Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Астыровская средняя общеобразовательная школа»,
Горьковского района, Омской области
Творческая работа
«Растим патриотов России»
в номинации «В авангарде патриотических дел»
Работу выполнили:
Весельская Наталья Викторовна,
заместитель директора
по воспитательной работе,
Ушакова Анна Геннадиевна,
учитель русского языка и литературы,
руководитель музея
2014 год
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотизм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Патриотизм - это чувство любви у человека к местности, где он родился либо проживает, к людям, живущим на родной земле, к разнообразным традициям, присущим его родине. Это любовь ко всему, что связано с родным краем. Настоящего патриота всегда волнуют события, что происходят в родном уголке, и часто он даже предпринимает действия, чтобы улучшить ситуацию там.
Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Современная школа независимо от ее статуса остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.
Школьный музей-это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории…
Основные направления патриотического воспитания
Основные направления гражданско –патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» Основные направления гражданско–патриотического воспитания в школе сформированы на основе базовых направлений, выделенных в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы»:
1) Духовно - нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. Данный вид деятельности представлен работами Надыкто А. («Астыровский школьный музей.История становления» , «Как у нас говорят», «Это нашей истории строки»), Кривоноса Е. («История села Астыровка.Родники культуры», «Депортация российских немцев») – руководитель Надыкто Г.А.;Рудницкой Я. «Родная земля-источник прекрасного» - руководитель Котова Е.В., на муниципальных и региональных НПК НОУ «Поиск»; Чистяковой А. – «Женщина на войне:пародокс или реальность»-руководитель Котова И.Н.,в 2011-2012 году стала лауреатом областной 44-й научно-практической конференции.В своей работе Анастасия проводила исследования на биографических данных ветерана Великой Отечественной войны, жительницы села Астыровка – Маньковой Е.С.
Е.С. Манькова с племянниками
Елена Семёновна на праздновании Дня Победы
2) Историко–краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, районе. С этой целью проводятся экскурсии в школьном музее, а также в Горьковском краеведческом музее. Вслед за экскурсоводом, директором музея, которым является Яков Вильгельмович Адам, мы отправляемся в необычайное путешествие по страницам истории нашего края, это настолько действует на сознание наших учащихся, что мы неоднократно и с удовольствием участвуем в различных краеведческих чтениях, конкурсах: лауреаты «Знатоков краеведения», в 2010 году 1 место в конкурсе «Я шагаю по р.п. Горьковское», в 2012 г. заняли 3 место «Я шагаю по р.п. Горьковское», и в 2014 году заняли 3 место в этом же конкурсе, но останавливаться на достигнутом не собираемся – ведь узнавать историю родного края так интересно и увлекательно!
( Моменты конкурса «Я шагаю по р.п. Горьковское»)
(Награждение участников конкурса)
(Наша команда)
3) Гражданско–правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.Проводятся различные классные часы «Отечество», «Символика России», «Государственные символы Российской Федерации», а также викторины ко дню Конституции РФ. Мы не должны забывать, что живем в великой стране под названием Россия, чтить ее традиции и соблюдать законы.
4) Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Говоря о патриотическом воспитании, важно упомянуть о том, что в нашей школе существуют следующие молодежные общественные объединения:
«Росинки» (1-4 класс), «Юные россияне» (5-11 класс) и волонтерское движение «Факел»
В процессе деятельности волонтеры оказывают позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей, помогают осознать ответственность за свою жизнь. По принципу «равный – равному» , волонтёры передают сверстникам информацию во время дней профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, потому что обучая других, они обучаются сами, а подросток обретет самоуважение, станет уверенным, и в дальнейшей жизни будет проще общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность.
Это помогает сформировать у ребят активную жизненную позицию и в последствии стать настоящими патриотами своей страны.
5) Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. В течение года проводится месячник «Защитники Отечества».Здесь и участие в военно-спортивной игре «Зарница», «А ну-ка, парни!», и литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасённый», и День призывника. Также ежегодно у памятника воину-освободителю учащиеся стоят в Почетном карауле, рассказывают стихи, поют песни, возлагают гирлянды, венки и цветы на митинге 9 мая, в День памяти и скорби 22 июня, участвуя в операции «Обелиск», занимаются очисткой памятника и стрелы от снега, мусора и грязи. К сожалению, многих ветеранов уже нет в живых, но они навечно останутся в нашей памяти.
