Открытый урок по русскому языку на тему: «Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов.»
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку на тему: «Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов.»

Оценка 5
Работа в классе
docx
1 кл—2 кл
08.12.2022
Открытый урок   по русскому языку  на тему:  «Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов.»
Открытый урок.docx

Открытый урок  

по русскому языку

на тему:

 

«Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Мамешева Р.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок  русского языка

Тема: Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов.

Цели

ü  Уточнить представление об особенностях ударного слога и роли ударения в речи

ü  Развивать умение различать в слове ударный слог

ü  Показать роль ударения в различении смысла слов

ü  Способствовать воспитанию культуры речи, осознанного отношения к учебе, доброты, отзывчивости.    

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, учебник, цветограмма.

 

Ход  урока:

                 

(слайд 1)

I.                   Организационный момент.


Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Мы за парты тихо сели
И на вас все посмотрели.
- Ребята, скажите, с каким настроением вы шли сегодня в школу? (ответы детей)
- О чём думали?(ответы детей)
- А я думала о том, что вновь увижу всех вас, милых, красивых, умных детей, и обязательно скажу вам: "Здравствуйте, мои хорошие! Всем доброе утро!"
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!

- А ещё улыбнёмся нашей любимой книге и скажем:
"Здравствуй, русский язык

Итак, вперёд, за новыми знаниями!

-Сегодня  мы с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. А как его зовут,  вы догадаетесь сами.

 

II. Актуализация знаний. Чистописание.

                         (слайд 2)

1)      Запишите слова под диктовку через запятую.

Урок, дорога, аист, река, енот, нитка, игла, ежи.

  Образуйте новое слово, которое состоит из первых букв записанных вами слов.   Какое слово получилось?  (Ударение) Для чего оно нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, послушайте сказку. (Сопровождается показом слайдов)

 

В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и  значимые. Но они забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда – то Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, то я изменю ваше значение!» Слова, конечно, не поверили.

Вышел вперед замок и говорит: «Я тебя не боюсь. Я большой и тяжелый, а ты просто черточка.».  А Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.(слайд 3)

Как вы думаете, какое слово получилось? Замок. А дальше вот что случилось.  Вышли вперед… (слайд 4)

Читайте сами. Белки. «Мы самые главные компоненты любого живого организма, уж с нами – то Ударение ничего не сделает»

-Как вы думаете, что произошло ?

- Ударение перешло на другой слог и превратило это слово  в белок.

- Совершенно верно. А теперь попробуйте сами закончить сказку.(слайд 5)

-Потом вышли стрелки и сказали: «Мы умеем стрелять. Мы сможем себя защитить» А Ударение перешло на первый слог и превратило их в стрелки.

      

- А как вы думаете, какой вывод сделали слова? Чем закончилась эта история?

- Слова поняли, что не могут жить без Ударения. Ударение есть в каждом слове.

-А если слово состоит из одного слога, ударение ставится? Почему? ( Если слово из одного слога, то значит в нем один гласный звук. Ударение не сможет превратить это слово в какое – нибудь другое.)

- Ты хотел сказать, что ударение не изменит смысл слова. Какой еще вывод сделали слова? (Ударение может изменить смысл слова)

- Вот видите, сколько работы у принца Ударение.

III. Определение темы и целей урока. Постановка учебной задачи

- Итак,  ребята, кто из вас может сформулировать тему сегодняшнего урока? Сегодня мы будем говорить об  ударных и безударных слогах, и о том, что ударение может изменить смысл слова. А какие цели мы поставим себе на урок? Чему должны научиться на уроке? (научиться находить в слове ударный слог, учиться правильно, грамотно произносить слова )

- Посмотрите на слова, которые мы записали. Поставьте в словах ударение. Определите, на какой слог оно падает. Как называется такой слог? А как называют слог, на который не падает ударение? Проверим, как вы выполнили задание. (дети комментируют ответы)

 

Физминутка.

            (Разминка мышц спины, ходьба на месте, снятие напряжения)

 

Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

1)      Принц Ударение доволен вашими ответами и приготовил вам задание. У вас на партах лежат карточки.  Поставьте ударение в выделенных словах

 

Работа на карточках-

Стрелки показывали половину пятого.

На двери висел огромный замок.

Запасливые белки собирают шишки и ягоды на зиму.    

Ребята! Записывайтесь в кружки!

 

(Проверка работы фронтальная  на слайде 6 с использованием сигнальных карточек у каждого ребенка и цветограммы) ошибка- красный цвет, правильно – зеленый. (Ассоциативная технология.)

А почему ошибка – красного цвета? Какие ассоциации у вас возникают? А к слову зеленый?

2)      Солнце село за село.

Замок был закрыт на замок.

Семена гвоздики похожи на гвоздики.

Огородное пугало всех пугало.

(Задание на слайде 7)

 

В выделенных словах поставьте ударение, не забывайте, что от неправильной постановки ударения может измениться смысл слова. Проверьте, как вы выполнили задание.

 

Физминутка.

- А сейчас мы с вами немного отдохнем. Гимнастика для глаз. (слайды 8-12)

 

Занимательное задание.

Ребусы: алфавит, столяр, цепочка, щавель, заголовок, портфель. (слайд 13)

- Что обозначает слово портфель? К какой теме оно относится? Подберите слова по этой же теме.

 

Учимся говорить правильно.

- Я дала некоторым ребятам индивидуальное задание. Сейчас они помогут нам разобраться, как правильно произносить слова. (слайд 14)

У девочки красивые банты.

У моей мамы есть модный каталог.

В классе на окнах висят жалюзи.

 

- И на прощание последнее задание от сказочного принца. Я буду называть вам слово, а вы его меняйте:

Хлопок, мука, полки, стоит, плачу, пары.

 

Итог урока. Рефлексия.

- Что же значит в нашей жизни ударение? Почему так важно правильно его ставить?

-Как оцениваете свою работу? Покажите при помощи цветограммы. (слайд 15)

 

Домашнее задание:

найдите слова, в которых ударение может изменить смысл слова, напишите их. Со словами одной пары составьте предложения.


 

Открытый урок по русскому языку на тему: «

Открытый урок по русскому языку на тему: «

Урок русского языка Тема:

Урок русского языка Тема:

Образуйте новое слово, которое состоит из первых букв записанных вами слов

Образуйте новое слово, которое состоит из первых букв записанных вами слов

Ребята! Записывайтесь в кружки ! (Проверка работы фронтальная на слайде 6 с использованием сигнальных карточек у каждого ребенка и цветограммы) ошибка- красный цвет, правильно –…

Ребята! Записывайтесь в кружки ! (Проверка работы фронтальная на слайде 6 с использованием сигнальных карточек у каждого ребенка и цветограммы) ошибка- красный цвет, правильно –…

Итог урока. Рефлексия. - Что же значит в нашей жизни ударение?

Итог урока. Рефлексия. - Что же значит в нашей жизни ударение?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2022