|
КАК ЛУЧШЕ ЗАПОМНИТЬ ИЗУЧАЕМЫЙ МАТЕРИАЛ
Часто повторяй материал, который учишь наизусть. Просмотри три, четыре, пять раз один и тот же текст. Через 24 часа после первого занятия ты забываешь наибольшую часть выученного текста. Поэтому первое повторение не должно быть позже 24 часов и раньше 5-6 часов после первого заучивания.
Как готовиться к устному ответу
При подготовке устного ответа воспользуйся следующими советами:
1) в левой наметь план ответа. Следи, чтобы этапы плана не нарушали логических рассуждений.
б) в правой части сделай необходимые выборки к пунктам плана: примеры, правила, формулировки, схематические записи.
При ответе у доски особо выдели: анализ, главную мысль, сделай вывод.
КАК РАБОТАТЬ НАД РЕФЕРАТОМ
Работа над рефератом начинается с выбора темы.
1. Выбирая тему, задай сам себе следующие в о п р о с ы:
Если тема тебя действительно интересует, ты хорошо понимаешь значимость для тебя данной работы, сообщи о своем выборе учителю.
2. Теперь тебе предстоит четко сформулировать цель работы. Воспользовавшись Таблицей 9, ты можешь потренироваться это делать.
3. Следующий очень важный этап работы над рефератом – составление плана, в котором тобой будут определены все его части, включая вводную и заключительную.
4. Теперь тебе необходимо начать сбор информации. Первое, что необходимо сделать, – это посоветоваться с учителем, где и какую информацию по выбранной тобой теме можно получить. Скорее всего, учитель поможет тебе составить ориентировочный список литературы для работы над рефератом.
5. Покажи свой список родителям: возможно, какие-то книги и материалы есть у вас дома. В любом случае, тебе необходимо будет отправиться в библиотеку и медиатеку (как ими пользоваться мы расскажем ниже).
6. Когда у тебя будет собрана вся необходимая для составления реферата информация, приступай к ее изучению. Хорошо, если ты уже умеешь пользоваться компьютером (противном случае, тебе понадобится черновик). Получая необходимые сведения по выбранной теме из различных источников, записывай их в компьютер или на черновике.
7. Систематизируй полученную информацию в соответствии с ранее составленным планом, делаяя собственные выводы и заключения по каждому разделу (параграфу, части) твоей работы.
8. В заключительной части тебе необходимо обобщить все выше сказанное, вернувшись к цели работы.
Таким образом, работу над рефератом можно представить в виде схемы:
9. Как оформить реферат, подробно расскажет учитель, мы дадим лишь несколько общих рекомендаций:
1) Титульный лист должен содержать название, фамилию и имя ученика, класс, № школы, учебный год.
2) Хорошо, если ты сумеешь отпечатать работу на компьютере.
3) Введение, разделы (параграфы) и заключение должны быть выделены (заголовками, красной строкой, жирным шрифтом и т. д.)
4) Если ты хочешь проиллюстрировать свою работу рисунками, схемами, фотографиями и др., помести их в конце в качестве пронумерованных приложений (в тексте в соответствующем месте в скобках укажи № приложения).
5) В конце работы не забудь поместить список используемой литературы. По каждому произведению укажи: Ф. И. О. автора, название книги, издательство, год издания.
Работа над рефератом
Выбор темы |
Мне интересно... |
Меня это интересует, потому что.... |
Поэтому тема реферата, |
|
|
|
|
Цели работы |
Что я должен изучить? |
Для чего я должен это изучить? |
Какую пользу может принести моя работа? |
|
|
|
|
План работы |
Главная мысль введения |
Основная часть |
Какие выводы я сделал в заключении? |
|
|
1 2 3 4 5 |
|
Ориентировочный список литературы |
|
План рецензии на устный ответ
По данному плану ты сможешь оценить как свой ответ, так и ответ товарища
Оцени ответ.
Работа с учебником
1. Внимательно прочитай название параграфа. Информация о содержании заключена уже в нём. Вспомни, что ты уже знаешь по данному вопросу, что читал, что слышал, посмотри записи в тетрадке.
2. Выдели основные части, главные мысли, наметь план текста.
3. Установи логическую связь и зависимость между сведения, изложенными в параграфе, попытайся составить опорный конспект, схемы, таблицы по тексту учебника.
4. Сравнивай, изучаемые явления, делай обобщения и выводы (эти мыслительные операции мы рассмотрим ниже).
5. Найди в тексте то, что необходимо выучить наизусть. Выучи этот материал, используя памятку «Как запоминать материал».
Как обобщать
Как сравнивать
По плану находи сходства и различия между объектами, предметами, явлениями.
Сделай вывод из сравнения.
РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ
Люби тетрадь, и она тебе поможет
Ученики 6 класса
Задумывался ли ты когда-нибудь о назначении тетради? Для чего она нужна? В тетради ученики выполняют классные и домашние задания; учитель, проверяя тетради, выставляет оценки; в тетради фиксируется самое важное по теме урока и т. д. Конечно, тетрадь необходимо правильно оформить и вести ее в соответствии с требованиями учителя. «Это мне все известно и понятно», – ответишь ты, и будешь, конечно, прав. Нам бы хотелось вернуться к тем замечательным словам, которые написали о тетради ученики 6 класса нашей Гимназии: «Люби тетрадь, и она тебепоможет». Действительно, хорошо оформленная, аккуратная тетрадь не только подскажет тебе на уроке и дома, но и поддержит, повысит настроение в трудную минуту. Просматривая свою тетрадь, ты восстановишь в памяти весь пройденный материал; еще раз обратишь внимание на свои ошибки с тем, чтобы их больше не делать... Относись к своей тетради как к другу, и она ответит тебе тем же! Может, тебе пригодятся советы учеников 5 и 6 классов по оформлению, ведению и использованию тетради?
1. Оформление тетради:
- оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);
- аккуратно подпиши ее;
- записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);
- оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
2. Ведение тетради:
- выполняй все работы (в т. ч. рисунки, схемы и др.) аккуратно;
- не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);
- не мни тетрадь;
- пиши аккуратно, разборчиво;
- не пачкай тетрадь;
- не стирай ручку резинкой;
- записывай правила и все самое важное по теме урока.
Умей проверять и исправлять ошибки:
- проверяй работу от начала к концу и наоборот;
- каждое слово читай по слогам;
- если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
- если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;
- не используй замазку;
- делай работу над ошибками (анализ ошибок);
- если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
- подумай, а потом пиши.
3. Использование тетради:
- просматривай записи, сделанные в тетради;
анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.
План анализа ответа товарища
1) Правильно ил понята тема; вопрос учителя?
2) Рационально ли отобран материал, нет ли мелких фактов, деталей, загромождающих выступление?
3) Выделена ли в ответе главная мысль?
4) Заметил ли ты отношение выступающего к тому, о чём он говорил? Какими средствами он достигал этого?
1) Удачно ли оно было построено?
2) Соблюдены ли такие требования, как умение логически, последовательно расположить факты, доказать выдвигаемые положения?
3) Достаточно ли богат словарь выступающего?
4) Что ты можешь сказать о темпе речи, её эмоциональной окраске?
5) Какие недостатки в речи ты заметил? Что посоветуешь товарищу?
КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ
Сочинение» происходит от древнерусского слова «чин», т. е. порядок и означает не просто изложение своих знаний, но изложение их в определенном порядке, системе.
А. А. Крундышев «Как работать над сочинением»
Чтобы получить удовольствие от такого интересного, творческого вида работы как сочинение, необходимо хорошо подготовиться к нему: выбрать тему, продумать план (в этом тебе поможет см. схема 4). Приступать к работе над сочинением по литературному произведению можно только после его внимательного (лучше неоднократного) прочтения.
1) Выбор темы сочинения зависит от твоих симпатий, вкусов, отношения к героям произведения.
2) План сочинения должен включать в себя 3 пункта: вступление, основную часть и заключение.
3) Во вступлении ты можешь обосновать выбор темы, обозначить проблемы (в форме вопросов или утверждений), которые тебе предстоит раскрыть в основной части сочинения. В заключении необходимо сделать выводы, ответить на те вопросы, которые ты сформулировал во вступлении.
4) Если ты решил выбрать эпиграф к своему сочинению, помни, что ЭПИГРАФ – это краткое изречение, взятое из литературных источников, отражающее ведущую мысль, характер темы.
5) Чтобы подтвердить свои мысли, используй краткие, точные и дословные выдержки из текста – цитаты.
6) Об особенностях сочинений разных жанров (сочинение-размышление, эссе, анализ поэтического произведения и т. д.) расскажет учитель. Не стесняйся задавать ему вопросы!
7) Твоя письменная речь (как и устная) должна быть связной, а это значит, что каждое следующее предложение должно продолжать мысль, изложенную в предыдущем!
Схема 4
1. Я выбрал эту тему, потому что _________________________
__________________________________________
2. Чтобы раскрыть тему, я должен ответить на следующие вопросы:
3. Для того чтобы ответить на эти вопросы, я должен:
_______________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
4. План моего сочинения:
1) Вступление (выпиши основную мысль вступления):
___________________________________________
2) Основная часть.
