Разработка урока по геометрии по теме: Треугольник (7 класс)
Цели:
1. Повторить понятие треугольника, его элементов;
2. Научить учащихся понятию «равные треугольники».
Задачи:
Образовательные:
1. учащиеся должны знать элементы треугольника;
2. должны уметь решать задачи на нахождение периметра треугольника
3. уметь по записи равных треугольников находить пары равных элементов этих треугольников.
Развивающие:
1. учащиеся должны овладеть математическими понятиями – треугольник и его элементы, равные треугольники;
2. должны овладеть решением задач на понятие равные треугольники.
Коррекционно-развивающиеся:
1. в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переносить ранее изученные знания и умения в новую ситуацию.
2. продолжить развитие внимания, математической речи, логического мышления
Воспитательные:
1.способствовать выработке у учащихся желания и потребности изучения геометрии;
2. продолжить развивать их самостоятельность и творчество;
3. воспитание дружеских отношений.
Оборудование: Учебник: Л.С. Атанасян и др. Геометрия, 7 класс – М.: Просвещение; рабочие тетради; набор из 5 треугольников; карточки с раздаточным материалом; плакаты; мультимедийный проектор; слайдовая презентация; лист бумаги.
Девиз урока:
Орешек
знаний тверд,
Но все же
Мы не привыкли
Отступать!
Нам расколоть его поможет
Девиз: “ Хочу все знать!”
Структура урока:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Актуализация опорных знаний и умений 7 мин.
а) проверка домашнего задания;
б) устная работа
3. Изучение нового материала 8 мин.
4. Применение полученных знаний
при закреплении и углублении знаний по теме 14 мин.
5. Физкультминутка 2 мин.
6. Обучающая самостоятельная работа 10 мин.
7. Подведение итогов урока, оценка знаний 1 мин.
8. Домашнее задание 1 мин.
9. Резервные задания (если останется время на уроке)
1.Организационный момент
Число. Классная работа. Кто в классе отсутствует?
2.Актуализация опорных знаний и умений
Мотивационный этап. Предъявление образа:
ТРЕУГОЛЬНИК
Учитель (демонстрирует треугольники в соответствии со стихами):
Знакомьтесь, я – треугольник!
Со мной хлопот не оберется школьник.
Про треугольник придумали люди
Множество теорем.
Мы понемножку учить их будем
И выучим…без проблем!
Определите, пожалуйста, тему нашего
урока, цели урока.
(Возможные ответы учащихся: тема «Треугольник», цели: узнать, что такое
треугольник, как обозначается треугольник
Учитель: Повторим понятие треугольника и его элементов, периметр и научимся по записи равных треугольников находить пары равных элементов.
а) Проверка домашнего задания
№ 87 (а)
Начертите треугольник и обозначьте его вершины буквами M, N и P.
а) Назовите все углы и стороны треугольника.
MNP
N
M, N, P - вершины
NMP,
MPN,
PNM - углы
MN, NP и PM - стороны
M
P
№ 88
Начертите треугольник DEF так, чтобы угол E был прямым. Назовите: а) стороны, лежащие против углов D, E, F; б) углы, лежащие против сторон DE, EF, FD; в) углы, прилежащие к сторонам DE, EF, FD.
Решение:
D
DEF,
E - прямой
D, E, F - вершины
DE, EF, FD - стороны
E F
а)
стороны, лежащие против углов D - EF,
E - FD,
F - DE ;
б)
углы, лежащие против сторон DE - F,
EF - D,
FD -E;
в)
углы, прилежащие к сторонам DE -D и
E,
EF - E и
F,
FD - F и
D.
Что же такое треугольник? Попробуйте дать
определение этой геометрической фигуры.
(Фигура, которая состоит из трех точек и соединяющих их отрезков)
Уточните, из каких точек?
(Не лежащих на прямой)
Треугольник так и обозначается указанием его вершин. Вместо слова «треугольник»
иногда употребляют знак . Пишут
АВС.
Сравните данное вами определение с определением, которое приведено в учебнике
на стр. 27. Чем отличается наше определение от определения в учебнике?
б) Устная работа. Математическая переменка
· И сразу объявляю математическую переменку. Проверьте мои утверждения:
· Любой треугольник состоит из трех отрезков, соединяющих три не лежащих на одной прямой точки.
· Любой треугольник имеет три угла.
· Любой треугольник имеет три вершины.
(Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя)
Запомните словесно-логическую цепочку.
· Треугольник – вершины – стороны
Задача:
Сколько треугольников вы увидели?
(9;10;11)
Приведите
примеры знакомых вам предметов, которые имеют форму треугольника.
(У домов треугольные крыши, шапки бывают треугольные, грани у пирамиды имеют
треугольную форму, …)
Треугольная крыша дома
Различные головные уборы: треуголки, пилотки, колпаки, косынки – имеют треугольную форму. Женские платки, прежде чем накинуть на голову, складывают пополам. Треуголка – форменный головной убор, сужающийся кверху и расширяющийся с боков (устар.)
