Педагогические возможности музея истории колледжа в условиях пандемии
Оценка 5

Педагогические возможности музея истории колледжа в условиях пандемии

Оценка 5
Лекции
pdf
история
9 кл—11 кл +1
18.12.2020
Педагогические возможности музея истории колледжа в условиях пандемии
В статье руководитель музея истории колледжа делится своим мыслями и опытом работы со студентами в условиях пандемии.
Педагогические возможности музея истории колледжа в условиях пандемии.pdf

Педагогические возможности музея истории колледжа  в условиях пандемии

 

А.В. Шутова, руководитель музея 

истории Ижевского промышленно-экономического колледжа

 

 

                Пандемия       бросила       настоящий       вызов       педагогическому       сообществу.

Встревоженность насаждением дистанционного обучения появилась не только у нас, но и наших студентов и их родителей. Пожалуй, более спокойными были студенты старших курсов с определенным уже запасом знаний и сформированными в той или иной степени профессиональными компетенциями. Оценку использованных педагогических технологий в этот период еще предстоит дать ученым. Для нас, руководителей музеев образовательных организаций, режим удаленной работы имел тоже свои плюсы и минусы. Подводя итоги проведённой в этот период работы, хочу поделиться своими размышлениями.

Нашему учебному заведению почти век, и Музей его истории стал центром, где встречаются поколения и ведут между собой своеобразный диалог. Период пандемии прервал этот диалог. Конечно, в годовом отчете мы рассказали о том, как за семь месяцев в 2019-2020 учебном году, в канун 75-летия Победы мы успели провести 64 обзорные экскурсии для студентов, школьников и их родителей, выпускников и гостей колледжа. О том, какой живой интерес проявили студенты, участвуя в 35 тематических экскурсиях с использованием материалов истории колледжа. Какими запоминающимися стали для них в учебном году 6 Уроков Мужества с участием воинов запаса и 15 интегрированных уроков в музее с преподавателями истории и литературы. Об этом говорят опросы студентов и записи в Книге почетных гостей колледжа. Сами цифры говорят о живом, напряженном ритме деятельности нашего музея даже в период неполного учебного года. И еще о том, что наших ребят легко поднять на самое трудное дело, но при одном непременном условии: они должны понимать его смысл, и это дело должно будоражить их гражданское самосознание и чувства.  

Мы успели провести в музее совместно с кандидатом педагогических наук Н.В. Лекомцевой республиканский семинар по теме «Воспитание гражданственнопатриотических качеств личности средствами музейной педагогики» для школьных библиотекарей и представителей школьных музеев – слушателей Республиканского института развития образования. В феврале 2020 года в музее успешно прошло практическое занятие «Работа с одаренными студентами средствами музейной педагогики» для студентов-практикантов факультета педагогики и психологии УдГУ. В отчете мы уделили внимание тому, с каким интересом студенты участвовали в поисковоисследовательской работе, в изучении материалов и в оформлении выставок, посвященных 100-летию российского оружейника М. Т. Калашникова, вкладу нашего учебного заведения в Победу в те далекие 40-е годы. И констатировали насколько интересным в познавательном плане стал период сбора материалов и подготовки к тематическим экскурсиям к Дню Победы. Но само проведение экскурсий, к сожалению, было прервано из-за периода самоизоляции.

 С первых же дней установления официальных требований режима дистанционного взаимодействия педагогов и студентов никакой растерянности в организации музейной практики не было. Уверенно шла работа в русле доступных методов музейной деятельности. Музей истории ИПЭК продолжал работать и выполнять свою миссию — хранить, цифровать, изучать имеющиеся материалы и собирать новые документы. Функция доступности была в режиме онлайн по ссылкам для изучения материалов, изданных в музее истории ИПЭК за последние годы и внесенных в Национальную электронную библиотеку Удмуртской Республики:

      Шутова А.В. Анисимов И. А.: Жизнь, похожая на взлёт. Исследовательская работа. – Ижевск: ОАО «Ижсталь», 2012.  –  96с. http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/17123

      Шутова А.В., Соловьева М.В. Герой из нашего времени. Исследовательская работа. – АОУ «ИПЭК». – Ижевск, 2013. – 36с. http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/17166

      Шутова, Алла Васильевна. Хроника знаменательных событий Ижевского промышленно-экономического колледжа, 1940–2015 годы  / А. В. Шутова; Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской Республики  «Ижевский промышленно-экономический колледж» (АПОУ «ИПЭК»). – Изд.

