Представлен практический материал для проведения совместного мероприятия родителей, воспитателей и специалистов ДОУ. Раскрыты инновационные подходы в организации работы по формированию у детей навыков социального поведения и духовно нравственных качеств: доброты, милосердия, великодушия. Составляющей формой данного мероприятия является диалоговая форма работы педагогов и родителей. Данный материал направлен на развитие творческого потенциала и обмен опытом участников образовательного процесса в ДОУ.
педагогическая гостинная.doc
Педагогическая
гостиная
«Сеем зерна доброты» Тема: «Умей добро творить – и ближнего любить»
Цель: повышать уровень теоретической подготовки педагогов по
вопросам духовно – нравственного воспитания.
Упражнять педагогов и родителей в выборе эффективных
приемов выхода со сложных морально – этических ситуаций,
в умении высказывать, аргументировать и отстаивать
собственные суждения.
Привлекать всех участников к активному коллективному
обсуждению вопросов и сбору информации на основе
собственного опыта.
Отрабатывать ситуации воспитания у детей доброты и
милосердия.
Формировать навыки демократического стиля общения.
Развивать эмпатию, коммуникативные способности.
План
I. Мозговой штурм «Современная хозяйка».
II. Интерактивное упражнение «Удивительные специи».
III. Психологический тренинг «Душа ребенка».
IV. Интеллектуальное задание «Твори добро и красоту»
V. Тест – опрос «Уникальный рецепт».
VI. Круг идей «Добра желай – добро наживай».
VII. Педагогический практикум «Взгляд со стороны». (видеоролики)
VIII. Итоговая рефлексия «Цена времени». Уважаемые родители, сегодня заседание клуба «Гармония» мы проводим на
импровизированной методической кухне.
Мы сердечно всех встречаем
Заседанье начинаем.
Оно у нас необычное
Очень символичное!
Тема сегодняшнего заседания «Умей добро творить – и ближнего любить».
Девиз работы «Хорошо усваивается то, что поглощается с аппетитом».
Сегодня на методической кухне присутствуют воспитатели, специалисты и
родители, среди них есть молодые и опытные.
Сегодня у нас будет возможность поговорить, поспорить, чему – то научится,
поделиться своим опытом, ведь у каждого из вас есть свои секреты и стать на
один шаг мудрее.
Все присутствующие за столом женщины, мамы, хозяйки.
I. Мозговой штурм «Современная хозяйка».
Предлагаю вам подумать и написать «Какой должна быть современная
хозяйка?».
II. Интерактивное упражнение «Удивительные специи».
Чтобы придать изысканность, пикантность блюду, каждая хозяйка на кухне
имеет набор специй. Какими специями вы чаще всего пользуетесь? При их
использовании очень важно выдержать норму, так сказать «не переборщить».
Вот и у нас есть специи, но они необычные «воспитательные». Возьмите их,
прочитайте и поделитесь своим «опытом» их использования. Помните:
ребенок может чему – то научиться, когда он доволен, радуется чему – то,
когда спокойна его душа.
III. Тренинговое упражнение «Душа ребенка»
Действительно, специи придают блюду особый вкус. Но кроме полезной
пищи, есть то, без чего ничто живое не может жить: ни человек, ни растения,
ни животные. И это – вода.
Посмотрите, какая вода в этом стакане (чистая, прозрачная).
И сейчас я хочу провести с вами небольшой эксперимент.
Меня как психолога интересует душа ребенка. Ведь психология в переводе с
греческого «психо» – душа, «логос» – наука, т.е. психология наука о душе. Этот стакан чистой воды можно сравнить с душой ребенка. Чистота, доброта,
широта души малыша будет зависеть от того, что и кто окружает ребенка, т.е.
мы с вами – педагоги и родители, семья, та психологическая атмосфера, в
которой живет ребенок.
Перед вами на тарелочках лежат соль и земля.
