Открытый урок по русскому языку в 7-м классе "Степени сравнения наречий"
Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление с применением технологии разноуровневого обучения.
Цели:
ХОД УРОКА
Этап урока. |
Содержание урока. |
Время |
|||||||||||||||||||||
Организация начала урока. |
(Слайд 1) Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, желаю вам хорошей работы на уроке. Садитесь. Сегодняшний урок я хочу начать со слов Конфуция: «Три пути у человека, чтобы поступить разумно: первый, самый благородный, размышление, второй, самый лёгкий, подражание, третий, самый горький, опыт.» - Какой путь выбираете вы? Ответы учеников. (размышление) Запишите, пожалуйста, число, классная работа. |
1 |
|||||||||||||||||||||
Актуализация опорных знаний. Подготовка к усвоению новых знаний. |
Сегодня мы с вами продолжаем разговор о наречии. Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи? (наречие- это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?) -Чем наречия отличаются от всех других частей речи? (Наречие - неизменяемая часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются, не спрягаются, не имеют окончаний) А какую синтаксическую роль выполняют наречия в предложении? (обстоятельство) Дома вы выполняли упражнение, в котором нужно было найти наречия и прилагательные в предложении и определить их разряд и синтаксическую роль. Какое правило вам нужно было вспомнить из прошлых уроков? (разряды прилагательных). Какой вывод вы сделали? (прилагательные и наречия различаются по вопросам, разрядам и синтаксической роли). - Сегодня нас будет интересовать еще один признак наречия. Чтобы сформулировать тему урока и его цель, давайте рассмотрим следующее предложение. (слайд 2) Работа с предложением. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она.
Узнаете вы автора этих строк? (А.С.Пушкин) Найдите в предложении однокоренные слова, определить их часть речи (доказать) Отвечают два ученика печальные – прилагательное, относится к существительному «поляны», отвечает на вопрос Какие?; обозначает признак предмета; печально – наречие, относится к глаголу «льёт», отвечает на вопрос Как?; обозначает признак действия.
- определите разряд прилагательного и наречия (качественное прил., наречие образа действия)
–
Как мы определили разряд прилагательного? ( по вопросу и по тому, что у
качественных прилагательных есть степень сравнения) Задание классу: -Выпишите из четверостишия прилагательное. Образуйте от него все возможные степени сравнения. Вспомнить материал поможет таблица на доске. Слайд 3. (объяснение, анализ таблицы)
Слайд 4. Проверим наши размышления Печальные (поляны) – печальнее (простая сравнительная) печальнейшие (простая превосходная) более печальные (составная сравнительная) самые печальные (составная превосходная)
Рассуждаем так: Сегодня луна льёт свет …, чем вчера Печально - печальнее (простая сравнительная) более печально (составная сравнительная) печальнее всех (составная превосходная) слайд 6. (проверим) - Какую степень сравнения наречий не образовали? (простую превосходную) - Какой вывод можем сделать? (вывод: образование степеней сравнения наречий похоже на образование степеней сравнения прилагательных, но у наречий нет простой превосходной степени, всё остальное сохраняется) Итак, как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (о степенях сравнения наречий). Хорошо. Тогда запишите тему урока : Степени сравнения наречий. (слайд 7), записываю на доске. Итак, мы выяснили, что наречия образа действия, так же как и прилагательные, имеют степени сравнения. - А теперь давайте определим: какова цель урока? Сформулируйте ее, опираясь на тему и разобранные примеры. (-выясним, какие степени сравнения есть у наречий и как они образуются. - научимся различать сравнительную степень прилагательных и наречий) слайд 8. |
10 |
|||||||||||||||||||||
Самостоятельное изучение нового материала по трём уровням сложности |
А теперь я вам предлагаю самостоятельно составить конспект по данной теме. У вас на столах комплект заданий по 3 уровням сложности. Выберите уровень, в котором вы будете работать, прочитайте внимательно задание и приступайте к самостоятельному изучению параграфа 15. Слайд
9. |
7 |
|||||||||||||||||||||
Проверка первичного усвоения знаний |
(После самостоятельного изучения материала у каждого ученика в рабочей тетради появляется таблица с краткими сведениями по теме.) Теперь, когда в тетрадях у вас появилась таблица с краткими сведениями по теме, ответьте мне на следующие вопросы: (слайд 10) –
Какие степени сравнения имеют наречия?