2-е, доп. и перераб. – Ижевск, 2016. – 62 с.: ил.  http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/28894 Шутова, Алла Васильевна. М. Г. Шейнин. Путь от ученика до директора: факты, воспоминания, мысли / А. В. Шутова ; [ответственный за выпуск: Ю. В. Логинова] ; Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Автономное профессиональное образовательное учреждение Удмуртской

Республики "Ижевский промышленно-экономический колледж" (АПОУ "ИПЭК"). - 2-е издание, дополненное. – Ижевск : ИПЭК, 2019. – 67 с. : фот. – Электронная копия доступна на сайте Национальной библиотеки Удмуртской

Республики. URL: http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/43585  

Здесь в каждом исследовании зафиксировано время, события, имена, и этими работами можно было воспользоваться студентам и педагогам  при изучении истории

Отечества и написании рефератов. Так, например, «Хроника знаменательных событий Ижевского промышленно-экономического колледжа с 1940 по 2015 год» вызывала особенный интерес у выпускников и ветеранов, о чем говорят их множественные вопросы и дополнения в социальных сетях. В период самоизоляции не прекращалась переписка с ветеранами колледжа и выпускниками-спонсорами музея, активными участниками работы совета музея. Было организовано их поздравление с Днем победы, строились планы работы на будущее. 

Потом возникло желание обсудить со студентами то, что они чувствуют при просмотре телепрограмм, видеосюжетов, когда показывают, как Россия готовится к 75летию Победы. Конечно, материала было немного: это в новостных блогах трогательные сюжеты из войсковых частей, которые проводили парады перед оставшимися в живых фронтовиками прямо перед их домами; волнующие душу трехминутные рассказы о героях войны в программе «Время». Хотелось пригласить студентов к разговору о телепроекте доктора исторических наук В. Никонова «Двадцать восемь мгновений весны 1945-го», в котором можно было узнать, начиная с 12 апреля 2020 года, что произошло в этот же самый день весной 1945-го. Этот проект почему-то особо не популяризировался ни в Интернете, ни на телевидении, упоминался он чаще в ночных телевизионных политических программах, которые студенты не смотрят. Конечно, и просмотр этих исторических фотодокументов, и разговор в музее у нас состоятся! Но ведь пройдет время, пройдет ликование народа в едином порыве при встрече Дня Победы, многие впечатления будут стерты из памяти. 

Тревогу в душу внесло появившееся недоумение: почему, когда страна в сложной обстановке пандемии встречает День Победы, большинство телепрограмм шло с постоянным развлекательным контентом? Раздражал этот постоянно мелькающий на телеэкранах ролик, в котором ведущие российских телеканалов и блогеры рекомендовали «Хочешь – смотри Камеди на ТНТ», Хочешь – Макс «+100500». Умудрились даже упомянуть о канале «Культура» на фоне символики телеканала «ЧЕ!». Навязчиво и бойко шла реклама самых безумных видео с комментариями специально для ПЕРЦА. Думаю, что этому нет оправдания, даже если перед СМИ стояла задача удержать дома и успокоить население в создавшейся ситуации пандемии. Но ведь было упущено время, чтобы увлечь молодежь серьезными фильмами о войне. Фильмами из нашего золотого фонда кинематографии, а не «стрелялками» ХХI века, в которых играют гламурные артисты, никогда не служившие в армии. 

