Памятка "Виды анализа текста" знакомит учащихся с различными видами анализа текста: отзывом о книге, комплексным анализом и т.д.
Конечно, анализ текста- это творческая работа, но иногда школьникам не хватает именно плана, которым они могут воспользоваться. Памятка может быть полезна ученикам 5-9 классов при работе с текстом.
Отличие отзыва от рецензии
Рецензия – отзыв, разбор и оценка
художественного произведения, жанр критики.
Содержание рецензии анализ произведения:
краткая характеристика творчества писателя в
целом; творческий замысел, смысл названия,
краткая информация о содержании, критическая
оценка произведения
Стиль рецензии публицистический или научный
Тип речи рассуждение
Отзыв выражение собственного отношения к
прочитанному, эмоциональная оценка личного
восприятия произведения, впечатления о нём с
обоснованием
Содержание отзыва общая оценка произведения,
с выражением собственного мнения и отношения
Отзыв о книге
1.Тема и основная мысль книги
2.Где и когда происходят изображённые
события
3.Какие места в книге произвели на вас
наиболее сильное впечатление?
4.Кто из героев особенно понравился,
почему?
5.Что в языке книги показалось
интересным, необычным?
6.Над чем заставила задуматься книга?
7.Проанализируйте иллюстрации,
предисловие, послесловие…
8.Позиция автора
Рецензия на рассказ
1.Историколитературный комментарий
(история создания, связь с эпохой, место
произведения в творчестве писателя и в
литературе в целом)
2. Жанр (докажите, что это рассказ)
3. Тема, идея, проблематика
4.Роль заглавия, эпиграфа
5.От чьего лица ведётся повествование,
почему?
6.Сюжет и его особенности, фабула.
Какой конфликт (противопоставление,
противоречие) лежит в основе
произведения?
7.Композиция. Ключевые эпизоды.
8. Художественные образы(главные,
второстепенные, положительные,
отрицательные, образысимволы)
8.Речь героев, внутренняя речь.
9. Художественные детали
10.Языковые средства, тропы и их роль
11.Особенности синтаксиса
12.Авторская позиция. Как автор видит
решение поставленных проблем?
Характеристика литературного героя
1.Как зовут героя?
2.Каков его социальный статус
(происхождение, образование, род
занятий)3.Какое место занимает герой в системе
персонажей (главный, второстепенный,
эпизодический, «двойник…)
4. Какое участие принимает герой в
конфликте произведения? С кем
сталкивается, спорит?
5.Каков его характер, индивидуальные
и типические черты? (герой – резонёр,
«маленький человек», «лишний
человек», «новый человек…»
6.Какие приёмы и средства использует
автор при изображении этого героя
(портрет, речевая характеристика,
характеристика со стороны других
персонажей, поступки и действия,
характеризующие героя)? Роль
использованных средств
выразительности
7. Ваше отношение к герою
Анализ стихотворения
1.Историко литературный
комментарий
2.Жанр (послание, элегия, дума,
сонет…)
3.Тема, мотивы
4.Идея (главная мысль)
5.Характеристика лирического героя.
Есть ли в стихотворении сюжет или оно
представляет собой изображение чувств
героя? Как меняются чувства от начала
к финалу стихотворения? В чём
причины изменений? Какие слова
можно назвать ключевыми в
отображении динамики переживаний?
6.Особенности композиции
7.Образы и художественные детали
8.Метрика, ритмика, строфика
9.Звукопись (аллитерация, ассонанс…)
10.Языковые средства и их роль
11.Средства выразительности и их роль
12.Особенности синтаксиса и их роль
13.Ассоциации, символы
14. Настроение, его изменения
15.Найти черты, характерные для стиля
поэта в целом или, напротив,
отличающие это стихотворение от
других
15. Провести параллель с другими
стихотворениями этой же тематики
Анализ эпизода
Эпизод – небольшая часть произведения,
играющая в развитии сюжета
определённую структурную роль
1.Место эпизода в развитии сюжета и
композиции произведения
2.Речевой строй (описание, повествование,
рассуждение)
3.События, их участники; автор и его роль
4.Что нового мы узнаём о героях (речь,
поступки, отношение к людям)
5.Художественные детали, их роль
6.Средства выразительности
7.Эмоциональный фон, как он создаётся8.Как развиваются в эпизоде тема и идея
произведения в целом
8.Проанализируйте синтаксис (виды
простых и сложных предложений,
обособленные, однородные члены...)
Комплексный анализ текста
1.Докажите, что это текст
2.Тема, основная мысль текста, ключевые
слова
3. Определите стиль, аргументировать
4.Средства художественной
изобразительности
5.Тип речи
6.Средства и способы связи предложений
7.Проанализируйте лексику: найдите в
тесте синонимы, антонимы, слова в
переносном значении, стилистически
окрашенные, заимствованные,
диалектизмы, профессионализмы…
Виды
анализа текстов
Анализ художественного
текста это такой разбор
произведения, который
должен привести к его
углублённому прочтению,
пониманию, то есть помочь
понять позицию, чувства,
замысел автора
1.Отзыв о книге
2.Рецензия на рассказ
3.Характеристика
литературного героя
4.Анализ лирического
стихотворения
5.Анализ эпизода
6. Комплексный анализ
текста