Открытый урок по информатике: "Алгоритмы управления"
Оценка 4.8

Открытый урок по информатике: "Алгоритмы управления"

Оценка 4.8
docx
06.02.2022
Открытый урок по информатике: "Алгоритмы управления"
9 алг управ.docx

МКОУ «Кадарская СОШ ИМ.А.И.Алиева»

 

 

 

 

 

Открытый урок по информатике:  

«Алгоритмы управления»

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела: учитель информатики Мехтиева П.Г.

 

 

 

 

 

Цели и задачи урока:

1.       Познакомить кадет с понятиями: управление, кибернетика, обратная связь. Повторить основные действия с массивами целых чисел: объявление, заполнение, отбор по условию, замена элементов, нахождение суммы и произведения.

2.       Развивать умение определять механизм прямой и обратной связи в ситуациях управления; способствовать развитию коммуникативности

3.       Воспитывать ответственность, бережное отношение к оборудованию.

 

Планируемые образовательные результаты

- предметные – представления о понятии управления, объекте управления, управляющей системе, обратной связи;

- метапредметные – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для

профессиональной деятельности в современном обществе.

 

Используемые на уроке средства ИКТ:

- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

- ПК учащихся.

 

 

Особенности изложения содержания темы урока

 

1. Организационный момент (1 минута)

Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

 

2. Повторение (5 минут)

1) проверка изученного материала - вопросы (1-4, 6-9) к §3.5;

2) визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ № 160-164;

3) рассмотрение заданий, вызвавших затруднения при выполнении домашней работы.

Разминка

Определить формулировку задачи и результат действия алгоритма:

1.         var a : array [1..5] of integer;

      i, sum : integer;

begin

a[1] :=  5;   a[2] :=  0;   a[3] :=  -8;  a[4] :=  -9;   a[5] :=  -1;

for i := 1 to 5 do

if  a[i] > 0 then  sum := sum + a[i];

write(……);

end.

2.         var a : array [1..5] of integer;

      i, proizv : integer;

begin

a[1] :=  5;   a[2] :=  0;   a[3] :=  -8;  a[4] :=  -9;   a[5] :=  -1;

proizv := ….;

for i := 1 to 5 do

if  a[i] mod 4 <> 0 then proizv := proizv * a[i];

write(……..);

end.

3.         var a : array …………;

      i, count : integer;

begin

a[1] :=  5;   a[2] :=  0;   a[3] :=  -8;  a[4] :=  -9;   a[5] :=  -1;

for i := 1 to 5 do

if  a[i] mod 2 = 0 then count := count + …;

write(……);

end.

По результату алгоритма определить формулировку задачи:

1.         var a : array [1..5] of integer;

      i, count : integer;

begin

a[1] :=  5;   a[2] :=  0;   a[3] :=  -8;  a[4] :=  -9;   a[5] :=  -1;

for i := 1 to 5 do

if  ……………….. then count := count + 1;

write(count);

end.

Результат:     3

2.         var a : array [1..5] of integer;

      i : integer;

begin

a[1] :=  5;   a[2] :=  0;   a[3] :=  -8;  a[4] :=  -9;   a[5] :=  10;

for i := 1 to 5 do

if  ………………then  a[i] := 555;

for i := 1 to 5 do

write(….);

end.

Результат:     5   0  555   555  10

3.         var a : array [1..5] of integer;

      i, sum : integer;

begin

a[1] :=  5;   a[2] :=  3;   a[3] :=  -8;  a[4] :=  9;   a[5] :=  -1;

for i := 1 to 5 do

if  …………………  then  write(a[i], ‘  ‘);

end.

Результат:     3    9

 

3. Изучение нового материала (15 минут)

Новый материал излагается в сопровождении презентации «Алгоритмы управления».

1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;

- управление

- алгоритм управления

- обратная связь

3 слайд — управление;

Управление - это процесс целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.

В середине прошлого века выдающийся американский учёный Норберт Винер (1894—1964), изучавший различные технические и биологические системы, установил, что управление в них осуществляется по общей схеме.

Винер считается основоположником науки об управлении — кибернетики.

4 слайд — примеры;

Управляемым объектом (объектом управления) может быть техническое устройство (например, автомобиль), один человек (например, ученик, солдат) или коллектив (например, оркестр, работники предприятия).

Управляющим объектом (управляющей системой) может быть человек (например, шофёр, дирижёр оркестра, учитель, директор), коллектив (например, правительство, парламент), а может быть и техническое устройство (например, автоматический регулятор, компьютер).

Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.

Простейшие алгоритмы управления могут состоять из одной команды или представлять собой линейную последовательность команд. Более сложные алгоритмы управления содержат ветвления и циклы.

5 слайд — информация и управление (схема);

Пример. Управление движением автомашин (объект управления) на перекрёстке с помощью светофора (управляющий объект).

Управляющее воздействие зависит от заложенной в управляющем объекте исходной информации.

6 слайд — обратная связь;

Обратная связь — это процесс передачи информации о состоянии объекта управления в управляющую систему.

Обратная связь позволяет корректировать управляющие воздействия управляющей системы на объект управления в зависимости от состояния объекта управления. Обратная связь предусмотрена в ряде бытовых приборов (например, утюг с терморегулятором, холодильник, кастрюля-скороварка), в живых организмах, в обществе.

В настоящее время очень часто роль управляющей системы отводится компьютеру, в память которого заложена программа управления, предусматривающая все варианты информации, которые могут быть получены по обратной связи.