Эти новые фильмы о войне получаются игровыми и вызывают ощущение фальши. Отсюда и искаженное понимание роли настоящего мужественного воина, защитника Отечества. Чтобы обо всем этом поговорить, рядом с юными всегда должны быть родители и педагоги, которые объяснят, направят, посоветуют. Думаю, каждый понимает, что по Интернету это можно сделать в кругу людей, имеющих определенный запас знаний и сформировавшееся мировоззрение. А студент особо не утруждает себя поиском информации на военную тему. Конечно, если он не замотивирован оценкой по предмету.

Это в лучшем случае. Сегодня молодые и на Интернет ресурсах, и на телеэкранах предпочитают смотреть боевики и блокбастеры, пересматривать ролики треш-стримов  с пропагандой поведения, унижающего жизнь и достоинство человека. Страшно, что сегодня наш мир переполнен тупой пошлостью. Посмотрите, сколько миллионов просмотров и лайков от этой белиберды. Миллионы!  И вот наоборот, посмотрите для интереса, сколько просмотров и лайков на роликах, где музейные работники, ученые ведут интереснейшие экскурсии из залов ведущих музеев страны. 2–3 десятка – это самое большее. Запрос невелик. Мы упускаем молодое поколение. Получается, что многие, на первый взгляд легкомысленные, медиапроекты (типа рекламируемого проекта с убийственным названием «Заячий стон») отняли у нас детей. У молодых от возникшей тяги к развлекательности, виртуальным компьютерным играм «на уничтожение» стали появляться тревожность, нервозность, а главное агрессия на окружающий мир. Подтверждением тому является, к примеру, появление мальчика Коли из Уренгоя. Того самого, который во время экскурсионной поездки российских школьников в ФРГ выступил на немецком языке перед депутатами Рейхстага и публично пожалел солдат Вермахта. Пожалел тех, кто стрелял, убивал советских людей, разрушал их дома, города, заводы, тех, кто подошел к Сталинграду на Волге, но под упорным натиском воинов

Красной Армии нашел там свой бесславный конец. Другой пример – это парни из Поволжья, осквернившие «Бессмертный полк» в онлайн-трансляции. Они ведь посягнули на народное движение, связанное с самой сутью народной культуры и памяти. Но ведь эти ребята вместе с нами живут в одной стране. Откуда у них столько ненависти к России, ее народу, столько желания принести России вред?! 

С 90-х годов на уроках истории и литературы ребята действительно изучают не «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого; они воспитываются на лживых произведениях Солженицына. Порой экскурсия в музее превращается в настоящую дискуссию, когда студенты говорят, что на уроках им совсем другое рассказывают и о полководцах наших, и о героях Великой Отечественной. Скажите, разве возможно тут поправить дело одними воспитательными мероприятиями?! Только изменение содержания учебников и образовательных программ вернет историческую правду об истории России. После того, как вновь сегодня президент страны заговорил о гражданско-патриотическом воспитании, появилась надежда на это. И тогда наши дети с самого младшего возраста, через глубокое изучение истории и литературы узнают исторически правдивые факты о том, как наши легендарные предки защищали Отечество и нам завещали беречь Русь-матушку.

В этот необычный, социально ограничительный период у кого-то появилась идея о создании виртуальных экскурсий по школьному музею. Для меня это станет задачей только после востребованности таких экскурсий самими молодыми преподавателями, которые могли бы их рекомендовать студентам для самостоятельного изучения в курсе программы урока. Здесь для молодого неокрепшего ума, конечно же, приоритетно идет мотивация оценкой. По-другому пока сейчас нельзя. 

Время самоизоляции позволило мне найти подтверждение многим моим мыслям: появилась возможность принять участие в вебинарах, изучить научные публикации последних лет о роли школьных музеев в образовательном пространстве. Главное найти единомышленников в том, что если даже в будущем и уделить внимание разработке виртуальных экскурсий, большой пользы для юных душ эти экскурсии не принесут. На мой взгляд, даже взрослые люди, использующие в музеях аудио-гид, лишают себя возможности слышать живое слово и видеть эмоции экскурсовода, они выходят после такого аудиопрослушивания с пустыми глазами и равнодушными лицами. Это субъективное мнение подтверждается материалами выступлений А. О Таушкановой, Е. А. Шанц на II Международной научной конференции «Теория и практика образования в современном мире» (2012 год). В них внимание акцентируется на том, что образование в музее, в отличие от учебной аудитории, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где молодой человек ощущает свою сопричастность к былому. Действительно, музей в силу своих специфических возможностей способен дать человеку эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. 

