Открытый урок в 6 классе по теме: «Осевая симметрия»
Цели урока:
Образовательные: создать организационные и содержательные условия для формирования умений определять симметрию точек (фигур) относительно прямой, строить симметричные точки относительно прямой, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний;
Развивающие: развитие логического мышления, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремленности, положительного отношения к предмету.
Используемые технологии: технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение.
Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, побуждающий диалог, подводящий к гипотезам диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в группе.
Прогнозируемый результат (формируемые УУД)
Предметные:
Получат представление о симметрии относительно прямой, о фигурах, симметричных относительно прямой;
Научатся строить точки, симметричные относительно прямой.
Познавательные:
Умение анализировать объекты, сравнивать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязь объектов, делать выводы.
Регулятивные:
Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Самоконтроль и самооценка.
Коммуникатиные:
Уметь вести диалог на основе взаимного уважения. Уметь высказывать и обосновывать своё мнение, учитывать мнение других при поиске решения.
Личностные:
Формирование устойчивых эстетических предпочтений, способности к эмоциональному восприятию материала, положительного отношения к учению, к предмету.
Средства обучения: ПК, интерактивная доска, презентация к уроку.
Пакеты с индивидуальными и групповыми заданиями.
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Формируемые УУД |
Применяемые ЭОР |
Время |
1. Самоопределение к учебной деятель-ности. Орг.момент. Цель: создание атмосферы мотива-ции к уроку. |
Учитель приветствует учащихся, контролирует подготовленность к уроку. |
Проверяют готовность к уроку. |
Регулятивные: саморегуляция, самоконтроль. |
|
1-2 мин |
2. Введение в тему, актуализация знаний и фиксация затруднений. Проблемная ситуация. Цель: создать проб-лемную ситуацию, зафиксировать причину затрудне-ний, спрогнозиро-вать предстоящую деятельность. |
Вступление учителя (ставит проблему гармонии и красоты, зачитывает высказывания великих о симметрии») Принципы симметрии играют важную роль во многих областях человеческой жизни: науке и искусстве, технике и окружающей нас природе. По мнению немецкого математика Германа Вейля, симметрия– это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. «Симметрия» по-гречески означает «соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей». По словам греческого философа Платона «… быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным» Предлагает вспомнить известные виды симметрии. Вспомните, о каких видах симметрии мы уже знаем? Итак, нам уже известны такие виды симметрии, как поворотная и центральная. Но исчерпывается ли этими видами многообразие законов природы. На сегодняшнем уроке мы постараемся это выяснить. Выдает задание группам, формулирует условия выполнения, фиксирует результаты. Задание 1. У каждой группы на столе лежит несколько файлом. Возьмите файл № 1, достаньте его содержимое и ознакомьтесь с ним: это 3 больших и 6 маленьких рисунков. На 3-х больших рисунках у вас изображены группы предметов, объединенных по некоторому признаку. А теперь задания: 1. Обдумайте признаки, по которым предметы собраны в каждую группу. 2. Распределите отдельные фигуры по группам (воспользуйтесь клеем). Группа, справившаяся с заданием, поднимает руки.
Обсуждаются выдвинутые гипотезы и проверяется выполненное задание. Делаем вывод: в 1 группу попали объекты, обладающие центральной симметрией, во 2 – без симметрии, в 3 – объекты с одинаковой левой и правой частью. |
Слушают высказывания, обдумывают их.
Вспоминают уже изученные виды симметрии, отвечают на вопросы учителя. Обдумывает возможность существования других видов симметрии, выдвигают гипотезы.
Выполняют задания, работая в группах. Выдвигают гипотезы, высказывают свое мнение, обосновывают его, выслушивают мнения других, приходят к общему решению. Формулируют признаки, по которым объединены фигуры. .
Участвуют в обсуж-дении. Высказывают возникшее затруднение – появился ещё неиз-вестный вид симметрии.
|
- Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, устанавливать прчинно-следст-венные связи, выстраивать логическую цепочку); - Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) - Личностные (формирование способности к эмоциональному восприятию материала) - Регулятивные (способность к саооценке) |
Слайд
Слайд
Слайд |
|
3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, построение проекта выхода из затруд-нения, проговарива-ние темы и целей урока. |
Задание 2. Возьмите папку с № 2. В ней находится 1 рисунок. К какой группе его можно отнести? Почему? Правильно, к 3-ей. Правая и левая часть рисунка похожи. А как проверить, действительно ли они похожи, т.е. совпадают? Сложите фигуры, перегнув рисунок пополам. Какая линия получилась на сгибе? Совпали ли части фигуры? Можно ли сказать, что левая и правая часть фигуры симметричны? Относительно чего эта симметрия? Вводит понятие осевой симметрии. Линию симметрии в таком случае называют осью симметрии, а саму симметрию осевой. Предлагает учащимся сформулировать тему урока. Итак, сегодня тема нашего урока …. Все фигуры 3-ей группы обладают симметрией относительно прямой. Задание 3. Ученику 6 класса Коле предложили закончить рисунок так, чтобы готовая фигура обладала осевой симметрией. Правильно ли Коля выполнил задание? В чем его ошибка? Что мы должны знать об осевой симметрии, чтобы суметь исправить ошибки ученика? Какая задача у нашего урока? …. Правильно, больше узнать об осевой симметрии. Узнать, как строить точки и фигуры, симметричные относительно прямой. |
Выполняют задание, сравнивают, анализируют объекты, высказывают гипотезы о их возможных свойствах.
