Содержится материал о сущности, формах и видах семейных традиций. Рассматривается значение педагогических традиций в семье. Большинство семейных ритуалов несут в себе не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем.
ТРАДИЦИИ СЕМЬИ.docx
1. Педагогические традиции семьи
Понятие «традиция» (от лат. traditio – передача) является механизмом,
способом передачи поколениям социального опыта, общественных отношений,
поддерживаемым силой общественного мнения, массовых привычек и убеждений.
Этот механизм играет роль связующего элемента между прошлым и настоящим,
без которого человеческое общество не смогло бы существовать и развиваться.
Традиции отличаются динамикой и быстро реагируют на изменения и требования
современной жизни. Поэтому они не остаются неизменными. В каждом поколении
усваиваются одни традиции, корректируются другие, а от третьих общество
освобождается совсем. Со временем могут меняться формы передачи, содержание
и смысл традиций. Осуществление этой связи через поколения является
актуальным до сих пор, т. к. воспитательное значение традиций огромно не только
для общества в целом, но и для каждой личности в отдельности.
времени,
могут
от
исторического
Так, педагогические традиции основываются на общечеловеческих и, в
зависимости
изменяться.
В Российском государстве существовала традиция передачи жизненного
опыта молодому поколению через поучения, наказы, завещания. Так, в
«Поучении Владимира Мономаха детям» подчеркивается мысль о том, что
необходимо помогать слабым и беззащитным, любить их: «Тоже и худаго
смерда и убогыя вдовица не дал есмь сильным обидети… добро есть блюсти…»
Общечеловеческая традиция, взывающая о помощи слабым, о любви к
ближнему, к детям, находит место в сфере разных народов.
В последнее время интерес к традициям семейного воспитания и к
национальным традициям вообще возрос. Это связано не только с возрастанием
национального самосознания, но и с тем, что становится все более очевидным, что
человек есть продукт той культуры, в которой он вырос. Его мировоззрение,
поведение, привычки, способы взаимодействия с другими и многое другое есть
результат прямого влияния образа жизни, традиций, обычаев, норм и ценностей
того общества, которое его окружало с первого дня рождения.
Общеизвестно, что основная роль в формировании личности как
представителя той или иной культуры принадлежит семье. Именно в семье
осуществляется передача культурных ценностей от одного поколения к другому и
тем самым обеспечивается культурная наследственность.
Попробуйте найти общество, где детей не любят, не опекают, не наказывают.
Эти элементы воспитания характерны для всех народов без исключения. Разница
заключается в том, какой смысл вкладывается в контроль и любовь, каковы
национальные традиции и обычаи. Например, американские дети воспринимают
контроль над собой как нелюбовь и враждебность родителей, а корейский ребенок,
наоборот, невмешательство родителей в его дела расценивает как равнодушие и
отсутствие к нему любви. Как известно одной из важнейшей функции семьи – воспитательная функция,
которая заключается в духовном воспроизводстве населения. Любой процесс
воспитания основывается, прежде всего, на самовоспитании самых воспитателей.
Бесконечная работа родителей, направленная на обогащение своего кругозора,
совершенствование семейного образа жизни, повышение эффективности
воспитательной деятельности (иначе педагогической культуры) – залог
счастливого детства ребёнка.
Многие великие педагоги считали, что очень сложно привить ребёнку те
качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которых постоянно
демонстрируешь.
Семейное воспитание – это, прежде всего самовоспитание родителей. От
педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность
домашнего воспитания детей.
Педагогическая культура включает следующие компоненты:
Понимание и осознание ответственности за воспитание детей;
Знания о психологопедагогических особенностях развития, воспитания,
обучения детей в разные периоды их жизни;
Практические умения организации деятельности детей в семье;
Продуктивная связь с другими воспитательными институтами (ДОУ, школа
и т.д.).
Семейные традиции и обычаи –это формы передачи новым поколениям
способов реализации идеологических, нравственных, трудовых, эстетических,
религиозных и других отношений, сложившихся в жизни данной семьи.
В России в семьях из разных регионов так же сложились различные тенденции
в традициях семейного воспитания.
