Сочинение – описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»
Класс: 5.
Тип урока: развитие речи.
Основные понятия: «описание предмета», «описание картины».
Оборудование:
ПК,
медиапроектор,
презентация,
репродукция картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»,
музыка: П.Чайковского - вариация феи Сирени (из «Спящей красавицы»).
Цель урока: Подготовиться к описанию картины П.П.Кончаловского «Сирень в корзине», научиться описывать картину, используя средства выразительности.
Задачи урока:
закрепить понятия «описание картины», «описание предмета»;
научиться «видеть» картину, уметь отбирать и систематизировать материал;
научиться пользоваться образно-выразительными средствами языка в речи;
повторить правописание безударных гласных в корне слова, сложные прилагательные, непроизносимые согласные в корне слова;
повторить понятия «простое предложение», «сложное предложение», однородные члены предложения;
воспитывать эстетическое чувство прекрасного, видеть красоту в обыденном;
расширять словарный запас оценочной лексики, активировать воображение учащихся.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
формировать умения написания сочинения-описания по картине, используя лексико-изобразительные средства;
совершенствовать навыки составления сложного плана, орфографические, пунктуационные навыки, морфологические знания.
2. Метапредметные:
умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
овладение приемами отбора и систематизации материала;
способность к конструированию предложений;
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
умение создавать текст-описание.
3. Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, работа в группе;
уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников урока.
4. Личностные:
умение оценивать собственную речь с точки зрения общения;
овладение умением работать коллективно, в группе, индивидуально;
нравственно-этическое оценивание описываемого предмета на основе личностно-значимого опыта.
Ход урока
1. Организационный момент
1. Мотивация учебной деятельности
Вступительное слово учителя.
-Дети, мы с вами очень долго ждали весну, и вот она, наконец-то пришла.
Один мудрец сказал, что человеку нужно для счастья совсем немного: солнце, небо и цветок. И действительно, вся жизнь человека связана с цветами: новорожденного человека встречают с букетом , цветы дарят на праздники и просто так. Эпиграфом будут слова:
Заповедник сирени слайд 1
Майской ночи глаза отвести.
И сквозь утро нежнее свирели,
Ни о чём не печалясь, войти
В заповедное царство сирени.
- На улице первый месяц весны и совсем скоро под яркими лучами солнышка заплачут сосульки и побегут серебристые ручьи по дорогам нашей необъятной страны. И сегодняшний урок мне бы хотелось начать с романса Сергея Васильевича Рахманинова «Сирень» во время которого дети прочтут стихотворения. (. На фоне музыки дети читают стихотворения.)
Ершова Марина «Почему живописцы сирени верны?»
1.Почему живописцы сирени верны?
Потому, что оттенков на каждого хватит.
Если молоды вы, если вы влюблены -
Вам сирень теплотой розоватою платит.
2. Если вы аскетичны, суровы чуть-чуть,
Синь холодная веток вас к жизни пробудит.
Если чувства кипят, и волнуется грудь,
Хлопья белой сирени румянец остудят.
3.Нет скромнее и проще малюток- цветков,
Но, сливаясь в пьянящие, вольные кисти,
Унося от обыденной жизни оков,
Вас влекут за собой в недоступные выси…
Малков Диакон Георгий «Сирень»
4.В белых крестиках сирени –
Тяжесть капель дождевых;
В предзакатной майской лени
Мир, блаженствуя, затих.
Как лампады, с неба виснут
Гроздья снежные цветов:
Ледяной с утра – их бисер
Вспыхнуть к вечеру готов.
5.…Час придет, и вскоре кто-то –
Нам невидимой рукой –
Вдруг зажжет огонь в высотах,
Чтоб зажегся здесь – другой!
Чтоб в прожилках нежной тени –
То сиренев он, то ал –
В белых крестиках сирени,
В каждой капле запылал…
Маршак Самуил «Счастье»
6. Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.
7. И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".
С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени
2. Актуализация и пробное учебное действие
Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному сочинению-описанию натюрморта по картине П. П. Кончаловского. Отгадав мою загадку, вы поймёте, чему будет посвящён наш урок и что изображено на картине художника.
