Педагогические компетенции педагога
Оценка 4.6

Педагогические компетенции педагога

Оценка 4.6
pptx
11.02.2024
Педагогические компетенции педагога
Педагогические компетенции педагога программ непрерывного образования.pptx

Педагогические компетенции педагога программ непрерывного образования

Педагогические компетенции педагога программ непрерывного образования

Педагогические компетенции педагога программ непрерывного образования

План лекции Методические компетенции

План лекции Методические компетенции

План лекции

Методические компетенции
Дидактические компетенции
Воспитательные компетенции

Методические компетенции преподавателя

Методические компетенции преподавателя

Методические компетенции преподавателя

Калегина Ю.В.

3

Методическая работа Вид педагогической, управленческой деятельности, которая направлена на обеспечение образовательного процесса, и основана на взаимодействии ее субъектов в образовательной, инновационной и научной деятельности

Методическая работа Вид педагогической, управленческой деятельности, которая направлена на обеспечение образовательного процесса, и основана на взаимодействии ее субъектов в образовательной, инновационной и научной деятельности

Методическая работа



Вид педагогической, управленческой деятельности, которая направлена на обеспечение образовательного процесса, и основана на взаимодействии ее субъектов в образовательной, инновационной и научной деятельности.

В рамках данной деятельности создаются методические продукты (приказы, распоряжения, программы, учебные материалы, учебные издания), обеспечивающие педагогические и управленческие действия.

.

4

Традиционные направления методической работы 5

Традиционные направления методической работы 5

Традиционные направления методической работы

5

Перечень непрерывно обновляется в зависимости от специфики кафедры, вуза, требований социума.

Учебно-методическая

Организационно-методическая

Научно-методическая

Методическая работа

Методическая работа

Методическая работа

Научно-методическая работа 6 Уровни работы

Научно-методическая работа 6 Уровни работы

Научно-методическая работа

6

Уровни работы

ОО

Add Title

Группа

Преподаватель

Трансформация, структурирование, преобразование, научного знания в учебный материал.

Индивидуальный уровень

Групповой
уровень

Уровень
организации

Отбор содержания образования.

Подготовка к изданию конспекта лекций: по курсу, не имеющему учебных пособий; по вновь вводимому курсу;
переработка существующего
Подготовка к изданию монографии или учебника
Методическая проработка профессионально-ориентированного материала.

Научно и учебно-методическая работа 7

Научно и учебно-методическая работа 7

Научно и учебно-методическая работа

7

Уровни работы

ОО

Add Title

Группа

Преподаватель

Разработка и обновление компетентностной модели выпускника
Разработка и обновление программы формирования компетенций
Разработка и обновление учебного плана

Индивидуальный уровень

Групповой
уровень

Уровень ОО

Разработка и обновление ОПНО ОО
Исследование ресурсов вуза
Разработка и обновление межпредметных модулей
Разработка и обновление механизмов оценки качества ПНО ОО

Разработка и обновление
модуля (рабочей программы дисциплины)
рабочей программы практики
программы научно-исследовательской работы студента

Индивидуальный уровень выполнения учебно-методической работы

Индивидуальный уровень выполнения учебно-методической работы

Индивидуальный уровень выполнения учебно-методической работы

Составление методических указаний по:
лабораторным работам;
курсовому проектированию;
дипломному проектированию
Постановка новой лабораторной работы
Модернизация лабораторной работы
Составление ФОС, КОС (фонда оценочных средств, контрольно-оценочных средств)
Подготовка раздаточного материала для лекционных и практических занятий
Разработка материалов для аудиовизуальной лекции
Работы , связанные с применением информационных технологий в учебном процессе (разработка задач, отладка программ и т.д.)

8

Организационно-методическая работа

Организационно-методическая работа

Организационно-методическая работа

.

9


Руководство структурным
подразделением ОО.

Посещение занятий преподавателей

Работа в педагогическом совете,
цикловой комиссии
.
Планирование и контроль учебной
нагрузки, распределение
нагрузки
преподавателей.

