Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"
Оценка 4.8

Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"

Оценка 4.8
Работа в классе
docx
чтение
7 кл
05.02.2017
Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"
Открытое занятие по литературе в 7 классе.docx
Открытое занятие по литературе в 7 классе Слайд1 « Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина»  У: Эту тему я выбрала не зря: сегодня знаменитому немецкому поэту исполнилось  бы 215 лет. Задачи: ­ сравнить мир чувств и переживаний авторов этих произведений; ­ выяснить различие и сходство художественных особенностей стихотворений  русского и немецкого поэтов; ­ познакомиться с художественно­изобразительными средствами поэзии и живописи. У: На прошлых уроках мы познакомились с биографией М.Ю.Лермонтова и его  творчеством. Прочитали и проанализировали несколько стихотворений. Но в  поэтическом ряду М. Ю. Лермонтова существует поэтический шедевр «На севере  диком…» Слайд2 З\т: Стихотворение «На севере диком…» написано Лермонтовым в 1841 г. У: Но это не просто сочинённое произведение, а перевод стихотворения великого  немецкого поэта Гейне «Айн Фихтенбаум», что в переводе на русский означает  «Сосна», написанного в 1822 г. (слайд 3) Стихотворение «Айн Фихтенбаум»  является кульминацией, т.е. высшим творением в юношеском цикле Гейне  «Лирическое интермеццо». Творческих циклов у Гейне несколько. Они объединены в  сборник под названием «Книга песен», эта книга создавалась поэтом в течение 20  лет. Мотив всего цикла – тема любви. Поэт томиться по недосягаемой возлюбленной; к любви героя причастен весь мир, вся окружающая природа. Горечь неразделённой  любви выражена в стихотворении «Сосна» в символах широкого смысла. (Читаю стихотворение на немецком языке) У: Слова не понятны, но вы можете определить его интонацию. Д: задумчивая, грустная, слышится тоска. У: Перед вами лежит перевод этого стихотворения. Прочитаем его. (Кто­то и учеников читает) У: Что вы можете добавить по поводу настроения, которое передаёт поэт, после  чтения перевода? Д: грустная, печальная и тихая интонация гейневского стихотворения подчёркивает  чувство одиночества и тоски по далёкой возлюбленной. У: обратите внимание, Айн Фихтенбаум – сосна в немецком языке мужского рода. У: Прежде чем задать следующий вопрос, я хочу познакомить вас с термином  «аллегория». Запишем в тетрадь: Слайд4 Аллегория – изображение отвлечённого понятия или явления через конкретный  образ. (пример: любовь – сердце, мир – голубь).  У: И мой следующий вопрос: в чём смысл аллегорического  образа сосны? Д: Через аллегорический образ сосны поэт показывает образ, который мечтает в  одиночестве, ощущает неуютность, заброшенность в далёкой северной стране, образ,  который тоскует по недосягаемой мечте. У: А сейчас мы прочитаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»  (Слайд 5)( читаю сперва сама, затем спрашиваю несколько учеников). У: Удалось ли русскому поэту передать интонацию оригинала, настроение,  переживание, чувство тоски, грусти и одиночества? Д: В стихотворении М.Ю.Лермонтова та же грустная интонация, то же чувство  одиночества и тоски, та же мечта о друге (а, может быть, о возлюбленной, которая  находится далеко и испытывает то же настроении). У: Разноплановость переживаемого чувства (здесь – на «севере диком», там – «в том  краю, где солнца восход») подчёркнута пунктуационным знаком – тире. А мы из  уроков русского языка знаем… (дети отвечают, что тире на письме означает паузу  при чтении). Для чего Лермонтов ставит этот знак? Д: Чтобы показать контраст образов сосны и пальмы, далёких друг от друга и  близких по своему душевному переживанию. У: Обратим внимание на использование прилагательных в стихотворении  М.Ю.Лермонтова, которые обладают сильной экспрессией, но сначала запишем  этот термин и его пояснение в тетрадь. Слайд 6 Экспрессия –  Д: (называют прилагательные) диком, сыпучим, далёкой, горючим У: На что обращаем внимание при чтении этих прилагательных? Д: Образуется звуковой ряд, в котором повторяются согласные звуки: д, к, ч. У: Чувство поэта настолько выразительно, глубоко и эмоционально, что проявляется не только в словесной инструментовке, но и в градации. (запись в тетрадь) Слайд 6а Градация – расположение рядов слов в порядке нарастания или ослабления их  значения, т.