Термином расстройства аутического спектра описывается диапазон состояний развития, включающий (классический) аутизм, высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера. Вне зависимости от конкретного диагноза расстройства аутического спектра характеризуются трудностями с социальным взаимодействием, социальной коммуникацией и гибкостью мышления. Это называется триадой нарушений (Лорна Уинг, 1996). Следующее описание «триады нарушений» адаптировано из Джордана (1997):
Социальное взаимодействие - нарушение, задержка или атипичность социального развития, в особенности развития межличностных отношений. Затруднения с формированием, поддерживанием и пониманием сложных социальных взаимоотношений.
Например:
-может не участвовать в социальном взаимодействии кроме как ради удовлетворения непосредственных нужд;
-может играть рядом с другими детьми, но не делиться впечатлениями;
-может стремиться к дружбе, но иметь трудности с пониманием желаний и чувств других;
-может иметь мало эмпатии или не иметь её вовсе.
Речь и коммуникация - нарушенные и необычные речь и коммуникация, вербальная и невербальная. Необычные прагматические и семантические аспекты речи, включая использование речи, смысл и грамматику языка.
Например:
-может не развить речь;
-может использовать речь только для описания нужд;
- может говорить свободно, но испытывать трудности с пониманием полного смысла, стоящего за высказыванием;
-может быть крайне буквальным в интерпретации речи;
-может не распознавать интонации речи других;
-может говорить монотонно;
-может иметь трудности с каждым из видов смены очереди в разговоре;
-может не идентифицировать жесты и язык тела как часть коммуникации.
Мысли и поведение - ригидность мышления и поведения и бедное социальное воображение. Ритуальное поведение, зависимость от рутин, крайняя задержка или отсутствие «ролевых игр».
Например:
может негативно реагировать на любые изменения в распорядке или окружении; может следовать набору схем ритуалов;
-может иметь трудности с формированием мысленных представлений о том, как что-нибудь будет выглядеть;
-могут отсутствовать богатые воображением игры;
-может иметь затруднения с разграничением реальности и вымысла; -может реагировать негативно, если не соблюдаются правила.
В дополнение к триаде нарушений люди с расстройствами аутического спектра (РАС) также зачастую имеют другие затруднения, касающиеся: высокой тревожности; сопротивления изменениям; перенесения навыков из одного окружения в другое; ранимости; обработки сенсорной информации; бедности диеты и/или еды; координации; сна; приведения себя в порядок; организации и планирования.
В чём различие между (классическим) аутизмом, высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера?
Диагноз высокофункционального аутизма даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки.
Диагноз синдрома Аспергера даётся, когда представлена триада нарушений, но нет когнитивной задержки или задержки речи.
Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера, следовательно, имеют IQ средний или выше среднего. Однако такие люди могут всё ещё испытывать крайние дефициты в области социальных взаимоотношений, гибкости мышления и поведения и речи и коммуникации.
В дополнение к триаде нарушений люди с синдромом Аспергера имеют связанные с ними трудности, включающие: слишком точное или стереотипное использование языка; ограниченные навыки невербальной коммуникации (выражения лица, жесты); социальную нечувствительность; специальные интересы, которые не соотносятся с заинтересованностью слушателя.
Ребёнок иногда закрывает уши, прищуривает глаза и испытывает неприязнь к некоторым запахам.
Многие дети с РАС имеют сенсорные проблемы. Некоторые дети гиперчувствительны (повышенно чувствительны) и будут стараться блокировать стимуляции. Другие гипочувствительны (пониженно чувствительны) и будут требовать стимуляции. Дети могут часто колебаться между этими двумя вариантами.
Обычные признаки включают:
хождение на кончиках пальцев, зажимание ушей, вращение, раскачивание, протестные реакции на запахи и вкус, неприязнь к касанию кожей определённых материалов, нюхание пальцев, непереносимость прикосновений, избегание связанных с балансированием действий, нелюбовь к темноте или яркому свету, влечение к свету, двигание пальцами или предметами перед глазами, любовь к вибрации, недостаточную или избыточную реакцию на тепло, холод, боль, любовь к давлению, к обтягивающей одежде, жевание и лизание предметов.
Что такое центральное согласование?
Центральное согласование - существующая в настоящее время психологическая теория, впервые описанная Утой Фрит. Это процесс, посредством которого все поступающие стимулы организовываются и интерпретируются в согласованной манере. Центральное согласование позволяет нам извлекать смысл и проводить связи между комплексами воспринимаемой информации.
Дети с РАС часто воспринимают стимулы в виде изолированных частей. Детали преобладают над смыслом в целом. Стимулы не обязательно обрабатываются как связанные между собой. Дети могут воспринимать вещи без интерпретации и понимания.