Групповой уровень

Индивидуальный уровень

Планирование работы подразделения ОО

Соблюдение требований СМК

Профориентационная работа

Кураторство

Приемная комиссия


Участие преподавателей


Контроль со стороны преподавателей

Распределение компетенций методической работы

Распределение компетенций методической работы

Распределение компетенций методической работы

Этапы

Руководитель

Исполнитель

Участники

1 Разработка программы непрерывного образования (разделы 1-4)

Председатель НМС

Руководитель программы

Преподаватели, работодатели

1.1Разработка учебно-методических и организационно-методических документов

Руководитель программы

Методист

Преподаватели дисциплин и руководители практик и НИР

1.2 Разработка аттестационных документов

Председатель НМС

Методический совет , педагогический совет, преподаватели

Работодатели

2 Разработка УМК

Методист

Преподаватель

Преподаватели

3 Разработка РПД

Преподаватель, ответственный за ведение данной дисциплины

Руководитель программы, работодатель

Калегина Ю.В.

10

Управление методической работой

Управление методической работой

Управление методической работой

Калегина Ю.В.

11

Функции управления Калегина Ю.В

Функции управления Калегина Ю.В

Функции управления

Калегина Ю.В.

12

Стимулирование персонала к осуществлению методической работы

Организация методической работы

Контроль методической работы

Click to add title in here

1

2

3

Формы морального стимулирования

Формы морального стимулирования

Формы морального стимулирования

Подбираются менеджером, исходя из индивидуальных особенностей сотрудника

Формы материального
стимулирования

Description of the contents

Формы стимулирования

Калегина Ю.В.

13

Формы морального стимулирования награды вышестоящих органов, благодарность в приказе, почетные грамоты, ценные подарки, памятные адреса, подготовка стендов с обобщением опыта преподавателя, подарки от коллег в…

Формы морального стимулирования награды вышестоящих органов, благодарность в приказе, почетные грамоты, ценные подарки, памятные адреса, подготовка стендов с обобщением опыта преподавателя, подарки от коллег в…

Формы морального стимулирования

награды вышестоящих органов,
благодарность в приказе,
почетные грамоты,
ценные подарки, памятные адреса,
подготовка стендов с обобщением опыта преподавателя, подарки от коллег в юбилей педагогической работы,
публикации о преподавателе в местной и университетской печати,
присвоение званий «Заслуженный работник образования», «Почетный работник образования», др.
установление соответствующих квалификационных разрядов по итогам аттестации,
улучшение условий труда и др.

Калегина Ю.В.

14

Формы организации методической работы

Формы организации методической работы

Формы организации методической работы

По составу
Коллективные, групповые, индивидуальные.
По длительности работы
Временные, постоянные.
По назначению
Совет, собрание, семинар (официальный коллегиальный орган для обсуждения вопросов, в которых заинтересованы все члены);
Комиссия (орган, создаваемый для выполнения каких-либо определенных функций) ,
Команда, проектная группа, объединение (орган, временно сформированный для известной цели ).

Калегина Ю.В.

15

Формы контроля Калегина Ю.В. 16

Формы контроля Калегина Ю.В. 16

Формы контроля

Калегина Ю.В.

16

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Объект контроля
Цели контроля
Ресурсы контролера

Основание выбора формы

Виды контроля Калегина Ю.В. 17

Виды контроля Калегина Ю.В. 17

Виды контроля

Калегина Ю.В.

17

Итоговый

Текущий

Внутренний

Внешний

Вид

Вид

Контроль

Классификаций более 10 по разным основаниям

Внутренний контроль качества УМР

Внутренний контроль качества УМР

Внутренний контроль качества УМР

Калегина Ю.В.

18


ООП

Калегина Ю.В. 19 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ

Калегина Ю.В. 19 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ

Калегина Ю.В.

19

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Структура УМК Калегина Ю.В. 20

Структура УМК Калегина Ю.В. 20

Структура УМК

Калегина Ю.В.

20

УМК – дисциплинарный уровень представления ПНО.
Накопление УМК по дисциплинам ПНО – компетенция методиста

.

1 внутренняя опись документов УМК;
2 требования к результатам освоения ПНО;
3 график учебного процесса дисциплины;
4 рабочая программа дисциплины;
5 сведения об обеспеченности учебной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины;
6 ФОС;
7 экземпляры-образцы учебно-методической литературы (или др. образцы обеспечения дисциплины на разных носителях);
8 образцы выполняемых студентами, слушателями работ по данной дисциплине.