Мысль |
Эпизод |
Цитата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3) Заключение (выводы):__________________________________
Если учитель, проверяя твое сочинение, поставил на полях следующие буквы (знаки), это означает:
Буква |
Вид ошибки |
Что означает |
I |
Орфографическая |
Ошибка на правило орфографии |
V |
Пунктуационная |
Неверно расставлены знаки препинания |
Z |
Красная строка |
Пропущена красная строка |
Ф |
Фактическая |
Искажение фактов, событий |
Р |
Речевая |
Неоправданное повторение одних и тех же слов, неправильное употребление их значения, употребление лишних слов, нарушение порядка и связи слов в предложении |
Г |
Грамматическая |
Ошибки в образовании слов и построении предложений |
Л |
Логическая |
Нарушение логической связи между предложениями в тексте |
Приёмы самоконтроля
Умение контролировать свою деятельность – одно из важнейших условий успеха в учёбе.
1. До начала работы:
1) Представь, какой результат ты предполагаешь получить.
2) Определи общий объём работы, время которого она потребует.
3) Наметь основные этапы работы, с чего начнёшь, что будешь выполнять потом.
4) Прикинь, что для тебя представляет наибольшую трудность, на чём придётся задержаться.
5) Определи, как ты будешь проверять результат, что ты будешь проверять в своей работе (например, в сочинении – его содержимое, оформление, отсутствие ошибок)
6) В каком порядке ты будешь проверять, по каким образцам и нормам будешь оценивать.
2. В ходе работы:
1) Старайся удерживать во внимании намеченный предполагаемый результат.
2) Несколько раз по ходу работы спрашивай себя, соответствует ли то, что ты делаешь, тому проекту, результат которого ты наметил получить. Это поможет предупредить ошибки в работе.
3. В конце работы:
1) Если допустил ошибку и нашёл в работе, стремись не только исправить её, но и найти причины.
Для этого постарайся мысленно выполнить работу как бы в обратном порядке, чтобы найти ошибочное звено, это поможет тебе в следующий раз предусмотреть эту трудность.
КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОКЛАД ИЛИ РЕФЕРАТ
Тебе поручили подготовить доклад или реферат!
С чего начать? Где взять информацию? Как оформить? ….
Это вполне естественные вопросы, которые тут же возникают в твоей голове, как только ты получил это задание. А ведь ты ученик старших классов и предполагается, что ты это умеешь делать. Мы хотим предложить тебе несколько советов, алгоритмов, которые могут тебе пригодиться.
ü Для начала - успокойся! Нет безвыходных ситуаций! Что такое доклад и реферат?
Доклад – сообщение на определенную тему, а также текст такого сообщения
Реферат – краткое изложение содержания книги, научной работы, подготовленное на основе изучения источников
(Е.А.Быстрова, А.П.Окунева «Школьный толковый словарь русского языка»; С-Пб, Просвещение, 2002)
ü Тебе необходимо определиться с темой доклада или реферата. В этом может помочь учитель, по учебному предмету которого ты готовишь выступление. Главное, чтобы тема была тебе понятной.
ü Как только ты определился с темой доклада или реферата, тебе необходимо подумать об источниках информации. У учителя-предметника ты можешь узнать, кто занимался изучением интересующей тебя темы (обязательно запиши авторов). А дальше:
С чего начать поиск? Для успешного поиска информации тебе необходимо сформулировать запрос: подбери ключевые слова, введи и по результатам поиска изучай полученную информацию.
Но помни! Хороший доклад или реферат – это не только скаченная из Интернета информация, а структурированный и тобой продуманный материал.
Если тебе не удается найти информацию в каталоге или в Интернете, обратись к сотрудникам библиотеки или центра информационной поддержки. Специалисты тебе помогут!
Ты собрал всю необходимую информацию, продумал структуру доклада или реферата. Возникает вопрос: как оформить?
Мы хотим предложить тебе несколько правил по оформлению работы.
Эта информация может тебе понадобиться и в институте!
РАБОТА С КНИГОЙ
Книга как человек, и ты должен хорошо к ней относиться
С книгой надо дружить.
Работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению.
Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовится к изложению. Подготовка к изложению вряд ли потребует от тебя заучивание каких-то фактов наизусть: содержание прочитанного тебе следует передать своими словами.
О чем я прочитал? _____________________________________
Название, которое я подобрал к этому тексту:
_____________________________________________________
План пересказа
Вступление___________________________________________
Основная часть:
1. ____________________________________________________
2. ____________________________________________________
3. ____________________________________________________
4. ____________________________________________________
_____________________________________________________
Заключение____________________________________________
Что я должен выучить наизусть:
ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
Повторение учебного материала по пройденной теме.
Для того, чтобы хорошо выполнить контрольную работу, тебе необходимо повторить весь пройденный материал. Используя СЕКРЕТЫ УСПЕШНОЙ УЧЕБЫ, построй свою работу следующим образом:
1. Составь план повторения:
________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.