Открытый урок по русскому языку в 4-м классе с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления» по теме: «Спряжение глагола»
Предметные: - подвести учащихся к осознанному пониманию понятия термина «спряжение глагола». - учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения с ударным окончанием. - создать алгоритм работы по определению спряжения глаголов; - формировать умение определять спряжение глаголов по ударному и безударному окончанию; |
Метапредметные. Развивать психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь; |
Развивать: УУД учащихся: Формируемые УУД: личностные: самоопределение, смыслообразование; положительная мотивация учения; познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций; регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества через работу в паре, группе. |
Основные дидактические методы: системно - деятельностный, С элементами проблемного, исследовательского, практического методов; Приемы технологии развития критического мышления: “мозговой штурм”; “инсерт”; составление кластера. Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”. |
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, дифференцированная. |
Место данного урока в системе уроков по теме: Второй урок по теме «Спряжение глагола». |
Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ. |
Учебные пособия: Русский язык:4класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов и др. –М.: Вентана - Граф, 2011.-176 с.: ил.-(Начальная школа ХХI века), толковый словарь С.Ожегова. |
Используемое оборудование: ПК, проектор, экран. |
Ход урока:
I. Организационный момент.
Слово учителя: Садитесь, пожалуйста…надеюсь, вы готовы к совместной творческой работе! Записываем в тетради число, классная работа.
Мы продолжаем работать с самой сложной частью речи в русском языке – с глаголом)
И тему, над которой мы продолжим работать, поможет найти упражнение «тайна букв».
Условие – зачеркните каждую вторую букву.
САПЬРЗЯЦЖГЕХНЯИНЕ
ГПЛЙАОГУОТЛБОЯВ (Спряжение глаголов)
Мы продолжаем разговор о спряжении глаголов. Давайте вспомним, что это за категория.
Спряжение – изменение глагола по лицам и числам
II. Проверочная работа. Работа в парах
У каждого на парте лежит конверт с глагольными окончаниями.
Кто догадался, какое задание сейчас вам предстоит выполнить? (распределить окончания по спряжениям)
Правильно.. Работаем.. (одна пара на обратной стороне доски)
Проверка – открываем доску и проверяем
? Чья парта справилась без ошибок – поднимите руки.. жетон
ВЫВОД: дети проговаривают сами
Молодцы. Садитесь, пожалуйста.. вложите карточки обратно в конверт и отложите его на середину парты.
III. Введение в тему. Стадия вызова: Раз вы все сделали правильно, вот вам новое задание
Слова на карточках на доске Определите в данных словах спряжение
Говор (И)шь, скач (И)м, кле(И)т, бре (И)те.
Если 1 спряжение – вверх 1 рука 2 спряжение – обе руки (как раз и физминутка)
Итог: У НАС ПРОБЛЕМА… НАМ НЕ ХВАТАЕТ ЗНАНИЙ, чтобы правильно определить спряжение в оставшихся словах.. Знаний самих глагольных окончаний оказывается недостаточно для определения спряжения..
Целеполагание.
Вот теперь сформулируем цели урока: Узнать, как определить спряжение глаголов и учиться правильно определять спряжение.
· Мы создадим памятку, которая будет Вам в этом помогать..
С каким словом было легче работать? Догадались почему?
Окончание ударное!
Учитель: Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию. (таблица на доску)
А сложнее в тех словах, где окончание безударное!!
Давайте сначала отработаем навык распознавания ударного и безударного окончания глаголов.
Учебник стр.124 упр.1 – проверка – 1 читает первый столбик, второй – другой или взаимопроверка
Вывод по этапу работы: Если личное окончание ударное, спряжение определяется по окончанию.
Вслух можно определить сразу и спряжение.
А как определить спряжение, если личное окончание безударное?
Ваши предположения? Нам поможет корзина идей.(можно и записывать идеи на доске)
Анализируем информацию:
- Давайте обратимся за помощью к информационному тексту и поработаем с ним, используя метод «ИНСЕРТ». ОН поможет найти нужную информацию.
Работа с информационным текстом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно;
! знаком «восклицательный знак» помечается то, что явилось новым и нужным для урока;
Информационный текст |
Работа с текстом.«Инсерт» |
1. Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию |
|
2. У,Ю, ЕТ,ЕМ,ЕШЬ,ЕТЕ,УТ,ЮТ – окончания 1 спряжения У,Ю,ИТ,ИМ,ИШЬ,ИТЕ,АТ,ЯТ – окончания 2 спряжения |
|
3. Если личное окончание безударное, спряжение определяется по начальной форме. |
|
4 Если в начальной форме глагол оканчивается на – ИТЬ (кроме ____________и ___), то глагол 2 спряжения |
|
5. Ко 2 спряжению относятся глаголы – исключения: 4 глагола на – АТЬ и 7 глаголов на - ЕТЬ. |
|
6. Запомни 11 глаголов исключений: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть; и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть. |
|
Вопросы:
- использовали ли вы в работе с текстом восклицательный знак?
ОБОБЩЕНИЕ:
- Что для вас показалось самым важным в информационном тексте?
Ничего странного не увидели в одном из пунктов?
(да, пункт ___) эти слова есть в кабинете найдите их…. И допишите в информац.лист
IV. Стадия осмысления. Исследование.
Нам следует эти знания систематизировать в помощник – алгоритм..
составляется кластер (в четверках)
Обобщение: 2 вариант – проверяем под лампой
Возвращаемся к словам к доске: теорию знаем.. начинаем практиковаться
кто объяснит 1 слово? 2 слово? Остальные записывают в тетрадь..
Говор (И)шь – ударное окончание, определяю по окончанию 2 спр,
скач (И)м - скакать, 1 спр. - скачешь
кле(И)т – клеить,2 спр. - клеишь
бре (И)те – брить, искл, 1 спр. - бреешь
ОБОБЩЕНИЕ:
Обращаем внимание на – ИТЬ и слова – исключения!
V. Закрепление полученных знаний. Работа по учебнику.
- стр.125 упр.2
Дать еще вариант проще (в скобках указать начальную форму)
Поработайте самостоятельно!! Взаимопроверка.
Итоговое обобщение: повторение созданного детьми алгоритма работы с ударным и безударным окончанием.
Итоговая рефлексия.
- Мишень успеха
VI. Домашнее задание: алгоритм выучить + стр.126 упр.4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.