У детей старшего дошкольного возраста большой запас слов ( он доходит до 4 - 5 тыс.). Это главным образом слова основного словарного фона языка, т.е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Конечно, не все дети владеют в полной мере таким богатством и самостоятельно им пользуется. Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом: у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается ( пасивный словарь).
Постигая смысл слов.docx
Постигая смысл слов
У детей старшего дошкольного возразта
большой запас слов ( он доходит до 4 - 5 тыс.).
Это главным оброзом слова основного
словарного фонта языка, т.е.
общеупотребительные слова, необходимые для
общения. Конечно, не все дети владеют в
полной мере таким богатством и
самостоятельно им пользуется. Уровень
развития речи дошкольников различен. Одни
дети свободно распоряжаются словарным
запасом: у других активный словарь
небольшой, хотя значительное количество слов
хорошо понимается ( пасивный словарь).
Некоторые дети употребляют слова и
выражения некстати, неточно понимая
значение, смысл слова.
Необходимо, чтобы дети сознательно
усваивали слова, доступные для их понимания
устойчивые словосочетания, чтобы они
понимали многозначимость слов и их
различные оттенки, образное употребление
слов.
Смысл слова дети усваивают в
неразрывной связи с постижением
окружающего. Непосредственный опыт ребенка
служит основой для усвоения новых знаний,
для осознания отвлеченных понятий. В младшем и среднем дошкольном
возрасте на основе накопления представлений
о единичных преметах дети научились
объединять предметы по их назначению и
признакам, усваивать видовые и родовые
понятия ( медведь, лиса, заяц - животные;
чашка, тарелка - посуда).
Сейчас родовые понятия
дифференцируются: животные - домашние и
дикие; посуда - столовая, кухонная. чайная.
Вместе с тем нужно продолжить учить детей
определють и правильно называть предметы и
их качества, в частности материал, из которого
сделан предмет ( стеклянный, деревянный,
металлический, пластмассовый,
резиновый ).Как можно провести с ребенком
такое занятие?
Пособия для занятия: стакан, баночка,
пластмассовая крышка, пирамидка, матрешка.
ножницы, ложки ( деревянная и
металлическая), вилка; пластмассовые
игрушки: зайчик, кукла; резиновые: мяч,
носорог.
Взрослый ставит на стол стеклянные
предметы: стакан, баночку.
Вопросы взрослого к ребенку: что ты
видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Как одним словом можно
сказать, какие это предметы?
Услышав ответ ребенка, что это
стеклянные предметы. взрослый говорит:
"Правильно, все предметы, которые сделаны из
стекла, называются стеклянными. Назови,
какие еще стеклянные предметы ты знаешь".
Далее взрослый ставит на стол
деревянные предметы: пирамидку, матрешку,
ложку.
Вопросы ребенку: что ты видишь на столе?
Из какого материала сделаны эти предметы?
Как одним словом можно сказать, какие это
предметы?
Когда ребенок скажет: "Деревянные",
взрослый продолжает: "Все предметы, которые
сделаны из дерева, называятся деревянные
предметы ты знаешь".
После этого взрослый ставит на стол
следующую группу предметов: пластмассовую
крышку, пластмассового зайца и погремушку.А
налогичные вопросы задаются и об этих
предметах, а также и о следующих -
металлических, резиновых. затем взрослыйпредлагает ребенку
послушать и отгадать загадки ( про галоши,
утюг,лампочку, лыжи, мяч):
Если дождик, мы не тужим,
Бойко шлепаем по лужам.
Станет солнышко сиять -
Нам под вешалкой стоять.
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!
Дом - стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Две новые, кленовые,
Подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги -
И по большим снегам беги. Кинешь в речку - не тонет,
Бьешь о стенку - не стонет,
Будешь оземь кидать -
Станет кверху летать.
Продолжайте укреплять умение оценивать
предметы и явления по сходству и различию
( Чем предметы не похожи? Чем
похожи?).Взрослый описывает предмет, а
ребенок по описанию отгадывает, что это
такое. Сначала дити учатся понимать загадки
( и по описанию внешнего вида придмета, и по
его назначению), а затем сами начинают
придумывать загадки.
Специалистами разработана система
упражнений, предусматривающих обогащение
словаря ребенка. Приведем некоторые из этих
упражнений.
Подбор определений и эпитетов. Собака.
Какие бывают собаки? (Большие, маленикие,
лохматые, умные, веселые, охотничьи,
пожарные.)
Узнавание предмета по эпитетам.
Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная.
душистая - что это? ( Береза.) Подбор действий к предмету. Ветер что
делает? (Воет, пыль поднимает,листья срывает,
парус надувает.)
Подбор предмета к действиям. На небе
сверкает, землю согревает, тьму разгоняет -
что это? (Солнце.)
Подбор к действию объектов. Кто и что
плавает? Летает? ( Рыба, самолет, бабочка,
листья.)
Подбор обстоятельств. Учиться можно
как? (Хорошо, лениво, прилежно.)
Подбор синонимов: большой, огромный,
громадный.
Нахождение пропущенных слов. Пришел
почтольон, он принес (...). Дворник взял метлу,
он будет (...). Я буду прибивать гвоздь, принеси
мне (...).
Расространение и дополнение
предложений. Дети идут. ( Куда? Зачем? )
Кошка взобралась на дерево. 9 Какое? Почему?
Зачем? Когда? )
Составные части целого. Дерево - ствол,
ветки, сучья.
Составление предложения с
определенным словом ( или несколькими
словами). Все эти упражнения помогают не только
расширить словарь ребенка, но и сделать более
активным. Для того чтобы слова входили в
активный словарь, необходимо их
многократное повторение.
Допустим, взрослый рассматривает с
ребенком картину. Правильно поставленные
вопросы заставляют ребенка находить слова
для обозначения качеств и свойств предмета. А
если он не знает названия каких-либо
предметов и их качеств, взрослый -
внимательный слушатель и помощник -
приходит ему на помощь. Но мало только
назвать слово, надо его закрепить и ввести в
активный словарь. А для этого необходимо
повторить это слово сочетании с другими,
тогда ребенок его запомнит.
Большое влияние на обогащение детского
словаря оказывает художественная
литература.Однако и те слова, которые
ребенок услышал в сказке, в стихотварении,
необходимо повторять в самых разнообразных
сочетаниях с другими словами, только тогда
дети будут обогащать словарь и усваивать
строй родной речи, начнут свободно
использовать эти слова в своей речи.
Вы прочитали ребенку стихотварение
И.З.Сурикова "Зима". Запомнил он строчку: "
Белый снег пушистый". Через некоторое время взрослый предлагает подумать, что еще можно
назвать словом пушистый ( пушистый котенок,
пушистая шапочка, пушистое полотенце ). И
это слово, повторяясь в разных образных
сочетаниях, запоминается ребенку; не
удивительно, что он начинает сам употреблять
его в своей речи.
О многих признаках предметов ребенок
узнает, не знакомясь с самими предметами, а
из речи взрослых.Это главным образом
отвлеченные признаки, такие понятия, как
"смелый", "храбрый", "отважный".
Памятка: " Постигаем смысл слов"
Памятка: " Постигаем смысл слов"
Памятка: " Постигаем смысл слов"
Памятка: " Постигаем смысл слов"
Памятка: " Постигаем смысл слов"
Памятка: " Постигаем смысл слов"
Памятка: " Постигаем смысл слов"
Памятка: " Постигаем смысл слов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.