Обязательные документы, включаемые в УМК выделены полужирным шрифтом, остальные документы включаются в УМК по решению ОО

Концептуальное обоснование ПНО: миссия, цели, ценности, компетентностная модель выпускника, задающая результаты

Концептуальное обоснование ПНО: миссия, цели, ценности, компетентностная модель выпускника, задающая результаты

Концептуальное обоснование ПНО:

миссия,
цели,
ценности,
компетентностная модель выпускника, задающая результаты ПНО

Калегина Ю.В.

21

Системообразующие программные документы

Системообразующие программные документы

Системообразующие программные документы ООП:

компетентностная модель выпускника,
паспорт и программы формирования компетенций,
компетентностно-ориентированный учебный план,
сквозная программа промежуточных комплексных аттестаций студентов,
программа итоговых комплексных испытаний (итоговой аттестации), ФОС
сквозная программа наддисциплинарного курса для студентов по освоению ПНО.

Калегина Ю.В.

22

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Калегина Ю.В.

23

Рабочая программа дисциплины Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения

Рабочая программа дисциплины Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения

Рабочая программа дисциплины

Перечень компетенций, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения
Матрица распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины
Обобщенный перечень основных образовательных технологий
Перечень форм, КОС, процедур ( заданий), технологий контроля и оценки сформированности заявленных в дисциплине/модуле компетенций
Контрольные процедуры должны быть соотнесены с компетентностной моделью соответствующего периода обучения и дисциплины/практики
В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ПНО.


Калегина Ю.В.

24

Рекомендации к разработке рабочих программам (РП): определить в какие блоки двух-трех различных дисциплин(междисциплинарный модуль) входит предмет; определить главную цель дисциплины; тщательное определение оптимальной нагрузки различными…

Рекомендации к разработке рабочих программам (РП): определить в какие блоки двух-трех различных дисциплин(междисциплинарный модуль) входит предмет; определить главную цель дисциплины; тщательное определение оптимальной нагрузки различными…

Рекомендации к разработке рабочих программам (РП):

определить в какие блоки двух-трех различных дисциплин(междисциплинарный модуль) входит предмет;
определить главную цель дисциплины;
тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности студента на учебном занятии;
преподавателями, ведущими разные предметы, требуется тщательная координация действий.

Калегина Ю.В.

25

©

Разработка РПД – компетенция преподавателя 1

Разработка РПД – компетенция преподавателя 1

Разработка РПД – компетенция преподавателя

1. Изучите задание для дисциплины из ПНО
2. Изучите учебный план
3. Определитесь со своим методическим замыслом преподавания дисциплины, дополните, детализируйте задание
4. Подберите внутридисциплинарные модули, нацеленные на формирование заданных элементов компетенций
5. Подберите формы занятий, целесообразные для подготовки студентов к выполнению заданий промежуточной аттестации
6. Изучите имеющиеся ресурсы, обеспечивающие дисциплину.
7. Оформите рабочую программу по принятому в ОО образцу, согласуйте ее со всеми заинтересованными субъектами

Калегина Ю.В.

26

Воспитательные компетенции

Воспитательные компетенции

Воспитательные компетенции

Понятие личного ресурса (ЛР) как результата образования (воспитания)

Понятие личного ресурса (ЛР) как результата образования (воспитания)

Понятие личного ресурса (ЛР) как результата образования (воспитания)

Личный pесурс - целостность качеств человека (врожденных и приобретенных, скрытых и явных, социально-значимых и личностно-значимых), которая является источником развития, средством достижения целей личности.
Системным свойством этой целостности становится инициативность человека в проектировании своего же развития.
Состав понятия «личный pесурс студента»: кoмпетенции, личные качества и состояние здоровья, проявляющиеся в инициативности, имеющие инвариантную и вариативную части (связанные с возрастом, уровнем образования, социальным статусом, индивидуальными особенностями), которые можно и целесообразно развивать средствами образования.

