Пальчиками играем - речь развиваем
Оценка 5

Пальчиками играем - речь развиваем

Оценка 5
docx
Детсад
26.11.2024
Пальчиками играем - речь развиваем
Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма. Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук и кистей. Даже самые незначительные нарушения моторики кистей рук и пальцев имеют неблагоприятное влияние на развитие и успеваемость ребенка. Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Для обследования тонкой моторики у первоклассников действия с предметами при поступлении в логопедическую группу давались следующие задания: - выложить узор из мозаики - самостоятельно отстегнуть и застегнуть пуговицы - чертить карандашом вертикальные и горизонтальные линии - нанизывание бусинок на иголку (бусинки мелкие, средние, крупные) - укладывать в коробку левой и правой рукой спичечные палочки, размером 5 см и 7-8 см. Для обследования тонких движений пальцев рук, необходимо определить качество и степень дифференцированности движений. Это обследование проводится примерно в следующем порядке: - предлагают детям сжать пальцы в кулак, загнуть каждой из пальцев попеременно, на правой и на левой руке соединить пальцы одной руки с пальцами другой и т.д. Из анамнестических данных уточняются: - речевое развитие ребенка от рождения до 3-х лет - особенности развития локомоторных и статических функций - развитие манипулятивной деятельности - наличие навыков самообслуживания в школе и дома. Большое значение имеет рисование, оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов. Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Детям надо одновременно освоить графические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий. Развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей проводится регулярно. В первую очередь, большое внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся, которое определяет специфические методы коррекционных воздействий. Учащиеся с недоразвитием моторики кистей рук на уроках письма быстро утомляются, у них не окрепший позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений. Из общепринятых и общепризнанных видов графического задания мелкой моторики рук дорисовка, обводка предметов из пластмассы, лекал, рисование простого предмета, орнамента по шаблону. Во время письма или в конце нужно им расслабить мышцы, изменить позу. Для этого приходят на помощь физминутки. Они бывают разные, могут быть речевые упражнения с движениями или просто физкультурные упражнения для кистей рук в течение 1-2 минуты. Дети, поступившие в первый класс не могут в длительное время держать карандаш и ручку. Быстро утомляются и отказываются от письма. У них не хватает мускульной натренированности. Для этого нужно развитие мускульной памяти. Дети штрихуют, обводят предметы, которые они нарисовали или построили с помощью трафаретов. Мускульная память у детей от 4 до 7 лет цепкая и более возбудимая. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируется творческие способности учащихся. В результате овладения штриховкой постепенно напряжение мускулов исчезает, это можно узнать дотрагиванием руки ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь. Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант. Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи. В работе по развитию тонкой моторики занимает ритмическая организация движения, которая оказывает положительные действия на развитие слуходвигательного и слухозрительно- двигательной координации. Детям деется следующая инструкция: «Я хлопну 1 раз – ты поднимешь одну руку, я хлопну 2 раза – подними 2 руки». Задание усложняется «Я стукну 1 раз – поднимешь руку, я хлопну 2 раза – поднимешь 2 руки». Пальцевая гимнастика проводится в начале или в середине логопедических занятий (сжимание, разжимание пальцев). Упражнение «Погладим котенка» - плавные имитирующие движения (3-5 раз). Упражнение «Веселые маляры» - синхронные движения кистей обеих рук, вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3-5 раз) и т. д. Успешно используются пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Для занятия нужны учебные карандаши, фломастер, флажки, палочки, рисовая, перловая, гречневая крупы, пуговицы, лепестки шишек, вышивание по отмеченным ломанным линиям, точкам. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга ребенка. Самая главная задача – коррекция недоразвития мелкой моторики в первом году обучения, которая обеспечивает хороший почерк, хорошую память, речь, активную двигательную деятельность, обогащает словарный запас.
Пальчиками играем -речь развиваем.docx

«Пальчиками играем - речь развиваем»

       Речь имеет в жизни огромное значение. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять. В наше время наметился снижающийся уровень бытовой культуры: широкое распространение получили низкопробная литература, «бедная речь с экранов телевизоров», родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует, а, конечно же, препятствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, физическим и психическим. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук и кистей. Даже самые незначительные нарушения моторики кистей рук и пальцев имеют неблагоприятное влияние на развитие и успеваемость ребенка.

Нарушение письма (дисграфия) составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе.

