Технологическая карта к уроку изобразительного искусства 5 кл.docx
по программе Б.М. Неменского 5 класс, по теме: «Праздничные гуляния. Масленица», соответствующая требованиям ФГОС
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства
Класс: 5 В
Дата 15.02.2016
Тема раздела: «Декор человек, общество»
Тема урока: «Праздничные гуляния. Масленица» (первый урок из 2х)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные
в познавательной сфере: знакомство учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков на примере
масленицы; учащиеся получают представление о народных праздничных гуляниях как о синтезе всех искусств: устного и музыкального фольклора, изобразительного и
декоративноприкладного; урок помогает активизировать деятельность учащихся, наиболее полно запомнить собранную самостоятельно (самими детьми) информацию, что
наиболее ценно.
в трудовой сфере: приобретение практических навыков, связанных с умением верно построить композицию, совершенствовать навыки изображения людей в движении;
уметь передавать единство формы и декора для украшения одежды крестьян, полотенец (на доступном для данного возраста уровне.)
эстетической отзывчивости в ходе практической деятельности, при восприятии произведений.
в мотивационной сфере: каждый учащийся имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания.
эстетической сфере: развитие эстетического вкуса, восхищение традициями, обычаями древних славян, воспитание художественного вкуса; формирование нравственно
- в коммуникативной сфере: совместная работа, в тесном сотрудничестве друг с другом (ученики – учитель, ученикученик), развивает определенные коммуникативные
умения, являющиеся важными компетенциями в современном мире: знать семантическое значение слов: солнце, вода, Даждьбог, Ярило, Купало, Коляда, Троян, Велес, Перун,
Морена; знать лексическое значение слов: праздничные гуляния; масленица, дни масленичной недели, умело пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами
декоративного обобщения
в физической сфере: развивать моторику пальцев рук
Метапредметные – в развитии художественнообразного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; развитии фантазии, воображения,
художественной интуиции, памяти; формировании критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по отношению к работам одноклассников; в
получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
Личностные Содержание обучения оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, помогает видеть и слышать окружающий мир, оценивать и
понимать художественную ценность произведений искусств; понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными
соками современное декоративноприкладное искусство;
Формирование у детей подлинной любви и уважения к искусству древних славян (наших предков), к историческому прошлому Руси, к самобытной русской культуре, к
устному народному творчеству древних славян, к обрядам, традициям и обычаям наших предков.
Развивать творческую духовнонравственную личность;
Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
Принятие мультикультурной картины современного мира.
Цели: Образовательная: приобщение учащихся к искусству древних славян активизирует деятельность учащихся, позволяет наиболее полно запомнить собранную
самостоятельно (самими детьми) информацию, что наиболее ценно. Учит детей анализировать и систематизировать приобретенные знания
воспитательная воспитание трудолюбия, усидчивости, воспитание чувства гордости за прошлое наших предков.
развивающая развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса, аккуратности
профориентационная позволяет у учащихся выявить интерес к умению расписывать шкатулки со сценами народных праздничных гуляний (федоскинская лаковая
миниатюра), что в будущем поможет им стать умельцами, мастерами (мастерицами); интерес к творчеству художников, отображающих обычаи, традиции и культуру нашего
народа. (Кустодиев, Суриков).
Методы проведения занятия:
Словесные: слово учителя, беседа, сравнение, создание ситуаций уподобления действиями, мимикой
Наглядные: коллективное рассматривание, обсуждение произведений искусств, самостоятельный поиск и рассматривание произведений искусства, использование
домашних наблюдений.
Интегрированные: сочетание восприятия с музыкой, с художественным словом, с историей; использование аудио, фотоматериалов.
Практические: показ приемов работы учителем, индивидуальная работа учащихся: упражнения, зарисовки, композиционные поиски, долгосрочная работа, фронтальная
работа учителя: постановка задач, инструктаж, знакомство с материалом, групповая работа по 7 человек с выбором лидера; работа всем классом или частью его с выбором
главного художника.
