Памятка "Виды анализа текста"

  • Памятки
  • docx
  • 01.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Памятка "Виды анализа текста" знакомит учащихся с различными видами анализа текста: отзывом о книге, комплексным анализом и т.д. Конечно, анализ текста- это творческая работа, но иногда школьникам не хватает именно плана, которым они могут воспользоваться. Памятка может быть полезна ученикам 5-9 классов при работе с текстом.
Иконка файла материала Виды анализа текста. Памятка-буклет.docx
Отличие отзыва от рецензии Рецензия – отзыв, разбор и оценка  художественного произведения, жанр критики. Содержание рецензии ­ анализ произведения:  краткая характеристика творчества писателя в  целом; творческий замысел, смысл названия,   краткая информация о содержании, критическая  оценка произведения Стиль рецензии­ публицистический или научный Тип речи ­ рассуждение Отзыв­ выражение собственного отношения к  прочитанному, эмоциональная оценка личного  восприятия произведения, впечатления о нём с  обоснованием Содержание отзыва­ общая оценка произведения,  с выражением собственного мнения и отношения Отзыв о книге 1.Тема и основная мысль книги 2.Где и когда происходят изображённые события 3.Какие места в книге произвели на вас  наиболее сильное впечатление? 4.Кто из героев особенно понравился,  почему? 5.Что в языке книги показалось  интересным, необычным? 6.Над чем заставила задуматься книга? 7.Проанализируйте иллюстрации,  предисловие, послесловие… 8.Позиция автора Рецензия на рассказ 1.Историко­литературный комментарий (история создания, связь с эпохой, место произведения в творчестве писателя и в  литературе в целом)  2. Жанр (докажите, что это рассказ)  3. Тема, идея, проблематика  4.Роль заглавия, эпиграфа  5.От чьего лица ведётся повествование, почему? 6.Сюжет и его особенности, фабула.  Какой конфликт (противопоставление,  противоречие) лежит в основе  произведения? 7.Композиция. Ключевые эпизоды.  8. Художественные образы(главные,  второстепенные, положительные,  отрицательные, образы­символы) 8.Речь героев, внутренняя речь.  9. Художественные детали 10.Языковые средства, тропы и их роль  11.Особенности синтаксиса 12.Авторская позиция. Как автор видит  решение поставленных проблем? Характеристика литературного героя 1.Как зовут героя? 2.Каков его социальный статус  (происхождение, образование, род  занятий)3.Какое место занимает герой в системе  персонажей (главный, второстепенный,  эпизодический, «двойник…) 4. Какое участие принимает герой  в  конфликте произведения? С кем  сталкивается, спорит? 5.Каков его характер, индивидуальные  и типические черты? (герой – резонёр,  «маленький человек», «лишний  человек», «новый человек…» 6.Какие приёмы и средства использует  автор при изображении этого героя  (портрет, речевая характеристика,  характеристика со стороны других  персонажей, поступки и действия,  характеризующие героя)? Роль  использованных средств  выразительности 7. Ваше отношение к герою Анализ стихотворения 1.Историко­ литературный  комментарий  2.Жанр (послание, элегия, дума,  сонет…) 3.Тема, мотивы 4.Идея (главная мысль) 5.Характеристика лирического героя.  Есть ли в стихотворении сюжет или оно  представляет собой изображение чувств героя? Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? В чём  причины изменений? Какие слова  можно назвать ключевыми в  отображении динамики переживаний? 6.Особенности композиции 7.Образы и художественные детали 8.Метрика, ритмика, строфика 9.Звукопись (аллитерация, ассонанс…)  10.Языковые средства и их роль 11.Средства выразительности и их роль 12.Особенности синтаксиса и их роль 13.Ассоциации, символы 14. Настроение, его изменения 15.Найти черты, характерные для стиля поэта в целом или, напротив,  отличающие это стихотворение от  других 15. Провести параллель с другими  стихотворениями этой же тематики Анализ эпизода Эпизод –  небольшая часть произведения,  играющая в развитии сюжета  определённую структурную роль 1.Место эпизода в развитии сюжета и  композиции произведения 2.Речевой строй (описание, повествование,  рассуждение) 3.События, их участники; автор и его роль 4.Что нового мы узнаём о героях (речь,  поступки, отношение к людям) 5.Художественные детали, их роль 6.Средства выразительности 7.Эмоциональный фон, как он создаётся8.Как развиваются в эпизоде тема и идея  произведения в целом 8.Проанализируйте синтаксис (виды  простых и сложных предложений,  обособленные, однородные члены...) Комплексный анализ текста 1.Докажите, что это текст 2.Тема, основная мысль текста, ключевые  слова 3. Определите стиль, аргументировать 4.Средства художественной  изобразительности 5.Тип речи 6.Средства и способы связи предложений  7.Проанализируйте лексику: найдите в  тесте синонимы, антонимы, слова в  переносном значении, стилистически  окрашенные, заимствованные,  диалектизмы, профессионализмы… Виды анализа текстов Анализ художественного  текста­ это такой разбор  произведения, который  должен привести к его  углублённому прочтению,  пониманию, то есть помочь  понять позицию, чувства,  замысел автора 1.Отзыв о книге 2.Рецензия на рассказ 3.Характеристика  литературного героя 4.Анализ лирического  стихотворения 5.Анализ эпизода 6. Комплексный анализ  текста