Для обследования тонкой моторики у первоклассников действия с предметами при поступлении в логопедическую группу давались следующие задания:

- выложить узор из мозаики

- самостоятельно отстегнуть и застегнуть пуговицы

- чертить карандашом вертикальные и горизонтальные линии

- нанизывание бусинок на иголку (бусинки мелкие, средние, крупные)

- укладывать в коробку левой и правой рукой спичечные палочки, размером 5 см и 7-8 см.

Для обследования тонких движений пальцев рук, необходимо определить качество и степень дифференцированности движений. Это обследование проводится примерно в следующем порядке:

- предлагают детям сжать пальцы в кулак, загнуть каждой из пальцев попеременно, на правой и на левой руке соединить пальцы одной руки с пальцами другой и т.д.

Из анамнестических данных уточняются:

- речевое развитие ребенка от рождения до 3-х лет

- особенности развития локомоторных и статических функций

- развитие манипулятивной деятельности

- наличие навыков самообслуживания в школе и дома.

Большое значение имеет рисование, оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов.

Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Детям надо одновременно освоить графические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий.

Развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. Работа по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей проводится регулярно.

В первую очередь, большое внимание уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся, которое определяет специфические методы коррекционных воздействий. Учащиеся с недоразвитием моторики кистей рук на уроках письма быстро утомляются, у них не окрепший позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений. Из общепринятых и общепризнанных видов графического задания мелкой моторики рук дорисовка, обводка предметов из пластмассы, лекал, рисование простого предмета, орнамента по шаблону. Во время письма или в конце нужно им расслабить мышцы, изменить позу. Для этого приходят на помощь физминутки. Они бывают разные, могут быть речевые упражнения с движениями или просто физкультурные упражнения для кистей рук в течение  1-2 минуты.

Дети,  поступившие в первый класс не могут в длительное время держать карандаш и ручку. Быстро утомляются и отказываются от письма. У них не хватает мускульной натренированности. Для этого нужно развитие мускульной памяти. Дети штрихуют, обводят предметы, которые они нарисовали или построили с помощью трафаретов. Мускульная память у детей от 4 до 7 лет цепкая и более возбудимая. Штриховка укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируется творческие способности учащихся. В результате овладения штриховкой постепенно напряжение мускулов исчезает, это можно узнать дотрагиванием руки ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.

Развитие моторики ведет за собой развитие речи. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать.

Следствие слабого развития общей моторики и, в частности, руки – общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 

Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

В работе по развитию тонкой моторики занимает ритмическая организация движения, которая оказывает положительные действия на развитие слуходвигательного и слухозрительно- двигательной координации. Детям деется следующая инструкция: «Я хлопну 1 раз – ты поднимешь одну руку, я хлопну 2 раза – подними 2 руки». Задание усложняется «Я стукну 1 раз – поднимешь руку, я хлопну 2 раза – поднимешь 2 руки».

Пальцевая гимнастика проводится в начале или в середине логопедических занятий (сжимание, разжимание пальцев). Упражнение «Погладим котенка» - плавные имитирующие движения (3-5 раз). Упражнение «Веселые маляры» - синхронные движения кистей обеих рук, вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3-5 раз) и т. д.

    Успешно используются пальчиковые игры, сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Для занятия нужны учебные карандаши, фломастер, флажки, палочки, рисовая, перловая, гречневая крупы, пуговицы, лепестки шишек, вышивание по отмеченным ломанным линиям, точкам.

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

       Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга ребенка. Самая главная задача – коррекция недоразвития мелкой моторики в первом году обучения, которая обеспечивает хороший почерк, хорошую память, речь, активную двигательную деятельность, обогащает словарный запас.


 

Пальчиками играем - речь развиваем»

Пальчиками играем - речь развиваем»

Даже самые незначительные нарушения моторики кистей рук и пальцев имеют неблагоприятное влияние на развитие и успеваемость ребенка

Даже самые незначительные нарушения моторики кистей рук и пальцев имеют неблагоприятное влияние на развитие и успеваемость ребенка

Они бывают разные, могут быть речевые упражнения с движениями или просто физкультурные упражнения для кистей рук в течение 1-2 минуты

Они бывают разные, могут быть речевые упражнения с движениями или просто физкультурные упражнения для кистей рук в течение 1-2 минуты

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда…

В современном обществе дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда…

память, речь, активную двигательную деятельность, обогащает словарный запас.

память, речь, активную двигательную деятельность, обогащает словарный запас.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2024