На севере в русских семьях прослеживается ориентация на самостоятельность
и независимость. Эмоциональные отношения между детьми и родителями более
сдержанные и дистанционные. Воспитательные подходы к мальчикам и девочкам в
основном не различаются, хотя девочек больше балуют матери, а отцы стараются
держать их в строгости.
В южных регионах редко прибегают к наказаниям. В детях поощряют
мягкость, доброту, заботливость, что вносит в их характер больше «женских»
качеств. В целом это связано с тем, что на юге доминирует женщинамать.
В юговосточных регионах главой семьи является мужчинаотец. Поэтому у
девочек воспитывают ярко выраженные женские качества, а у мальчиков –
мужские.
Несомненно, условия жизни любого общества со временем меняются. Но
закладываемые и сохраняемые веками национальные традиции в целом и традиции
семейного воспитания в частности сидят очень глубоко в подсознании каждой
матери и каждого отца.
Безусловно, трудно определить, какие традиции нужно брать с собою в
будущее, а от каких избавляться, но совершенно ясно, что в традициях всех
народов и культур есть общие четкие представления о том, как воспитывать «хороших» детей. Именно эти представления и подходы и следует грамотно
использовать в своем опыте воспитания своих детей с учетом требований
нынешнего времени и современной цивилизации.
Традиции семейного воспитания – это фундамент, на котором строится вся
жизнь. И от того, насколько добротен и тверд этот фундамент, очень многое
зависит в судьбе человека.
Наличие в семье традиций, на которых выросло среднее поколение, лучше
любых силовых желаний родителей «привяжет» к родительскому дому, к
родительской пристани. Семейные традиции — это лакмусовая бумажка любой
семьи. Она проявляет ту атмосферу, которая так необходима ребенку. Обычаи
семьи, уклад жизни, привычки членов семьи — все это и создает аромат семьи,
который выросшие дети уносят с собой, и он греет их сердце вдали от родного
дома. В качестве традиций могут выступать обыденные, простые вещи —
воскресные чаепития в доме мамы, свекрови, тещи, комплексная заготовка
продуктов для семей, празднование дней рождений всех членов семьи с
подготовкой представлений или украшений для дома. Когда за одним столом
собирается несколько поколений семьи, дети четко понимают и усваивают
семейные ценности.
Традиции — лучший воспитатель ребенка, поскольку они дают самое главное
ребенку — уверенность, что так будет всегда, что семья всегда, при любых
условиях соберется и будет вместе. Традиции формируют у ребенка «банк»
необыкновенных воспоминаний о детстве, о нежных руках матери, о морщинистом
лице бабушки, о веселом нраве отца и деда. Эти воспоминания он пронесет по
жизни. Они позволят ощутить гордость за свою семью. И уж, конечно, ребенок,
выросший на традициях, объединяющих разные поколения семьи, никогда не
бросит бабушку или дедушку в трудные минуты их жизни.
Создание семейных традиций — это работа. Не надо много. Несколько самых
интересных традиций можно смело ввести в будни жизни вашей семьи. Ведь от
этого во многом зависит отношение детей к своим родителям в будущем.
Преемственность поколений — это такая гарантия, что в минуты, когда родители
будут нуждаться в помощи и ласке своих детей, они ее получат.
Говоря самым общим образом, традиция – это область не индивидуальных
решений. Это нечто превосходящее индивидуальный опыт. Она существует прежде
рождения отдельного человека (он уже рождается в традицию), она переживает его
и продолжается после его смерти. Она «удлиняет» частную жизнь в обе стороны,
она меняет и время человеческой жизни («сокращает нам опыты быстротекущей
жизни»). В идее традиции есть диспропорция личного, индивидуального века
человека – и какогото общего века человечества, рода человеческого.
Обобщая, можно сказать, что то, что в целом передает традиция, это образ
человеческого бытия. Допустим, есть образ человеческого бытия, который
передает крестьянская культура. Есть образ, который передает интеллигентная
культура, совсем не жесткая, совсем не формальная, и, тем не менее, опознаваемая
без труда. 2. Педагогические традиции семьи
Семья – это самое важное, что есть у ребёнка! В семье у детей зарождаются
самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые
социальные нормы и правила.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которая состоит из
распорядка дня, обычаев, уклада жизни и привычек его обитателей. Большинство
семейных ритуалов несут в себе не ограничения, а лишь радость и удовольствие,
это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости
собственного дома и уверенность в будущем.