Творческие: исследование, поиск, творческая работа.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: урок образ (создать 3 композиции на тему «Масленица» из отдельных масленичных образов, выполненных
каждым учеником)
Тип урока: урокобраз (образ масленицы)
Объект труда: композиция на сюжет из сцен масленичного гуляния
Межпредметные связи: урок интегрированный: литература (инсценировка отрывка из ярмарочного балагана «Скоморохи», стихотворение по теме «Масленица»; ИЗО
(работа по созданию композиций), история искусства: неразрывная связь истории традиций, обрядов и обычаев древних славян с историей русского народа; музыка (русские
народные песни, посвященные масленице, звук бубенцов, гармошки.) «Оседлаю коня вороного», «Масленица счастливая», «Масленица Кривошейка», «Гори, гори ясно»,
исполняют: М.Кузнецов, Мария Мордасова, Анна Сизова ««Как на масленой неделе».
Материальнотехническое оснащение: иллюстративный материал с изображением масленицы рисунки школьников, образцы учителя; литературный ряд: стихи «Блины»;
отрывки из ярмарочного балагана «Скоморохи»; репродукции картин художников Кустодиева из серии «Масленица», Сурикова «Взятие снежного городка» – на слайдах
презентации; презентация «Праздничные гуляния. Масленица»; музыкальный ряд русские народные песни о масленице, запись: звона бубенцов; игры гармошки; художественные
материалы: бумага для акварели, гуашь, кисти, баночки для воды, ножницы, клей; технические средства: компьютер с подключением к сети Интернет, проектор, экран.
План урока
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Актуализация знаний (2 мин.)
3. Изучение нового материала (10 мин.) Беседа о русских народных праздниках и обрядах, их истории и символическом значении на примере масленицы.
4. Динамическая пауза (2 мин.)
5. Включение новых знаний в систему и повторение. ( Практическая часть) Работа в красках. (Гуашь) (10 мин.)
6. Итог урока. Рефлексия.(5 мин.) Окончание работы. Выставка и обсуждение работ. Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Содержание педагогического взаимодействия
Основные
этапы
организации
учебной
деятельности
Организационн
ый этап
Организация
местоположения
каждого ученика.
Настрой на
работу.
Мотивирует учащихся на начало урока,
высказывает добрые пожелания детям.
Приветствие. – Здравствуйте, ребята!
Постараемся все получить оценки. Будем
внимательными, слушаем, уважая своих
одноклассников, активно работаем.
Мотивация и
актуализация
знаний
Привлечь
внимание.
Определить тему
урока.
Учитель организует работу для
определения темы урока.
1.Русские люди умели работать, умели и
отдыхать. Следуя принципу «делу время,
потехе час», крестьяне отдыхали и
развлекались в праздничные дни.
А вот и скоморохи, представитесь,
пожалуйста.
2.Как думаете, где могли увидеть
выступление скоморохов?
3.Какие календарные праздники знаете?
4.Что такое народное гуляние?
1.Сообщение темы урока.
Какова тема сегодняшнего урока?
Слайд 1
Познавательная
Занимают свои места,
выполняют самооценку
готовности к уроку,
приветствуют
присутствующих,
эмоционально настраиваются
на урок.
Умение структурировать
знания, умение осознанно
строить речевое высказывание.
Повторение пройденного.
(Женский и мужской русско
народный костюм)
ответы на вопросы учителя:
1.На ярмарке, на народном
гулянии, на празднике.
2.Новый год, Рождество,
Святки, Масленица, Пасха,
Троица, Осенние ярмарки.
3. Народное гуляние
массовое празднество под
открытым небом, с
играми,хороводами,
песнями,плясками, балаганом с
ряжеными, игрой на
гармошках, дудках,
зажиганием костров.
Самостоятельное
формулирование
познавательной цели
4.Праздничные народные
гулянья. Масленица.
