ОТКРЫТЫЙ УРОК «СЛОВАРИ - НАШИ ПОМОЩНИКИ»
Оценка 4.8

ОТКРЫТЫЙ УРОК «СЛОВАРИ - НАШИ ПОМОЩНИКИ»

Оценка 4.8
docx
06.02.2022
ОТКРЫТЫЙ  УРОК  «СЛОВАРИ - НАШИ ПОМОЩНИКИ»
Открытый урок словари.docx

Открытый  урок

«Словари - наши помощники»

(Урок в 6 классе)

 

 

 

Подготовила:

Малышко Таисия Юрьевна

учитель русского языка и литературы,

 

fb17456b6e8b.jpg

 

 

 

2014-2015 уч. го

                    

 

 

                   СЛОВАРИ - НАШИ ПОМОЩНИКИ

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся по лексике; способствовать развитию навыков работы с учебником, справочной литературой, словарем; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

•  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии

интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, толковый и этимологический словари

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

– Ребята, сегодня с помощью школьного библиотекаря
я подготовила выставку книг. На перемене вы смогли ознакомиться с ее экспонатами. Скажите, какие книги вы заметили на выставке?

– А можете ли вы сказать, зачем нужны эти книги?

– Ребята, наш урок мы посвятим знакомству со словарями, узнаем, зачем они нужны и как ими пользоваться, чтобы словарь стал вашим верным помощником

Внимательно слушают. Перечисляют виды словарей, принесенных в класс из школьной библиотеки.

 

Отвечают на вопрос. Обнаруживают, что назначение некоторых словарей им неясно.

Делятся на группы. Каждая группа собирается
в кружок

Принимают и сохраняют учебные задачи.

Владеют навыками групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы

II. Работа по теме урока.

1. Работа с эпиграфом

– Прочитайте эпиграф к уроку:

Язык и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –
В огромном море, море слов,

Купаться ежечасно.

– Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, давайте обсудим его

Выполняют задание. Обсуждают эпиграф.

Приходят к выводу, что в море слов словарь служит путеводителем, помогает познакомиться с непонятными словами, значениями слов

Владеют способами конструктивного взаимодействия.

Применяют навыки работы со справочной литературой

2. Работа со словарями в группах

– Давайте обратимся к словарям, нашим верным помощникам. Та группа, которая быстрее расскажет биографию своего слова, пользуясь толковым и этимологическим словарями, зачитывает его значение.

Организует работу групп, при необходимости оказывает консультативную помощь.

– Но кроме слов, в русском языке есть еще и устойчивые словосочетания – фразеологизмы, значение которых сейчас многим бывает непонятно. Для того, чтобы уточнить значение фразеологизмов, существует специальный фразеологический словарь.

Наше следующее задание: используя фразеологический словарь, рассказать о происхождении фразеологизмов.

(Фразеологизмы учитель подбирает, исходя из уровня подготовки класса, количества групп и словарей.)

Внимательно слушают.

Используя толковые и этимологические словари,
готовят биографию слов по группам: портфель,
линейка, пенал, ручка, тетрадь, карандаш
.

Работают со словарной статьей.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, отвечают на вопрос

Владеют навыками работы со справочной литературой,

а также навыками групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы

3. Систематизация и обобщение знаний

Школьный библиотекарь рассказывает о порядке пользования словарями в библиотеке, отвечает на вопросы учащихся.

Учитель организует работу по выполнению упражнения 139 в группах

Внимательно слушают, задают вопросы.

Выполняют задания. При написании словарных статей пользуются учебником и словарями.

Каждая группа по очереди зачитывает словарные статьи, задача остальных групп – назвать определяемое слово

Владеют способами конструктивного взаимодействия,
навыками групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Итак, ребята, зачем же нам нужны словари?

– С какими словарями вы познакомились сегодня?

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: выполнить упражнения 137

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

 

 

 

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности

 

 

 

 

Приложения.

Задания для группы.

 

1 группа.

1.     Раскрой значение слова МИЛОСЕРДИЕ

2.     Напиши правильно слова:

ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

3.     Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

4.     Подбери синонимы к словам: ТРЕВОЖИТЬСЯ, БЕЛЫЙ

2 группа

1.     Раскрой значение слова БЛАГОДЕЯНИЕ

2.     Напиши правильно слова:

ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

3.     Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

4.     Подбери синонимы к словам: ТРУДНЫЙ, МЕТЕЛЬ

3 группа

1.     Раскрой значение слова ПОКАЯНИЕ

2.     Напиши правильно слова:

ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

3.     Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

4.     Подбери синонимы к словам: СМЕЮЩИЙСЯ, КРАСНЫЙ

4 группа

 

1.     Раскрой значение слова ДОСТОИНСТВО

2.     Напиши правильно слова:

ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

3.     Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

4.     Подбери синонимы к словам: ПРИЯТНЫЙ, ВСАДНИК

5 группа

1.     Раскрой значение слова СОВЕСТЬ

2.     Напиши правильно слова:

ш.ов, ш…рох, капюш…он, Р…стов, Р…стислав, р…стовщик, отр…сль, ч…порный, ш…рты, трущ…ба, обж…ра, р…сток.

3.     Расставьте правильно ударение в словах.

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель

4.     Подбери синонимы к словам: КРАСИВЫЙ, БЕЗОБРАЗНЫЙ


 

Открытый урок «Словари - наши помощники» (Урок в 6 классе)

Открытый урок «Словари - наши помощники» (Урок в 6 классе)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)Формируемые способы деятельности

Этап урокаСодержание деятельности учителяСодержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)Формируемые способы деятельности

Работа со словарями в группах –

Работа со словарями в группах –

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель 1

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель 1

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель 1

Баловать, включишь, диалог, звонишь, морфема, облегчить, принял, свекла, торты, щавель 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2022