Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) школа при исправительно-трудовых учреждениях
Самарской области»
Классный час к 1 сентября в 11 «А» классе
Всероссийский открытый урок мужества
« Оружие победы»
Подготовила и провела
Давыдова Ирина Николаевн,
классный руководитель
11 «А» класса
сентябрь, 2021 год
Конспект классного часа к 1 сентября в 11 «А» классе
урок мужества «Фронт идёт через КБ»
Форма классного часа: видеоконференция.
ЦЕЛИ:
- расширить представление о Великой Отечественной войне, познакомить с создателями советского оружия;
- формировать позитивную оценку вклада, который внесли в Победу советские люди; воспитывать чувство уважения и гордости за свой народ, свою страну, уважительное отношение к старшему поколению;
- пробуждать интерес к военной технике, побуждать к изучению военной истории.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- распределение выступления между учащимися класса; подготовить презентацию по теме конференции.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран.
ПЛАН
1. Вступительное слово учителя.
А). Оружие пехоты.
Б) «Лучший танк второй мировой».
В) «Катюша».
Г) «Ишаки», штурмовики, «небесные тихоходы».
2. Форум «Вторая мировая или Великая Отечественная?»
3.Заключительное слово.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительное слово учителя.
Победы. 9 мая 1945 г., 75 лет назад, на Красной площади проходил легендарный военный парад. Это была демонстрация невиданной боевой мощи, которую СССР сумел достичь за годы Великой Отечественной войны. Всего за 4 года в условиях войны были созданы образцы лучшего в мире оружия: винтовки, гранаты, танки, самолёты, артиллерийские установки... Их разрабатывали наши учёные и специалисты, их делали на заводах труженики тыла, в основном, женщины и дети. Поистине Великой Отечественной была эта война.
По замечанию немецких генералов, русского солдата всегда отличала от западного неприхотливость, выносливость, способность воевать в самых жестоких условиях и при этом невероятная надежность. Эти качества отличали и оружие, которым наши солдаты завоевали победу.
Сегодняшнюю конференцию мы посвящаем созданию оружия Победы. Лучшее стрелковое оружие, знаменитая «катюша», «летающие танки» штурмовики Ил-2, самый известный танк второй мировой — Т-34. Я передаю слово учащимся, подготовившимсообщения: Сафронову Александру, Азанову Максиму, Примакову Даниилу,Прохорову Ивану.
Сафронов Александр (учащийся 11 «А» класса).Я расскажу о винтовке С.И.Мосина. Верой и правдой она служила нашему солдату с 1891 г. до 1960-х гг. почти 60 лет. Эту винтовку называли «трёхлинейкой». Она отличалась высокой надёжностью и простотой. У других винтовок было 70 и более деталей, а у мосинской всего 42. В обойме помещалось 5 патронов, они могли быть и бронебойными, и зажигательными.
Прицельно винтовка била на 2 км. Такая винтовка весила 4 кг, её длина была 1230мм. Всего за годы войны винтовой Мосина выпущено 12 млн.
Азанов Максим (учащийся 11 «А» класса).Пистолет-пулемёт ППШ-41. Это замечательное оружие создал конструктор Георгий Семёнович Шпагин: «ППШ-41» означает «пистолет-пулемёт Шпагина образца 1941 г.». Шпагинский автомат верой и правдой служил нашим пехотинцам. Разобрать ППШ можно было без отвёртки — в нём нет ни одного винтового соединения. Производство этого пистолета-пулемёта организовали даже на обычных, не оружейных заводах. Например, на Московском автозаводе им. В.И.Сталина (ЗИС) за годы войны изготовили более миллиона ППШ, а всего их было выпущено почти 6 млн. На всех немецких заводах за это же время собрали автоматов почти в 6 раз меньше. В военных фильмах обычно показывают ППШ с дисковым магазином. В диск входило 70 патронов. С весны 1944 г. начали выпускать более удобные автоматы — с рожковым магазином на 35 патронов. Вести огонь из пистолета-пулемёта можно было и одиночными выстрелами, и очередями — до 100 выстрелов/мин. С прицельной дальностью 100 — 200 м. ППШ весил 5 кг.
