Необходимые ссылки:
Yandex.ru
Rambler.ru Google.ru
ru.wikipedia.org – Википедия
http://dic.academic.ru – словари и энциклопедии на академке
Приложение 3 Технология работы:
2. Зайдите в свой почтовый ящик и откройте файл с заданием (файл сохраните в свой папке).
3. Откройте слайд презентации в программе Pawer Point (Пуск/Программы / Microsoft Office), макет слайда выберите только ЗАГОЛОВОК. В строке заголовка введите название вашего вида спорта.
4. Одним из следующих способов зайдите на сайт Википедия и в поисковое окно введите текст «ОЛИМПИАДА 2014»:
1-й способ с использование поисковой системы: 2-й способ – ввод адреса ru.wikipedia.org в адресную строку:
5. В содержании перейдите на расписание соревнований, там вы найдете ссылки на логотип (пиктограмку) нужного вам вида спорта, который вы скопируйте и вставьте на слайд открытой вами презентации.
6. В поисковом окне Википедии (либо в словарях и энциклопедиях на академке http://dic.academic.ru) введите название нужного вам вида спорта и перейдите на его страничку, там вы найдете его краткое описание и вероятнее всего фотографию спортсмена.
7. Текст, предварительно выделив, скопируйте и вставьте в слайд презентации. В презентации текст отредактируйте, убрав лишние ссылки.
8. Фотографию сначала увеличьте, затем скопируйте и вставьте в слайд.
9. Слайд презентации сохраните в папке своего класса под СВОЕЙ ФАМИЛИЕЙ.
10. Файл презентации перешлите преподавателю:
a. Открыть вкладку «написать письмо» , ввести e-mail учителя
b. Прикрепить файл презентации, отослать письмо.
11. Для выполнения дополнительного задания откройте Блокнот (Пуск/Стандартные), перейдите в любую поисковую систему и набрав в поисковом окне «ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ», найдите ссылки на разные сайты, посвященные данной тематике. Рассмотрите их и если содержание сайтов на ваш взгляд представляет интерес, то ссылку скопируйте (щелчок правой кл.мыши в адресной строке , команда копировать). Файл блокнота сохраните и перешлите преподавателю (см. п.9) Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Поиск информации в сети
Интернет. Сетевое взаимодействие»
Слайд 1
слайд 3
Слайд 5
слайд 11
Здесь представлен лишь скриншоты презентации. Полный вариант содержит 12 слайдов.
Список литературы и информационных ресурсов, использованных в работе.
1. Федеральныйгосударственный стандарт общего образования второго поколения.
2. «Информатика и ИКТ», 9 класс, Н.Д.Угринович - М. : Бином. Лаборатория знаний, 2008
3. "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интерент безопасности http://laste.arvutikaitse.ee/rus
4. Материалы с сайта «Net-Club» http://www.fio.vrn.ru/2005/6/7.htm
5. Материалы с сайта «Учимся вместе» http://likt590-spb.blogspot.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.