Коммуникативная
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
одноклассниками.
Регулятивная
правильность выбора
учебных
принадлежностей
слушают, отвечают.
правильность выбора
ответов.
целеполагание.
Два ученика выступают в роли
актеров, класс – слушает,
отвечает на вопросы.
Инсценировка отрывка:
Скоморохи:
Фома: Я – Фома.
Ерема: Я – Ерема
Фома: Низко поклонились.
Ерема: Колпаки свалились.
Фома: Колпак надеваем.
Ерема: Снова начинаем
Оба: Мы пришли к вам оба.
Фома: Фома.
Ерема: Да Ерема.
Оба: На масленице погулять.
Фома: Ребят посмотреть.
Ерема:
И себя показать.
Да загадки загадать.
Фома:
А нука, отгадайте загадку.
Это часть костюма –
Не мужской кафтан.
Носит красна девица
Длинный…(Сарафан.)
Ерема: Вот еще загадка
Ходит девица с косой,
С непокрытой головой
Красоте помощник
Расписной (Кокошник.)
Слайд 1
Фома: Во что наряжались
девушки? (Сарафан, рубаху,
кокошник) Ерема: Молодцы!
Послушайте и отгадайте.
Ворот вшит, а застежка
Сбоку подбородка
Всем наряд известен этот
Как …(Косоворотка.)
Слайд 2
Фома:
В чем ходили парни? (Рубаха
косоворотка, кафтан, кушак,
шаровары, лапти (сапоги),
валенки)
Ерема:
Мы загадки отгадали,
нарядились, загуляли.
Гуляй масленица,
Гуляй сытая,
Гуляй сырная,
Гуляй блинная!
Вступают в диалог с учителем.
Формулируют тему урока.
постановка вопросов
Слушают учителя и
одноклассников. Строят
понятные для собеседника
высказывания
ответы на вопросы учителя:
1.Честная, широкая, веселая,
сытная, сырная.
2.
Есть можно было
молочные продукты до
Великого Поста.
(Масло,
сметану, сыр).
Принимают
и
сохраняют учебную
цель и задачу.
Постановка
учебных задач
Фиксация новой
учебной задачи.
Погружение в
образ.
Учитель активирует знания учащихся,
предлагает ответить на вопросы.
Организовывает погружение в образ.
Слайд 2
2.Беседа
У2.
Человек обожествлял природу. Божества
наделялись определенными чертами. У
многих народов божеством было солнце,
игравшее первостепенную роль в жизни.
Культ солнца – первый культ людей. «Отца
небесного» именовали Даждьбог, Ярило,
Пытаются решить задачу
известным способом.
Фиксируют проблему.
Дети формулируют проблему,
ставят перед собой цель и
задачу,
определив границы
знания и незнания, убеждаются
в необходимости получения
новых знаний.
Ученик
Слайд 4
Масленица Купало, Коляда.
Слайд 6
Масленица была праздником весеннего
животворного солнца.
Учитель: Как называли масленицу?
Учитель: Почему масленицу называют
масленицей?
Учитель: Сколько дней длилась?
неделю.
Учитель: На какой период приходилась
масленица?
Учитель: В какой период будет масленица
в этом году?
Учитель: Назовите символ масленицы.
Учитель: Почему именно он являлся
символом масленицы?
Представляет новый материал,
структурирует материал, оживляет
внимание обучающихся. Организовывает
устный коллективный анализ учебной
задачи.
Учитель: Каждый день недели имел свое
значение.
Слайд 8
Показ слайдов. Значение дней недели:
Понедельник – встреча гостей, застолье
Слайд 9
Вторник – заигрыши, катания на санях.
Слайд 10
Тройки.
Слайд 11
Катание на санках.
«Открытие»
обучающимися
нового знания
(Совместное
исследование
проблемы.)
Поиск решения
учебной задачи.
