Открытый урок по истории России в 7 «в» классе тема урока: «Государственные преобразования Петра I»
Оценка 5

Открытый урок по истории России в 7 «в» классе тема урока: «Государственные преобразования Петра I»

Оценка 5
docx
20.06.2021
Открытый урок по истории России в 7 «в» классе тема урока: «Государственные преобразования Петра I»
Открытый урок Реформы Петра I.docx

План-конспект урока поистории России в 7 классе

Тема урока: «Реформы Петра I»

https://gerb-flag.ru/pic_subject%202/Derbent-gerb-bez-ramki_b.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город Дербент» «Гимназия Культуры мира»

Республики Дагестан

 


Ул. Оскара 26 г. Дербент РД 368600 тел. 4-24-10            факс: (8 240) 4-24-10

E-mail: [email protected]

 

Открытый урок по истории России в 7 «в» классе

тема урока: «Государственные преобразования Петра I»

 

Разработала урок

учитель истории

Султанова  Раида Гусейновна

 

Цели урока:       Раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I

Задачи:

1.   Рассмотреть изменения в сословной политике при Петре I.

2.   Подвести к выводам о причинах, целях и результате преобразований Петра I.

3.   Способствовать формированию личной позиции, умения аргументировано высказывать свою точку зрения, сравнивать исторические факты и явления, правильно употреблять исторические термины

4.   Способствовать воспитанию чувства патриотизма, уважения к истории своей Родины.

Оборудование: экран, проектор, презентация «Реформы Петра I»,  исторические документы, цифровые образовательные ресурсы (фрагмент «История государства Российского», табель о рангах, указ о престолонаследии)

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная

 

Ход урока

I Организация класса.

- Здравствуйте ребята. На прошлом уроке мы рассматривали тему «Северная война», давайте проверим, как вы усвоили данную тему. Но даже во время Северной войны Петр не прекращал работу по реформированию государства. О ней пойдёт разговор.

 

2. Повторение изученного материала 

На прошлом занятии мы с вами изучили внешнеполитическую деятельность Петра I и прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте вспомним в виде небольшого теста основные моменты Северной войны.

 

Тест по Северной войне

Вопрос 1. Годы Северной войны:

1) 1699-1721

2) 1708-1721

3) 1700-1721

4) 1700-1709

Вопрос 2. Причиной  начала  Северной  войны  было  стремление  России

1)  развивать  торговлю  со  странами  Европы       

2)  присоединить  территорию  Польши

3)  захватить  торговый  флот  Швеции         

4)  вернуть  Смоленск  и  Полтаву

Вопрос 3. «Шведским озером» в начале 18 века называли:

1) Ладожское озеро          

2) Онежское озеро

3) Балтийское море

4) Ильмень-озеро

Вопрос 4. В битве под Нарвой Россия потеряла:

1) почти всю армию

2) всю конницу

3) половину провиантского запаса

4) всю артиллерию

Вопрос 5. Какую битву Петр назвал «матерью Полтавской баталии»?

взятие Нарвы

битву при Ниеншанце

сражение при Лесной

Гангутское сражение

Вопрос 6. Полтавская  битва  27  июня  1709  г.  способствовала

1)  резкому  изменению  хода  Северной  войны

2)  потере  русскими  войсками  Риги  и  Ревеля

3)  потере  русскими  войсками  Нарвы

4)  распаду  Северного  Союза

Вопрос 7. Ранее  других  произошло  событие

1)  Прутский  поход  Петра  Первого                       

2)  основание  Санкт – Петербурга

3)  Азовские походы

4)  заключение  Ништадского  мира

Вопрос 8. Знаменитое морское сражение периода Северной войны:

1) Гангутское

2) Азовское  

3) Балтийское   

4) Полтавское

Вопрос 9. Результатом Северной войны не было:

1) провозглашение Петра I императором

2) приобретение Россией выхода к Балтийскому морю

3) признание России великой державой

4) присоединение к России Азова 

Вопрос 10. В результате Ништадтского мира Россия получила:

1) смоленские земли                 

2) выход в Балтийское море

3) Финляндию

4) Правобережную Украину

 

3. Изучение новой темы

Учитель:Причины петровских преобразований.

