Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Дополнение".
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент |
1. Приветствие учащихся: Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. |
Приветствие друг друга Принцип психологической комфортности |
1 мин |
УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха); коммуникативные: умение работать в коллективе |
2.Мотивация к учебной деятельности |
1. Работа со словами, «конструирование» предложения Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? -Чем будут для нас эти слова? «Не
говори – не умею, а говори – научусь!»- Только изучая русский язык с
желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак,
сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить
новые. |
Учащиеся составляют из слов предложение, проговаривают грамматическую основу С малой удачи начинается большой успех. Учащиеся дают характеристику предложения Показывают знания предыдущей темы |
2 мин
1 мин |
-личностные: мотивация к учебной деятельности, - регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем -познавательные (осознают познавательную задачу) коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения |
3.Актуализация знаний.
4. Постановка учебной задачи, целей урока. |
Запишите число, классная работа. Прочитайте предложение, запишите его.
Художник рисует осень красками.
Мы ей очень рады!
- Разберите его по членам предложения. (Учащиеся дают определение подлежащему и сказуемому) - С какой трудностью вы столкнулись? -Для чего нужны второстепенные члены предложения? (для дополнения главных членов предложения, для распространения предложений)
- Какую учебную проблему будем решать на уроке?
-Давайте порассуждаем. - От какого слова мы задаем вопросы? - Какой частью речи выражено сказуемое? - Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения. - Как могли бы подчеркнуть? - Как называются вопросы, которые мы задаем к существительным осень, красками, к местоимению нему? - От слова задаем вопрос к зависимому. (Рисую стрелочку, записываю наверху вопрос. (На доске)). - Какими частями речи выражены зависимые слова? -Что мы уже установили для этого второстепенного члена? -Что нам еще нужно установить?
Определение темы урока - А есть ли какие-то предположения, как называется этот второстепенный член? - Итак, какая тема нашего урока? (Записываем тему на доске и в тетрадях).
Определение целей урока -Какие цели поставим на урок? Давайте проанализируем образование слова дополнение. Полн(ый) – До-полн-И-ть – дополн- ЕНИ-е Работа в группах 1 группа формулирует определение дополнения.
2 группа составляет алгоритм нахождения дополнения.
Те члены предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, зависят от глагола или другого существительного, называются дополнением.
а) найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глагол- сказуемое; б) поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чём? и др.; в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет; г) если есть, это дополнение.
(каждому ученику раздается алгоритм рассуждения) - Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов) - Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки: Унылая
пора! очей очарованье! (на слайд) На фоне осеннего пейзажа портрет А.С Пушкина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал. - Как описывает А.С. Пушкин осень? Уж
небо осенью дышало, Найдите дополнения. - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление дополнений как членов предложений) - Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, с которым связано действие или признак. Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже. |
Рассуждения и ответы учащихся
Формулируют тему урока.
Формулируют цели урока. Работают в группах
Записывают предложения, графически обозначают подлежащее и сказуемое. Подчеркивают дополнения.
Обучающиеся называют признаки дополнения, |
7 мин
3 мин
5 мин
|
- личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; - регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; - познавательные: осуществляют для решения учебной за дачи операции анализа, синтеза; - коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей |
5. Физкультминутка |
Мы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой. Весною мы выше и выше растем, И тянемся к солнышку ночью и днем. А осенью листья стряхнем постепенно. И кружит, и кружит их ветер осенний. |
2 мин |
- личностные: осознание необходимости продолжать урок; - коммуникативные: выполнение упражнений вместе |
|
6.Целеполагание и мотивирование 7. Применение нового знания в стандартной ситуации |
- Давайте потренируемся в нахождении дополнений
-Применяя алгоритм, найти дополнения в предложениях. Записать предложения, подчеркнуть дополнения.
Струился
дождь из мглы,
На
ручей, рябой и пестрый, Пустеет воздух, птиц не слышно боле… (Тютчев) |
На экране появляются отрывки из стихотворений русских поэтов, обучающиеся выписывают дополнения, определяют падеж. Самостоятельная работа.
|
5 мин |
- личностные: положительное отношение к обучению: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения другого. - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; - познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации; - коммуникативные: умение работать в |
8. Самостоятельная работа в парах |
Работа в парах.
1) Лунный свет освещал цв..точную …. 2) Осенью белочка делает б..льшие … . 3) Тучи закрыли звездное … полностью. 4) Все рассматривали причудливые ..сенние … . 5) Солнце осв..тило пшеничное … .
(проверка на слайде) |
Выполняют задания. |
10 мин |
- личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию - регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи; -познавательные: способность понять информацию; - коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения |
9. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия |
Что узнали на уроке? От какого слова ставим вопрос к дополнению? Что обозначает дополнение? На какие вопросы отвечает дополнение? Какой частью речи выражено дополнение? Выполнение теста (проверка на слайде) А теперь проанализируйте свою работу, пользуясь алгоритмом: 1.Сегодня на уроке я: Узнал(а)… Понял(а)… Научился(ась)…. |
Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках |
8 мин |
-познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё, - личностные: критическая оценка своих знаний; приобретение мотивации к учебному процессу, - коммуникативные: умение слушать друг друга, (оценка своей работы), |
18. Домашнее задание |
Упр. 181 или 182 (по выбору) |
1 мин |
личностные: учащиеся выбирают упражнение по сложности. |
Учитель: Нагорнова Галина Павловна
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др
М.: Просвещение, 2014
4. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Дополнение".
5. Тип урока: Урок открытия нового знания.
6. Цель урока: познакомить с дополнением как второстепенным членом и способами его выражения, графическим обозначением, употреблением в творчестве русских поэтов.
7. Задачи урока:
Формировать умение находить дополнения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования дополнений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
9. Планируемые результаты:
учащиеся должны знать
определение понятия «дополнение», способ выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения;
должны уметь
находить дополнения в предложениях; верно обозначать дополнение как член предложения, распространять предложения дополнениями.
10. Межпредметные связи: литература
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
А |
1. Дополнение –это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. 2. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы всех падежей и обозначает предмет. 3. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает признак предмета. |
|
Б |
1.Дополнение может быть выражено только именем существительным. 2.Дополнение обычно может быть выражено именем существительным и местоимением. 3.Дополнение может быть выражено только местоимением. |
|
В |
1.В предложении дополнение не выполняет особенной роли. 2.В предложении дополнение поясняет, дополняет, распространяет мысль. 3.В предложении дополнение служит для связи слов |
|
Г |
Прочитайте предложение: Фильм увидел сын. 1. В этом предложении нет дополнения. 2. В этом предложении дополнение – сын. 3. В этом предложении дополнение –фильм. |
|
Д |
Чем является слово сильного в предложении: У сильного всегда бессильный виноват. 1. Подлежащим. 2. Определением 3. Дополнением |
|
Сколько ты заработал(а) баллов? Это твоя оценка за тест. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.