Фиксация новой
задачи.
Древние
весна,
Слайд 5
славяне
У:
поклонялись богу солнца
С масленицы
Яриле.
под
начиналась
солнечными
лучами
пробуждалась новая жизнь в
природе.
У: Приходилась на период с
конца февраля до начала
марта. Конец зимы, солнце
разворачивалось на весну и
копило силы, чтобы разогнать
растопить
лютые морозы,
мертвые снега,
пробудить
землю и возродить ее для
нового урожая, новой жизни –
и веселье да удаль людская
помощь ему.
Слайд 7
У: Блин – символ масленицы.
Круглый, поджаренный,
«с
пылу – жару», напоминал
весеннее солнце, набирающее
яркость и жар
Воспринимают новый
материал и основные вопросы,
подлежащие усвоению.
поисковая группа учащихся
рассказывает о значении дней
масленичной недели.
Понедельник – встреча гостей,
застолье началу масленицы.
Вторник – заигрыши, катания
на санях, санках, кулачные бои
Среда – лакомка, стряпали
блины с изысканными и
вкусными начинками и
приправами.
Четверг – разгул, Масленица
разворачивалась во всю ширь.
читает
3. Неделю.
4. Конец зимы, начало весны.
5.с 7 марта по 13 марта
6. Блин.
7. Напоминал весеннее солнце.
Ученица
стихотворение:
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
Уж вы, блины мои,
Уж блиночки мои!
Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кума была сестрица,
Печь блиныто мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерых их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И … блиныто все поели!
Осознанно строят речевые
высказывания, рефлексия своих
действий
Личностные:
формирование
художественного вкуса как
способности чувствовать и
воспринимать
народное
искусство во всем разнообразии
Исследуют условия
учебной
задачи,
обсуждают
предметные способы
решения
целеполагание, умение
наблюдать,
анализировать,
осуществлять
сравнение народную
Слайд 12
Игры в снежки.
Слайд 13
Кулачные бои составляли издавна
любимую
потеху,
преимущественно на сырной неделе, чему
способствовали морозы и случай
погреться.
Слайд 14
Среда – лакомка, стряпали блины с
изысканными и вкусными начинками и
приправами.
Слайд 15 Четверг – разгул
Масленица разворачивалась во всю ширь.
Слайд 16 Балаган
Слайд 17
Лазили на столб за подарком. Ловким
смельчакам доставался приз.
Слайд 18
Пятница – «тещины вечерки», ходили к
теще на блины.
Слайд 19
Суббота – «золовкины посиделки»,
навещали сестер мужа.
Слайд 20 взятие снежного городка
Важный и значительный момент взятие
снежного городка, последнего оплота
уходящей зимы. Одна партия девок и
парней занимала крепость и готовилась
выдержать осаду. Другая – шла на
приступ. Осаждающие были конными и
пешими. Пешие лезли на стенку, срываясь
под хохот зрителей со скользкой ледяной
поверхности, а верховые должны были
врываться в ворота. Осажденные метлами,
хворостинами,
нагайками хлестали
лошадей, пугали их. Этот обряд красочно
запечатлен на картине В.И.Сурикова.
Учитель:
олицетворением масленицы?
Учитель: Что из себя представляло
Что же
являлось
дерева:
Устраивали катания на
лошадях по часовой стрелке
вокруг
так
празднующие помогали солнцу
прогнать зиму лютую.
В
дни
масленичные
безумствовали: надевали на
себя личины, чтобы казаться
страшнее, наряжались козой с
рогами, это называлось “Козу в
мешке играть”, Ману в глаза
пущать, или морочить. Людей
развлекали
скоморохи,
дрессированные медведи.
Пятница – «тещины вечерки»
Суббота – «золовкины
посиделки», взятие снежного
городка
1.Чучело масленицы.
Масленица – кукла из соломы,
которую наряжали в старый
сарафан, рубаху, опоясывали
кушаком, на голову кокошник возле
морсмерть),
чучело масленицы?