Примаков Даниил(учащийся 11 «А» класса). Пистолет ТТ. Разработка пистолетов для Красной Армии началась в конце 20-х гг. Через некоторое время на стрелковом полигоне провели испытания. Были представлены три наших пистолета, сконструированных Коровиным, Прилуцким, Токаревым, и три зарубежных — немецкие «вальтер» и «парабеллум» и американский «браунинг». Лучшим признали пистолет системы Токарева: он оказался самым надёжным и компактным. За этим пистолетом закрепилось название «ТТ» - «Тула, Токарев». Наши командиры прошли с ТТ всю войну. Пистолетов Токарева с начала их производства в 1933 г. до середины 50-х выпустили более 1,7 млн. Технические характеристики ТТ: калибр — 7,62 мм, вес с обоймой — 940 г, ёмкость обоймы — 8 патронов, прицельная дальность стрельбы — 50 м, дальность полёта пули — до 1 000 м.
Прохоров Иван (учащийся 11 «А» класса).Ручные противотанковые гранаты — РПГ. Их разрабатывали конструкторы М.И.Пузырёв, М.З.Полеванов, Л.Б.Иоффе, Н.С.Житких. Они пробивали даже 120-миллиметровую броню хвалёных «тигров». Весили противотанковые гранаты немало: от 700 г до 1,3 кг. Сильный и натренированный солдат бросал их на 15 — 20 м. Ручную наступательно-оборонительную гранату РГД-33 изобрёл конструктор М.Г.Дьяконов в 1933 г. При метании из укрытия на корпус этой гранаты надевали специальный чехол («рубашку»). Это увеличивало радиус разлёта осколков с 25 до 100 м, а радиус их убойного действия — с 5 до 25 м. При взрыве гранаты с «рубашкой» образовывалось до 2 400 осколков.
Очень популярной у солдат была ручная осколочная граната Ф-1 конструкции Ф.И.Храмеева. Надёжная и удобная, она безотказно взрывалась при падении на твёрдую поверхность, в грязь, снег или воду. Множество осколков поражали врага в радиусе до 200 м. Каждый пехотинец старался запастись перед боем десятком таких гранат. Весили они, как и РГД, 600 г, но в броске были удобнее и летели на 35 — 45 м.
Сафронов Александр (учащийся 11 «А» класса). В умелых руках граната — грозное оружие. Вот только один пример из хроники Великой Отечественной. Гвардии лейтенант Орлов с семью бойцами попал в окружение. Стрелять было нечем — кончились патроны. Лейтенант приказал бойцам зажать в кулаке по гранате, поднять руки и идти навстречу неприятелю,будто сдаваясь в плен. Когда до немцев оставалось 20 м, гвардейцы бросили гранаты. Много врагов погибло, а наши бойцы прорвали кольцо окружения и вышли к своим.
Азанов Максим (учащийся 11«А» класса).Ручной пулемёт Дегтярёва. Есть такое понятие - «живучесть пулемёта». Сделав определённое количество выстрелов, оружие перегревается, теряет меткость и выходит из строя. Для ручных пулемётов нормальной считалась живучесть в 10 000 выстрелов. Такой показатель был, например, у лучшего немецкого «ручника» MG-13. А теперь сравните эту цифру с той, которая записана в «паспорте» нашего ручного пулемёта ДП, созданного Василием Алексеевичем Дегтярёвым: 75 — 100 000 выстрелов! ДП (Дегтярёв пехотный) по своим боевым качествам был лучшим ручным пулемётом времён Второй мировой войны. Вот его технические данные: вес — 11,9 кг, ёмкость магазина — 47 патронов, практическая скорострельность — 80 выстрелов/мин., прицельная дальность стрельбы — 1 500 м. За годы войны заводы выпустили более миллиона этих пулемётов.
Примаков Даниил (учащийся 11 «А» класса). Снайперские винтовки. Хорошо стрелять должен каждый боец, а самых метких называют снайперами. Слово это пришло к нам из английского языка и означает «меткий стрелок». В Красной Армии снайперов готовили в специальных школах. Там их учили не только умению с первого выстрела попадать в цель, но и искусству маскировки и наблюдения. Оружие снайпера — винтовка с оптическим прицелом. Наши снайперы стреляли из винтовок двух типов. Винтовка образца 1891 — 1930 гг. заряжалась по одному патрону, прицельно била на 2 км. Другая винтовка — образца 1940 г. - перезаряжалась автоматически. Стрелок не тратил время на перезарядку и мог сосредоточиться на наблюдении за полем боя и поиске цели. В магазин этой винтовки входило 10 патронов.