Сейчас письма мы отправляем в прямоугольных
конвертах, а раньше, во время войны, письма имели треугольную форму.
Солдатский треугольник – письмо без марки и конверта, отправленное
солдатом с фронта или солдату на фронт.
Учитель: Согните из листов бумаги солдатский треугольник, рассмотрите полученный треугольник. Сравните Ваш треугольник с треугольником Вашего соседа. Сделайте вывод. (Они равны). Почему? (Совпали при наложении, их стороны и углы равны)
3. Изучение нового материала
Задача № 1.
Как мы называем сумму длин всех сторон треугольника?
(Ответ: периметр.)
РABC = АВ + ВС + СА
A
Дано:
АВС
AB = 4 см
BC=3 см
AC = 5 см
B
C Найти
: РABC
Решение:
РABC = АВ + ВС + СА =
4 + 3 + 5 = 12 (см)
Ответ: РABC = 12
см.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
№ 92 (устно) Периметр одного треугольника больше периметра другого. Могут ли быть равными эти треугольники?
Лабораторно-исследовательская работа.
Учитель:
· вспомнить определения равных фигур, и проиллюстрировать на произвольных фигурах (круг, квадрат);
· просит среди представленных учащимся треугольников найти равные треугольники;
На столе у каждого ученика лежит набор из пяти разных пронумерованных треугольников. Такие, чтобы среди пяти треугольников обязательно 2 треугольника были равны.
Например: у I варианта это 1 и 3, а у II варианта – 2 и 5 треугольники.
Учитель: просит описать способ нахождения равных треугольников;
Ученики: наложили треугольники друг на друга.
Учитель: просит наложить эти же треугольники друг на друга другим способом так, чтобы они снова совпали?
Ученики: другого способа нет.
Учитель: спрашивает, о том, что наложить треугольники можно только единственным способом, чтобы они совпали?
Ученики: да.
ВЫВОД: Итак, в равных треугольниках есть только по одной соответствующей паре углов и сторон, равных друг другу.
Первичное применение знаний.
Учитель дает задание построить в тетради два равных треугольника
A A1
АВС =
А1В1С1
A =
A1
AB = A1B 1
B =
B1
BC = B1C1
B C B1
C1 C =
C1
AC = A1C1
Учитель:
· просит дать определение равных треугольников (если ученики не смогут самостоятельно вывести это определение, то им помогает учитель);
· обращает внимание учащихся на запись равных треугольников:
АВС =
А1В1С1
4. Применение полученных знаний при закреплении и углублении знаний по теме
Задача № 2 (по готовому чертежу):
Заполните пропуски
A
O
АВС =
OMD
A =
O
AB = OM
M
B =
…
BC = …
B
C D C =
…
AC = …
Ответ:
A
O
АВС =
OMD
A =
O
AB = OM
M
B =
M
BC = MD
B
C D C =
D
AC = OD
Решить по заранее заготовленному чертежу:
Задача № 3.
а) B
B1
Дано:
ABC =
A1B1C1
A = 530,
C = 670,
B = 600
A C A1 C1
Найти: A1,
B1,
C1
Решение:
A =
A1
= 530,
B =
B1 =
600,
C =
C1=
670.
Ответ: A1
= 530,
B1 = 600,
C1=
670.
б)
A O Дано:
MAK =
BOD
MA = 18см, AK = 21см, BD = 27см
M K B D Найти: BO, MK, OD.
Решение:
MA = BO = 18см, AK = OD = 21см, MK = BD = 27см.
Ответ: BO = 18см, MK = 27см, OD = 21см.
5. Физкультминутка
1. для улучшения мозгового кровообращения
Исходное положение – сидя на стуле, 1 – 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 3 раз. Темп медленный.
2. для глаз
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 2 раза.
6. Обучающая самостоятельная работа
Работа в группах. Можно задавать вопросы учителю. Кто разобрался, тот работает самостоятельно.
На партах листы с самостоятельной работой.
B
O
Дано:
ABC =
DOE
AB = 16см, AC = 12см, OE = 17см
A C D E Найти: BC, DO, ED.
Самопроверка (по готовому плакату)
Учитель или в группе ответит на возникшие вопросы.
Решение:
AB= DO= 16м, BC = OE = 17см, AC = ED = 12см.
Ответ: BC = 17см, DO = 16м, ED = 12см.
Индивидуальные задания
A
Q
P R
B C
На рисунке изображены равные треугольники.
1) Определите на глаз и отметьте равные стороны этих треугольников.
2) Установите, какая из следующих записей верна:
а) ABC =
PQR;
б) ABC =
RQP;
в) ABC =
PRQ.
Решение:
1) AB = RQ, BC = QP, CA = PR
2) б) ABC =
RQP;
7. Подведение итогов урока.
Учитель: просит повторить, что нового узнали сегодня на уроке.
Назовите существенные признаки понятия.
Треугольник (вершина, отрезок, сторона, центр, перпендикуляр).
Выставление оценок.
8. ЗАДАНИЕ НА ДОМ
П. 14. № 89(а, в), 90.
Спасибо. Урок окончен. Все свободны.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.