Фиксируют новое знание в устной и письменной форме.
Формулируют тему урока, записывают тему в тетради.
Анализируют условие задачи, высказывают предположения о некорректности решения, обосновывают свое мнение.
Оценка того, что уже известно и что нужно ещё узнать. Формулируют цели урока. |
- Познавательные (самостоятельно выделять познавательную цель,умение анализировать условие, устанав-ливать причинно-следственные связи, выстра-ивать логическую цепочку); - Коммуникативные (умение вести диалог, высказы-вать и обосновы-вать свое мнение, учитывать разные мнения в сотрудничестве) - Личностные (критичность мышления) - Регулятивные (способность к саооценке) |
|
|
4. Реализация построенного знания. Открытие нового знания. Цель: фиксация нового знания в речи и знаково. |
Задание 4. Возьмите ваш рисунок. На нем отмечены пары точек: А и А1, В и В1. Что произошло с точками во время сгибания рисунка? Соедините данные точки отрезками АА1, ВВ1. Подумайте, как расположены получившиеся отрезки по отноше-нию к оси симметрии. Какие прямые называют перпендикулярными. Как обозначаются такие прямые на рисунке? Что можно сказать о точках пересечения отрезков с осью симметрии. Как показать равные отрезки на рисунке? Сформулируйте 2 условия, при которых точки А и А1 будут симметричны относительно прямой. |
Выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, формулируют условия симметрии точек относительно прямой. |
- Познавательные (поиск нужной информации, умение анализи-ровать условие, логическую цепочку); - Коммуникативные (умение вести диалог, учитывать разные мнения в сотрудничестве) - Личностные (критичность мышления) Регулятивные (прогнозирование) |
Слайд 12
Слайд 13 |
|
Физкультминутка. |
|
|
|
|
|
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: развивать умения применять новые знания в типовых заданиях. |
Задание 5. Определите какие из точек на рисунке симметричны относительно прямой? Какие условия не выполнены для точек В, В1 и С, С1?
Задание 6. Постройте точку М1 симметричную точку М относительно прямой m. Как это сделать? Попробуйте сформулировать алгоритм построения, ориентируясь на определение симметричных относительно прямой точек.
С помощью какого инструмента можно построить перпендикуляр к прямой? С помощью какого инструмента можно отложить отрезок, равный данному? Алгоритм построения обсуждается, уточняется и фиксируется. |
Выполняют задание, закрепляют условие симметрии точек относительно прямой.
Формулируют алгоритм построения точек, симметричных относительно прямой, в результате побуждающего и подводящего диалога.
Фиксируют алгоритм в устной и письменной форме. |
- Познавательные (умение устанавливать взаимосвязь объектов); - Коммуникативные (умение вести диалог)
|
Слайд 14
Слайд 15
|
|
6. Самостоятельная работа с самопро-веркой по эталону. Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях |
Учащиеся выполняют индивидуальные задания на построение точек, симметричных относительно прямой. Каждый ученик из группы получает из пакета № 3 индивидуальное задание. По завершению работы выполняют взаимопроверку. |
Выполняют индивидуальные задания, ориентируясь на опору. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку результата.. |
- Познавательные (самостоятельный выбор действия в соответствии с поставленной задачей); - Коммуникативные (рефлексия своих действий) - Личностные (ответственное отношение к учению) - Регулятивные (действовать с учетом выделенных ориентиров) |
Слайд 16 |
|
7. Рефлексия учебной деятель-ности на уроке. Цели: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. |
Учащиеся представляют небольшие проекты об осевой симметрии в природе, архитектуре и т.п.
Ответьте на вопросы: Какие виды симметрии вы можете назвать теперь? Как называется симметрия относительно точки? Относительно прямой? Определите, является ли прямая осью симметрии? Симметричны ли фигуры относительно прямой? |
Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают ответы с опорой на новые знания и умения. Самооценка того, что должно было быть усвоено и что усвоено самим учеником. |
- Познавательные (осознанное вла-дение способами решения); - Коммуникативные (строить точное высказывание, аргументировать свою позицию) - Регулятивные (способность к самооценке) |
Слайд 17
|
|
8. Домашнее задание. |
П. 10, № 312, 310а (обдумать способ построения симметричного отрезка) Творческое задание: выполнить рисунок, аппликацию, слайд презентации на тему «Осевая симметрия» |
Записывают домашнее задание. |
|
|
|
Список использованных ЭОР
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов, учебные и методические материалы к учебнику «Математика 6» Зубаревой И.И. , презентация «Осевая симметрия. Основные понятия» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f98378b1-8de9-4c6a-ac94-04e0297e10e6/?from=ab9a5f35-410a-40d3-88a6
2. Сайт учителя математики Савченко Е.М., коллекция картинок к уроку математики http://le-savchen.ucoz.ru/load/6-1-0-88
3. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября», презентация к уроку «Осевая симметрия» учителя математики Смольяниновой Е.Л. http://festival.1september.ru/articles/629670/
4. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.