Текст

Для того чтобы лучше понять причины петровских преобразований необходимо рассмотреть внутреннее и международное положение России к концу 17 века. В 16-17 веках в Западной Европе произошли важные исторические события – Нидерландская и Английская буржуазные революции. В этих странах утвердились буржуазные отношения, и обе эти страны далеко опередили другие государства по своему социально-экономическому и политическому развитию. Многие европейские страны по сравнению с ними были отсталыми, но наиболее отсталой была Россия. Историческая отсталость России была обусловлена монголо-татарским нашествием и игом, огромной территорией, затруднявшей процесс централизации страны, нарушением торгово-промышленных, культурных, дипломатических связей с Западной Европой, отсутствием выхода к морю, последствием польско-шведской интервенции начала 17 века.

Для того чтобы поставить Россию в один ряд с развитыми европейскими странами было необходимо:

Добиться выхода к морям для торговли и культурного общения со странами Европы.

Создать национальную промышленность.

Создать регулярную армию и военно-морской флот.

Реформировать государственный аппарат.

Провести культурные преобразования.

Петр I поставил задачу модернизации, «догоняющего развития»  по отношению к Европе. На европейский «вызов» Петр I стремился дать европейский «ответ».

Предпосылки реформ сложились во всех областях общества еще в 17 веке при Алексее Михайловиче. Однако России нужны были не просто реформаторы, а реформатор на троне.

Ряд преобразований не имели глубоких корней, и они своим появлением были обязаны инициативе царя и его огромной энергии в претворении их в жизнь.

На формирование реформаторских взглядов Петра I оказали влияние европейские идеалы, усвоенные в юности от общения с иностранцами Немецкой слободы, поездка в Архангельск, азовские походы, поездка в Европу в составе Великого посольства, желание создать из России «новую Голландию».

Предпосылки и итоги преобразований Петра.

Итоги:

Учитель: Итоги преобразований Петра

Внутренние:

- Рост количества мануфактур (200), строительство путей сообщения,

верфей, страна обеспечивает себя металлом.

 

-Власть монарха значительно усиливается. С 1721 г. – император.

Государство полностью подчиняет церковь

-Среди дворянства распространяется светская культура, европейское

образование

-В результате Северной войны Россия получила выход к Балтийскому

морю.

-Созданы мощная регулярная армия и флот, формируется система

военного образования

 

Внешние:

-Значительное усиление международного положения России

-Россия становится важным игроком на международной арене, как в

политическом, так и экономическом смысле

 

-Церковная реформа, главным образом, заключалась в отмене

патриаршества (с таким трудом приобретенного русскими царями!) и

учреждении "Святейшего правительствующего Синода", которому стала

подчиняться церковь. Сделал это Пётр для того, чтобы, наподобие западным

королям, избавиться от морального контроля над собой церкви. Отмена

патриарха и последующее ослабление участия церкви в жизни страны

привело, в конце концов, к крушению русской православной монархии.

Военная реформа была продолжением изменений, начатых Алексеем

Михайловичем. Но, в то время, как при Алексее Михайловиче такие

изменения подгонялись к русским условиям, петровские реформы загоняли

русскую армию в западные формы, не принимая во внимание их

приемлемость для русских. На службу в русскую армию стекались

проходимцы со всего света.

 

-Гражданская реформа заключалась в создании совершенно новой системы

управления страной. Вместо думы был устроен "сенат"; вместо приказов--

"коллегии"; страна была разделена на 8 "губерний". Всё стало похоже на

западный строй.

-Реформа о положении сословий в корне изменила всё прежнее устройство.

Так как Пётр много воевал, то служба в армии или работа на производство

оружия стали играть главенствующую роль. Солдат, отличившийся на войне,

становился офицером. Пётр также посылал русских учиться за границу.

 

-Крестьянская реформа привела к полному закрепощению русских крестьян.

Сделал это Пётр для удобства управлениястраной: вместо того, чтобы иметь

дело с миллионами граждан, ему приходилось иметь дело с ограниченным

числом помещиков, получивших полную власть над крестьянами. С

ослаблением влияния церкви, обращение с крестьянами ухудшилось и вскоре

начались частые крестьянские восстания.

Вывод 

Государственные реформы, проведенные Петром I, имели большое значение

для страны.

-Решились внешнеполитические задачи

-Россия встала в ряд великих держав Европы

-Бояре и дворяне уравнялись в положении

-Улучшилась система местного управления, введены выборные начала

в городском управлении

-Церковь подчинилась государству

-Была создана регулярная армия и морской флот, что укрепило

безопасность страны

 

Основные вехи

-Указ об образовании 1706 года: боярские дети в обязательном порядке

должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование.