У вас должна появится примерно такая таблица. (слайд 11) Проверьте себя. Все сделали правильно? |
3 |
|||||||||||||||||||||
Первичное закрепление знаний |
Замечательно! (слайд 12) А теперь закрепим знания, полученные при составлении конспекта. Давайте выполним упр.215 письменно на доске и в тетради по образцу в учебнике. ….., прочитай нам задание упражнения! Приступайте, а через полминуты я начну вызывать к доске. (выполняют 9 человек) Что мы сейчас с вами делали? (образовывали степени сравнения наречий)
(Работа с материалом для наблюдений, составление способа действий, с целью научиться отличать похожие формы прилагательных и наречий) слайд 13 Теперь выполним следующее задание. Перед вами проблемная задача. - Посмотрите на доску, там записано четыре предложения, прочитайте их про себя. Какие слова повторяются?
- Одной и той же частью речи являются эти слова? (нет) А что вы делали, чтобы определить, какой частью речи является слово. Мы должны: а) поставить к словам вопросы; б) определить, какими членами предложения они являются; в) посмотреть, от какого слова зависят.
Запишите самостоятельно алгоритм определения наречия и прилагательного как части речи. (Через 2 минуты: ) Пойдет запишет на доске свой алгоритм ______________. Остальные сверяются со своим алгоритмом.
АЛГОРИТМ
Вы согласны, что с помощью такого алгоритма можно научится отличать похожие формы прилагательных и наречий? А теперь докажите мне на этом же примере. (Ученики доказывают, какой частью речи являются похожие слова. Для этого определяют, от какого слова зависит данное, на какой вопрос отвечает, каким членом предложения является.) В комплекте заданий у вас есть карточка-информатор, в которой дано обобщение ваших наблюдений и способ действия. (слайд 14). Пользуясь ей, еще раз скажем, как же отличить сравнительную степень прилагательного от наречия? (отвечает несколько человек) |
12 |
|||||||||||||||||||||
Закрепление новых знаний |
А теперь закрепим наши новые знания. У вас на столах в комплекте заданий есть текст самостоятельной работы трём уровням сложности с самопроверкой для 1 и 2 уровней, проверкой учителем для 3 уровня. (слайд 15) |
5 |
|||||||||||||||||||||
Контроль и самопроверка |
Пожалуйста, те, кто выполнял 1 и 2 уровень, проверьте правильность выполнения своей работы. ( учитель выясняет, кто, как справился с поставленной задачей.) Поднимите руку, кто сделал работу без ошибок. Кто допустил одну ошибку? Кто ошибся два и более раза? (соответственно 5, 4 ,3 |
3 |
|||||||||||||||||||||
Подведение итогов урока |
Давайте подведем итоги урока. (слайд 16) Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока? Что вы узнали нового? Чему научились? ( да, мы узнали, что у наречий есть степени сравнения, что способы образование степеней сравнения наречий такие же, как и у прилагательного, только нет простой превосходной степени, научились отличать похожие формы прилагательных и наречий) |
2 |
|||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Слайд 17 |
2 |
1. Открой учебник на странице 79, § 15.
2. Открой тетрадь с конспектами в разделе «Наречие» и запиши тему, указанную в параграфе.
3. Прочитай пункт 1 параграфа.
4. Перечерти данную таблицу в конспект.
Сравнительная степень |
Превосходная степень |
|
Простая форма |
Составная форма |
|
|
|
|
5. Прочитай пункт 2 параграфа , подчеркни карандашом суффиксы, образующие простую форму сравнительной степени наречий.
6. Запиши эти суффиксы вместе с примерами в нужный раздел таблицы.
7. В пункте 2 подчеркни карандашом слова, образующие составную форму сравнительной степени.
8. Запиши эти слова вместе с примерами в нужный раздел таблицы.
9. Прочитай пункт 3 параграфа, подчеркни карандашом слова, с помощью которых образуется превосходная степень сравнения наречий, и перепиши их вместе с примерами в нужную графу таблицы.