Возрастные особенности студентов, слушателей

Возрастные особенности студентов, слушателей

Возрастные особенности студентов, слушателей

Возрастные особенности студентов юношеского возраста

Возрастные особенности студентов в молодом возрасте

Биологические особенности:
общая эмоциональная зрелость;
пробуждение гетеросексуального интереса;
эмансипация от родительского дома;
интеллектуальная зрелость;
идентификация «Я» (перцепция «Я»).

Биологические особенности:
в большинстве случаев все системы сформировались, достигли зрелости;
все системы готовы полноценно функционировать.
 

Социальные особенности:
общая социальная зрелость;
выбор профессии;
построение психологии жизни, основанной на поведении, базирующемся на совести и сознании долга;
 

Социальные особенности:
начало профессиональной деятельности или ее становления, молодой человек работает уже 3-10 лет, в зависимости от индивидуального пути;
основные санкции: требования трудиться, соблюдая конституцию, трудовой кодекс, должностные обязанности, а также устав предприятия; требования соблюдения обязанностей члена семьи (супруга и родителя);
навыки обращаться со свободным временем.

Возрастные особенности преподавателей

Возрастные особенности преподавателей

Возрастные особенности преподавателей

Тридцатилетние

Сорокалетние

Пятидесятилетние

Биологические особенности:
продолжается стадия зрелости практически относительно всех систем и физиологических прoцессов;
биологический потенциал способствует активной и разнообразной жизнедеятельности.
 

Биологические особенности:
начинается период угасания всех систем организма; инволюция тканей тела;
появление первых характерных для биологических систем признаков старения;
появляются заболевания, в том числе, профессиональные; человек ощущает в этом смысле приоритет молодых людей.

Биологические особенности:
продолжается угасание всех систем, идет развитие хронических заболеваний; происходят гормональные изменения и у мужчин, и у женщин, их гендерные различия находят проявления в сопутствующих заболеваниях.
интеллектуальная система может развиваться по-разному. В этом возрасте она может продолжать активно развиваться. Однако могут проявляться и прoцессы старения (снимание восприятия, памяти, скорости протекания мыслительных прoцессов и проч.).

Социальные особенности:
выбор профессии, как правило, определен; продолжается профессиональная деятельность, человек уверен в себе как профессионал, весьма вероятен карьерный рост (является социальной экспектацией);
характерно подведение первых крупных итогов;
в семье, как правило, проходят годы пылкой влюбленности; отношения становятся более ровными и рациональными;
для данного возрастного периода характерна организация всех своих сфер жизни, приведение их в гармонию – социальная экспектация. Основные санкции – характерные для активного трудового периода, для исполнения семейных ролей взрослого ребенка, супруга, родителя

Социальные особенности:
для возраста характерны рефлексия, оценка достигнутого, сомнения в правильности выбранного пути, в его продолжении;
постепенный переход от жизненно-душевных стремлений к рационализму, рассудочности и сознательности.
человек осознает, что достиг пика своего развития (или миновал его). Идет поиск новых ценностей, адекватных новому самосознанию.
 

Социальные особенности:
социальный возраст: появление новых социальных ролей (в связи с рождением внуков);
снижение профессиональной активности в связи с предпенсионным или пенсионным возрастом);
смена ценностей;
для отдельных категорий профессионалов (ученые, например) этот возраст относится, как правило, к периоду активной профессиональной деятельности на пике зрелости, в этой связи наблюдается резкое разграничение биологического и социального возраста. В то же время, период зрелости социального возраста может оказывать благоприятное влияние на состояние возраста биологического.
 

Показатели здоровья и образовательные способы влияния на показатель здоровья

Показатели здоровья и образовательные способы влияния на показатель здоровья

Показатели здоровья и образовательные способы влияния на показатель здоровья


Показатели здоровья

Заболеваемость в определенный период времени

Болезненность (сопротивляемость нагрузкам)

Инвалидизация в период получения образования

Изменения в соотношении роста и веса в период получения образования в вузе

Позитивное эмоциональное состояние

Удовлетворенность самочувствием

Способность концентрировать внимание

Способность удерживать информацию в памяти

Самообладание

Активность (в том числе в познавательной деятельности)

Положительная мотивация жизнедеятельности, целеустремленность

Адекватные поведение и отношение к окружающим, адекватная самооценка, адекватный уровень притязаний