Соль – это «соленые» злые, обидные слова. Киньте по щепотке соли в воду.
А теперь земля – это «грязные» плохие поступки. Опустите в воду по
кусочку земли. Смотрите, что происходит с водой – душой ребенка, а ребенок
растет, двигается, развивается (размешиваем воду, которая становится
грязной).
Вы видите, как из чистой вода стала мутной, грязной. Конечно, со временем
выпадет осадок и вода станет прозрачной (ведь психика ребенка пластична, он
забудет обиды), но как говориться осадок в душе останется.
Есть такое выражение: все мы родом из детства. И каждый из вас может
вспомнить свои детские обиды.
(Припоминания родителей и педагогов)
Я желаю Вам, чтобы ваши дети не помнили, не знали детских обид.
IV. Интеллектуальное задание «Твори добро и красоту»
Мы хотим воспитать наших детей добрыми, щедрыми, порядочными. Но и
ребенок должен ощущать нашу заботу и доброту, любовь и помощь.
Посмотрите на это высказывание «При приготовлении блюд хозяйка
использует корни, цветы и плоды». Назовите, в каких блюдах их применяют?
В современном обществе вопрос связи поколений стоит довольно остро.
Родители часто не понимают своих детей, не всегда находят возможность
продемонстрировать им свою любовь, сказать добрые слова. Уделить
достаточно времени для общения с детьми, совместных дел. А дети, не
чувствующие родительской, любви растут замкнутыми, одинокими,
тревожными.
Я предлагаю вам взять по одной карточке. Посмотрите, что на ней изображено
и подберите соответствующие слова, мысли, дела для ваших детей.
На добрые слова, мысли и дела способны люди с добрыми сердцами. А
добрые сердца – сады.
Заботьтесь о саде и не позволяйте ему зарастать сорняками. Наполняете его
солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
V. Тест – опрос «Уникальный рецепт»
Окружающие ребенка взрослые – это мы с вами: родители, педагоги. И
очень важно, чтобы мы с вами обладали различными положительными
личностными качествами. А какими именно качествами мы сейчас выясним,
составив каждый свой «Уникальный рецепт». Каждое блюдо имеет свой рецепт, состоящий из нескольких ингредиентов. И
сегодня мы будем составлять рецепты, ингредиентами которых будут
моральные качества. А я потом составлю наш общий рецепт таких блюд как:
«Мудрая администрация»
«Идеальный родитель»
«Супер воспитатель»
На этих бланках напишите 5 наиболее необходимых (на ваш взгляд), качеств
для воспитателя родителя и администрации.
Итак, рецепт «Идеальный родитель» составят наши гости – представители
администрации ДОУ и ГОО, рецепт «Супер воспитатель» составят
родители, но а рецепт «Мудрая администрации» составят педагоги ДОУ
«Радуга».
Обработка данных опроса психологом. Оформление общего результата.
VI. Круг идей «Добра желай – добро наживай».
Каждая хозяйка при приготовлении блюд пользуется кулинарными рецептами.
Молодое поколение, скажите, где вы берете рецепты? Где вы сохраняете их?
Вот и у нас есть книга с необычными рецептами, которые помогут нам,
взрослым, открыть в душе ребенка главные источники его будущей жизни.
Давайте прочитаем ее вместе.
«Воспитывайте личным примером»
Есть хорошая фраза, не надо воспитывать детей, а воспитывайте себя и тогда
дети будут такими как вы.
Все хорошее в ребенке – это наша заслуга, все негативное – тоже от нас.
«Стремись в общении с ребенком выражать свои чувства»
Безусловно, и это природно, как растение любит свет, так и ребенок любит
ласку. Мы тянемся к тем, кто нам жизнь облегчает, и дистанцируемся от тех,
кто нам жизнь отягощает. И дети, и мы взрослые, избирательно подходят к
окружающим их людям.
Выступление по итогам тест опроса.
