|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение московской области «профессиональный колледж «Московия» |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ИСТОРИИ
ПО ТЕМЕ: «ПОРЕФОРМЕННАЯ РОССИЯ»
Разработал: преподаватель истории
Костин Андрей Валерьевич
АННОТАЦИЯ
Разработка урока по теме: «Пореформенная Россия» включает в себя три составляющие.
Во-первых, это разработка занятия, проводимого с использованием интерактивных методов обучения и информационных технологий. Такое занятие отвечает современным требованиям педагогики и позволяет формировать такие качества, как аналитическое мышление, целеустремленность, внимательность, коммуникативность и коммуникабельность.
Во-вторых, тематика занятия затрагивает, среди прочих, вопросы политического развития государства и привлечения иностранного капитала. Актуальность вопроса вызвана тем, что и по сей день споры о форме государственного устройства, о способах достижения политических целей, о привлечении инвестиций разделяют политически активное население страны на сторонников социалистической и капиталистической моделей развития в разных их вариантах. Студенты сами смогут прийти к определенным выводам о достоинствах и недостатках той или иной политической позиции, а преподаватель в данном случае задает им нужное направление.
В-третьих, тема урока предполагает не только изучение материала, но и формирование патриотических чувств и национального самосознания.
Работа предназначена для организации проведения уроков истории в школах и учреждениях СПО.
К работе прилагается презентация (слайд-шоу).
Содержание
Стр.
Описание урока ___________________________________________________4
Ход и содержание урока ____________________________________________7
Литература и Интернет-ресурсы ____________________________________17
Приложение 1 ____________________________________________________18
Приложение 2 ____________________________________________________21
Методическая разработка урока истории
Описание урока.
Тема: «Пореформенная Россия».
Тип урока: комбинированный.
Цели:
Образовательные:
– определение основных направлений экономического, социального, политического развития России во второй половине XIX в.
Задачи:
– определение последствий реформ Александра II для экономического, социального, политического развития России во второй половине XIX в.;
– определение содержания промышленного переворота в России в XIX в.;
– определение изменения социальной структуры России во второй половине XIX в.;
– определение содержания контрреформ Александра III.
Развивающие:
– формирование информационных компетенций;
– формирование коммуникативных компетенций.
Задачи:
– формирование навыков аналитического мышления;
– формирование умений и навыков работы с историческими картами, документами;
– формирование навыков и умений работы в коллективе.
Воспитательные:
– формирование патриотических чувств обучающихся.
Задачи:
– формирование интереса к отечественной истории;
– формирование восприятия отечественной истории как части всемирной;
– формирование уважения к историческим личностям и интереса к историческим событиям формирование интереса к отечественной истории;
Методы и приемы:
- метод формирования сознания (объяснение);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, педагогические требования, наблюдение);
- методы контроля эффективности педагогического процесса (взаимопроверка, устный опрос, оценивание самостоятельной работы);
- методы стимулирования и мотивации поведения (эмоциональное воздействие, поощрение);
- частично-поисковый (нахождение причин и следствий);
- сравнительный (сравнительная характеристика социально-экономического развития России до и после реформ Александра II, направлений общественного движения);
- аналитический (анализ информации).
Задание на урок:
- определить причины и последствия побед и поражений русского оружия.
Оборудование:
- учебник История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. проф. образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2015;
- ТСО: компьютер, интерактивная доска, проектор, слайд-шоу (презентация);
- дидактический материал (Приложения 1,2);
- карта «Российская империя во второй половине XIX в.».
План:
1. Организационный момент. _________________________________2 мин.
2. Тема. Актуализация. Цели. Задание на урок. План. ____________3 мин.
3. Проверка домашнего задания. _____________________________15 мин.
4. Социально-экономическое развитие пореформенной России. __11 мин.
5. Контрреформы Александра III.____________________________12 мин.
6. Общественное движение в России во второй половине XIX в. __12 мин.
7. Творческая работа. ______________________________________10 мин.
8. Закрепление материала. ___________________________________5 мин.
9. Самостоятельная работа _________________________________10 мин.
10. Итоги урока. ____________________________________________7 мин.
11. Домашнее задание. ______________________________________3 мин.
Ход и содержание урока:
1. Организационный момент.
Деятельность преподавателя:
- приветствует группу;
- принимает рапорт дежурных о готовности группы к занятию, о наличии отсутствующих.
Деятельность обучающихся:
- приветствуют преподавателя;
- дежурные сдают рапорт о готовности группы к занятию, о наличии отсутствующих.
