Открытый урок
Оценка 4.9

Открытый урок

Оценка 4.9
docx
06.02.2022
Открытый урок
98837-vserossijskij-otkrytyj-urok-po-osnovam-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-2021-godu.docx

Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 2021 году в МКОУ Устьуренской средней школе.

Участники – обучающиеся 7-11 классов. Приглашенные: Работник пожарной части.

Тема: «Пожарная безопасность в школе»

Цели:  

  1 Пропаганда безопасного поведения и профилактику возникновения чрезвычайных ситуаций   и пожаров; демонстрацию практической значимости предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ,  методов подготовки детей в области безопасности .

2. Практическая отработка навыков безопасного поведения школьниками в  условиях пожара;

Оборудование: 1.компьютер; 2.проэктор; 3.экран. Наглядные материалы (плакаты, презентации, фотографии, видеоролики, противогаз, огнетушитель.)

 

                                                               Ход урока

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело, опасные ситуации могут возникнуть настолько внезапно, что жизнь и здоровье людей будут зависеть непосредственно от их действий в чрезвычайной ситуации.  При этом главное, чтобы эти действия были правильными (грамотными). Как вы знаете, чрезвычайные ситуации бывают очень масштабными (аварии на атомных станциях, землетрясения и пр.)  и много людей может пострадать. Надо заметить, что есть примеры, когда пострадавшими оказывались люди не только от самой ЧС, но и от паники, возникающей также и от незнания правил поведения в ЧС. В нашей стране уже много лет в общеобразовательных организациях (школах, лицеях, гимназиях) преподается предмет ОБЖ. Хорошо, что в нашей школе вы изучаете его с 5 по 11 класс. Однако данный предмет – особенный. Очень важно приобретать практические навыки действий в экстремальных ситуациях.

 

II.Постановка учебных целей. Сообщение темы урока.

В мощную структуру МЧС входят пожарные подразделения. На этом уроке речь пойдёт о пожарах, о правилах поведения во время пожара, о защите здоровья и жизни.

III.Основная часть урока.

1.История

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом. В жизни человека огонь играет исключительно важную роль. Согревание наших жилищ, приготовление пищи, развитие науки и техники – связано с огнем. Но было время, когда люди не знали огня. Они питались сырой пищей, в зимнюю стужу мерзли от холода, крупные хищные звери нападали на человека. Тысячелетия потребовались человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди поклонялись огню, как непонятному и грозному божеству, загадочному брату солнца. Это нашло отражение в многочисленных легендах, сказаниях и сказках прошлых лет.

Древнегреческие мифы рассказывают о том, как Прометей украл огонь у Зевса, передал его людям и за это был жестоко наказан

Огонь – друг. Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом.

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимися за Родину. Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

Огонь -  враг. Вследствие пожаров труды предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям.

С незапамятных времен огонь был спутником больших и малых войн. Его использовали тираны для достижения своих честолюбивых целей, инквизиторы, отправлявшие на костер еретиков, крестоносцы, порабощавшие народы.

 

2.Законы Российской Федерации.

Так что же такое пожар?

18 ноября 1994 года был принят закон о пожарной безопасности. Он гласит, что в образовательных учреждениях необходимо обучать детей пожарной безопасности по специальным программам. Этим занимаются уроки ОБЖ

Статья 34. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане обязаны:                                                                                                                            

ü  соблюдать требования пожарной безопасности;

ü  иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;

ü  при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

ü  до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

ü  оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

ü  выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

Граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

3.Правила пожарной безопасности в школе.

Чтобы у нас в школе не случилось вот так, необходимо соблюдать некоторые правила и выполнять определённые действий обо всем этом рассказал профессиональный пожарный.

  ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ШКОЛЕ Так как в школе находится много людей, эвакуация займет больше времени, чем эвакуация, например, из жилого дома. Поэтому при обнаружении пожара в школе следует придерживаться другой последовательности принимаемых мер. Первое, что надо сделать - это закрыть дверь того помещения, где горит огонь. Если вы увидите горящее помещение через окно, не пытайтесь войти в это помещение. Открытая дверь не только выпустит дым и помешает эвакуации; внезапное поступление дополнительного воздуха может привести к распространению пожара с большей скоростью. Следует немедленно поднять тревогу, громко крича о пожаре. Сообщите о пожаре находящемуся поблизости любому взрослому работнику школы, который примет меры по немедленной эвакуации всех людей из здания школы

О любом возникновении пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар нужно немедленно сообщить пожарной охране наиболее быстрым способом.