Прохоров Иван (учащийся 11 «А» класса).Станковый пулемёт «максим». Его изобрёл в 1883 г. американский инженер Хайрем Максим. «Максимы» были приняты на вооружение армиями многих стран. В 1910 г. тульские мастера П.П.Третьяков и И.А.Пастухов усовершенствовали этот пулемёт. Сделав в его конструкции более 200 изменений, они уменьшили вес «максима» на 5 кг. Полковник русской армии А.А.Соколов предложил поставить «максим» не на треногу, ка к у американцев, а на колёсный станок. Пулемёт стал более устойчивым, и теперь его можно было легко перекатывать во время боя с одной позиции на другую. Вес у «максима» солидный — 66 кг, попробуй-ка потаскай, а тут — колёса, всё просто. «Максимы» образца 1910 г. хорошо послужили в годы Гражданской войны. Пригодились они и в Великую Отечественную. Это было грозное и надёжное оружие. Заправленный лентой на 250 патронов, «максим» прицельно бил на 2,5 км, делая в минуту до 300 выстрелов.
Сафронов Александр (учащийся 11 «А» класса). «Лучший танк второй мировой войны» - так называли советский танк Т-34. (слайд). Этот танк вполне заслуженно называют легендарным. Он был намного сильнее немецких «тигров», «пантер» и «фердинандов». Даже фашистский идеолог танковой войны», немецкий генерал Гудериан, признал превосходство советских танков. Танк Т-34 был создан конструкторами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Ильича Кошкина в конце 30-х гг. Лучшего танка за всё время войны не было ни у одной страны. При весе 26 т Т-34 мог развить скорость до 55 км/ч, влезть на горку под углом 30 градусов, проехать без дозаправки горючим 400 км. В танковом экипаже было 4 человека. По врагу они били из мощной 76,2-мм пушки и двух пулемё1тов. От вражеских пуль и снарядов танкистов защищала броня толщиной в 45 мм.
Прохоров Иван (учащийся 11 «А» класса).Станковый пулемёт «максим». Его изобрёл в 1883 г. американский инженер Хайрем Максим. «Максимы» были приняты на вооружение армиями многих стран. В 1910 г. тульские мастера П.П.Третьяков и И.А.Пастухов усовершенствовали этот пулемёт. Сделав в его конструкции более 200 изменений, они уменьшили вес «максима» на 5 кг. Полковник русской армии А.А.Соколов предложил поставить «максим» не на треногу, как у американцев, а на колёсный станок. Пулемёт стал более устойчивым, и теперь его можно было легко перекатывать во время боя с одной позиции на другую. Вес у «максима» солидный — 66 кг, попробуй-ка потаскай, а тут — колёса, всё просто. «Максимы» образца 1910 г. хорошо послужили в годы Гражданской войны. Пригодились они и в Великую Отечественную. Это было грозное и надёжное оружие. Заправленный лентой на 250 патронов, «максим» прицельно бил на 2,5 км, делая в минуту до 300 выстрелов.
Азанов Максим (учащийся 11«А» класса).В 1943 г. на вооружение поступил усовершенствованный Т-34-85. Он весил уже 32 т, броня у него была потолще — 90 мм, а пушка посильнее — 85 мм. С расстояния в полкилометра она легко пробивала 138-мм броню. Но самое главное — его конструкция была невероятно простой, настолько простой, что позволяла делать самый сложный ремонт в полевых условиях. Конструкторы танка понимали, что ремонтировать его будут не очень грамотные механики, а производить — не слишком квалифицированные рабочие. Поэтому они постарались сделать все основные узлы и агрегаты машины максимально доступными. Это сыграло решающую роль во время войны, когда один танк мог несколько раз вступать в бой — после первого повреждения его тут же ремонтировали и отправляли обратно в битву.