Благоухает и манит, слайд 2
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень -
И в ней окажется... (сирень).
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться читать натюрморт «Сирень в корзине» П. П. Кончаловского, а итогом нашей работы будут ваши сочинения по данному произведению живописи.
- Прослушав стихотворения и прослушав романс, скажите, пожалуйста, чему будет посвящена тема нашего урока? (Ответы детей.)
-Совершенно верно, сегодня мы будем работать над развитием речи и описывать картину П.П. Кончаловского «Сирень в корзине». слайд 3
Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока. (Ответы детей.)
1. Знакомство с творчеством художника
-А теперь познакомимся с художником. КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович (1876-1956), российский живописец, народный художник России (1946), действительный член АХ СССР (1947).
П.П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он.
Любимые цветы Кончаловского – сирень. Ей он посвятил множество своих полотен: «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень и подрамник», «Сирень на окне» и др. слайд 4
"Цветок нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучать и также глубоко, как и всё другое. Цветы — великие учителя художников… В цветах есть всё, что существует в природе, только в более утончённых и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными... Я пишу их, как музыкант играет гаммы. Поработаешь часика два, так ум за разум начинает заходить - вместо цветов являются уж звуки какие-то... Это грандиознейшее упражнение для каждого живописца"
- Ребята, послушайте, о чём гласит одна интересная легенда.
2. Легенда о происхождении сирени слайд 5
Существует много красивых легенд о происхождении сирени. Скандинавская легенда рассказывает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда Весна согнала с лугов снег и высоко подняла Солнце. Солнце в сопровождении Радуги пошло над землёй.
Весна стала брать лучи солнца, смешивать с цветами Радуги, и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались жёлтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы.
Когда же весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны. Тогда Весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами.
Затем у Весны остался один белый цвет. Не пожалела его Весна и щедро рассыпала его на землю, а из него получилась белая сирень. Одной из целей нашего урока: дать понятие натюрморта (особенности натюрморта как жанра живописи);
3.Презентация слайд 6
- Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт” - мертвый. Буквально “мертвая природа”.
Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом предметы: цветы, утварь, фрукты, дичь, рыба.
- Кончаловский был признанным мастером этого жанра. Он очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из русских живописцев не писал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняли не только свежесть своих красок, но и свой аромат.
4. Беседа по картине (используя материал упр.470 стр 43). - Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский в одноименном стихотворении:
5. Рождественский Всеволод «Сирень»
Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли. . .
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.
Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, —
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов
разрослось!
Ветку тронешь — дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.
6.
- Чем же схожи описания сирени у художников, композиторов и поэтов?
- Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени?: (грозди у сирени тяжелые, мокрые, цветы белые, темно-лиловые), но у Рождественского сиреневый сад — душистое море, осыпающиеся лепестки — лепестковый дождь; пахнет сирень — торжествующе.
- Художник использует краски, поэт – слово, Композитор, исполнитель Песни мелодию, но ВСЕ изображают сирень. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжёлые гроздья сирени после грозы, её благоуханье. Сирень художника мы видим. Композитора слышим…. И мы чувствуем, что поэт, исполнитель Песни и художник любят сирень, любуются ею, восхищаются щедростью и красотой родной природы.
ФИЗМИНУТКА
Наши алые цветки Раскрываются пальчики, кисти
Распускают лепестки. рук поворачиваются вправо- влево.
Ветерок чуть дышит, Потихоньку пошевелить пальчиками.
Лепестки колышет.
Наши алые цветки,
Закрывают лепестки, Сомкнуть пальцы вместе («в бутон»).
Тихо засыпают. Кисти рук опустить вниз.
Головой качают. Круговые движения кистями рук.
3. Словарная работа слайд 6,7
4. Выявление места и причины затруднения
Выявление места и причины затруднения Эвристическая беседа
Рассмотрим внимательно натюрморт «Сирень».
-Каким по типу речи должно быть такое сочинение? (Рассказ описательного характера.)
5. Беседа по картине слайд 8
Перед нами репродукция картины П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Рассмотрите её. Нравится ли она вам?