2. Тема. Актуализация. Цели. Задание на урок. План.
Деятельность преподавателя:
- объявляет тему урока;
- формулирует актуальность данной темы;
- формулирует цели урока;
- формулирует задание на урок;
- объясняет план урока;
- проверяет готовность обучающихся к уроку.
Тема: «Пореформенная Россия».
Актуальность:
- незнание истории непатриотично;
- реформы Александра II и контрреформы Александра III во многом определили дальнейшее развитие России.
Цели:
- определение основных направлений экономического, социального, политического развития России во второй половине XIX в.;
- определение содержания контрреформ Александра III.
Задание на урок:
- определить и охарактеризовать основные направления экономического, социального, политического развития России во второй половине XIX в.;
- определение содержания контрреформ Александра III.
План (для обучающихся):
1) Проверка домашнего задания.
2) Социально-экономическое развитие пореформенной России.
3) Контрреформы Александра III.
4) Общественное движение.
5) Выводы.
6) Самостоятельная работа.
Деятельность обучающихся:
- слушают, принимают к сведению;
- записывают тему урока, задание на урок, план.
3. Проверка домашнего задания.
Деятельность преподавателя:
- проводит фронтальный опрос по теме «Россия в эпоху великих реформ Александра II»;
- проводит индивидуальный опрос по теме: «Россия в эпоху великих реформ Александра II»;
- предлагает самостоятельно сделать выводы о значении реформ;
- приглашает к доске студентов для составления схемы ответа о реформах; для представления проекта по отмене крепостного права (индивидуальное задание);
- осуществляет переход к следующему этапу урока.
Деятельность обучающихся:
- отвечают на вопросы с места;
- приглашенные к доске студенты составляют схему ответа о реформах, представляют проект отмены крепостного права;
- делают выводы о значении реформ.
4. Социально-экономическое развитие пореформенной России.
Деятельность преподавателя:
- объясняет материал;
- использует карту «Россия во второй половине XIX в.»;
- использует слайд-шоу;
- осуществляет переход к следующим пунктам плана и к следующему этапу урока;
- задает вопросы об известных студентам сословиях, об экономическом развитии;
- приглашает к доске студентов для составления схемы ответа о сословиях;
- предлагает обсудить вопрос о значении иностранных инвестиций в экономику России;
- предлагает студентам самостоятельно сделать выводы о социально-экономическом развитии пореформенной России.
Тезисы выступления:
Социальное развитие. Сословия. Классы.
Экономика. Сельское хозяйство. Расслоение крестьянства. Отработочная система. Издольщина, испольщина. Сезонные работники. Обострение классовой борьбы. «Прусский» путь развития.
Экономика. Промышленность. Промышленный переворот, индустриализация, темпы. Железные дороги, пароходы. 1895 – винная монополия, 1897 – финансовая реформа (Витте С.Ю.). Инвестиции. Зависимость от государственных заказов. Условия труда рабочих. Второй эшелон. Экстенсивный путь развития.
Деятельность обучающихся:
- слушают, принимают к сведению;
- анализируют;
- конспектируют;
- отвечают на вопросы;
- приглашенные к доске студенты составляют (совместно с преподавателем) схему ответа о сословиях;
- обсуждают вопрос о значении иностранных инвестиций в экономику России;
- самостоятельно делают выводы о социально-экономическом развитии пореформенной России.
5. Контрреформы Александра III.
Деятельность преподавателя:
- объясняет материал;
- использует карту «Россия во второй половине XIX в.»;
- использует слайд-шоу;
- осуществляет переход к следующим пунктам плана и к следующему этапу урока;
- предлагает студентам самостоятельно сделать выводы о значении контрреформ.
Тезисы выступления:
Министры – реакционеры. Ужесточение цензуры. Расширение прав губернаторов. 1881 – закон роб обязательном выкупе земельных наделов. 1886 – отмена подушной подати, увеличение налога с государственных крестьян. 1887 – циркуляр «О кухаркиных детях». 1889 – земские начальники из дворян. Русификация.
Деятельность обучающихся:
- слушают, принимают к сведению;
- анализируют;
- конспектируют;
- самостоятельно делают выводы о значении контрреформ.
6. Общественное движение в России во второй половине XIX в.
Деятельность преподавателя:
- объясняет материал;
- использует карту «Россия во второй половине XIX в.»;
- использует слайд-шоу;
- осуществляет переход к следующим пунктам плана и к следующему этапу урока;
- задает вопросы об общественном движении в России в середине и второй половине XIX в.;
- приглашает к доске студентов для составления (совместно с преподавателем) схемы ответа об общественном движении в России в середине и второй половине XIX в.;
- предлагает студентам самостоятельно сделать выводы об общественном движении.