По прибытии пожарной охраны в первую очередь нужно знать следующее: в каком помещении пожар; все ли эвакуированы

Чтобы вы знали, как вести себя при пожаре, часто  в школе проводятся  учебные эвакуации Давайте вспомним ваши действия при эвакуации: 

 - главное: сохраняйте спокойствие и слушайте своего педагога, именно он поможет быстро эвакуироваться из помещения: пересчитает всех детей, назначит замыкающего, возьмет журнал и построит вас; 

 - если вокруг много дыма, закройте лицо мокрым полотенцем, носовым платком или ватно – марлевой повязкой и в определенном порядке, без паники, всей группой идите к выходу в безопасную зону; 

 - если количество дыма увеличивается, то необходимо передвигаться по помещению, пригнувшись или ползком;

 - на улице педагог еще раз пересчитает вас, сообщит руководству, а пожарные точно узнают, есть ли еще в помещении люди.

 

Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара

 

4.Средства индивидуальной защиты при пожаре.

 

 В учебных классах образовательных учреждений пожар распространяется со скоростью 1-1,5 метра в минуту, в коридорах – 4-5 м/мин. При горении мебели и бумаги в учебных помещениях в воздухе скапливается оксид углерода, который при вдыхании его в течение 5-10 минут становится смертельным. Поэтому, в таких ситуациях необходимо использование индивидуальных средств защиты

 

Как же правильно надевать противогаз? Для надевания необходимо: снять головной убор; вынуть противогаз; взять шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее; задержать дыхание; закрыть глаза; приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть шлем-маску на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз; устранить перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

 

Для надевания противогаза в положении лежа необходимо: задержать дыхание, закрыть глаза; снять головной убор; достать противогаз из сумки и надеть его; сделать выдох, открыть глаза, возобновить дыхание.

 

При надевании противогаза на раненого необходимо посадить или положить раненого, учитывая его состояние и обстановку, вынуть его противогаз из сумки и надеть на голову раненого.

 

 

5.Практическая часть – надевание противогаза.

 Желающие учащиеся продемонстрировали надевание противогаза.

   Правила тушения пожара огнетушителем. Работник пожарной службы рассказал, для чего нужен огнетушитель икак правильно пользоваться огнетушителем и показал на практике.

Огнетушитель – это техническое устройство, предназначенное для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Каждый человек должен знать, как устроен, как действует огнетушитель, и уметь обращаться с ним. В начальной стадии пожара огнетушитель может спасти жизнь и имущество, когда требуется потушить небольшое возгорание или удержать распространение пожара до прибытия пожарных. Однако они бесполезны при тушении большого огня.

– Приобретите огнетушитель, которым Вы сможете потушить пожар в момент его возникновения.

– Огнетушитель должен быть такого веса, чтобы члены семьи могли им воспользоваться. 

Огнетушители разделяются на следующие типы:

  1. Пенные.

Для тушения горючих жидкостей (бензин, масло, лак, краска) и очагов пожаров твердых материалов на площади не более 1м2, за исключением установок, находящихся под напряжением; 

  1. Порошковые.

Для тушения загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, лаков, красок, пластмасс, электроустановок, находящихся под напряжением до 1000 вольт;

  1. Углекислотные. 

Для тушения различных веществ и материалов, электроустановок под напряжением, любых жидкостей. Эти огнетушители не имеют себе равных при тушении пожара в архивах, хранилищах произведений искусств.

В зависимости от характера огнетушителя разнится и его применение. Неправильное использование огнетушителя может вызвать травмирование.

Порядок применения порошковых огнетушителей:

– в первую очередь нужно ознакомиться с инструкцией, нарисованной на огнетушителе (желательно при покупке огнетушителя ознакомиться и иметь представление); 

– огнетушитель всегда должен находиться в одном и том же месте, чтобы в любой момент можно было им воспользоваться; 

Если произошло возгорание необходимо провести следующие действия: 

– необходимо поднести огнетушитель на минимально возможное и безопасное для тушения пожара расстояние, учитывая, что длина струи огнетушащего вещества составляет 3 м; 

-сорвать пломбу на огнетушителе, имеющуюся на запорно-пусковом устройстве; 

-выдернуть чеку;                                                                                                             

-направить насадку шланга на очаг возгорания; 

-нажать курок (рычаг) на огнетушителе; 

-подождать 3–5 с для приведения огнетушителя в готовность; 

-при выходе огнетушащего вещества тушить возгорание. 