Конечная цель традиции сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового
поколения семьи в то русло, по которому развивалась деятельность старших
поколений,
накоплено
предшествующими поколениями.
что было создано,
освоить то,
приобретено,
Детально продуманная организация быта детей, постоянное выполнение ими
простых требований окружающей общественной и семейной среды, воплощённых в
обычаях и традициях, воспитывает у ребёнка организованность, дисциплину,
аккуратность, точность, исполнительность –исходные качества, без которых не
может быть успешного развития духовного мира, способностей и дарований.
Если в семье стало традицией приглашать друзей ребёнка в гости, устраивать
детские праздники, поощрять дружбу со сверстниками, то дети из такой семьи
рано научатся плодотворно сотрудничать со сверстниками, приходить к
взаимопониманию, находить пути решения конфликтов.
Если в семье стало традицией составление домашней библиотеки на
протяжении нескольких поколений, семейные чтения художественной и научно –
популярной литературы, обсуждение прочитанного и обмен мнениями, то можно с
уверенностью сказать, что ребёнок из такой семьи подружится с книгой на всю
жизнь, у него появится тяга к освоению знаниями, пытливость, совершенствование
мышления, памяти, расширится кругозор.
Если в традициях семьи ведение здорового образа жизни, дружба с
физкультурой и спортом, посещение спортивных секций, спортивные достижения,
если в семье играют с ребёнком в спортивные игры, то и дети в такой семье
отличаются крепким здоровьем, работоспособностью, умением проявить волевые
качества и настойчивость в преодолении труднотей.
Если в семье имеются богатые музыкальные, песенные, танцевальные,
театральные традиции (а таких семей не мало в нашем городе), то у детей рано
возникают и эффективно развиваются эстетические чувства и качества, творческие
задатки и способности. Создание домашнего музея. Во многих семьях стало традицией бережно
сохранять рисунки, записки, фотографии, подарки к праздничным датам,
сделанные своими руками и многое другое. Так возникает своеобразный домашний
музей, идеей которого является то, что на протяжении 2х, 3х поколений
различные предметы, сделанные друг для друга, бережно сохраняются, а заодно
служат украшением квартиры, оживляют различные уголки дома. Самодельные
открытки могут храниться в специальной шкатулке на замочке, которая тоже
изготовлена кем –то из членов семьи, или в сундучке с семейными
«драгоценностями». Родители, сохраняющие такие традиции в семье, никогда не
выбросят стёклышки, пружинки, камешки, найденные ребёнком на улице, они
обязательно помогут изготовить поделку или придумать сказочную историю про
предмет.
Всё это учит детей пристально всматриваться в окружающий мир, выделять
чтото своё из многообразия жизни, слушать свою непохожесть и неповторимость.
В то же время дети чувствуют свою сопричастность к своей семье, вырастая в
такой обстановке и передавая семейную традицию уже своим детям. Так
сохраняются память о родителях и предках, формируется уважительное тёплое
отношение к своему роду, семье.
Народные традиции в семье. К счастью в современной семье возрождаются
праздники, которые традиционно отмечали в православных русских семьях. Есть
семьи, в которых следуя Рождественским традициям, члены семьи объединяются,
мастерят игрушки, украшают ёлку, делают вертеп и готовят подарки близким.
Какие прекрасные возможности нравственного, эстетического, трудового
воспитания. И всё это на фоне радостного ожидания рождественского чуда.
Масленица… Запах у блинчиков и оладушек –это запах детства, радушного
гостеприимного дома и любимого угощения бабушек. Чаще всего именно от
бабушек в памяти детей, а потом уже и взрослых остаются рассказы о том, как в
старину на праздниках было принято забавляться, что к столу приготовить, какие
песни петь. Детям трудно представить, что через много лет, угощая своих
собственных детей и внуков золотыми блинчиками, они должны и будут
вспоминать и повторять бабушкины слова: «Вот и Масленица пришла! Деткам
блинков напекла!» и вместе с ними приговаривать: «Приди, весна красна с
радостью, с великой милостью!»
