Открытый урок ««Нотный стан на клавиатуре фортепиано»
Оценка 4.9

Открытый урок ««Нотный стан на клавиатуре фортепиано»

Оценка 4.9
docx
музыка
5 кл—11 кл +1
15.12.2022
Открытый урок ««Нотный стан на клавиатуре фортепиано»
Игра на фортепиано с первого урока, насколько это возможно? Возможно ли играть, не зная нот, но используя при этом нотный текст? Этот вопрос возникает на протяжении всей истории преподавания игре на фортепиано. Ведь дети и взрослые приходят на обучение с желанием заиграть сразу. Конечно, можно использовать различные уловки - показ с рук, подбор по слуху и может быть что-то еще, чтобы увлечь игрой с первого занятия. Но задачей, рано или поздно, станет чтение и разучивание нотных текстов. Поэтому и чтение нотного текста, на мой взгляд, необходимо начинать с первого же урока. Практика показывает, что метод, используемый мною, в прошлом и текущем году является вполне успешным.
открытый урок про нотный стан 26.01.2022.docx

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Кочковского района Новосибирской области

 

 

Открытый урок ««Нотный стан на клавиатуре фортепиано»

(практическое руководство для начинающих)

 

 

Подготовила и провела преподаватель класса фортепиано Шилина В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26 января 2022г.

 

План открытого урока

 

Дата: 26.01.2022 г.         Отделение: фортепианное

Предмет: фортепиано   Учащаяся: Емельянова Элеонора подготовительный класс

Преподаватель: Шилина Вера Викторовна

Тема урока: «Нотный стан на клавиатуре фортепиано» (практическое руководство для начинающих)

Цель: учебная - развитие навыков чтения нотного текста

Задачи: распознавание линий нотного стана, нахождение их на клавиатуре, проигрывание детских песен с использованием обеих рук

Вид учебного занятия: урок с элементами лекции, практическое занятие 

Тип урока: комбинированный 

Оборудование: фортепиано, нотный материал: русская нар.песня «Андрей-воробей», польская нар.песня «Два кота», «Василек», «Как под горкой» и др.

Возраст уч-ся: 7 лет

Принципы подачи учебного материала: доступность изложения согласно возрасту уч-ся, практическая направленность, осмысление и   наглядный показ

Перечень вводимых понятий: нотный стан для правой руки, скрипичный ключ, нотный стан для левой руки, басовый ключ, нота на линии, под линией, над линией, дополнительная линия,

Методы обучения: Объяснительно-демонстративный, метод развития познавательного интереса и эмоционального стимулирования

План урока: 

1. Приветствие. Организационный этап.

2. Краткое изложение темы, цели и порядок проведения урока.

Игра на фортепиано с первого урока, насколько это возможно? Возможно ли играть, не зная нот, но используя при этом нотный текст? Этот вопрос возникает на протяжении всей истории преподавания игре на фортепиано. Ведь дети и взрослые приходят на обучение с желанием заиграть сразу. Конечно, можно использовать различные уловки - показ с рук, подбор по слуху и может быть что-то еще, чтобы увлечь игрой с первого занятия. Но задачей, рано или поздно, станет чтение и разучивание нотных текстов. Поэтому и чтение нотного текста, на мой взгляд, необходимо начинать с первого же урока. Практика показывает, что метод, используемый мною в прошлом и текущем году является вполне успешным.

Я не могу назвать данную находку отдельной методикой, потому что весь стандартный пакет знаний присоединяется, но немного позже.

Начинающему пианисту необходимо держать внимание сразу в нескольких областях. Основная из них-это узнавание нот и перенос их на клавиатуру. Казалось бы, нот всего семь. Но вот незадача, на фортепиано это семь раз по семь, а это уже 49, сразу так и не разобраться…

Поэтому обычный нотный стан я перенесла на клавиатуру фортепиано таким образом, чтобы каждая из пяти линеек легко находилась зрительно. Причем сразу для обеих рук-правой и левой. Плюс обозначила дополнительные линеечки.

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Работа педагога

Работа учащегося

 

 Термин «Нотный стан»

 

 

Поскольку темой нашего сегодняшнего урока объявлен нотный стан, то для полной уверенности я спрошу у Элеоноры, помнит ли она, что это такое?

 

 

 

 Предполагаемый ответ: это пять линий, которые считаются как этажи дома, снизу вверх.

 

 

 

 

 

 

 

 

Действительно, это пять линий, считаемых снизу вверх.

Сегодня у нас открытый урок, на котором покажем практическое использование метода чтения нотного текста без использования названия нот.

 

 

Цель, и не только этого занятия, беглое чтение нот

Задача  - закрепить разность в понятиях при чтении нот  разучиваемого нотного текста, и при ознакомительном чтении, т.е исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного проигрывания. 

 «Лучший   способ   быстро   научиться   читать   –   это   как   можно   больше   читать» И.Гофман.

Приступим к теоретической части нашего урока.