Галаев П.М., сержант, награжден медалями: «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» , «50 лет Вооруженных сил СССР»,знаком «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
|
В.А. Дергачев, старший сержант, награждён
орденом «Красной Звезды» ,медалями «За победу над Германией», «За боевые
заслуги»,
«За отвагу»
Советов А.В., младший лейтенант, награждён
орденом «Красной Звезды», медалями: «За доблестный труд», «20 лет Победы в
Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» , «50 лет Вооруженных сил СССР»,знаком
«25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Мастеров А.Я., старший сержант. Награждён медалями «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» , «50 лет Вооруженных сил СССР»,знаком «25 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». |
Абрамкин М.В., рядовой. Награждён медалями
«20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» , «50 лет
Вооруженных сил СССР»,знаком «25 лет Победы в Великой Отечественной войне
1941-1945 годов», «За Победу над Германией».
Невозможно оценить, какой вклад внесли наши воины-односельчане в борьбу за жизнь и свободу своей Родины, поэтому наш долг - помнить их и чтить в своей памяти.
(Стенд школьного краеведческого музея)
(Ветераны Великой Отечественной войны
Астыровского сельского административного округа, 1970 год)
(Акция «Обелиск»)
(Субботник)
(Митинг, посвященный Дню Победы)
(Возложение цветов и венков к памятнику)
Обучающиеся нашей школы посещают тематические классные часы «Поклонимся великим тем годам», «Война, священная навеки в памяти людской», «Великая Отечественная война», организуются конкурсы рисунков и плакатов ко дню Победы, проводятся встречи с тружениками тыла, старожилами села. Частым гостем является труженица тыла,Почетный житель Горьковского района, бывший директор Астыровской школы – Киреева Т.Е. Слушая рассказы гостей, ребята пополняют архивы школьного музея.
6) Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Наши ребята активно участвуют в спортивной жизни школы, и не желая отставать от своих знаменитых предшественников, поддерживают такие традиции, как участие в соревнованиях разного уровня: район: «Кросс наций» в г. Калачинске, «Безопасное колесо», турнир по мини-футболу, различные акции по пропаганде здорового образа жизни, агитпробег, посвященный 23 февраля, различные соревнования по баскетболу и волейболу и т.д.;внутришкольные : кросс «Золотая осень»,однодневный поход в лес «День здоровья», «Зарница», соревнования по баскетболу,волейболу, футболу, шахматам,шашкам. Благодаря подобным мероприятиям, у учащихся формируется стойкость, выносливость,готовность с честью защищать свою Родину.
(Спортивные соревнования по лёгкой атлетике)
(Шахматный турнир)
( «День здоровья»)
( «День здоровья»)
(Соревнования по волейболу)
(«Зарница»)
( «Кросс наций», г.Калачинск)
7) Культурно-патриотическое. Невозможно представить патриота страны, не знающего обычаев, праздников и традиций своего народа. В нашей школе проходят различные праздники и мероприятия. Одним из таких является День пожилого человека, который происходит с концертными номерами и чаепитием. Совместно с работниками Дома культуры проводится День села, Масленица, Рождественские посиделки, Вечер встречи выпускников,Первый звонок,Последний звонок,Выпускной бал, Осенний бал, где по традиции выбираем Мисс и Мистера Осень.
(Моменты праздника «Осенний бал»)
( «Осенний бал»)
(День учителя. Урок для учителей)
(Поздравление ко Дню учителя)
(Встреча с ветеранами)
(Встреча с ветеранами)
Заключение
Ввиду модернизации российского образования важным его направлением стало гражданско-патриотическое воспитание, целью которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенными знаниями и умениями, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы.
Условия, в которых сегодня находится российское общество, в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Но, несмотря на это, гражданское образование находится на этапе становления, которые включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений.
В создании системы патриотического воспитания немаловажную роль играет деятельность школьного музея, который представляет собой одну из форм дополнительного образования в условиях образовательного учреждения, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганда материалов. Основными целями такого музея являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.
Самая распространенная форма воспитательной работы - это экскурсия. Экскурсия - коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Именно с помощью экскурсий учащимся можно познакомиться с экспозицией музеев.
Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.