Слайд 21, 22
У: Центральная фигура праздничных дней
Масленица – кукла из соломы, которую
наряжали в крестьянскую одежду
(олицетворяла ЗимуМатрену), ее катали
на санках с гор, славили и величали.
Слайд 23 Морена
Чучело зимы еще называли Мореной (от
слова
него
выкладывали мусор со двора, проводя при
этом обряд очищения. Хоть и любили
люди зиму, но пришла пора прощаться.
Слайд 24
Воскресенье
– «прощеный день»,
родственники и друзья ходили друг к
другу с «повиновением»,
просили
прощение, дружба и любовь ценились
прежде всего.
После общего хоровода начинались игры,
катания с гор, на конях, балаганные
представления.
Заканчивалась веселая кутерьма сбором в
общий хоровод около костра. Жаркое
пламя костра пожирало соломенное
чучело Масленицы, умирала холодная
зима, рождалась огненнояркая сила весны.
Учитель устанавливает осознанность
восприятия. Предлагает ответить на
вопросы:
Учитель: В какой русской сказке герои
прыгают через костер?
Учитель: Что же такое масленица?
Учитель: Почему называлась масленицей?
Слайд 26
Б.М. Кустодиев «Масленица»
Посмотрите, как изобразил масленицу
художник Борис Михайлович Кустодиев.
Слайд 27
Б.М. Кустодиев «Масленица»
Первичное
закрепление
Фиксация в
модели
существенных
отношений
изучаемого
объекта.
или платок, заплетали косы
(олицетворяла Зиму), ее катали
на санках с гор, славили и
величали.
Умение структурировать
знания, осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание.
Сравнивают, находят общее,
рассуждают.
ответы на вопросы учителя:
1.«Снегурочка»
Слайд 25
славянский
2..Древний
праздник
означающий
проводы зимы, встречу весны,
весельем,
сопровождался
угощением
блинами,
Воспринимают
обучающихся
сотрудничают с учителем и
одноклассниками
ответы
Осуществляют
самоконтроль
Принимают
и
сохраняют учебную
цель и задачу. смесь
катанием на санях и санках,
сжиганием
хороводами,
чучела,
стихий
языческой и христианской.
3.В течение масленичной
недели позволяется есть
коровье масло, которое
запрещено во время поста.
Изображают движения
Самостоятельная работа
учащихся – 1520 мин.
Учащиеся под музыку
выполняют творческое задание
– масленичную композицию в
цвете.
Участвуют в обсуждении
содержания материала
Личностные: самоопределение
Выполняют
физминутку.
Принимают
и
сохраняют учебную
цель
задачу.
и
Осуществляют
самоконтроль
Выделение и осознание
того, что уже усвоено
и что ещё подлежит
усвоению,
осознание
качества и уровня
усвоения
Динамическая
пауза
Творческая
практическая
деятельность
Построение
ориентированной
основы нового
способа действия.
Постановка
художественной
задачи.
Проводит физминутку.
Масленица к нам пришла
И веселье принесла.
Глазки закрываем,
масленицу представляем;
Это блин, а это – кот,
Это пестрый хоровод,
Вокруг чучела идет,
Открываем мы глаза,
Рисовать уже пора.
Учитель организует деятельность по
применению новых знаний.
Во время практической работы учитель
делает целевые обходы, осуществляет
контроль за выполнение учащимися
практической работы.
Звучит русская народная музыка.
mp3.
Учитель
Сегодня на уроке начнем работу над
созданием 3х композицией тему
«Масленица».
Работаем по группам. 3 группы по 78
человек. Каждый участник группы создает
один образ масленицы: например, первый
ученик рисует солнце, второй – блины,
третий – чучело масленицы и.т.д. Затем
каждый раскрашивает свой образ и
вырезает его. Фон для каждой команды
уже выполнен.