Тезисы выступления:
Общественное движение. Буржуазно-либеральное. Революционно-демократическое. Рабочее движение. Марксизм.
Деятельность обучающихся:
- слушают, принимают к сведению;
- анализируют;
- конспектируют;
- отвечают на вопросы об общественном движении в России в середине и второй половине XIX в.;
- приглашенные к доске студенты составляют (совместно с преподавателем) схемы ответа об общественном движении в России в середине и второй половине XIX в.;
- самостоятельно делают выводы об общественном движении.
7. Творческая работа.
Деятельность преподавателя:
- предлагает обучающимся определить достоинства и недостатки направлений общественного движения в России во второй половине XIX в.».
Форма проведения:
Группа разделяется на две подгруппы. Каждой из подгрупп предлагается высказать аргументы в защиту определенного направления общественного движения в России в середине и второй половине XIX в. (буржуазно-либерального, революционно-демократического), а также задать вопросы другой подгруппе.
Деятельность обучающихся:
- высказывают аргументы «за» и «против» направлений общественного движения России во второй половине XIX в.;
- задают друг другу вопросы;
- отвечают на вопросы.
8. Закрепление и обобщение материала.
Деятельность преподавателя:
- обобщает материал;
- использует карту «Россия во второй половине XIX в.»;
- задает вопросы по пройденному материалу;
- предлагает сделать выводы (по заданию на урок).
Деятельность обучающихся:
- слушают, принимают к сведению;
- анализируют;
- отвечают на вопросы;
- делают выводы (по заданию на урок).
Предполагаемые выводы:
- Реформы носили прогрессивный характер, вели Россию к буржуазной монархии, но оставляли пережитки феодализма.
- В экономике: и в сельском хозяйстве, и в промышленности нормальному развитию мешали пережитки феодализма.
- Тяжелые условия труда и быта рабочих приводили к росту рабочего движения.
- В рабочей среде получил распространение марксизм, идейными лидерами которого стали Георгий Плеханов, Владимир Ульянов (Ленин).
9. Самостоятельная работа.
Деятельность преподавателя:
- предлагает письменную тестовую работу (приложение 1);
- собирает работы с ответами;
- знакомит студентов с правильными ответами;
- предлагает студентам провести взаимопроверку.
Деятельность обучающихся:
- письменно отвечают на вопросы теста (приложение 1);
- знакомятся с правильными ответами;
- проводят взаимопроверку;
- озвучивают ответы (выборочно).
10. Итоги урока.
Деятельность преподавателя:
- подводит итогов урока;
- делает общие выводы по уроку;
- объявляет оценки.
Деятельность обучающихся:
- слушают, принимают к сведению.
11. Домашнее задание.
Деятельность преподавателя:
- объявляет домашнее задание (на доске);
- объясняет требования к выполнению домашнего задания;
- дает ссылку на источники и сайты (на доске).
Деятельность обучающихся:
- слушают, принимают к сведению;
- записывают домашнее задание;
- задают вопросы по выполнению.
Домашнее задание:
История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. Проф. Образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2011. Гл. 9 § 59 – 60.
Задание для самостоятельной работы (Приложение 2):
На основе анализа изученного материала, дополнительных источников, заполнить таблицу «Социальная структура России во второй половине XIX в.».
Социально-экономическая структура России во второй половине XIX в.
Социальные группы |
Харктеристика |
Дворянство |
|
Духовенство |
|
Мещанство |
|
Купечество |
|
Казачество |
|
Крестьянство |
|
Пролетариат |
|
Буржуазия |
|
Интернет-ресурсы:
http://www.history-at-russia.ru/xix-vek/poreformennaya-rossiya.html - Материалы по истории пореформенной России.
http://www.oldru.com/newstory1/04.htm - Материалы по истории пореформенной России.
www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm - К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии.
Литература
Учебная литература:
История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для нач. и сред. Проф. Образования: в 2 ч. Ч. 2 / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2011.
Дополнительная литература:
Всемирная история: в 10 т. - Т. VII / под ред. А.А. Губера, М.Я. Гефтера, А.С. Ерусалимского, Л.М. Иванова. - М., 1956;
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. - М., 1993;
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 4. - М., 1955;
Медушевский А.Н. Россия в XIX в. - М., 2001;
Хрестоматия по истории педагогики / под ред. С.А. Каменева, сост. Н.А. Желваков. - М., 1936.