В случае применения порошкового огнетушителя в закрытом и малом по объему пространстве необходимо сразу же после прекращения тушения проветрить это помещение. Кроме того, нужно учитывать возможность образования запыленности из-за порошкового облака (особенно в малом пространстве) и перемещения его в сторону тушащего. 

При эксплуатации порошкового огнетушителя запрещается: 

-допускать случаи падения огнетушителя и нанесения по нему ударов; 

-использовать огнетушитель при появлении вмятин, вздутий или трещин на корпусе, запорнопусковом устройстве, а также в случае нарушения герметичности соединений узлов; 

-при тушении возгорания располагать корпус огнетушителя на расстоянии менее 1 м от электрооборудования, находящегося под напряжением; 

-при тушении возгорания одновременно несколькими огнетушителями направлять струи огнетушащего вещества навстречу друг другу. 

 

6. Первая помощь при ожогах.

 

 Оказания само- и взаимопомощи при любых термических ожогах кожи таков:

Немедленно погасить пламя на одежде и коже пострадавшего, для чего накрыть его тканью (это приведет к прекращению поступления воздуха), или сбросить горящую одежду. Можно погасить пылающий участок одежды, забросав его землей, песком или снегом, облив водой или опустив в воду.

Успокоить пострадавшего и окружающих.

Осторожно снять с пострадавшего тлеющие остатки одежды, которые не зафиксировались в ране. Запрещено отдирать от раны прилипшие остатки одежды. Прикасаться к обожженной поверхности руками тоже нельзя.

Держать в течение 10-20 минут пораженную поверхность тела под струей проточной холодной воды (можно в емкости с чистой прохладной водой). Это необходимо для того, чтобы предупредить дальнейшее углубление и расширение раны за счет нагрева обожженной зоны. Также это улучшит кровообращение в ране. Но ни в коем случае нельзя использовать для охлаждения зоны ожога лед, так как, помимо имеющегося ожога, у пострадавшего возникнет дополнительная травма – обморожение. В экстремальных случаях (при полном отсутствии проточной воды) возможно охлаждение раны с помощью мочи, но в реальной жизни поводов для применения этого способа практически никогда не бывает.

На обожженную поверхность нанести противоожоговое средство, затем наложить сверху сухую стерильную повязку. Ни в коем случае не использовать вату: можно применять только бинт, марлю – тканевые материалы. Если нет поблизости ни одного средства для экстренной помощи при ожогах и стерильных бинтов нет, нужно просто наложить чистую сухую повязку. Запрещается наносить на обожженную кожу мази, кремы, растительное масло, спиртовые растворы и прочие средства. При легких ожогах первой степени без обширного повреждения кожи и пузырей можно не накладывать повязку.

 

При обширных ожогах рук и ног надо зафиксировать конечность с помощью шины или подручных средств и придать конечности возвышенное положение.

При обширных ожогах и при возникновении признаков ожогового шока (бледность, слабость, беспокойство, холодный пот, тахикардия, падение артериального давления, нарушение сердечной деятельности и дыхания) дать пострадавшему пить много жидкости – чистую воду. Жидкость уменьшает интоксикацию, которая возникает из-за всасывания в кровь продуктов распада обожженной кожи, подкожной клетчатки, мышц.

При сильных болях для предупреждения болевого шока пострадавшему дают любое обезболивающее средство (анальгин, парацетамол и пр.).

 

 

 .

 

IV.Подведение итогов.

 

Сегодня на открытом уроке мы говорили и показывали о том,  как правильно действовать во время пожара,  оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, пользоваться противогазом и огнетушителем. Огромное спасибо за сотрудничество работникам пожарной службы.

 

 

 


 

Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 2021 году в

Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 2021 году в

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом

Пожар – старинное русское слово, от которого пышет огнем и пахнет горьким дымом

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Статья 38. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара 4

Прочитайте ещё раз правила поведения на случай возникновения пожара 4

Для тушения горючих жидкостей (бензин, масло, лак, краска) и очагов пожаров твердых материалов на площади не более 1м2, за исключением установок, находящихся под напряжением;

Для тушения горючих жидкостей (бензин, масло, лак, краска) и очагов пожаров твердых материалов на площади не более 1м2, за исключением установок, находящихся под напряжением;

Первая помощь при ожогах.

Первая помощь при ожогах.

IV .Подведение итогов. Сегодня на открытом уроке мы говорили и показывали о том, как правильно действовать во время пожара, оказывать первую медицинскую помощь при ожогах,…

IV .Подведение итогов. Сегодня на открытом уроке мы говорили и показывали о том, как правильно действовать во время пожара, оказывать первую медицинскую помощь при ожогах,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022