Примаков Даниил(учащийся 11 «А» класса). При этом конструкционная простота позволила наладить производство «тридцатьчетвёрок» в невероятных количествах. Незадолго до окружения армии Паулюса под Сталинградом Гитлеру рассказали о том, что русские могут строить до тысячи танков в месяц, но он назвал информаторов лжецами, заявив, что никто не может производить такое количество бронетехники. На самом деле германские аналитики и правда ошибались — советская промышленность в тот момент выпускала ежемесячно по 2 200 танков, большая часть которых была именно Т-34. Когда вся эта армада перешла в наступление, ей без труда удалось окружить немецкую армию и предотвратить любые попытки прорыва из Сталинградского котла.
Прохоров Иван (учащийся 11 «А» класса). В решающий момент Курской битвы, когда 12 июля 1943 г. произошло знаменитое танковое сражение под Прохоровкой, проявилось другое достоинство этой машины — её маневренность и скорость. На огромном поле возле деревни Прохоровка в небывалом сражении сошлись около 1 200 танков и самоходных орудий.Ожесточённая схватка длилась до позднего вечера. С танков летели башни, на куски рвались стволы пушек и гусеницы. Тучи пыли и дыма застилали всё кругом. Сотни «тигров», «пантер» и «фердинандов» сгорели на Прохоровском поле. Наши войска перешли в наступление и разгромили почти 30 немецких дивизий.
Сафронов Александр (учащийся 11 «А» класса). Советский танк был похож на солдата, рядом с которым он воевал — солдата неприхотливого, выносливого, способного стойко переносить все тяготы войны — долгие изнурительные марши по дорогам и бездорожью, лютую холодную зиму и жаркое раскалённое лето, солдата, способного выдерживать самые сильные удары врага, а потом наносить ему ещё более страшные удары, отбрасывая километр за километром на запад. Эти танки воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, штурмовали города, форсировали реки, прорывали оборону. Стальные лавины «тридцатьчетвёрок» в 1942 г. захлопнули крышку Сталинградского котла, в 1943 г. остановили немецкое наступление под Курском, хлынули, сметая немецкую оборону, в 1944 г. на польские равнины и, наконец, в 1945 г. заполонили улицы Берлина. В те годы, когда сравнивать достоинства различных танков можно было наглядно, почему-то ни у кого не возникало сомнений в том, что этот танк — лучший в мире. И колонна «тридцатьчетвёрок» на улице немецкой столицы — лучшее тому подтверждение» - так характеризует этот танк военный историк. За годы войны наши заводы выпустили 52 000 танков Т-34 и более 21 000 Т-34-85. В некоторых странах эти машины официально остаются на вооружении до сих пор.
Азанов Максим (учащийся 11 «А» класса).Но кроме этого танка были ещё и другие. Было семейство тяжёлых танков ИС-1, ИС-2, ИС-3. Буквы «ИС» расшифровываются так: «Иосиф Сталин». Тяжёлый ИС-2 считается самым мощным танком Второй мировой войны. Вот его технические характеристики: боевая масса -46 т, экипаж — 4 чел., вооружение — 122-ммпушка и три пулемёта калибра 7,62 мм, лобовая броня — 100 мм, корпусная — 120 мм, мощность двигателя — 520 лошадиных сил, скорость — 40 км/ч, запас хода — 180 км.
Примаков Даниил(учащийся 11 «А» класса). А тяжёлый танк КВ-1 был назван по первым буквам имени Климента Ворошилова, тогдашнего министра обороны. Это была настоящая крепость на гусеницах. Мощный двигатель в 500 лошадиных сил позволял 47-тонной громадине развивать очень неплохую для тяжёлых танков скорость — 35 км/ч. Без дозаправки КВ мог пройти 250 км, сметая всё на своём пути пушкой (76,2 мм) и тремя пулемётами. От вражеских пуль и снарядов экипаж (5 человек) защищала 95-мм броня. Вслед за КВ-1 появились КВ-2, КВ-1С, КВ-85. У каждого из них были свои плюсы. На КВ-2, например, вместо 76,2-мм пушки поставили мощную 152-мм гаубицу, снаряды которой вдребезги разносили самые прочные бетонные укрепления. КВ-1С был на 5 т легче КВ-1 и мог двигаться со скоростью 43 км/ч. Этот танк сыграл важную роль в Сталинградской битве. У КВ-85 была усилена броневая защита — до 100 мм, а 85-мм пушка этого танка пробивала «лбы» немецких «тигров» с расстояния в 1 000 м.