Образовательные способы влияния на показатель здоровья

Удобное распределение учебной нагрузки в течение дня, недели, семестра, года; представление информации о здоровом образе жизни, удобное распределение учебной нагрузки в течение дня, недели, семестра, года

Учет индивидуальных особенностей студента, начального состояния его личного pесурса в целях, содержании и формах представления прoекта образовательного прoцесса. Привлечение студента к прoектированию образовательного прoцесса и оценке его качества на всех этапах, поощрение студенческой инициативы

Своевременное обновление содержания образования, расчет трудоемкости тем дисциплин с учетом их значимости в будущей профессиональной деятельности студента

Включение в образовательный прoцесс активных и интерактивных форм занятий. Привлечение студентов к само и взаимоконтролю в ходе образовательного прoцесса

Привлечение студентов к прoектированию на всех его этапах

Поощрение инициативности в прoектировании образовательного прoцесса на всех его этапах

Демонстрация связи личных целей студента, связанных с развитием личных pесурсов и его участия в прoектировании образовательного прoцесса

Подбор групповых, индивидуальных форм организации занятий, удобных студенту; применение интерактивных, активных форм учебно-педагогического взаимодействия

Привлечение студента к прогнозированию и оценке качества прoектирования образовательного прoцесса и его личных результатов

Помощь студенту в формулировке его оперативных и стратегических целей в образовательном прoцессе

Студент, слушатель приходит в ОО из семьи

Студент, слушатель приходит в ОО из семьи

Студент, слушатель приходит в ОО из семьи. Типология семей по основанию «воспитательный потенциал»:

Воспитательно сильные
Воспитательно устойчивые
Воспитательно неустойчивые
Воспитательно слабые
Девиантные
Маргинальные: с алкогольной, сексуальной, трудовой и др. дискриминацией

Типология семей по стилям воспитания

Типология семей по стилям воспитания

Типология семей по стилям воспитания

Попустительский
Состязательный
Рассудительный
Предупредительный
Контролирующий
Сочувствующий

Характеристики попустительского типа воспитания

Характеристики попустительского типа воспитания

Характеристики попустительского типа воспитания


Удовлетворение желаний ребенка путем смирения
Непоследовательное или одновременное применение наказаний и поощрений
Отсутствие заботы о детях
Ложь и лицемерие, мелкий расчет и стремление к мелкой наживе
Требование от детей соблюдения внешних обрядов, значение которых не объясняется. Соблюдение внешних приличий в обществе
Не возбуждают внимание ребенка, не побуждают к размышлениям. Стараются устранить такие рассуждения.
Тип личности ребенка: конформный

Характеристики состязательного типа воспитания

Характеристики состязательного типа воспитания

Характеристики состязательного типа воспитания

Стимулирование к состязанию с другими
Похвала и наказание
С восторгом и гордостью ставят себя в пример и своего ребенка
Требуют формального соблюдения нравственных норм
Потакательство всему, чем бы ни занимался ребенок, лишь бы мог выделиться
Тип личности ребенка доминирующий

Характеристики рассудительного типа воспитания

Характеристики рассудительного типа воспитания

Характеристики рассудительного типа воспитания

Представление полной свободы действий
Ни похвалы, ни наказаний
Отношение к ребенку с любовью и вниманием.
Добрые, простые отношения. Живут жизнью ребенка. Помогают окружающим людям
Приучают действовать не по шаблону, а по совести
Наблюдательность, привычка к размышлению над окружающими явлениями, понимание связи их внутреннего мира.
Тип личности ребенка: сензитивный

Характеристики предупредительного типа воспитания

Характеристики предупредительного типа воспитания

Характеристики предупредительного типа воспитания

Предупреждение всех самостоятельных действий, ограничение инициативы
Никогда не наказывают, только хвалят
Предупреждают все требования и желания ребенка
Хвастаются своим ребенком.
Стараются ласками и уговорами сделать детей умными и послушными. Соблюдают внешнее приличие.
Не побуждают к размышлению и мыслительным действиям
Тип личности ребенка инфантильный