10. Проверь себя, рассмотрев таблицу на обратной стороне листа. При необходимости внеси нужные изменения.
Самостоятельное изучение нового материала.
Быстро
→ быстрее → быстрей, рано → раньше громко
→ более громко Быстрее всех Громче всегоТише всех |
……………………... ……….степень. |
………………….. степень |
|
………………………форма |
………………………форма |
…………….. форма |
|
|
|
Густо→ гуще; весело→ веселее; сильно→ сильней; рано → раньше; густо → более густо, весело → менее весело;
Веселее→ веселее всего, старше→старше всех, гуще всего.
……………………………………. |
…………………………………. |
|
………………….. |
…………………………. |
…………………………………. |
|
|
|
Сравнительная степень |
Превосходная степень |
|
Простая форма |
Составная форма |
Составная форма. |
-ее, -ей быстро→
быстрее→
-е громко→громче
-ше рано →раньше |
Более, менее +Наречие в нач. ф. :
Более быстроМенее громко |
Наречие в сравн. степ. Всех, всего :
Громче всех
Быстрее всех
Сильнее всего |
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЙ.
Наше озеро глубже.
Аквалангист нырнул глубже расставленных сетей.
Тучи всё ниже опускаются над морем.
Наш дом ниже соседнего.
Формы сравнительной степени наречий и качественных прилагательных совпадают в произношении и написании.
Чтобы не смешивать схожие формы этих частей речи, надо учитывать, что:
|
Имя прилагательное |
Наречие |
Обозначает |
Признак предмета |
Признак действия |
Относится |
К имени существительному |
К глаголу |
Отвечает на вопрос |
Какой ? Какая ? Какое ? |
Как? Каким образом? |
В предложении является |
Сказуемым |
Обстоятельством |
Пример. |
НАШЕ ОЗЕРО (КАКОЕ?) ГЛУБЖЕ РЕКИ. |
АКВАЛАНГИСТ НЫРНУЛ (КАК?) ГЛУБЖЕ РАССТАВЛЕННЫХ СЕТЕЙ. |
I. Прочитай словосочетания.
1. задерживались дольше всех
2. уходили всё дальше
3. поднимались более высоко
4. проживали выше
5. проснулся раньше всех
6. залегают более глубоко
7. смеялся громче всех
8. любил больше всего
9. бежит быстрей.
II. Выпиши в
один столбик номера словосочетаний, в которых есть
наречия в простой форме сравнительной степени.
III. Выпиши в
другой столбик номера словосочетаний, в которых есть
наречия в превосходной степени сравнения.
IV Проверь себя, прочитав ответы на обратной стороне листа.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если твои ответы верны, поздравь себя с успешным усвоением темы!
Если в работе допущены ошибки, исправь их и повтори материал по конспекту или попроси помощь учителя.
Ответы:
1 уровень.
Сравнительная степень Превосходная степень
2 1
4 5
9 7
8
Самостоятельная работа по теме «Степени сравнения наречий».
Ø Прочитай предложения:
1. Мой брат выше меня.
2. И лес шумит дружней, когда деревьев много.
3. Пароход не стоит уже на месте, а идёт дальше.
4. Клюв у пеликана вместительнее, чем у других птиц.
5. Всё выше и выше поднимались альпинисты.
6. Иллюстрации в новой книге красивее, чем в предыдущей.
Ø Выпиши в один столбик номера предложений с прилагательными в форме сравнительной степени.
Ø Выпиши во второй столбик номера предложений с наречиями в форме сравнительной степени.
Ø Проверь себя, прочитав ответы на обратной стороне листа.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если твои ответы верны, поздравь себя с успешным усвоением темы!
Если в работе допущены ошибки, исправь их и повтори материал по конспекту или попроси помощь учителя.
Ответы:
2 уровень.
Прилагательные Наречия.
1 2
4 3
6 5
Самостоятельная работа по теме «Степени сравнения наречий».
1. Составь предложения с :
красивее
– наречием и красивее – прилагательным;
темней - наречием и темней –
прилагательным .
2. Докажи графически, какой частью речи являются данные слова.
3. Сдай свою работу на проверку учителю.
ПРИМЕЧАНИЕ: Если возникли трудности, выполни работу второго уровня!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.