VII. Педагогический практикум «Взгляд со стороны». (видеоролики)
Результаты теста опроса говорят, что каждому хочется общаться, иметь дело
с порядочным высоконравственным, положительным человеком. Но наша
жизнь на столько многогранна, что не всегда получается сталкиваться с
позитивом, есть разные жизненные ситуации. На каждой современной кухне
сегодня есть телевизор (практически член семьи) посредством которого мы
черпаем массу информации. И сейчас подошло время телепередачи «Взгляд
со стороны».
И сейчас я предлагаю посмотреть несколько видеосюжетов и обсудить
сложившуюся ситуацию.
Первый видеосюжет называется «Интернет дороже ребенка». Вопросы к обсуждению:
Как вы смотрите на такие взаимоотношения мамы и сына?
Что чувствует ребенок?
Какую проблему современного общества мы наблюдали?
(компьютерная зависимость.)
Возникает ли такая проблема в вашей семье?
Как вы ее решаете?
Итог: Какой вырастит ваш ребенок зависит от вас: что вложили в детстве, то
получили в старости: внимание или безразличие.
Второй сюжет перенесет нас в детский сад.
Мы сняли его сами и назвали «Бывает и такое»
Попрошу родителей оценить поведение родителей, а воспитателей – действия
педагога в данной ситуации.
Итог: Нельзя оставлять без внимания такие проявления поведения ребенка. А
взрослым быть примером, показывая взаимовежливость, культуру
общения.
(Смотреть приложение «Консультация к видеоролику №2»)
Третий видеоролик называется «История одной семьи»
Я предлагаю во время видеоролика брать и откладывать камешек в каждом
случае, когда вы понимаете, что ребенку плохо, обидно, грустно.
Каждая семья имеет свою историю, со счастливыми и печальными
страничками. Скажите как мама даже в сложной (отрицательной) ситуации
старалась смягчить негатив для ребенка?
Как бы вы поступили?
В итоге: Конфликты между родителями не должны травмировать ребенка,
иногда заложниками ваших семейных отношений, уважаемые
родители, становится ребенок и работники детского сада, когда
родители выясняют (делят ребенка) отношения в ДОУ (не разрешают
общаться папе с ребенком). Но детский сад не имеет права
препятствовать общению одного из родителей, если он не лишен
родительских прав или ограничен в общении с ребенком через суд.
Конечно, в идеале ребенок должен расти в полной семье. Но бывают
разные жизненные обстоятельства, и родители решают не жить
вместе. И здесь оба родителя должны проявить мудрость,
взаимоуважение, чтобы ребенок не почувствовал себя виноватым, не
любимым, не нужным. Поведение родителей во время расставания,
других сложных жизненных ситуациях говорит об уровне их личных
морально – нравственных качеств, уровня культуры и воспитанности. Приложение
Консультация к видеоролику №2 «Бывает и такое»
Ребенок взял чужую вещь.
Что делать? Во первых не надо оскорблять, говоря «воришка» и угрожать
расправой.
Сначала надо успокоиться и воспользоваться ситуацией, чтобы научить
ребенка исправлять свои ошибки.
Выясните, что именно побудило ребенка совершить негативный поступок, т.е.
выяснить внутренние мотивы ребенка.
Варианты мотивов:
I. «Не знал» (недостаток понимания)
Нужно помочь ребенку разобраться в понятиях «мое», «твое», «чужое»,
«наше». Хорошо если беседу с ребенком построить на собственных
примерах, ведь дети очень ценят открытость и искренность взрослых,
поэтому не надо бояться потерять свой авторитет. Почитайте детскую
литературу, посмотрите мультфильмы на эту тему.
II. «Очень хочется» (сильное желание иметь именно эту вещь)
Нужно научить ребенка контролировать свои желания соотносить свое
«хочу» и общественное «можно нельзя» здесь помогут игры с правилами.