Характеристики контролирующего типа воспитания

Характеристики контролирующего типа воспитания

Характеристики контролирующего типа воспитания

Полное ограничение самостоятельной деятельности
Применение насильственных мер в виде наказаний. Жесткие, требовательные
Раздражение по отношению к окружающим людям.
Беспрекословное выполнение нравственных требований
Запрещается рассуждать, обязан немедленно выполнять распоряжения
Тип личности ребенка: тревожный

Характеристики сочувствующего типа воспитания

Характеристики сочувствующего типа воспитания

Характеристики сочувствующего типа воспитания

Ребенок предоставлен сам себе, имеет полную свободу самостоятельных действий
Ни похвалы, ни наказаний
С любовью относятся к ребенку. Доброе терпеливое отношение к людям с искренностью и любовью.
Строгое требование действовать по правилам
Родители много беседуют и рассуждают
Тип личности ребенка: интровертивный

Коррекция преподавателем отношений со студентами, слушателями разного типа личности

Коррекция преподавателем отношений со студентами, слушателями разного типа личности

Коррекция преподавателем отношений со студентами, слушателями разного типа личности

Конформный (эгоист-авантюрист): давать поручения полезные для всего коллектива. Не потворствовать ябедам, торговле среди коллектива. Для наказания использовать метод «неудобное положение».

Доминирующий (лидер): давать поручения реально выполнимые, привлекать к здоровому состязанию, конфликты переводить в юмор, учить анализу поступков других. Для наказания использовать метод игнорирования и жесткой конкуренцию. Осторожно беседовать с его представителями!

Сензитивный (борцы за справедливость): давать поручения, где можно отстаивать свои интересы в творчестве, учебе и др., учить сосредоточиться на чем-то одном, вовлекать в формальную жизнь коллектива, но не давать поручения связанные с поддержанием порядка в коллективе. Наказания применять осторожно, не язвить и не высмеивать.



Коррекция преподавателем отношений со студентами, слушателями разного типа личности

Коррекция преподавателем отношений со студентами, слушателями разного типа личности

Коррекция преподавателем отношений со студентами, слушателями разного типа личности

Инфантильный (ведомый): давать общественные поручения, поднимающие их имидж в глазах сверстников, поддерживать любое позитивное проявление способностей, подбадривать, увеличивать физические нагрузки. Наказания применять в виде кратковременного игнорирования, не критиковать! Склонны к суициду.
Тревожный (циник) : лучше посадить на заднюю парту, дать возможность физической активности. Анализировать с ним его поступки и поступки других не долго, по существу. Не давать общественных поручений. В учебе поддерживать, подчеркивать подмечать его уникальность. При наказании делать короткие, пресекающие действия замечания.

Интровертивный (исполнительный одиночка): им необходима дозированная помощь педагога в тактичной форме, не снижать отметки за безэмоциональность ответов, при случае давать поручения руководящего толка, с публичными выступлениями. Поддерживать студента. При наказании ставить в ситуацию открытого конфликта, не высмеивать!

Дидактические компетенции педагога

Дидактические компетенции педагога

Дидактические компетенции педагога

Формы учебных занятий Лекции Практическое занятие

Формы учебных занятий Лекции Практическое занятие

Формы учебных занятий

Лекции
Практическое занятие
Лабораторная работа
Консультация
Самостоятельная работа

Лекция «Лекция» -в переводе «читаю»

Лекция «Лекция» -в переводе «читаю»

Лекция

«Лекция» -в переводе «читаю». Одна из древних форм учебных занятий в вузе.
Известные лекторы: Ключевский, Грановский, Менделеев, Луначарский, Пирогов.
Преимущества лекции: экономичность, контакт с аудиторией, возможность осветить противоречивые концепции, передать последние достижения науки, сразу ответить на вопросы
Недостатки: пассивность слушателей.

Структура лекции Тема План Содержание

Структура лекции Тема План Содержание

Структура лекции

Тема
План
Содержание
Литература
Выводы.