Интернет-ресурсы
http://histrf.ru/ - Сайт «История России».
http://www.history-at-russia.ru/xix-vek/poreformennaya-rossiya.html - Материалы по истории пореформенной России.
http://www.oldru.com/newstory1/04.htm - Материалы по истории пореформенной России.
www.marxists.org/russkij/marx/1848/manifesto.htm - К. Маркс, Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии.
http://az.lib.ru/w/witte_s_j/text_0090.shtml - Доклад С.Ю. Витте.
Приложение 1
Самостоятельная работа к уроку№ 37 по теме: «Пореформенная Россия»
Цели:
- закрепление материала по темам: «Россия в эпоху царствования Александра II», «Пореформенная Россия»;
- проверка уровня знаний по темам: «Россия в эпоху царствования Александра II», «Пореформенная Россия».
Форма проведения: тестовая работа.
Студентам предлагается 10 заданий.
Критерии оценки: 1 правильный ответ – 1 балл.
- оценка «5» («отлично») ставится при выполнении 9 – 10 заданий;
- оценка «4» («хорошо») ставится при выполнении 7 – 8 заданий;
- оценка «3» («удовлетворительно») ставится при выполнении 5 – 6 заданий;
- оценка «2» («неудовлетворительно») ставится при выполнении менее 5 заданий.
Вопросы
1) Политика правительства России, направленная на покровительство внутреннего рынка страны:
а) меркантилизм в) абсолютизм
б) протекционизм г) нигилизм
2) Военная реформа 1874 года:
а) заменила рекрутский набор всеобщей воинской повинностью
б)заменила народное ополчение рекрутским набором
в) установила 25-летний срок службы для солдат
г) отменила всеобщую воинскую повинность
3) Государственный строй, основанный на частной собственности на средства производства и использовании наемного труда:
а) феодализм в) капитализм
б) социализм г) капитализм
4) Лидер бунтарского направления в народничестве:
а) Герцен А.И. в) Лавров П.Л.
б) Ткачев П.Н. г) Бакунин М.А.
5) Прекращение работы до выполнения требований:
а) стачка в) митинг
б) забастовка г) демонстрация
6) Законодательный орган в Российской империи в XIX веке:
а) Комитет министров
б) Государственный совет
в) Государственная Дума
г) Сенат
7) Министр финансов и железных дорог, проводивший экономические реформы во второй половине XIX века:
а) Победоносцев К.П. в) Канкрин Е.Ф.
б) Сперанский М.М. г) Витте С.Ю.
8) Единица административно-хозяйственного самоуправления крестьян Российской империи:
а) партия в) сословие
б) ферма г) община
9) Соедините колонки:
а) 1796 – 1801 1) Александр I
б) 1801 – 1825 2) Александр II
в) 1825 – 1855 3) Александр III
г) 1855 – 1881 4) Павел I
д) 1881 – 1894 5) Николай I
10) Расставьте в хронологической последовательности:
а) Отмена крепостного права
б) Продажа Аляски Америке
в) «Хождение в народ»
г) Первая маевка в России
Ответы
1) Б 6) Б
2) А 7) Г
3) В 8) Г
4) Г 9) А-4, Б-1, В-5, Г-2, Д-3
5) Б 10) Б, А, В, Г, Д
Приложение 2
Самостоятельная работа к уроку№ 37 по теме: «Пореформенная Россия» (домашнее задание)
Цели:
- закрепление материала по теме: «Пореформенная Россия» (пункт «Социальная структура в России во второй половине XIX в.»;
- проверка уровня знаний по теме: «Пореформенная Россия» (пункт «Социальная структура в России во второй половине XIX в.».
Форма проведения: заполнение таблицы.
Критерии оценки:
- соответствие содержания таблицы наименованиям заглавных ячеек;
- краткость изложения;
- полнота изложения.
- оценка «5» («отлично») ставится при выполнении всех требований;
- оценка «4» («хорошо») ставится при незначительных недочетах если заполнены все графы, при одной незаполненной графе;
- оценка «3» («удовлетворительно») ставится при значительных недочетах если заполнены все графы, при незаполненных двух графах;
- оценка «2» )»неудовлетворительно») ставится при более двух незаполненных графах.
Социальная структура России во второй половине XIX в.
Социальные группы |
Харктеристика |
Дворянство |
|
Духовенство |
|
Мещанство |
|
Купечество |
|
Казачество |
|
Крестьянство |
|
Пролетариат |
|
Буржуазия |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.