- Ваше первое впечатление от картины? (Пахнуло весной. Напомнило о тёплых солнечных днях, о первых весенних цветах. Приятно видеть чудесную сирень зимой, когда за окном холодно, в классе становится уютнее и теплее).
- Обратите внимательно на обилие цветов, изображённых художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая? (На картине изображена свежая сирень. Кажется, что её только что срезали с кустов и принесли из сада. Букет сирени влажный от утренней росы или дождя.)
- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень?
(На картине сирень разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная)
. - Все ли листья сирени освещены одинаково? (Все листья освещены по-разному: вверху слева листья светло-зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу - тёмно-зелёные.)
- Опишите веточки сирени, которые расположены в центре букета. (В центре букета высокая ветка тёмно-красной сирени. Под ней небольшие ветки белой и розоватой сирени.)
- Какого цвета сирень в левой части букета? (Тёмно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая)
- Опишите сирень правой части букета. (Справа кисти сирени крупные, пышные, свисают от тяжести почти до самого стола. Тёмно-красные, бледно-сиреневые, белые гроздья.) слайд 9
6. Лексическая работа в группах
1 группа. Подобрать слова-синонимы для обозначения некоторых понятий, чтобы избежать повторов
Художник - П.П. Кончаловский, живописец, творец, он
Сирень – цветы, букет
Рисует – изображает, показывает
2 группа. Составить ряд слов, которые помогут охарактеризовать предмет
Букет: душистый, ароматный, благоухающий, роскошный, праздничный;
Грозди: свежие, тяжелые, пышные; оттенки цвета: лиловые, нежно-розовые, фиолетовые, сиреневые, красноватые;
Корзина: плетеная, из ивовых прутьев;
3 группа. Раскрыть цветовую гамму картины
Сирень: разных цветов и оттенков: белая, розоватая, светло-лиловая, тёмно-красная
Листья: светло-зелёные с золотистым оттенком, в середине букета внизу – тёмно-зелёные
фон: желтовато-коричневый, желтовато – блеклый, светлый, неоднородный, размытый.
Чтобы описать картину, необходимо составить план.
Учитель по своему усмотрению еще раз беседует по картине и вместе с учащимися составляет примерный план к сочинению.
- Какие прилагательные уместно использовать, чтобы описать величину веток и цветков сирени? (Крупные, пышные, тяжёлые, богатые ветки сирени, напоминающие гроздья спелого винограда. А маленьких цветочков сирени, похожих на звёздочки, очень много.)
Составление плана слайд 10
Давайте обсудим вопросы, которые помогут нам составить развернутый план сочинения.
-Какое настроение вызывает картина?
-Нравится ли вам этот натюрморт?
-Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, весёлое настроение?
-Удалось ли художнику передать красоту букета сирени?
-Какой цвет является основным в картине? Почему?
-С помощью каких красок художник создаёт впечатление свежего букета?
-Какого цвета сирень на картине? Почему?
-Как построена картина?
-Что показал художник на переднем плане?
-Что изображено на заднем плане?
-Как передана глубина
- Дорогие ребята, сегодня мы с вами побывали в сиреневом саду, любовались сиренью, вдыхали ее аромат, слушали стихи, Песни о сирени, волшебной и таинственной. У каждого, конечно, создался свой образ сирени, возникли свои воспоминания о поре цветения сирени. Незабываемый музыкально- поэтический образ вы сможете отразить в своем сочинении. Праздник сирени продолжается!на в картине?
9.Рефлексия.
Говорят,что если вам попадется сирень с пятью лепестками,то можно загадать желание ,и оно непременно сбудется.Мы сейчас составим корзину сиреневых желаний.Объединимся в пары и назовем желание.
- Ребята, вы не видели эту картину и рисовали букет сирени Подарите рисунки гостям, и давайте поздравим их с прошедшим праздником
7. Домашнее задание
Поэтическая минутка
Природа не боится
повторения,
В ней все из года в год проходит чередой,
Но, сколько б ни цвели для нас сирени,
Цветенья нового мы, как подарка ждем…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.