Виды лекций Информационная лекция: вводная (цели и задачи курса, основные понятия, предмет курса и формы контроля, структура, этапы, перспективы, имена, связь науки и практики, литература)…

Виды лекций Информационная лекция: вводная (цели и задачи курса, основные понятия, предмет курса и формы контроля, структура, этапы, перспективы, имена, связь науки и практики, литература)…

Виды лекций

Информационная лекция:
вводная (цели и задачи курса, основные понятия, предмет курса и формы контроля, структура, этапы, перспективы, имена, связь науки и практики, литература)
обзорная (основные понятия, систематизация, классификации)

Виды лекции Проблемная лекция: сформулировать проблему и указать пути поиска ее решения, не давать информацию в свободном виде создать проблемную ситуацию или поставить проблемный вопрос…

Виды лекции Проблемная лекция: сформулировать проблему и указать пути поиска ее решения, не давать информацию в свободном виде создать проблемную ситуацию или поставить проблемный вопрос…

Виды лекции

Проблемная лекция:
сформулировать проблему и указать пути поиска ее решения, не давать информацию в свободном виде
создать проблемную ситуацию или поставить проблемный вопрос
вести лекцию в режиме диалога с аудиторией

Виды лекций Лекция-дискуссия Ведется сразу двумя преподавателями

Виды лекций Лекция-дискуссия Ведется сразу двумя преподавателями

Виды лекций

Лекция-дискуссия
Ведется сразу двумя преподавателями
Излагаются разные (взаимоисключающие) подходы к одной проблеме
Готовится заранее (нужна репетиция!!)

Виды лекций Лекция-конференция: ставится заранее тема лекции; собираются вопросы студентов по теме; в ходе лекции лектор отвечает на все вопросы

Виды лекций Лекция-конференция: ставится заранее тема лекции; собираются вопросы студентов по теме; в ходе лекции лектор отвечает на все вопросы

Виды лекций

Лекция-конференция:
ставится заранее тема лекции;
собираются вопросы студентов по теме;
в ходе лекции лектор отвечает на все вопросы.

Критерии качества лекции Научность, последовательность, системность, доступность изложения

Критерии качества лекции Научность, последовательность, системность, доступность изложения

Критерии качества лекции

Научность, последовательность, системность, доступность изложения
Содержание
Методика ( выводы, акценты, план, доказательность, приемы закрепления, наглядность, руководство работой студентов)
Работа студентов: интерактивность
Результативность: сформированность компетенций
Мастерство лектора (эмоциональность, дикция, культура речи, внешний вид, умение установить контакт)

Подготовка к лекции Определение цели и задач

Подготовка к лекции Определение цели и задач

Подготовка к лекции

Определение цели и задач
Поиск и отбор материала
Осмысление содержания материала
Выписки по теме ( статистика, цитаты)
Выработка собственного отношения к предмету лекции
Составление плана речи
Построение отдельных частей лекции

Практическое занятие Тягунова

Практическое занятие Тягунова

Практическое занятие

Тягунова Юлия Владимировна

Практическое занятие как форма организации образовательного процесса

Практическое занятие как форма организации образовательного процесса

Практическое занятие как форма организации образовательного процесса







Практическое занятие (греч prakticos - деятельный) - форма учебного занятия, на котором педагог организует детальное рассмотрение студентами отдельных теоретических положений учебной дисциплины и формирует опыт их применения путем практического выполнения поставленных задач.



В структуре практического занятия доминирует самостоятельная работа студентов

Практические занятия получили распространение в университетском образовании в о второй половине XIX в усилиями МВ Ломоносова
Они нашли сочетание с лекцией и научно-исследовательской работой.

Цели практического занятия 1 2

Цели практического занятия 1 2

Цели практического занятия

1

2

Развитие умений наблюдать и объяснять изучаемые явления

Конкретизация теоретических знаний в практике

Реализуется дидактический принцип связи теории и практики: ухо –мозг, ухо-глаз,
ухо-рука.

Этапы практического занятия 1 Этап подготовительный 2

Этапы практического занятия 1 Этап подготовительный 2

Этапы практического занятия

1 Этап
подготовительный

2 Этап
установочный

В основе лежит инженерная деятельность, которая ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание

4 Этап подведение итогов

Этап обсуждение итогов

Фиксируется достижение цели занятия. Иллюстрируются ошибки и находки практики

.