III. «Робин Гуд» (реакция на обидное поведение собственника вещи)
Мысли ребенка «так не честно!». Необходимо выяснить с ребенком, что
такое «хорошо» и что такое «плохо».
IV. Вариант мотивов: «Эй, я тут!» (ребенок не получает от родителей
достаточно эмоционального тепла, внимания, любви)
Ребенок привлекает к себе внимание, нарушая принятые правила
поведения, сознательно игнорирует установленные требования. Такое
поведение ребенка сигнал для родителей и может звучать так: «Может хоть
сейчас папа (мама) заметить меня и оторвется от компьютера, перестанет
разговаривать по телефону и поговорят со мной. Они все таки
небезразличны ко мне». Своими действиями ребенок выявляет не только свою личную проблему,
сколько семейную проблему, которая постепенно разрушает отношение в
семье, блокирует проявление чувств, отдаляет ребенка от родителей.
Родители должны начать работу над собой, найти пути налаживания
открытых, доверительных отношений в семье, где ребенок равноправный
член своей семьи.
V. «Личный пример» (подумайте, не провоцируете ли вы ребенка
собственным поведением. Такие родители завышают значение
материальных ценностей (разговоры о престижных вещах, «шопоголизм»
просмотр фильмов про богатую жизнь)
Нужно привлекать ребенка к обсуждению семейного бюджета и
планированию покупок. Ребенок должен знать, что деньги зарабатывают
физическим или интеллектуальным трудом, и в тоже время учить адекватно
определять их место в системе ценностей, где приоритетом остается не
материальное, а дружба, любовь, сочувствие, взаимовыручка,
взаимоподдержка.
VIII. Итоговая рефлексия «Цена времени».
И на десерт давайте поговорим о ценности времени. Ребенка можно научить
только тогда, когда он спокоен, доволен, радуется чему – то. В принципе
человек так себя чувствует, когда хорошо покушает. Скажите, что хозяйке
нужно для приготовления пищи? Что вы можете приготовить за 10 минут?
Какие блюда приготовите за 3050 минут? Ну а если вы готовите более 1 часа,
какое же это будет блюда? Безусловно, блюда высокой кухни требуются
длительного времени. А сколько же времени нужно, чтобы сформировать у
ребенка морально – духовные качества. Это время неизмеримо.
Очень мудро о ценности времени писал французский писатель и философ
Бернард Вербер.
Чтобы узнать о цене года – спроси студента, который не сдал экзамен.
Чтобы узнать о цене месяца – спроси у матери, которая родила
преждевременно.
Чтобы узнать о цене недели – спроси у редактора еженедельника.
Чтобы узнать о цене часа – спроси у влюбленного, который ждет свою
любимую.
Чтобы узнать о цене минуты – спроси у того, кто опоздал на поезд.
Чтобы узнать о цене секунды – спроси у того, кто потерял близкого человека.
Чтобы узнать о цене одной тысячной секунды – спроси у серебряного
медалиста Олимпийских игр.
Каждому от рождения дается самое ценнейшее сокровище – жизнь. Это самое
дорогое, что есть у человека. На как ни странно люди порой очень
легкомысленно к этому относятся. Не умеют хранить и наслаждаться жизнью. Так цените каждую минуту своей жизни, берегите ее и наслаждайтесь нею. И
пусть в ваших семьях царит любовь, теплота и доброта. На память о
сегодняшней встрече мы дарим вам оберег Добра – вот такие Домовенки.
Педагогическая гостиная «Сеем зерна доброты»
Педагогическая гостиная «Сеем зерна доброты»
Педагогическая гостиная «Сеем зерна доброты»
Педагогическая гостиная «Сеем зерна доброты»
Педагогическая гостиная «Сеем зерна доброты»
Педагогическая гостиная «Сеем зерна доброты»
Педагогическая гостиная «Сеем зерна доброты»
Педагогическая гостиная «Сеем зерна доброты»
Педагогическая гостиная «Сеем зерна доброты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.