е. нарастании посредством соединения однородных слов союзом – и. (уточнить) У: Найдите эти слова в тексте. (Дети находят слова: и дремлет, и одета, и снится, и  грустна) У: Мы поговорили о стихотворении Генриха Гейне и М.Ю.Лермонтова в  отдельности. ­ Каков Лермонтов как переводчик и поэт? Д: Лермонтов прекрасный переводчик и превосходный поэт. Он удивительно точно  передаёт интонацию и настроение первоисточника. У: Прежде чем отвечать на мой следующий вопрос, давайте повторим,   художественно­изобразительные средства: Слайд 7 ­ Эпитеты – образное, яркое определение. ­ Сравнения – уподобление двух предметов или явлений по одному признаку при  помощи союзов «как, будто, точно, подобно». ­ Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов, как одушевлённых. ­ Инверсия – неправильный порядок слов (перепроверить) У: Какие художественно­изобразительные средства использует М.Ю.Лермонтов в  своём стихотворении? Д: Эпитеты: голая вершина, сыпучий снег, горючий утёс, прекрасная пальма: Сравнения: одета, как ризой (запись в тетради) Слайд8 У: Кстати, а кто мне скажет, что такое риза? Д: Риза – верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время  богослужения. У: Какие же ещё художественно­изобразительные средства использует поэт? Слайд9 Д: Олицетворение: сосна дремлет. Инверсия: на утёсе горючем, снегом сыпучим, в пустыне далёкой. (запись в тетради) У: Для чего поэт нарушает порядок построения словосочетаний? Д: Для усиления мотива покинутости, обречённости, страдания. У: И так, на наш взгляд, стихотворение Лермонтова в отличие от Гейневского,  образнее, эмоциональнее и проникновеннее. Что нового внёс русский поэт в своё  стихотворение? Д: Поэту удалось не только точно предать мысль об одиночестве, но и обогатить  передаваемое чувство выразительными средствами. У: Да, образы сосны и пальмы передают трагизм человеческой разобщённости,  одиночества; в стихотворении М.Ю.Лермонтова звучит мотив мечтательной тоски,  который является главным в лирике поэта, а не любовный, как у Гейне. Слайд10 У: Последний этап урока – обращение к картине И.И. Шишкина «На севере  диком…» Эта картина создана русским живописцем 1890 году. Было домашнее задание, найти  материал о художнике. Кто справился? (Доклад учеников) Что изображено на картине? Д: На переднем плане, в центре, вершина скалы, на ней вырисовывается могучая  сосна, которая стоит одна. Шишкин выбрал устрашающий тёмно­грозовой фон,  безбрежные дали. Можно предположить, что она мечтает о другом светлом и  радостном мире. У: Перекликаются ли мысли и чувства художника с настроением поэтов? Д: Да.  У:Какие средства живописи помогают художнику передать нотки грусти, тоски,  покинутости? Д: Тёмный тон, мрачный колорит, контрастность чёрного, тёмно­зелёного и белого  цветов. У: Сегодня мы познакомились со стихотворением М.Ю. Лермонтова «На севере  диком…», Г. Гейне «Сосна» и картиной И.И.Шишкина «На севере диком…» (запись в тетрадь) Слайд 11 Вывод: Три шедевра искусства, которые приобрели мировое значение, взаимно  обогащают друг друга, выражают мечту о возвышенном и прекрасном, но  разными средствами. Д\з: описать картину И.И.Шишкина, используя лексику стихотворений.

Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"

Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"

Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"

Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"

Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"

Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"

Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"

Открытый урок по литературе "Образ сосны в творчестве М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и И.И.Шишкина"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017