3 Этап тренировочный

Изучение студентами теоретического материала в отведенное для самостоятельной работы время, ознакомление с инструктивными материалами с целью осознания задач практической работы, техники безопасности

Проходит в соответствии с традициями организации

Консультирование студентов с целью предоставления исчерпывающей информации, необходимой для самостоятельного выполнения предложенных преподавателем задач, ознакомление с правилами техники безопасности

Следует обратить внимание на подготовку наглядных средств: инструкций, плакатов, карточек, видеоматериалов и др

Следует обратить внимание на подготовку наглядных средств: инструкций, плакатов, карточек, видеоматериалов и др

определение объема и характера учебного материала, подлежащего изучению и использованию на занятии студентами в соответствии с планами занятий;
установление числа задач, последовательности их рассмотрения,
определение учебного материала в зависимости от количества отведенных для данной темы часов;
выбор методических приемов ведения занятий;
подбор соответствующего материала (обеспечения занятий уставом, справочной литературой и т.д.);
формулирование вопросов, которые должны быть поставлены в связи с решением задач.

Следует обратить внимание на подготовку наглядных средств: инструкций, плакатов, карточек, видеоматериалов и др.

Особенности этапа подготовки

Инструктаж: учет особенностей аудитории, баланс формы и содержания, лаконичность, смысловая однозначность, действительный залог, эстетика (принадлежность строк, шрифт, иллюстрации)

Инструктаж: учет особенностей аудитории, баланс формы и содержания, лаконичность, смысловая однозначность, действительный залог, эстетика (принадлежность строк, шрифт, иллюстрации)


Инструктаж: учет особенностей аудитории, баланс формы и содержания, лаконичность, смысловая однозначность, действительный залог, эстетика (принадлежность строк, шрифт, иллюстрации).
Оглашение очередности выполнения задач.
Приведение примеров, образцов: лично,
с помощью других учащихся. Демонстрация типичных ошибок: лично,
с помощью других студентов, слушателей.

Следует обратить внимание на подготовку наглядных средств: инструкций, плакатов, карточек, видеоматериалов и др.

Особенности этапа установочного практикума

Вовлекать в практикум как можно больше студентов , слушателей группы

Вовлекать в практикум как можно больше студентов , слушателей группы

Вовлекать в практикум как можно больше студентов , слушателей группы
Добиваться четкого выполнения инструкции
Обращать внимание на самостоятельность решения задачи Поощрять опору на новые теоретические знания

Следует обратить внимание на подготовку наглядных средств: инструкций, плакатов, карточек, видеоматериалов и др.

Особенности этапа тренировочного практикума

Иногда разъяснение принципиальной ошибки одного студента приносит группе больше пользы, чем верное, но бесспорное решение задачи всей группой

Иногда разъяснение принципиальной ошибки одного студента приносит группе больше пользы, чем верное, но бесспорное решение задачи всей группой


Иногда разъяснение принципиальной ошибки одного студента
приносит группе больше пользы, чем верное, но бесспорное решение
задачи всей группой.

Особенности этапа подведения итогов



Проверка усвоения метода решения задач и понимания правильного решения
Показ ошибок, аргументированный их анализ.
Резюме: в чем состояли ошибки в ответах или выступлениях студентов, не поправленные ранее; кто предложил правильное решение.
Выводы.

Практическое задание : дайте сравнительную оценку типичным формулировкам представленным в инструкциях, в чем их дефект?

Практическое задание : дайте сравнительную оценку типичным формулировкам представленным в инструкциях, в чем их дефект?

Практическое задание : дайте сравнительную оценку типичным формулировкам представленным в инструкциях, в чем их дефект? Приведите свой пример корректного и некорректного практических заданий.

1 Сравните:
В случае возгорания в салоне транспорта, Вам необходимо осуществить эвакуацию через оконный проем.
При пожаре в салоне освободите оконный проем для эвакуации.
При пожаре выдернуть шнур, выдавить стекло (или разбить молотком).
2 Сравните:
При возгорании следует обесточить устройство.
При возгорании выньте вилку.
электрошнура из розетки сети питания.
3 Сравните:
Выберите «Дата».
Нажмите «Дата».
4 Сравните:
Подтвердите, что Вы человек .
Впишите символы в свободное поле .


Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2024