Открытый урок по теме: "Сложносочиненные предложения.
Обобщение материала".
9-й класс
Цели:
Тип урока: систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения. Сегодня вас ожидает много новых открытий, интересных заданий.
2. Орфографическая разминка. Игра «Верно. Неверно».
БЕСПОЛЕЗНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
ПОКРАШЕННЫЙ (забор) — в суффиксе -ЕНН- прилагательного пишется -НН-.
ВЫРАСТИТЬ (урожай) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
(охватывает) ДРОЖЬ — в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется.
(съел) ПОЛ-ЯГОДКИ — слова с ПОЛ- всегда пишутся через дефис.
(выглядеть) ЕСТЕСТВЕННО — в кратком прилагательном пишется -НН-.
ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
ИГРАЕШЬ (в прятки) — на конце глагола после шипящего буква Ь пишется.
ПО-ПРЕЖНЕМУ (интересно) — наречия на -ЕМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
(отнюдь) НЕ ХОЛОДНО — НЕ пишется раздельно с наречиями, если его можно заменить синонимом без НЕ.
НЕКУДА (спешить) — с местоимением НЕ пишется всегда слитно.
ЗАДИРАТЬ (нос) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
(ягоды) СЫПЛЮТСЯ — в причастии, образованном от глагола I спряжения, в суффиксе пишется -Ю-.
РАДИОСВЯЗЬ — существительные и прилагательные с иноязычным элементом «радио» пишутся слитно.
3. Активизация деятельности.
Запишите словосочетания. Укажите лишнее словосочетание с точки зрения вида связи. Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
М..рской пр..лив, деревя..ый дом, пчели..ые домики, бе..о..ые ночи, глиня..ая посуда, металлическая реш..тка, насмешл..во ск..зал, ст..льного цвета, л..сные тр..пинки, кожа..ая куртка.
С любым словосочетанием составьте предложение с однородными членами.
Повторим теорию.
1.День выпал теплый, и кое-где в последний раз зардела рябина.
2.С колесницы пал Дадон, охнул раз – и умер он.
3.Солнечные зайчики то и дело прыгали по стенам от проезжавших мимо машин; и ребята резвились на детской площадке, радуясь лету и вдыхая свежий сосновый воздух.
4.Во время доклада стояла тишина и я чувствовал внимание публики.
5.Ты сумеешь сварить варенье или мы позовем бабушку?
· Перед вами предложения. Определите, какие они? (ССП)
· Какие знаки препинания мы можем встретить в ССП? (запятую, тире).
Опираясь на материал, учащиеся рассказывают о пунктуации в ССП.
Запятая ставится в ССП |
Запятая не ставится в ССП |
Тире ставится в ССП |
ПП с однородными членами |
235 |
1468 |
9 10 |
7 |
Распределительная работа.
Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, распределите номера предложений по группам
1.Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу дома.
2. Пусть перебирается в деревню, во флигель или я переберусь отсюда.
3.Иван Петрович ушел а я остался.
4.Это кто такие и что им нужно?
5.Утром пошел дождь зато сейчас над нами блистало чистое небо.
6.Кажется, солнце померкло и звуки растворились.
7.Человек рождается и оставляет о себе память.
8.К утру подморозило и выпал первый снег.
9.Нависла туча и брызнул холодный дождь.
10.Зал на секунду замер и тут же раздались дикие овации.
4. Закрепление изученного.
Тестовая работа с использованием экзаменационных бланков.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1. С моря поднималась туча(1) чёрная (2) тяжёлая. С её вершины срывались клочья облаков (3) неслись вперёд её (4) и гасили звезды одну за другой. Недалеко от нас (5) в лозах винограда (6) целовались (7) шептали (8) и вздыхали…Воздух раздражал нервы странным запахом (9) щекотавшим ноздри.
2. Фильтровать болотную воду через толчёный уголь я пробовал. Возможно(1) я чего-нибудь не понял в книге (2) но фильтровалась вода долго (3) вкус её был неслыханно ужасен (4) а принимать лекарство потом (5) всё равно(6) пришлось.
3. Пришёл Грузов (1) малый лет пятнадцати (2)с жёлтым(3) испитым лицом(4) арестантским лицом(5) сидевший в первых двух классах уже четыре года(6) - один из первых силачей возраста. Ему объяснили(7) зачем звали. Он самоуверенно взялся за пуговицу(8) и стал её с ожесточением крутить.
4. Впереди еще долгие жаркие(1) знойные (2)и просто теплые приятные деньки(3) когда солнце просыпается рано(4) а заходит очень нескоро(5) давая вволю нагуляться(6) прежде чем (7)погрузиться в сумерки.
5. Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца.
5. Итог урока. Учитель объявляет оценки за урок и комментирует их.
6. Домашнее задание. Составить 5 сложносочиненных предложений с разными знаками препинания или отсутствием запятой (или выписать их из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова), произвести синтаксический разбор, построить схемы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.