Для того, чтобы чтение с листа не было трудной задачей для ученика, мы оговариваем моменты, которые помогут  в прочтении незнакомой пьесы. Поскольку исполнение   должно   быть   непрерывным,   осмысленным   и   с  выполнением   всех авторских указаний, то что необходимо сделать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начнем  с упражнений для разыгрывания рук и пальцев Т.к. у нас сегодня урок чтения с листа, упражнения возьмем из сборника Ш. Ганона «Пианист-виртуоз». Эти упражнения хорошо формируют пальцевые последовательности. Постепенно, играя упражнения, а также гаммы, арпеджио, аккорды- дети запоминают аппликатурные позиции, и графики движения по клавиатуре становятся более понятными  

 -Ярослав, сейчас сыграешь упражнения №1, №6 соблюдая правильную расстановку пальцев.

 Хорошо, переходим к следующему этапу нашего урока,  практическому занятию.

Г.Галынин «Зайчик»

С.Майкапар «В садике»

Д.Кабалевский «Клоуны» ансамбль

Д.Кабалевский «Вальс» ансамбль

Б. Дварионас «Прелюдия»

Ю.Виноградов «Танец медвежат»

С.Майкапар «Жалоба»

 

Итак, еще раз повторим правила, которые необходимо помнить при чтении нот с листа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Просмотреть нотный текст от начала до конца произведения. Попытаться мысленно услышать пьесу, представить жанр и характер звучания. Поскольку пьесу нужно сыграть без остановок, и желательно в указанном темпе, то необходимо обратить внимание на самое существенное. Некоторые же детали – второстепенные голоса, менее значительные звуки в аккордах – могут оставаться вне поля зрения исполнителя.

 

2.    Определить лад и тональность, ориентируясь на ключевые знаки и последнюю ноту текста. Можно сыграть соответствующую гамму. Посмотреть встречные знаки и их смену.

3.    Ключи изложения правой и левой руки и их смену.

4.    Определить размер и осознать его.

5.    Посмотреть темп, имеющиеся отклонения

6.    Определить форму, наличие повторов

7.    Посмотреть динамику и штрихи для определения характера звучания.

8.    Обратить внимание на лиги, определяющие фразы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При чтении с листа необходимо научиться:

 

1.    Читать фортепианную фактуру приемом от баса к мелодии-«снизу вверх»,  с большим вниманием на нижнюю строку для левой руки.

2.    Обращать внимание на самое существенное: детали-второстепенные голоса, украшения, звуки аккордов, тонкие оттенки могут быть вне поля зрения.

3.    Стараться сыграть произведение в едином темпе, без остановок до конца.

4.    Ориентироваться на клавиатуре, не глядя на нее.

5.    Читать между строк указания автора или редактора.

6.    Применять аппликатурные навыки

7.    Научиться ориентироваться в тексте с помощью графического рисунка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение  итога  урока.

 

Самыми распространенными ошибками учащихся при чтении с листа являются: ­ незнание нот, ритмических рисунков,  игнорирование ключевых знаков, ­ потактовое чтение,  невнимательность.  При чтении с листа сегодня нам не совсем удалось избежать подобных ошибок. Но мы постарались их разобрать, уделив внимание  каждому промаху, чтобы дальнейшая практика была более успешной.

Домашнее задание для чтения с листа:

1.    В.Косенко «Вальс»

2.    Р.н.п. «Ивушка»

3.    А.Гречанинов «Вальс»

 

Сегодня с учеником 5 класса Ярославом Пахомовым мы показали вам нашу практическую и теоретическую  ежеурочную работу по чтению с листа. Благодарим за внимание.

 

 

На этом наш урок окончен.

 

.

 

Дата  04.03.2021г.           Подпись  преподавателя: ______

 


 

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

План открытого урока Дата: 26

План открытого урока Дата: 26

Методы обучения: Объяснительно-демонстративный, метод развития познавательного интереса и эмоционального стимулирования

Методы обучения: Объяснительно-демонстративный, метод развития познавательного интереса и эмоционального стимулирования

Ход урока: Этапы урока

Ход урока: Этапы урока

Цель , и не только этого занятия, беглое чтение нот

Цель , и не только этого занятия, беглое чтение нот

Начнем с упражнений для разыгрывания рук и пальцев

Начнем с упражнений для разыгрывания рук и пальцев

Ш. Ганона «Пианист-виртуоз». Эти упражнения хорошо формируют пальцевые последовательности

Ш. Ганона «Пианист-виртуоз». Эти упражнения хорошо формируют пальцевые последовательности

Просмотреть нотный текст от начала до конца произведения

Просмотреть нотный текст от начала до конца произведения

Цель , и не только этого занятия, беглое чтение нот

Цель , и не только этого занятия, беглое чтение нот

Но мы постарались их разобрать, уделив внимание каждому промаху, чтобы дальнейшая практика была более успешной

Но мы постарались их разобрать, уделив внимание каждому промаху, чтобы дальнейшая практика была более успешной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2022