-Указ о вотчинах 1704 года: дворянская и боярская вотчины не делятся и

приравниваются друг к другу.

-Указ о единонаследии 1714 года: землевладелец, имеющий сыновей, мог

завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему

выбору. Остальные были обязаны нести службу.

-Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.

 

-«Табель о рангах» 1721(1722) года: разделение военной, гражданской и

придворной службы на 14 рангов. При достижении восьмого класса любой

чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем

самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но

от достижений на государственной службе.

Указ о престолонаследии 5 февраля 1722 года: в связи с отсутствием

наследника Петр I решает издать приказ о престолонаследии, в котором

оставляет за собой право назначать себе наследника (1724 год—церемония

коронации супруги Петра Екатерины Алексеевны)

 

4. Закрепление

Учитель: Так какие же реформы провел Петр I в Российском государстве?

Класс делится на 5 групп, каждой группе дается пакет с материалами для изучения и соответствующий пункт в учебнике.

Группа 1. Сенат (приложение )

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.

1) С какой целью учреждён Сенат? Каковы его функции

2) Как решались дела в Сенате?

3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?

Построение схемы

Группа 2. Коллегии (приложение )

Вопросы:

- Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

Кто автор этого указа?

Назовите дату учреждения коллегий в России?

Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

Кто входил в состав коллегий?

Назовите созданные коллегии

Построение схемы

Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (приложение )

- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы?

-С какой целью был издан Табель о рангах?

- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

-Какое обеспечение получали остальные дети?

- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?

Группа 4. Церковная реформа

Поработайте с учебником на с. 131-132 и ответьте на вопросы:

1) Как называлась эта коллегия, которая управляла церковными делами?

2) Кто входил в неё?

3) Какова роль императора в этой коллегии?

4) Кто руководил Синодом?

5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?

Построение схемы

Группа 5.

Административная реформа (приложение )

 

-Ознакомьтесь с представленными вам картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.130) и на их основе постройте схему местного управления.

По окончании работы каждая группа предоставляет проект (таблица, схема – защита).

 

5. Рефлексия

- Что было трудно?

- Что легко?

- Общая оценка работы класса на уроке.

6.Домашнее задание:параграф №15, вопросы №1-5, 

Учитель:Синквейн: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему (Петр 1)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.(Великий, Знаменитый…)

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. (Создал реформы, укрепил крепостное право…)

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. (Реформы Петра изменили наше общество)

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). (Реформатор)

 

Директор МБОУ ГКМ                                   Юзбегов Н. З.

 

Зам.директора по УВР                              Агакеримова В.А.

 

https://gerb-flag.ru/pic_subject%202/Derbent-gerb-bez-ramki_b.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город Дербент» «Гимназия Культуры мира»

Республики Дагестан

 

Ул. Оскара 26 г. Дербент РД 368600 тел. 4-24-10            факс: (8 240) 4-24-10

E-mail: [email protected]

 

 

 

Отзыв коллег на открытый урок

учителя истории 

Султановой Раиды Гусейновны

по теме «Государственные преобразования Петра I»

7в класс

 

      Урок  Раиды Гусейновны, учителя истории прошла на высоком методическом уровне. Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.

Учитель, верно, поставил цель урока, на которую методически грамотно вывела учащихся.

      Отчего зависит успех урока? Одним из важных условий достижения целей урока истории является развивающей деятельностью учащихся. Конечно, большое значение в деле вовлечения учащихся в активную развивающую деятельность имеет методика работы учителя.

       Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим смыслом: удивление– восприятие – осмысление – запоминание – применение по образцу в новой ситуации – обобщение - систематизация. Особое место занимает система методов проблемно-развивающего обучения, ориентированная на субъективную новизну и оригинальность, критическое мышление, работа в группах; на побуждение учащихся к активной деятельности. Из представленного материала видно, что стартовая задача, данная учителем на уроке – гарантирует его успех. Такое необычное задание вовлекает учеников в творческую, мотивированную деятельность, ведет за собой весь ход урока. Учитель побуждает учащихся видеть необычное в привычном  

        Основной задачей учителя на уроке является создание условий ученикам для самостоятельной работы и помощь ученикам при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулирует учебно-познавательную деятельность, занимает большую часть урока – что является высоким показателем урока.