Если ранее перечисленные праздники хоть как –то сохранились в русских
семьях (к ним можно добавить празднование Пасхи –Светлого Христова
Воскресения, чествование именинников –Дни Ангела), то многие традиционные
православные праздники забыты начисто.
А ведь в России традиционными и всенародно любимыми были замечательные
праздники, которые хотелось бы и сейчас видеть в наших семьях. Например,
праздники, которые хотелось бы и сейчас видеть в наших семьях. Например,
праздник Благовещенья (7 апреля) –настоящий домашний праздник –тихий,
добрый, в виде посиделок, с хорошей русской кухней, когда дети выпускали птиц
на свободу. Но главное в Благовещенье не это. Оказывается, это единственный русский благотворительный праздник. В этот день семьи, где были больные
старики, не стеснялись вывозить их на улицу, чтобы люди могли подать им
подаяние не как подачку, а как дань за прожитые годы и труд, который старики
вложили в страну.
Часто слышны сетования на дефицит у россиян национального самосознания,
на отсутствие единства нации. Но ведь нация начинается с семьи, а семья –это не
только «папа, мама, я» (нередко цепочка получается ещё короче), семья –это род.
А все ли из нас знают как звали прабабушку? Где она жила, чем занималась?
Сколько у неё было детей? Всегда ли мы знаем кем нам приходятся не такие уж
далёкие родственники? Пожалуй, далеко не каждый человек ответит на эти
вопросы положительно.
Знать свой род, его историю, его корни, чувствовать себя не одиноким
«Иваном, родства непомнящим», но членом своего рода, звеном длинной цепи
родных людей, тянущейся во времени и создающей бесчисленные другие роды,
историю и судьбу своей страны –это очень важное условие самосознания, а ещё
показатель культуры отдельного человека и общества в целом.
Поэтому хорошей семейной традицией можно считать составление главной
книги семьи – родословной. Ребёнку важно осознавать себя не былинкой, одиноко
растущей в поле, а членом целого рода, который в трудную минуту поможет и
пред которым надо нести ответственность за своё поведение, за свою жизнь. Это
возможно, только если в роду знают друг друга и воспитаны в духе взаимопомощи.
В семье, где сильны такие традиции сознательно поддерживают друг с другом
тёплые, уважительные отношения, не позволяют себе раздражаться, обмениваться
колкостями.
Что же такое родословная? Это перечень одного рода, содержащий указания
на происхождение и степени родства. Для кого же и для чего составлять
родословную? Раньше её составлением занимались не из досужего любопытства, а
вследствие острой необходимости: этим делом занимались только богатые люди,
которым нужны были доказательства своей принадлежности к тому или иному
дворянскому роду.
Сейчас же большинство людей начинают писать родословные, чтобы
сохранить для потомков сведения о своих родственниках, т. е. возникает традиция
передачи семейных реликвий из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к
внуку… Здесь как раз и появляется, как связующее поколения действие, обряд
передачи рождающемуся после смерти владельца потомку по прямой линии всей
родословной.
Если число людей, занимающихся составлением родословной, будет
значительным, то это приведёт к качественным изменениям в нашей жизни: мы
узнаем, где и как жили наши родственники, ближе познакомимся с историей и
географией нашей страны, научимся любить свою Родину сыновней любовью,
ощутим себя важным звеном в истории рода и постараемся передать потомкам всё
самое важное из нашего настоящего в их настоящее. Нравственное поведение, психологическое развитие, общение, жизненные
установки – все это формируется в семье. Какие бы проблемы ни решали
родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на
воспитании ребенка. Несомненно, какое бы большое место в развитии ребенка ни
занимали школа и среда, главную ответственность за его воспитание несут
родители.
Уважаемые родители! Только от Вас зависит, каким будет Ваше чадо.
Только Вы в ответе за своих детей. Как бы сложно не было, нам взрослым
необходимо стремиться к созданию такого психологического климата, чтобы Ваш
дом, семья стали той «нишей», в которой ребенок ВСЕГДА мог укрыться,
получить поддержку и где его, безусловно, признают и поймут!
Педагогические традиции семьи
Педагогические традиции семьи
Педагогические традиции семьи
Педагогические традиции семьи
Педагогические традиции семьи
Педагогические традиции семьи
Педагогические традиции семьи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.