Пример. Если вместо обычного светофора на дорожном перекрёстке будет установлен «интеллектуальный» светофор — высокотехнологичное устройство, оснащённое датчиками, фиксирующими скорость движения на дороге и плотность транспортных потоков, то управление движением станет более рациональным за счёт учёта информации, поступающей от объекта управления.

Кибернетическая модель управления.

7 слайд — самое главное.

- Управление - процесс целенаправленного воздействия на объект; осуществляется для организации функционирования объекта по заданной программе.

- Последовательность команд по управлению объектом, приводящая к заранее поставленной цели, называется алгоритмом управления.

 

Самостоятельная работа «Алгоритмы обработки массивов» по уровням: 1. Для сдающих ОГЭ 7 задания повышенного и высокого уровня (начинают работу без разминки); 2. Для остальных кадет задания базового и повышенного уровня (уровни А, В, С).

1. Определите, что будет на­пе­ча­та­но в ре­зуль­та­те работы сле­ду­ю­щей программы. Текст про­грам­мы приведён на пяти язы­ках программирования. 

Паскаль

С++

var s,k: integer;

begin

    s := 1;

    for k := 0 to 4 do

        s := s * 3;

    writeln(s);

end.

#include <iostream>

using namespace std;

int main() {

     int s = 1;

     for (int k = 0; k <= 4; k++)

          s = s * 3;

     cout << s;

     return 0;

}

2. Запишите зна­че­ние переменной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те работы сле­ду­ю­щей программы. Текст про­грам­мы приведён на пяти язы­ках программирования. 

Паскаль

С++

var s,k: integer;

begin

    s := 0;

    for k := 7 to 11 do

        s := s + 11;

    writeln(s);

end.

#include <iostream>

using namespace std;

int main() {

     int s = 0;

     for (int k = 7; k <= 11; k++)

          s += 11;

     cout << s;

     return 0;

}

3. В таб­ли­це Dat хра­нят­ся дан­ные о ко­ли­че­стве дет­ских праздников, ко­то­рые про­во­ди­ло кафе за по­след­ний год (Dat[1] — ко­ли­че­ство дет­ских празд­ни­ков в январе, Dat[2] — ко­ли­че­ство празд­ни­ков в фев­ра­ле и т. д.). Определите, что будет на­пе­ча­та­но в ре­зуль­та­те вы­пол­не­ния сле­ду­ю­ще­го алгоритма, за­пи­сан­но­го на пяти ал­го­рит­ми­че­ских языках.

 Паскаль

С++

Var k, m, month: integer;

Dat: array[1..12] of integer;

Begin

   Dat[1] := 2; Dat[2] := 8;    Dat[3] := 6;

Dat[4] := 3;    Dat[5] := 8; Dat[6] := 2;

   Dat[7] := 3; Dat[8] := 7; Dat[9] := 8; Dat[10] := 3;

   Dat[11] := 8; Dat[12] := 7;

   m := Dat[1];

   month := 1;

   for k := 8 to 12 do

      if Dat[k] > m then

       begin

          m := Dat[k];

          month := k;

       end;

   writeln(month);

End.

#include <iostream>

using namespace std;

int main() {

    int Dat[12] = {2, 8, 6, 3, 8, 2, 3, 7, 8, 3, 8, 7};

    int m = Dat[0];

    int month = 1;

    for (int k = 7; k < 12; k++)

        if (Dat[k] > m) {

            m = Dat[k];

            month = k + 1;

        }

    cout << month;

    return 0;

}

 

 

Вопросы и задания

8 слайд – вопросы и задания;

Вопросы 1-6 к параграфу 3.6

 

4. Решение задач. Практическая часть (20 минут)

Организовать работу учащихся по выполнению заданий № 165, 167-170 в рабочей тетради. Эти задания аналогичны тем, что выносятся на государственную итоговую аттестацию учеников 9 класса.

Задания №166, 171 можно решить в среде КуМир. Для работы необходимо установить на ПК учащихся Систему программирования КуМир (скачать ее можно по ссылке https://www.niisi.ru/kumir/dl.htm)

 

Задания, которые не успели выполнить на уроке, задаются на дом.

 

5. Подведение итогов урока. Сообщение домашнего задания. Выставление оценок (4 минуты)

9 слайд — опорный конспект;
10 слайд — Д/з.

 

Домашнее задание.

§3.5, вопрос № 1-10 к параграфу;

РТ: № 160-164.


 

Скачано с www.znanio.ru

МКОУ «Кадарская СОШ ИМ.А.И.Алиева»

МКОУ «Кадарская СОШ ИМ.А.И.Алиева»

Цели и задачи урока: 1.

Цели и задачи урока: 1.

По результату алгоритма определить формулировку задачи: 1

По результату алгоритма определить формулировку задачи: 1

Управляемым объектом (объектом управления) может быть техническое устройство (например, автомобиль), один человек (например, ученик, солдат) или коллектив (например, оркестр, работники предприятия)

Управляемым объектом (объектом управления) может быть техническое устройство (например, автомобиль), один человек (например, ученик, солдат) или коллектив (например, оркестр, работники предприятия)

Паскаль С++ var s,k: integer; begin s := 1; for k := 0 to 4 do s := s * 3; writeln(s); end

Паскаль С++ var s,k: integer; begin s := 1; for k := 0 to 4 do s := s * 3; writeln(s); end

Вопросы 1-6 к параграфу 3.6 4

Вопросы 1-6 к параграфу 3.6 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022