Готовые фигуры
раскладываются на общем листке и
приклеиваются. Оценивается работа всей
команды. Всего от класса получится 3
больших работы. Первичный
контроль за
правильностью
выполнения
способа действия.
Коррекция
отработки
способа.
Контроль.
Переход к
этапу решения
частных задач.
Применение
общего
способа
действия для
решения
частных задач.
Рефлексия
деятельности.
Контроль на
этапе
окончания
учебной темы.
Какого цвета одежда?
Лица, руки людей?
Как раскрасим огонь?
Создайте настроение в своих работах
красками.
Индивидуальная помощь каждому.
Диагностическая работа (на входе),
оценивает выполнение каждой операции.
Осуществляют работу по
выполнению отдельных
операций.
Организует коррекционную работу,
практическую работу, самостоятельную
работу.
Применяют новый способ.
Отработка операций, в
которых допущены ошибки.
Диагностическая работа (на выходе):
организация дифференцированной
коррекционной работы, контрольно
оценивающая деятельность.
Чему учились?
Учитель: Что же такое масленица?
Заключительное слово учителя:
Масленица – это синтез всех искусств:
устного, музыкального фольклора,
изобразительного и декоративно
прикладного. Надо чтить и ценить
традиции, обычаи, обряды своих передков.
Учитель организует рефлексию.
Вот какая у нас получилась выставка!
Чьи работы больше всего понравились?
Почему?
Закончите фразу:
Сегодня я выступил (а) в роли…
Я на уроке научился (лась)…
У меня получилось…
Делать своими руками – это…
Мне понравилось …
Оценки за урок:
Инициативная группа:
не простая,
Выполняют
работу,
анализируют, контролируют и
оценивают
результат.
Окончание работы.
Дети осознают свою учебную
деятельность,
осуществляют
самооценку результатов своей
деятельности и всего класса.
Делают вывод, что создавать
масленичную композицию в
цвете,
но
творческая и радостная работа.
Выставка и обсуждение работ.
По группам выходят к доске с
готовыми работами.
рефлексия
Изображать образ масленицы
.Дети: Древний славянский
праздник означающий
проводы зимы, встречу весны,
сопровождался весельем,
угощением блинами,
катанием на санях и санках,
хороводами, сжиганием
чучела, смесь стихий
Учатся
собственное мнение и позицию
формулировать
Строят рассуждения, понятные
Умеют
для собеседника.
использовать
для
регуляции своего действия
речь
Рефлексия своих действий
Умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли
Личностные:
смыслообразование
Осуществляют
самоконтроль
Самопроверка.
Отрабатывают способ
в
целом.
Осуществляют
пошаговый контроль
по результату
Осуществляют
пошаговый контроль
по результату
Уборка рабочих мест
1мин Артисты:
Художники,3 команды, 3 композиции.
языческой и христианской.
Инструктаж учителя по выполнению
домашнего задания: Дома закончить
композиции из сцен масленичного
гуляния, кто не успел.
Спасибо за урок!
Открытый урок изобразительного искусства 5 класс «Праздничные гуляния. Масленица»,
Открытый урок изобразительного искусства 5 класс «Праздничные гуляния. Масленица»,
Открытый урок изобразительного искусства 5 класс «Праздничные гуляния. Масленица»,
Открытый урок изобразительного искусства 5 класс «Праздничные гуляния. Масленица»,
Открытый урок изобразительного искусства 5 класс «Праздничные гуляния. Масленица»,
Открытый урок изобразительного искусства 5 класс «Праздничные гуляния. Масленица»,
Открытый урок изобразительного искусства 5 класс «Праздничные гуляния. Масленица»,
Открытый урок изобразительного искусства 5 класс «Праздничные гуляния. Масленица»,
Открытый урок изобразительного искусства 5 класс «Праздничные гуляния. Масленица»,
Открытый урок изобразительного искусства 5 класс «Праздничные гуляния. Масленица»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.