Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
У р о к 78
ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Ц е л ь : ознакомить учащихся с названием падежей и падежными вопросами,
алгоритмом определения падежа слова в предложении.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в соответствии с
поставленными задачами. Соотносить собственный ответ на проблемный вопрос с пред
ложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию. Понимать
информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность
действий с партнерами, планирование учебного сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование,
умение формулировать тему и выявлять объект исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему,
работать с текстом, умение выделять существенное, наблюдать, обобщать, строить речевые
высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической
деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая;
словесный, практический.
I. Чистописание.
Х о д у р о к а
От топота копыт пыль по полю летит.
II. Работа над новым материалом.
1. Актуализация опорных знаний.
Н а д о с к е записано стихотворение из передачи «Радионяня».
У норы добычи ждет,
Притаившись, серый (кот),
Мышь осталась без хвоста,
Вырываясь от (кота).
А теперь и за версту
Крыса старая – и та,
Видя грозного (кота),
Удерет в нору под дом,
Чтоб не встретиться с (котом).
Там сидит в темноте,Не приблизится к (коту).
Вспоминает о (коте).
В о п р о с ы и з а д а н и я :
– Прочтите стихотворение. На месте пропусков вставьте слово «кот» в
нужной падежной форме.
– Почему каждый пропуск слова требует определенной формы?
– Можно ли одну форму заменить другой, не меняя предложения?
(Только в нужном падеже имена существительные могут быть в
предложении.)
В русском языке 6 падежей. Слово падеж произошло от латинского casus
(падение). Еще греческие ученые заметили, что слова, употребленные в речи,
«падают» той или иной формой. Названия русских падежей, кроме Т. и П.,
происходят от латинских и представляют их дословный перевод.
И. п. – имя предмета.
Р. п. – полученный от рождения.
Д. п. – от слова «дать» комуто.
В. п. – предмет является причиной, вызывающей само действие.
Т. п. – связан с глаголом «творить».
П. п. – без предлога не употребляется.
Итак, в русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе: в немецком –
4, а у финнов – 15. Но каждый народ прекрасно справляется со своими
падежами. Непривычны они только для уха иностранца. А ваша задача –
выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. В этом вам
может помочь стихотворение. Послушайте его!
ПАДЕЖИ
Воскликнул ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ:
– Мой именинник ТОТ,
Который изумительно
Науку познает!
– ТОГО, – сказал РОДИТЕЛЬНЫЙ, –
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
– ТОМУ, – ответил ДАТЕЛЬНЫЙ, –
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
– ТОГО, – сказал ВИНИТЕЛЬНЫЙ, –Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно
Не может прочитать.
– С ТЕМ, – заявил ТВОРИТЕЛЬНЫЙ, –
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
– О ТОМ, – сказал ПРЕДЛОЖНЫЙ, –
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может
Полезное для нас.
А. Тетивкин
2. Фронтальная работа с таблицей.
З а д а н и я :
1) Рассмотрите таблицу падежей в учебнике.
2) Обратите внимание, о каких вспомогательных словах написано в рубрике
! «Это важно знать».
В ы п о л н е н и е
3)
Коллективный разбор.
упражнения 2 с опорой на таблицу (учебник).
4) Ч т е н и е алгоритма «Как определить падеж имени существительного» в
учебнике.
5) В ы п о л н е н и е упражнения 4 (учебник).
Назовите падеж выделенных существительных. Действуйте по алгоритму при
взаимопроверке.
6) О п р е д е л е н и е падежей выделенных существительных.
Н а д о с к е записаны предложения:
Птенец выпал (откуда? из чего?) из гнезда.
Вскоре мы добрались (куда? до чего?) до берега.
Свои выводы сверяйте в таблице.
III. Итог урока.
– Сколько падежей есть в русском языке? Назовите их.
Домашнее задание: выучить названия падежей имен существительных и их
падежные вопросы.