        Для повышения интереса к уроку, учитель использует групповую форму организации работы на уроке, что повышает учебную и познавательную мотивацию у учащихся. Такая форма работы значительно снижает уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. Групповая форма работы на уроке позволяет в течение всего урока поддерживать активность и внимание учащихся. При подведении итогов учитель учитывает не только результаты выполнения заданий, но и работу группы, оценивает каждый этап урока. Учащиеся сами оценивают работу группы и работу друг друга.

       Из представленных материалов виден высокий профессионализм учителя, который владеет и применяет современные, инновационные методы обучения: ИКТ, проблемно-эвристический метод, и исследовательский метод. Учитель владеет практикой индивидуализированного обучения: она умело управляет не только усвоением учебного материала, но и самостоятельной познавательной деятельностью каждого ученика.

       Для успешного достижения цели урока продуманы формы деятельности, методы и методические приёмы используемые на уроке      

           Фронтальная беседа;

Индивидуальная работа;

Групповая работа;

Практическая работа;

Разноуровневые задания

     Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.

     Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока подобран логически (от простого к сложному), продуман каждый этап. Слайдовая презентация содержит наглядный и практический материал. Все это позволяет оптимально увеличить плотность урока и его темп.

     Рефлексивно – оценочный этап урока проведен на определение степени затруднения учащихся на уроке, интереса к уроку.

 

 

 

 

 

 

Директор МБОУ ГКМ                                   Юзбегов Н. З.

 

Зам.директора по УВР                              Агакеримова В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://gerb-flag.ru/pic_subject%202/Derbent-gerb-bez-ramki_b.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город Дербент» «Гимназия Культуры мира»

Республики Дагестан

 

Ул. Оскара 26 г. Дербент РД 368600 тел. 4-24-10            факс: (8 240) 4-24-10

E-mail: [email protected]

 

 

 

Отзыв родителей на открытый урок

учителя истории 

Султановой Раиды Гусейновны

по теме «Государственные преобразования Петра I»

7в класс

Мне как маме одной из учащихся этого класса было очень интересно посмотреть, как проходят уроки, каков средний уровень подготовки учащихся, какова рабочая атмосфера в классе.

Урок был посвящен изучению новой темы – «Государственные преобразования Петра Великого». Благодаря детальному изучению урока и тщательной проработке каждой из его составляющих, а также грамотному использованию видеоматериала и компьютерных технологий, новая тема была легко усвоена всеми учащимися класса. Отдельно хочется отметить, что учителю удалось создать на уроке доброжелательную атмосферу. Объяснению нового материала предшествовала небольшая «интеллектуальная разминка» – подготовленные учителем, развивающие логическое мышление. Учителю удалось обеспечить дифференцированный подход к учащимся. Не секрет, что способности у детей разные, разные склонности, кому-то лучше даются технические дисциплины, кому-то – гуманитарные. В заключении своего отзыва, хочу поблагодарить замечательного педагога Раида Гусейновна, которой на своих уроках удается не только объяснить детям материал обязательной программы, но и привить любовь к истории.

Хочется также выразить благодарность администрации школы, предоставившей родителям возможность поближе познакомиться с работой учителей и жизнью школы. Безусловно, открытый урок отличается от урока повседневного. С одной стороны, дети больше стараются, понимая, что от их работы и поведения на уроке зависит не только представление гостей об уровне их знаний, но и впечатление о профессионализме преподавателя. С другой стороны, стараясь не подвести своего учителя, учащиеся волнуются больше обычного, что не всегда положительно сказывается на их ответах. Тем не менее, проведение открытых уроков – мероприятие очень интересное и познавательное не только для родителей, но и для самих учащихся и педагогов.

 

 

Родители 7в класса


 

Скачано с www.znanio.ru

План - конспект урока поистории

План - конспект урока поистории

Вопрос 2. Причиной начала Северной войны было стремление

Вопрос 2. Причиной начала Северной войны было стремление

Финляндию 4) Правобережную Украину 3

Финляндию 4) Правобережную Украину 3

Созданы мощная регулярная армия и флот, формируется система военного образования

Созданы мощная регулярная армия и флот, формируется система военного образования

Основные вехи - Указ об образовании 1706 года : боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование

Основные вехи - Указ об образовании 1706 года : боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование

С какой целью был издан Табель о рангах? -

С какой целью был издан Табель о рангах? -

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Учащиеся сами оценивают работу группы и работу друг друга

Учащиеся сами оценивают работу группы и работу друг друга

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа «город
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2021