Открытый урок
«Словари - наши помощники»
(Урок в 6 классе)
Подготовила:
Малышко Таисия Юрьевна
учитель русского языка и литературы,
2014-2015 уч. го
СЛОВАРИ - НАШИ ПОМОЩНИКИ
Тип урока: постановка и решение учебных задач |
||
Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по лексике; способствовать развитию навыков работы с учебником, справочной литературой, словарем; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц |
Метапредметные: • познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; • регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; • коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме |
Личностные: понимают, что рус- ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определя- ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ- ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают ка, проявляют уважительное отноше- ние к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, толковый и этимологический словари |
Организационная структура урока
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося |
Формируемые способы деятельности |
I. Постановка учебной задачи |
– Ребята,
сегодня с помощью школьного библиотекаря – А можете ли вы сказать, зачем нужны эти книги? – Ребята, наш урок мы посвятим знакомству со словарями, узнаем, зачем они нужны и как ими пользоваться, чтобы словарь стал вашим верным помощником |
Внимательно слушают. Перечисляют виды словарей, принесенных в класс из школьной библиотеки.
Отвечают на вопрос. Обнаруживают, что назначение некоторых словарей им неясно. Делятся
на группы. Каждая группа собирается |
Принимают и сохраняют учебные задачи. Владеют навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы |
II. Работа по теме урока. 1. Работа с эпиграфом |
– Прочитайте эпиграф к уроку: Язык и стар, и вечно нов, И это так прекрасно – Купаться ежечасно. – Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его |
Выполняют задание. Обсуждают эпиграф. Приходят к выводу, что в море слов словарь служит путеводителем, помогает познакомиться с непонятными словами, значениями слов |
Владеют способами конструктивного взаимодействия. Применяют навыки работы со справочной литературой |
2. Работа со словарями в группах |
– Давайте обратимся к словарям, нашим верным помощникам. Та группа, которая быстрее расскажет биографию своего слова, пользуясь толковым и этимологическим словарями, зачитывает его значение. Организует работу групп, при необходимости оказывает консультативную помощь. – Но кроме слов, в русском языке есть еще и устойчивые словосочетания – фразеологизмы, значение которых сейчас многим бывает непонятно. Для того, чтобы уточнить значение фразеологизмов, существует специальный фразеологический словарь. Наше следующее задание: используя фразеологический словарь, рассказать о происхождении фразеологизмов. (Фразеологизмы учитель подбирает, исходя из уровня подготовки класса, количества групп и словарей.) |
Внимательно слушают. Используя толковые и этимологические словари, Работают со словарной статьей.
Выполняют задание, отвечают на вопрос |
Владеют навыками работы со справочной литературой, а также навыками групповой работы. Формулируют ответы на вопросы |
3. Систематизация и обобщение знаний |
Школьный библиотекарь рассказывает о порядке пользования словарями в библиотеке, отвечает на вопросы учащихся. Учитель организует работу по выполнению упражнения 139 в группах |
Внимательно слушают, задают вопросы. Выполняют задания. При написании словарных статей пользуются учебником и словарями. Каждая группа по очереди зачитывает словарные статьи, задача остальных групп – назвать определяемое слово |
Владеют способами конструктивного взаимодействия, Формулируют ответы на вопросы |
III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности |
– Итак, ребята, зачем же нам нужны словари? – С какими словарями вы познакомились сегодня? – Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке, – Оцените свою работу на уроке. Домашнее задание: выполнить упражнения 137 |
Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения.
Проводят самоанализ своей деятельности на уроке. Записывают задание, задают уточняющие вопросы |
Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Владеют навыками самоанализа учебной деятельности |
Приложения.
Задания для группы.
1 группа.
1. Раскрой значение слова МИЛОСЕРДИЕ
2. Напиши правильно слова:
ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.
3. Расставьте правильно ударение в словах.
Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель
4. Подбери синонимы к словам: ТРЕВОЖИТЬСЯ, БЕЛЫЙ
2 группа
1. Раскрой значение слова БЛАГОДЕЯНИЕ
2. Напиши правильно слова:
ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.
3. Расставьте правильно ударение в словах.
Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель
4. Подбери синонимы к словам: ТРУДНЫЙ, МЕТЕЛЬ
3 группа
1. Раскрой значение слова ПОКАЯНИЕ
2. Напиши правильно слова:
ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.
3. Расставьте правильно ударение в словах.
Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель
4. Подбери синонимы к словам: СМЕЮЩИЙСЯ, КРАСНЫЙ
4 группа
1. Раскрой значение слова ДОСТОИНСТВО
2. Напиши правильно слова:
ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.
3. Расставьте правильно ударение в словах.
Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель
4. Подбери синонимы к словам: ПРИЯТНЫЙ, ВСАДНИК
5 группа
1. Раскрой значение слова СОВЕСТЬ
2. Напиши правильно слова:
ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.
3. Расставьте правильно ударение в словах.
Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель
4. Подбери синонимы к словам: КРАСИВЫЙ, БЕЗОБРАЗНЫЙ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.