Прохоров Иван (учащийся 11 «А» класса).Этот гвардейский реактивный миномёт стал самым страшным и грозным оружием Великой Отечественной войны. Первый залп «катюши» сделала батарея под командованием капитана Флерова в 1941 г. под Оршей. Правда, «катюшами» их прозвали не сразу. Их называли БМ-13 («Боевая Машина-13»). Но кто-то заметил, что на машинах стоит заводская марка в виде буквы «к» - установку выпускали на московском заводе «Компрессор» - вот и родилось имя: «катюша». Да и песня про девушку Катюшу тогда была очень популярной.
Сафронов Александр (учащийся 11 «А» класса). За один залп БМ-13 выпускала по врагу 16 реактивных снарядов. Каждый снаряд весил 42 кг, и летели они на 8,5 км. Немцы очень хотели раздобыть хотя бы одну «катюшу», но за всю войну это им так и не удалось. А ведь во многих операциях во время войны артподготовку осуществляли полки и даже бригады«катюш», а это более сотни машин, или более 3 000 снарядов за один залп. Что такое 3 000 снарядов, которые перепахивают окопы и укрепления за полминуты, представить себе, наверное, не сможет никто... Ни одна армия в той войне не смогла обеспечить такого огня. Традиционно «катюши» завершали артналёт: реактивные установки давали залп, когда пехота уже шла в атаку. Зачастую после нескольких залпов «катюш» пехотинцы входили в опустевший населённый пункт или на вражеские позиции, не встречая никакого сопротивления.
Азанов Максим (учащийся 11 «А» класса).Представить себе, что значит оказаться под ударом «катюш», сложно. По словам тех, кто пережил такие обстрелы, это было одно из самых страшных впечатлений за всю войну. Звук, который издавали ракеты во время полёта, каждый описывает по-разному — скрежет, вой, рёв. Как бы то ни было, в сочетании с последующими взрывами, во время которых на несколько секунд на площади в несколько гектаров земля вперемешку с кусками строений, техники, людей взлетала на воздух, это давало сильнейший психологический эффект. Когда солдаты занимали вражеские позиции, то их не встречали огнём не потому, что все были убиты — просто ракетный обстрел сводил с ума выживших.
Примаков Даниил(учащийся 11 «А» класса). Вот строки из воспоминаний немецкого солдата. «Сегодня в 8 ч. утра русские открыли по нашим позициям убийственный огонь из орудий, миномётов и «катюш». Я никогда в жизни не испытывал такого ужаса. Нас словно ураганом повалило на дно траншей. Мы лежали, боясь поднять голову. Многие солдаты обезумели и бились головой о землю. Мне казалось, что происходит землетрясение».
Прохоров Иван (учащийся 11 «А» класса).После войны «катюши» стали устанавливать на постаменты — боевые машины превратились в памятники. История нашей реактивной артиллерии тесно сплетена с именами Циолковского, Королёва, Глушко. Но главным конструктором легендарной Катюши считается Андрей Костиков, человек, имя которого навеки вписанов историю Великой Отечественной войны».
Сафронов Александр (учащийся 11 «А» класса). Штурмовик Ил-2. «Самолёт-солдат», «летающий танк» - так с гордостью называли советские воины штурмовик Ил-2. Сергей Владимирович Ильюшин разрабатывал его с середины 30-х гг. В 1940 г. одноместный самолёт был запущен в серийное производство, но к началу войны этих штурмовиков в нашей авиации было мало. Из-за усиленного бронирования корпуса скорость Ил-2 не превышала 415 км/ч, и немецкие истребители легко его догоняли. А стрелка, который бы сидел сзади и отбивал их атаки, не было. Эту ошибку быстро исправили: в 1942 г. появился двухместный Ил-2М с двумя пушками и тремя пулемётами. Штурмовик мог нести также 600 кг бомб и 8 реактивных снарядов. Такого самолёта не было ни у одной армии мира. В 1943 г. на фронт поступили ещё более мощные машины — Ил-10М. Они летали со скоростью 550 км/ч и были вооружены 5 пушками. Для того времени это было супероружие.