Слабость центрального согласования может вызывать много трудностей, например:
-затруднения с перенесением навыков, изученных в одном окружении, в другое;
-затруднения с составлением из чего-либо целого и проведением связей; затруднения с пониманием событий; знакомое окружение может не узнаваться при приближении с непривычного направления;
-настаивание на однообразии;
-сложности с идентифицированием относящейся и не относящейся к делу информации от органов чувств.
Что такое модель психического?
К возрасту 3-4 года типично развивающиеся дети начинают узнавать, что другие люди имеют мысли и чувства, отличные от их собственных. Знание об этом позволяет детям истолковывать мир через понимание действий людей. Мы понимаем действия других людей, будучи в состоянии думать об их убеждениях, желаниях, намерениях и эмоциях.
Психологические исследования показывают, что у некоторых детей с РАС построение модели психического не развивается до подросткового возраста, у других не развивается в полной мере, а некоторые не могут развить построение модели психического вообще.
Недостаточное развитие построения модели психического приводит к затруднениям в каждой из областей триады нарушений (социальное взаимодействие, социальная коммуникация и гибкость мышления).
К примеру: неспособность предсказывать поведение других; неспособность понимать планы других на будущее; неспособность понимать или предсказывать желания и/или намерения других; затруднения с размышлением над собственным поведением и поведением других; не отвечание при разговоре; следование собственной последовательности операций.
Что такое функции программирования и контроля?
Функции программирования и контроля дают возможность планировать сложные когнитивные задачи. За функции программирования и контроля ответственны лобные доли мозга.
Они включают такую деятельность как:
- планирование достижения цели;
- придерживание стратегии достижения этой цели;
- отсутствие отвлечения на другие близкие, но неверные отклики. Важными в данном случае являются способность думать о последовательности событий и их распорядке, гибкость мышления и действий и общее представление о причинах и следствиях.
Дети с РАС часто имеют дефициты в сфере функций программирования и контроля.
Общие проблемы касаются:
- самоорганизации и организации принадлежностей;
- планирования;
- определения последовательности движений (например, для одевания, умывания, уборки, приготовления пищи);
- последовательных размышлений; импульсивности.
Что вызывает расстройства аутического спектра?
Точные причины расстройств аутического спектра пока неизвестны, однако исследования указывают на важность генетических факторов (Гиллберг, К. и Коулман, М., 1992). Маловероятно, что будет обнаружен единичный ген аутизма, и, по оценкам, может быть задействован по меньшей мере десяток генов. Другие факторы могут касаться беременности или родов; быть биологическими, нейрохимическими/мозговой химии, неврологическими (связанными с мозгом).
Можно ли вылечить РАС?
РАС - первазивное нарушение развития; это означает, что оно влияет на все аспекты развития ребёнка. Расстройство аутического спектра в настоящее время представляет собой пожизненное состояние.
Какие преимущества есть у людей с РАС?
Размышления о РАС в позитивном свете могут дать каждому отдельному человеку ряд преимуществ. Опять-таки, они будут меняться и могут преломляться через личность каждого человека.
Люди с синдромом Аспергера часто имеют более высокий уровень интеллекта, чем население в целом. Люди с РАС часто имеют расширенную память на фактическую информацию и детали; являются конкретными и логичными мыслителями; очевидно честны; прекрасные визуальные ученики; перфекционисты; обладают выдающимися упорством и решительностью, а небольшое число имеют особые способности «саванта».
Синдро́м сава́нта, иногда сокращённо саванти́зм (от фр.savant [savɑ̃] -«учёный») - редкое состояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического характера) имеют «остров гениальности», т.е. выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний...
Синдром Саванта – это особый вид психического нарушения, который негативно влияет на работу головного мозга. Чаще всего заболевание встречается у умственно-отсталых людей с нарушением восприятия окружающего мира или у аутистов. Больным трудно познавать то, что происходит вокруг них, обслуживать себя в быту, выполнять привычные здоровому человеку вещи. Но, несмотря на это, каждый из пациентов имеет свой «остров гениальности». Это означает, что такие люди обладают различными уникальными способностями, раскрыть которые совсем несложно, главное – найти верный подход.
У савантов специалисты выявляют поразительные умственные знания или способности в какой-либо сфере деятельности. При этом по уровню интеллектуального развития больные останавливаются на стадии дебильности.
Все причины возникновения аномалии все еще неизвестны, но специалистами подсчитано, что болезнь в пять раз чаще беспокоит мужчин, чем женщин. Объясняется это тем, что в мужской хромосоме содержатся десятки генов, которые способствуют рождению ребенка с данным недугом.
Некоторые врачи предполагают, что аномалия развивается из-за особого вируса, который приводит нейроны к мутации. А исследования магниторезонансной и компьютерной томографии доказывают, что у людей с синдромом Саванта правое полушарие намного лучше развито, чем левое. Именно поэтому у них и выявляются особые способности.
Подтверждено и то, что у больных синдромом особое строение головного мозга: он не разделен на два полушария. Савантизм не может появиться из-за приобретенных в ходе жизни заболеваний.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.