Но все-таки в этот сложный период самоизоляции богатая история нашего учебного заведения, созданного 80 лет назад, не позволяла нам пребывать в ожидании и остановить работу. Студенческий актив музея был вовлечен в онлайн-работу по созданию видеопрезентаций «Будущим защитникам Отечества посвящается». Успешно шел поиск, изучение, отбор исторических материалов. В результате чего в период самоизоляции были созданы презентации: «Бессмертный полк ижевчан» о героях будущей книги Н.С. Кузнецова; «Нам завещано счастливыми быть»; «Боевые награды фронтовиков, бывших сотрудников и учащихся» (по материалам истории ИПЭК); «Музей в образовательном учреждении». Правда, здесь снова оказалось не все так просто. Например, на наш запрос о боевых орденах и медалях, которые свидетельствуют о признании заслуг награжденного перед государством, мы мгновенно получали в Интернете расценки на продажу этих наград, на их рейтинг в буквальном, рублёвом смысле. И везде был акцент на то, что некоторые из наград не имеют вообще никакой ценности сегодня. Как сложно было в виртуальном мире говорить со студентами на эту тему. Но вопреки всему, презентации у нас получились содержательными, глубокими, с использованием материалов истории колледжа. И все они обязательно будут использованы на экскурсиях в нашем музее. Предстоит долгий и интересный разговор с нашими студентами и, конечно же, с молодыми педагогами из поколения 90-х. Впереди первокурсников ожидает подробное повествование о 14 преподавателях-фронтовиках, чьи имена они видят в колледже на памятных табличках, закрепленных при входе в учебные аудитории. Совет музея установил их в год 70-летия Победы. Только особую значимость этих имён на табличках юноши и девушки начинают осознавать тогда, когда узнают в музее, что бывший преподаватель физики Аркадий Петрович Сергеев одним из первых ушел из учебной аудитории на фронт и принял боевое крещение в битве за Москву. А техник-механик Алексей Васильевич Глухих участвовал в штурме города-крепости Кёнигсберг, военрук Иван Денисович Благодатский со своим зенитным расчетом защищал небо Ленинграда. 

В ближайшей перспективе – работа с фондовыми материалами, создание контента познавательных экскурсий к предстоящему в октябре 80-летию нашего профессионального образовательного учреждения и открытие новых страниц истории колледжа. Но все это будет иметь смысл и воздействие на юные души только при реальном социальном взаимодействии студентов в музее с педагогами, ветеранами и нашими знаменитыми выпускниками, которые жизнью и трудом своим доказали, что они настоящие наследники Победы.  

 

 

 

 

 

 

Педагогические возможности музея истории колледжа в условиях пандемии

Педагогические возможности музея истории колледжа в условиях пандемии

М. Т. Калашникова, вкладу нашего учебного заведения в

М. Т. Калашникова, вкладу нашего учебного заведения в

В период самоизоляции не прекращалась переписка с ветеранами колледжа и выпускниками-спонсорами музея, активными участниками работы совета музея

В период самоизоляции не прекращалась переписка с ветеранами колледжа и выпускниками-спонсорами музея, активными участниками работы совета музея

Думаю, каждый понимает, что по

Думаю, каждый понимает, что по

И тогда наши дети с самого младшего возраста, через глубокое изучение истории и литературы узнают исторически правдивые факты о том, как наши легендарные предки защищали

И тогда наши дети с самого младшего возраста, через глубокое изучение истории и литературы узнают исторически правдивые факты о том, как наши легендарные предки защищали

Интернете расценки на продажу этих наград, на их рейтинг в буквальном, рублёвом смысле

Интернете расценки на продажу этих наград, на их рейтинг в буквальном, рублёвом смысле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.12.2020