Примаков Даниил(учащийся 11 «А» класса). Среди военных профессий Великой Отечественной профессия лётчика-штурмовика была одной из самых опасных и страшных. Им приходилось работать в самых сложных условиях — над полем боя, на небольшой высоте, где самолёт можно сбить даже из винтовки. О том, насколько опасна была этапрофессия, можносудить хотя бы по следующему факту — в начале войны звание ГерояСоветского Союза присваивали всего за 30 боевых вылетов. Потом, после 1943 г. этот ценз подняли до 80 полётов. Как правило, в штурмовых авиационных полках, которые начали воевать в 1941 г., к концу войны не оставалось ни одного ветерана — их состав полностью менялся.
Прохоров Иван (учащийся 11 «А» класса).Дело в том, что в Ил-2 был без преувеличения «летающим танком». Все жизненно важные органы самолёта — мотор, система охлаждения, кабина экипажа и топливные баки были укрыты в бронированной «ванне», сделанной из специальной авиационной брони. Эта броня оказалась настолько прочной, что поначалу, пока не были разработаны свёрла с алмазным напылением, технологические отверстия в ней приходилось отливать — высверлить их после закалки было невозможно. Это сделало Ил-2 весьма живучим — часто самолёты возвращались на аэродром с огромными дырами в плоскостях, зачастую — без половины хвостового оперения, но с живым экипажем. Многие пилоты погибали не в результате боевых действий — они разбивались из-за того, что летали на слишком малой высоте при плохих погодных условиях. Они, работая на сверхмалых высотах, могли с большей эффективностью уничтожать цели. Известен случай, когда всего два штурмовика уничтожили во время внезапного налёта на железнодорожную станцию три немецких эшелона — с топливом, боеприпасами и техникой.
Сафронов Александр (учащийся 11 «А» класса). В 1936 г. в республиканской Испании вспыхнул фашистский мятеж, началась 3-летняя гражданская война. К власти в Испании рвались испанские фашисты, им помогали нацисты из Германии и Италии. Гитлер послал в Испанию авиационный легион «Кондор», чтобы испытать свою новую технику в боевых условиях.Но советские «ишаки» защитили небо Испании. «Ишаком» называли лёгкий, маневренный истребитель И-16, который был создан в конструкторском бюро Николая Николаевича Поликарпова в 1933 г. и испытанные знаменитым лётчиком Валерием Чкаловым. И-16 летал со скоростью до 490 км/ч — очень приличнопо тем временам, был вооружён двумя пулемётами и мог брать до 500 кг бомб. Лётчики ценили И-16 не только за скорость и маневренность, но и за поразительную живучесть. Немецкие и итальянские самолёты загорались и падали от одной меткой пулемётной очереди, а наш «ишачок», даже весь изрешеченный пулями, дотягивал до своего аэродрома. «Ишачком» за выносливость и неприхотливость наши лётчики прозвали И-16, а испанцы придумали для этого истребителя своё название - «курносый».
Азанов Максим (учащийся 11 «А» класса).Истребитель ЯК-3. В 1043 г. на Восточном фронте появился немецкий истребитель-бомбардировщик «Фокке-Вульф-190». Это была очень серьёзная машина, одна из лучших в той войне: скорость — 660 км/ч, потолок — 10 500 м, 4 пушки, 2 пулемёта. Фашисты надеялись, что «фокке-вульф» поможет им вернуть то превосходство в воздухе, которое они имели в начале войны. Но уже очень скоро немецкому командованию пришлось разослать своим лётчикам приказ: при встрече с новым советским истребителем конструкции Яковлева от боя уклоняться! Самолёт, которого так опасались фашисты, - это Як-3, поступивший в наши лётные полки весной 1944 г. По скорости и высоте полёта он не уступал немецким машинам, но был легче их и в маневренном бою переигрывал вчистую. Когда на территории Советского Союза сформировали французскую эскадрилью «Нормандия», лётчиков спросили, на каких истребителях они хотели бы воевать. Опытные пилоты в один голос ответили: «На Як-3!» К маю 1945 г. лётчики «Нормандии» сбили почти 300 немецких самолётов, а после Победы вернулись на своих «яках» в освобождённый Париж.
