Памятка: " Постигаем смысл слов"
Оценка 4.8

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Оценка 4.8
Документация +1
docx
воспитательная работа
Детсад
04.06.2017
Памятка: " Постигаем смысл слов"
У детей старшего дошкольного возраста большой запас слов ( он доходит до 4 - 5 тыс.). Это главным образом слова основного словарного фона языка, т.е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Конечно, не все дети владеют в полной мере таким богатством и самостоятельно им пользуется. Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом: у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается ( пасивный словарь).
Постигая смысл слов.docx
Постигая смысл слов У детей старшего дошкольного возразта большой запас слов ( он доходит до 4 - 5 тыс.). Это главным оброзом слова основного словарного фонта языка, т.е. общеупотребительные слова, необходимые для общения. Конечно, не все дети владеют в полной мере таким богатством и самостоятельно им пользуется. Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом: у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается ( пасивный словарь). Некоторые дети употребляют слова и выражения некстати, неточно понимая значение, смысл слова. Необходимо, чтобы дети сознательно усваивали слова, доступные для их понимания устойчивые словосочетания, чтобы они понимали многозначимость слов и их различные оттенки, образное употребление слов. Смысл слова дети усваивают в неразрывной связи с постижением окружающего. Непосредственный опыт ребенка служит основой для усвоения новых знаний, для осознания отвлеченных понятий. В младшем и среднем дошкольном возрасте на основе накопления представлений о единичных преметах дети научились объединять предметы по их назначению и признакам, усваивать видовые и родовые понятия ( медведь, лиса, заяц - животные; чашка, тарелка - посуда). Сейчас родовые понятия дифференцируются: животные - домашние и дикие; посуда - столовая, кухонная. чайная. Вместе с тем нужно продолжить учить детей определють и правильно называть предметы и их качества, в частности материал, из которого сделан предмет ( стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый, резиновый ).Как можно провести с ребенком такое занятие? Пособия для занятия: стакан, баночка, пластмассовая крышка, пирамидка, матрешка. ножницы, ложки ( деревянная и металлическая), вилка; пластмассовые игрушки: зайчик, кукла; резиновые: мяч, носорог. Взрослый ставит на стол стеклянные предметы: стакан, баночку. Вопросы взрослого к ребенку: что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Как одним словом можно сказать, какие это предметы? Услышав ответ ребенка, что это стеклянные предметы. взрослый говорит: "Правильно, все предметы, которые сделаны из стекла, называются стеклянными. Назови, какие еще стеклянные предметы ты знаешь". Далее взрослый ставит на стол деревянные предметы: пирамидку, матрешку, ложку. Вопросы ребенку: что ты видишь на столе? Из какого материала сделаны эти предметы? Как одним словом можно сказать, какие это предметы? Когда ребенок скажет: "Деревянные", взрослый продолжает: "Все предметы, которые сделаны из дерева, называятся деревянные предметы ты знаешь". После этого взрослый ставит на стол следующую группу предметов: пластмассовую крышку, пластмассового зайца и погремушку.А налогичные вопросы задаются и об этих предметах, а также и о следующих - металлических, резиновых. затем взрослыйпредлагает ребенку послушать и отгадать загадки ( про галоши, утюг,лампочку, лыжи, мяч): Если дождик, мы не тужим, Бойко шлепаем по лужам. Станет солнышко сиять - Нам под вешалкой стоять. То назад, то вперед Ходит, бродит пароход. Остановишь - горе! Продырявит море! Дом - стеклянный пузырек, А живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, Ярким пламенем зажжется. Две новые, кленовые, Подошвы двухметровые. На них поставишь две ноги - И по большим снегам беги. Кинешь в речку - не тонет, Бьешь о стенку - не стонет, Будешь оземь кидать - Станет кверху летать. Продолжайте укреплять умение оценивать предметы и явления по сходству и различию ( Чем предметы не похожи? Чем похожи?).Взрослый описывает предмет, а ребенок по описанию отгадывает, что это такое. Сначала дити учатся понимать загадки ( и по описанию внешнего вида придмета, и по его назначению), а затем сами начинают придумывать загадки. Специалистами разработана система упражнений, предусматривающих обогащение словаря ребенка. Приведем некоторые из этих упражнений. Подбор определений и эпитетов. Собака. Какие бывают собаки? (Большие, маленикие, лохматые, умные, веселые, охотничьи, пожарные.) Узнавание предмета по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная. душистая - что это? ( Береза.) Подбор действий к предмету. Ветер что делает? (Воет, пыль поднимает,листья срывает, парус надувает.) Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет - что это? (Солнце.) Подбор к действию объектов. Кто и что плавает? Летает? ( Рыба, самолет, бабочка, листья.) Подбор обстоятельств. Учиться можно как? (Хорошо, лениво, прилежно.) Подбор синонимов: большой, огромный, громадный. Нахождение пропущенных слов. Пришел почтольон, он принес (...). Дворник взял метлу, он будет (...). Я буду прибивать гвоздь, принеси мне (...). Расространение и дополнение предложений. Дети идут. ( Куда? Зачем? ) Кошка взобралась на дерево. 9 Какое? Почему? Зачем? Когда? ) Составные части целого. Дерево - ствол, ветки, сучья. Составление предложения с определенным словом ( или несколькими словами). Все эти упражнения помогают не только расширить словарь ребенка, но и сделать более активным. Для того чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократное повторение. Допустим, взрослый рассматривает с ребенком картину. Правильно поставленные вопросы заставляют ребенка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета. А если он не знает названия каких-либо предметов и их качеств, взрослый - внимательный слушатель и помощник - приходит ему на помощь. Но мало только назвать слово, надо его закрепить и ввести в активный словарь. А для этого необходимо повторить это слово сочетании с другими, тогда ребенок его запомнит. Большое влияние на обогащение детского словаря оказывает художественная литература.Однако и те слова, которые ребенок услышал в сказке, в стихотварении, необходимо повторять в самых разнообразных сочетаниях с другими словами, только тогда дети будут обогащать словарь и усваивать строй родной речи, начнут свободно использовать эти слова в своей речи. Вы прочитали ребенку стихотварение И.З.Сурикова "Зима". Запомнил он строчку: " Белый снег пушистый". Через некоторое время взрослый предлагает подумать, что еще можно назвать словом пушистый ( пушистый котенок, пушистая шапочка, пушистое полотенце ). И это слово, повторяясь в разных образных сочетаниях, запоминается ребенку; не удивительно, что он начинает сам употреблять его в своей речи. О многих признаках предметов ребенок узнает, не знакомясь с самими предметами, а из речи взрослых.Это главным образом отвлеченные признаки, такие понятия, как "смелый", "храбрый", "отважный".

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"

Памятка: " Постигаем смысл слов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2017