Прохоров Иван (учащийся 11 «А» класса).«Небесный тихоход» - так называли самолёт По-2. Он был предназначен совсем не для войны. Конструктор Поликарпов создал его в 1928 г. На лёгкой двухместной машине могли тренироваться курсанты лётных училищ (до 1944 г. самолёт так и назывался6 У-2 - «Учебный двухместный»). По-2 мог быть санитарным, сельскохозяйственным, почтовым, спортивным самолётом. А в годы войны он стал ночным бомбардировщиком. Скорость у По-2 небольшая — всего 150 км/ч, и неожиданно именно это оказалось его достоинством. Вертолётов тогда не было, и По-2 делал то, что способны делать они. Незаметно, на малой высоте, иногда даже с выключенным мотором, он «подкрадывался» к вражеским позициям и с точностью, недоступной даже самым лучшим бомбардировщикам, сбрасывал бомбы — до 300 кг.
Азанов Максим (учащийся 11 «А» класса).Немцы называли По-2 «русс-фанер» (его делали из дерева) и очень боялись. Сбить «небесный тихоход» было трудно, из-за разницы скоростей истребители проскакивали мимо. А зенитчики привыкли стрелять по самолётам, которые летают высоко, и в неожиданно появляющийся По-2 просто не успевали прицелиться.Наши солдаты придумали для этого самолёта ласковое прозвище «кукурузник» - он летал над самой землёй, не выше кукурузы. В годы войны По-2 использовали для выполнения различных боевых задач. Он служил не только лёгким ночным бомбардировщиком, но и разведчиком, самолётом связи, санитаром, помогал снабжать партизанские отряды. В лётных училищах подготовку на По-2 прошли почти 100 000 курсантов. Всего самолётов По-2 различных вариантов было выпущено 40 000.
Примаков Даниил(учащийся 11 «А» класса). Но не только танки, «катюши», оружие пехоты, самолёты были оружием, ковавшим Победу. Нельзя забывать и о тех, кто работал в тылу. Во многих семьях, помимо фронтовиков, были и труженики тыла. В основном, это — женщины и дети, подростки. Они работали на заводах и фабриках, в колхозах, строили оборонительные сооружения. Именно в духовной силе, в единстве народа и заключено то главное оружие, которое принесло нашей стране Победу.
III. Форум «Россия является одним из лидеров в производстве вооружения. Хорошо это или плохо?»
Классный руководитель.
- Мы послушали рассказы о том оружии, которое помогло нашему народу завоевать Победу в Великой Отечественной войне. В последние годы все чаще стали называть Великую Отечественную Второй мировой. Но те, кто пережил войну, кто воевал, кто трудился в тылу, очень болезненно реагируют на эту замену. Как вы считаете, можно ли согласиться с теми, кто заявляет, что СССР победил Гитлера «голыми руками», только числом, а не умением?
- Россия является одним из лидеров в производстве вооружения. Хорошо ли это или плохо?
- Как вы относитесь к военным парадам, в которых принимает участие боевая техника?
IV. Заключительное слово
Классный руководитель. Оружие Победы - это и танки, и самолеты, и знаменитые «катюши». Создавали это оружие инженеры и ученые. Но воплощали его в металле труженики тыла - а это были, в основном, старики, женщины, дети. Днем и ночью становились они к своим станкам, терпели голод, лишения, жили по принципу: «Все для фронта, все для победы!» И они вносили свой вклад в Победу, каждый день приближали ее, как могли. Именно в этой духовной силе, в единстве народа и заключено то главное оружие, которое принесло нашей стране Победу. Великая Отечественная война была временем страданий, испытаний, но люди старшего поколения гордятся своей эпохой.
V. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель.
- Чей рассказ вам запомнился сегодня?
- Что вам показалось самым удивительным и невероятным?
- Хотелось бы вам обратиться к кому-то из солдат героев? Что бы вы ему сказали?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.